Airbus a340

Передовые технологии

Авиалайнер является турбореактивным широкофюзеляжным пассажирским самолетом. Этот самолет имеет общую основу с двухмоторными «собратьями».

Улучшенная конструкция крыла, оно создано из сплавов алюминия повышенной прочности и композитных сплавов. Уникален аэродинамический профиль крыльев, их несущие свойства облегчили вес самолета, снизили объем топлива.

В конструировании фюзеляжа широко использованы композиционные материалы. Шасси – трехстоечное. Впереди – сдвоенные колеса. Машина имеет автоматическую систему торможения.

Требования к двигателям предъявлялись беспрецедентные. Две пары двигателей CFM 56-5С2 с тягой 4×146,3 кМ. Постоянно улучшали и дорабатывали, повышая экономическую целесообразность и облегчая техническое обслуживание, а также его стоимость. Оцифрованная электронная система настройки моторов, дает необходимую точность поддержания параметров двигателей в оптимальном положении. В длительном перелете важен и увеличенный КПД вентилятора. Что было доработано производителями моторов.

Спутниковая система для ориентирования в полете, автоматическая навигационная система. Установлены специальные приборы для наблюдения за четырьмя моторами, что потребовало увеличить кабину пилотов.

Удобные кресла пилотов могут двигаться по трем направлениям с помощью электронной системы. Спинка – откидывается, педали и подлокотники – регулируемые.

Штурвал отсутствует – его заменили боковыми рукоятками.

Для своего времени лайнер обладал отличными техническими данными: целиком дистанционная, электронная система управления; джойстики вместо штурвалов; приборы со стрелками заменены жидкокристаллическими дисплеями; а также большое количество композиционных материалов в конструкции.

А340 характеристика основных моделей

  1. А340 – 300 поступил в эксплуатацию в 1993 году. Это пионер семейства самолетов А340. 295 пассажиров могли летать в трех классах: первый, бизнес и экономический. Двигатели на нем установлены точно такие же, как и на А340 – 200: CFM56-5C, их две пары. В 1995 году свет увидел вариацию A340-313X. Лайнер с большей взлетной массой приобрел Сингапур. Дальность полета воздушного судна увеличили модификацией A340-313E, установили мощные моторы, самолет смог преодолеть расстояние 13500 км.
  2. Самолет А340 – 200 имеет уникальность в том, что длина фюзеляжа, меньше размаха крыльев. Также является укороченным по длине, он способен перевозить 261 пассажира. Отлично летает над океанами, преодолевая многотысячные расстояния. А340 – 200 преобразовывали, внося различные усовершенствования (А340-8000 и А340-213Х), закладывая расстояние в 15000 км. Всего произведено 28 авиалайнеров.
  3. А340 – 500 до 2006 года являлся самым далеко летающим самолетом. В небе с 2002 года. Пассажировместимость — 313 человек. На расстояние более 16000 км, летала машина А340 -500 HGW. Фюзеляж лайнера был существенно удлинен, урезана площадь киля, сделано крыло большей площади. Разработчики добавили запас топлива, подняли скорость и установили моторы Rolls-Royce Trent 553.
  4. А340 – 600 начал коммерческие полеты с 2002 года. Его максимальное расстояние, в разных вариантах от 14000, до почти 15000 километров. Он имеет до 419 кресел, в зависимости от конфигурации лайнера. В 2005 году A340-600HGW обрел взлетную массу до 380 тонн, этому способствовали мощные двигатели и большой объем топливных баков. Это второй в мире по протяженности фюзеляжа самолет, 75,36 метра.

https://youtube.com/watch?v=sTQzqGqgXjM

https://youtube.com/watch?v=sTQzqGqgXjM

Посадочные места в Airbus A340-300 авиакомпании Lufthansa

Самое большое количество самолетов A340-300 в мире используется авиакомпанией Lufthansa. Авиакомпания эксплуатирует A340-300 в разных конфигурациях, с разным соотношением мест первого, бизнес и эконом классов. У нас на сайте представлены все версии компоновок A340-300 авиакомпании Lufthansa.

Компоновка 1. 241 место. 8F/36B/197E – 8 мест первого класса, 36 мест бизнес-класса и остальные 197 – экономкласса.

Первый класс.

Как видно, салон самолета разделен на три отсека. Первый класс находится в носовой части самолета. Всего два ряда, по 4 кресла в каждом ряду, отведено для первого класса. Места тут, естественно, очень комфортабельные, и обслуживание на очень высоком уровне.

Бизнес-класс.

За первым классом находится бизнес-класс, который отделен от первого класса и экономкласса перегородками. Бизнес-класс разделен на две части. Одна часть расположена до аварийных люков, а остальная – после. Между двумя частями бизнес-класса, возле аварийных люков, большое пространство отведено бару-буфету и туалетам. Там же находится настенный телефон. Места в бизнес-классе очень комфортные. Однако тут тоже есть некоторые нюансы, которые следует учитывать. Например, судя по схеме, первый ряд бизнес-класса немножко близок к туалету. Конечно, в бизнес-классе близость к туалету может причинить не так много неудобств, как в экономклассе, однако стоит взять места подальше. Последний ряд бизнесс-класса соседствует с шумным экономклассом, что тоже может причинить неудобства.

Экономкласс.

В данной компоновке экономклассу отведено 197 мест. Они разделены на две части – до аварийных люков и после. Между двумя частями находится «блок» туалетов. А это означает, что не стоит брать места 27-го ряда, которые соседствуют с туалетами. Во время полета возле вас может быть скопление людей, а также из туалетов могут издаваться звуки слива воды, дверей, запахи и так далее. Настенные телефоны экономкласса расположены здесь, а также в хвостовой части самолета.
Так называемые места повышенной комфортности расположены после туалетов. На схеме они обозначены желтыми стрелочками. Они расположены возле аварийных люков, и их повышенная комфортность состоит в том, что на этих местах много свободного пространства для ног

Вы можете спокойно вытянуть ноги, что очень важно во время длительных полетов. Кроме того, никто не откинет спинку своего кресла на вас

При выборе этих мест надо учитывать некоторые недостатки. Во-первых, это близость к туалетам. Конечно, расстояние до туалетов довольно большое, но все-таки там может быть некоторая суета в связи с очередью желающих попасть в туалет. Следующим недостатком является то, что перед вами находится стена. Несмотря на то, что расстояние до стены большое, все равно для некоторых пассажиров это может создать психологический дискомфорт, ощущение замкнутого пространства. На этих стенах расположены большие мониторы для всех пассажиров отсека. Такая близость к мониторам тоже может раздражать. Если эти недостатки вас не пугают, тогда смело можете взять эти места, так как они считаются лучшими в экономклассе.

Как видно на схеме, в хвостовой части самолета фюзеляж сужается. Мы советуем брать места в этой части в последнюю очередь, так как из-за сужения фюзеляжа некоторые кресла могут быть скошены или могут иметь какие-то ограничения.

В целом салон самолета A340-300 очень удобный. Все места оснащены подвижными мониторам, которые расположены в спинке кресла впереди сидящего пассажира. Поскольку самолет рассчитан для дальних и соответственно длительных полетов, то Airbus и авиаперевозчики сделали все, чтоб комфорт был максимально удобен.

Компоновка 2. 221 место. 8F/48B/165E – 8 мест первого класса, 48 мест бизнес-класса и остальные 165 – экономкласса.

Компоновка 3. 279 мест. 30B/28P/221E – 30 мест бизнес-класса, 28 мест класса премиум-эконом и остальные 221 – обычного экономкласса.

Компоновка 4. 251 место. 42B/28P/181E – 42 места бизнес-класса, 28 мест класса премиум-эконом и 281 место – обычного экономкласса.

Компоновка 5. 266 мест. 44B/222E – 44 места бизнес-класса, 222 места экономкласса.

Компоновка 6. 267 мест. 42B/225E – 42 места бизнес-класса, 225 мест экономкласса.

Компоновка салонов

А340 стал не только новым лайнером. С него началась разработка салонов-трансформеров. Теперь компания-перевозчик имела возможность своими средствами в ангаре менять число посадочных мест в самолёте. Достигалось это заменой компоновки, три класса на два, два на три и прочие, промежуточные решения.

Самый частый вариант использования — это три класса: эконом, бизнес, первый. Для широкофюзеляжного лайнера компоновка экономкласса подразумевала по 8 мест в ряд, два прохода. Места А и С, затем проход, 4 места D, E, F, G, ещё проход, H и K. Также бывали усечённые блоки, обычно их ставили либо перед переборками, либо перед аварийными выходами. Тут могли быть разные решения. Только 4 средних кресла — впереди находятся вторые двери в самолёт. Или вместо 8 — 7 кресел. Такой ряд ставился перед перегородкой, отделяющей бизнес от эконома. В среднем блоке отсутствовало одно кресло.

В бизнес-классе компоновка повторялась за исключением одного — 6 кресел в ряд. Из центрального блока удаляются места E и F. Также два прохода.

Первый класс также имеет два прохода. А и K — это места у иллюминаторов. D и G — места в середине. Иногда применялось и другое решение. Центральный блок удалялся полностью. У иллюминатора ставилась два кресла в положении «лицом к лицу». Этот блок отделяется от основного прохода сдвижной дверью, создавая «купе» для двоих. У противоположного борта делалось второе «купе». Впоследствии такая же компоновка стала применяться и для а380.

Так как такая планировка повторялась во всех лайнерах — пассажир мог заранее выбрать себе подходящее место, даже если ранее летать этим самолётом не приходилось. Но оставался вопрос, где окажется перегородка, не будет ли она мешать ногам, можно ли откинуть спинку и прочие вопросы личного удобства во время полёта. Их и рассмотрим.

Технические параметры

В несколько таблиц объединены основное технические параметры всех базовых модификаций самолёта Airbus A340/

Сравнение 4 основных модификаций по размерам

Размеры а340-200 а340-300 а340-500 а340-600
Длина (м) 59.4 63,7 67.93 75,36
Размах крыльев (м) 60.3 60.3 63,45 63,45
Высота (м) 16,8 16,91 17,28 17,22

Сравнение 4 основных модификаций по лётным параметрам

Размеры а340-200 а340-300 а340-500 а340-600
Крейсерская скорость (км/час) 871 881
Максимальная скорость (км/час) 913
Дальность полёта (тыс. км) 15 13,7 16,67 14,6
Потолок — мах. высота полёта (тыс. км) 12,5
Длина полосы для взлёта (м) 3 000
Длина полосы для приземления (м) 1 926

Испытания

Начался выпуск двух модификаций: А340 – 200 и А340 – 300. Они вмещали 262 и 295 пассажиров соответственно. Испытательные полеты начаты в 1991-1992 годах. Продолжались длительные процедуры по сертификации комплектующих деталей и конструкции самолета в целом.

1993 год – А340-300 был зафрахтован французскими авиалиниями, а немецкая авиакомпания Lufthansa получила машину А340 – 200. В этом же году, самолет из Германии, совершил кругосветный полет из Парижа в Новую Зеландию. При этом, он совершил только одну посадку, имея дополнительные баки с топливом. Четыре года этот мировой рекорд не был побит.

Столь внушительная махина требовала больших затрат топлива, в чем Аэробус мог только частично удовлетворять заказчиков. Появилась более экономичная машина Боинг 777. Объемы производства сокращались, в связи с резким уменьшением объемов продаж лайнера.

В течение двухтысячных годов, Airbus industrie пытались улучшать и минимизировать затраты на последующее обслуживание лайнера, но потерпели фиаско. Производство дальнемагистрального самолета А340 было полностью прекращено в 2011 году. За предшествующие два года ни один экземпляр не был куплен перевозчиками.

Модели и модификации А340

Крупный европейский производитель выпускал Аэробусы А340 в четырех основных модификациях.

Модели А340:

  • А340-200 – данная версия имеет самый короткий фюзеляж;
  • А340-300 – первая версия Аэробусов 340;
  • А340-500 – дальнобойный пассажирский лайнер с удлиненным на 3 м корпусом;
  • А340-600 – флюзеляж этой модели на 10 м превышает параметр корпуса А340-300 (самый длинный лайнер из семейства Аэробусов).

Четырехмоторный пассажирский самолет Airbus 340 оснащен современными навигационными системами, цифровой системой управления и «стеклянной кабиной», основанной на жидкокристаллических дисплеях. Лайнер высокого комфорта характеризуется достойными техническими параметрами и безопасностью при перелетах на дальние расстояния.

Приобретая авиабилет для путешествия на Аэробусе А340, заранее изучите схему салона и выберите самые комфортные места для удобного расположения.

История создания

Информация о новом самолёте впервые была опубликована в 1981 году. Спустя 6 лет — в 1987 началась программа разработки. Выпушенный через год а320 отставал по своим показателям от американского Боинг 747, поэтому конструкторы решились на смелый шаг — у проектируемого ТА11 будет 4 мотора. В линейке самолётов не хватало современной средне и дальнемагистральной машин. Буквы в названии расшифровывались просто — самолёт с двумя проходами. Из этого вытекало, что версия должна быть широкофюзеляжная.

В 1995, после того как самолёт показал свои возможности, компании стали просить модель требующую меньшего обслуживания, вмещающую меньше людей и не рассчитанную на дальние полёты. Так родилась модель 200 — яркий пример поговорки «спрос рождает предложение». В то же время анализ рынка показывал — для переноса большого количества груза на дальние дистанции требуется кардинально новая модель. И на заводах закладывается две модели — Аirbus а340-313, переходная модель и а340-500.

Цена на топливо росли и заказы на новые самолёты стали падать. Параллельно обнаружилось что крыло, взятое у 320 версии под удвоенной тяжестью моторов начинает провисать.

В 2011 году официально объявляется о завершении разработки модели аэробус 340.

История

Airbus А340-300 авиакомпании Gulf Air


Airbus А340-500 авиакомпании TAM

Проект самолёта А340 (первоначально ТА11 — ТА — twin aisle — «двойной проход») был впервые представлен публике в 1981 году в ноябрьском издании журнала Air International. В номере указывались и предполагаемые характеристики будущего самолёта.
В сентябре 1982 г. консорциум сообщил, что у нового самолёта будет общая конструкция планёра.
Программа разработки была запущена в июне 1987 года. Цель — создать дальнемагистрального «собрата» для ближнемагистрального А320 и среднемагистрального А300. В то время двухмоторные самолёты Airbus проигрывали четырёхдвигательному Boeing 747 по нормам ETOPS: двухдвигательные самолёты в течение рейса всегда должны находиться на определённом расстоянии от запасного аэродрома на случай отказа одного из двигателей. В этом отношении А340 был в семействе Airbus принципиально новым самолётом, созданным специально для межконтинентальных перелётов.

В июне 1995 г. во время очередной международной авиакосмической выставки в Париже консорциум Airbus сообщил о планах разработки новой модификации самолёта А340-200, способной совершать беспосадочные полёты на маршрутах протяжённостью свыше 14 000 км. В ходе разработки самолёта А340 консорциум сначала проектировал вариант с дальностью полёта 12 400 км, который по размерам был идентичен А330-300. Но анализ перспектив развития мирового рынка показал, что ожидается повышенный спрос на широкофюзеляжные самолёты с дальностью полёта до 14 000 км. В связи с этим Airbus приступил к созданию модификации А340-200, которая отличалась уменьшенной на 4,26 м длиной фюзеляжа. Пассажировместимость самолёта сократилась, но дальность полёта удалось увеличить до 13 800 км.
Лётные испытания опытного А340-300 начались 25 октября 1991 г., а А340-200 — в апреле 1992 г. Сертификация обоих вариантов по европейским нормам JAA завершилась в конце декабря 1992 г., а в мае 1993 г. они получили сертификат FAA. В конце февраля 1993 г. первый самолёт А340-300 получила авиакомпания Air France. В начале февраля 1993 г. первый А340-200 пополнил парк немецкой авиакомпании Lufthansa.
16-18 июня 1993 г. самолёт А340-200, названный World Ranger, выполнил кругосветный перелёт по маршруту Париж — Окленд (Новая Зеландия) — Париж с одной посадкой в Окленде. Эта машина, получив обозначение А340-8000 (A340-200HGW), отличалась от базового варианта наличием трёх дополнительных топливных баков в хвостовом грузовом отсеке. Весь перелёт продолжался 48 ч 22 мин. На отрезке Париж — Окленд протяжённостью 19.100 км время полёта составило 21 ч 32 мин, что было признано новым рекордом для данного маршрута. Но этот рекорд весной 1997 г. побил американский Boeing 777-200IGW.

Когда цены на топливо поползли вверх, Boeing 777, как более экономичный самолёт, стал выигрывать у Airbus по количеству заказов. Число заказов на А340 постоянно сокращалось. В Airbus получил заказ всего на 15 самолётов.

Первоначально планировалось установить на самолёт двигатели IAE (International Aero Engines), но после внезапного прекращения IAE разработок на А340 решено было установить двигатель CFM56-5C4. А340 впервые поднялся в воздух в октябре 1991 года, и тогда же инженеры обнаружили первый серьёзный недостаток самолёта: под тяжестью четырёх моторов плоскости крыла А340, взятые с двухмоторного А330, при полёте постоянно испытывали чрезмерную вибрацию и провисали. Для устранения этого недочёта крыло было доработано, а пластрон крыла в районе крепления пилонов был значительно укреплён. В 1993 году самолёт поступил в эксплуатацию, первыми заказчиками стали Lufthansa и Air France.

В январе Airbus объявила о создании усовершенствованной версии — А340Е (Enhanced). Из-за колоссального роста цен на топливо за 2004—2005 годы продажи А340 сильно сократились. Наиболее популярным дальнемагистральным самолётом оставался Boeing 777, но в Airbus утверждали, что новый самолёт будет значительно экономичнее первых версий A340.

В ноябре Airbus сообщила о прекращении производства дальнемагистрального лайнера A340. «Мы не продали ни одного A340 в течение двух лет», — заявил финансовый директор корпорации Ханс Петер Ринг. Он добавил, что самолет не выдержал конкуренции с Boeing 777.

Новости

На данный момент производство новых моделей прекращено. Представители Аэробуса не исключают что модель может вернуться на конвейеры. Внешне это будет 200-я — укорочённая машина, но она получит все новые решения, которыми комплектуется гигант концерна — А380 став, по сути, его младшим братом. Новая разработка должна получить название а340-800.

Уважаемые посетители сайта Aviawiki!

Ваших вопросов стало так много, что, к сожалению, у наших специалистов не всегда есть время ответить на все. Напомним, что мы отвечаем на вопросы абсолютно бесплатно и в порядке очереди. Однако у вас есть возможность гарантированно получить оперативный ответ за символическую сумму. 

Accidents and incidentsEdit

As of June 13 2008, the A340 has not had a fatal incident, but there have been five hull-loss accidents:

  • November 9, 2007 — An Iberia Airlines A340-600 was badly damaged after sliding off the runway at Ecuador’s Mariscal Sucre International Airport. The landing gear collapsed and two engines were dislodged. All 333 passengers and crew were evacuated via inflatable slides, but there were no serious injuries.
  • 15 November 2007 — An A340-600 was damaged during ground engine testing at Airbus’ facilities at Toulouse Blagnac International Airport. Six days prior to the airplane’s planned delivery to Etihad Airways, the plane pushed itself up a sloped concrete wall, suffering severe fuselage damage. The cockpit section was severed and fell to the ground from a height of about 15m atop the wall. Five people on board were injured, three of them seriously. The aircraft was written off.

Аварии и катастрофы

По данным на 31 октября 2020 года, было потеряно 6 самолётов Airbus A340, при этом ни один человек не погиб. Airbus A340 пытались угнать 1 раз, при этом никто не погиб.

Дата Бортовой номер Место происшествия Жертвы Краткое описание
20.01.1994

F-GNIA

Париж

0/0 При буксировке к терминалу на борту начался пожар.
05.11.1997

G-VSKY

Хитроу

0/н.д.
24.07.2001

4R-ADD

Коломбо

0/0 Уничтожен в результате атаки «Тамильских тигров» на аэропорт.
02.08.2005

F-GLZQ

Торонто

0/309 При посадке в неблагоприятных погодных условиях выкатился за пределы ВПП и сгорел. Ошибка экипажа (реверс не был включён вовремя). Несколько десятков раненых разной тяжести.
09.11.2007

EC-JOH

Кито

0/349 При посадке взорвалось несколько шин. Выкатился с ВПП.
15.11.2007

F-WWCJ

Тулуза

0/9 Экипаж производил газовку двигателей, не поставив самолёт на упоры.
20.03.2009

A6-ERG

Мельбурн

0/275 При взлёте из-за ошибок экипажа ударился хвостовой частью о ВПП.
05.07.2014

LV-FPV

Барселона

0/н.д. Выехал на полосу в то в время, как на посадку заходил Boeing 767.
14.07.2017

A7-AGC

Барселона

0/н.д. При взлёте едва не столкнулся с Boeing 767.
11.06.2018

D-AIFA

Франкфурт-на-Майне

0/0 При стоянке в аэропорту загорелся аэродромный тягач. Самолёт получил значительные повреждения носовой части и кабины. 10 сотрудников аэропорта получили травмы.

Модификации

A340-300 (China Airlines)

Всего существует 4 варианта самолёта: А340-200 и А340-300 были разработаны в 1987 году и поступили в эксплуатацию в марте , А340-500 и А340-600 разработаны в и поступили в эксплуатацию в 2002 году.

A340-200

Одна из двух первых версий А340, А340-200, способен нести 261 пассажира в трёхклассовой комплектации салона на расстояние до 13 тысяч километров. Это самый короткий самолёт семейства и единственный, у которого размах крыла больше длины фюзеляжа. На самолёте установлены четыре двигателя CFM56-5C. На момент создания А340-200 стал одним из самых дальнобойных пассажирских самолётов, основной «специальностью» которого стали дальнемагистральные маршруты, в особенности над океаном.

Одним из первых самолётов этой серии стал специальный самолёт для Султана Брунея, заказавшего машину с дальностью полёта не менее 8 тысяч морских миль. Самолёт был снабжён дополнительными топливными баками, максимальный взлётный вес составил 275 тонн. Дальность А340-8000 составила в конечном счёте 8100 морских миль (15 тысяч километров). К сожалению, к заказчику эта легендарная машина так и не попала. Другие самолёты А340-200, позже усовершенствованные до уровня А340-8000, получили обозначение А340-213Х.

Большой размах крыла, малая пассажировместимость, топливная неэффективность сделали самолёт непопулярным среди крупнейших авиакомпаний мира. В общей сложности с конвейера сошли всего 28 таких машин, из которых некоторое количество в варианте VIP. А340-200 снят с производства.

A340-300

А340-300 в трёхклассовой комплектации берет на борт 295 пассажиров. Дальность полёта составляет 12400 километров. А340-300 был первым самолётом всего семейства А340. Первый полёт состоялся в 1991 году, в эксплуатацию А340-300 поступил в 1993 году. На самолёте установлены 4 двигателя CFM56-5C, идентичные тем, что установлены на А340-200.

A340-313X — версия с увеличенной взлётной массой, впервые поставленная Singapore Airlines в 1995 году.

A340-313E — новейшая версия А340, поставленная Swiss Airlines в 2003 году. Максимальный взлётный вес самолёта — 296,5 тонн. За счёт установки более мощных двигателей CFM56-5C4s дальность полёта была доведена до 13,5 тысяч километров.

Самолёт по сей день производится. Заказано 219 машин, 211 из которых уже доставлены. Крупнейший оператор А340-300 — немецкая Lufthansa c 30 самолётами.

A340-500

А340-500 был представлен миру как самый дальнобойный пассажирский самолёт. До представления Боинга 777—200 «Worldliner» в начале 2006 года он таковым и оставался. Свой первый полёт А340-500 совершил 11 февраля, сертифицирован 3 декабря . Стартовый заказчик — Emirates Airlines. А340-500 способен нести на борту до 313 пассажиров на расстояние в 16 тысяч километров. К примеру, Singapore Airlines использует эту модель на 18-часовых рейсах в Нью-Йорк. 15,345-километровый маршрут является самым протяжённым коммерческим рейсом в мире. А340-500 способен также выполнять беспосадочные перелёты между Лондоном и Пертом в Австралии.

В сравнении с А340-300 фюзеляж А340-500 удлинён на 3,3 метра, увеличена площадь крыла и горизонтального оперения, в полтора раза увеличен запас топлива, увеличена крейсерская скорость, уменьшена площадь киля. На А340-500 даже установлены видеокамеры, облегчающие работу пилота на рулении. На самолёте установлены двигатели Rolls-Royce Trent 553.

Модель A340-500HGW с увеличенной до 16,700 километров дальностью и максимальным взлётным весом 380 тонн планируется ввести в эксплуатацию в 2008 году.

A340-600

A340-600HGW

A340-600

А340-600, несущий в двухклассовой конфигурации салона 419 пассажиров на расстояние до 13,900 километров, разрабатывался как замена ранних моделей Боинга 747. Пассажировместимость А340-600 схожа с Боингом 747, вместимость грузового отсека в два раза превышает вместимость 747-го. А340-600 совершил первый полёт 23 апреля 2001 года. В августе британская авиакомпания Virgin Atlantic начала его коммерческую эксплуатацию.

Фюзеляж самолёта, который более чем на 10 метров длиннее А340-300, делает А340-600 самым длинным пассажирским самолётом в мире. Даже Боинг 747—400 короче на 4 метра. На А340-600 установлены четыре двигателя Rolls-Royce Trent 556. Под центральной осью фюзеляжа имеется дополнительная четырёхколёсная стойка шасси.

A340-600HGW совершил первый полёт 18 ноября 2005 года, сертифицирован 14 апреля . Взлётная масса составляет 380 тонн, а дальность полёта — 14,600 километров. Это стало возможным благодаря увеличению запаса топлива, более мощным двигателям Rolls-Royce Trent 560, усиленной конструкции самолёта, а также благодаря внедрению новых технологий в самолётостроении.

История создания Airbus A340

Разработка аэробуса A340 началась в 1987 году. С самого начала консорциум Airbus позиционировал будущий самолёт в качестве «собрата» для A320. Также новый самолёт, получивший наименование A340, должен был стать конкурентом Boeing-747 в качестве дальнемагистрального пассажирского лайнера. Первый полёт A340 (Airbus A340-300) был осуществлён 25 ноября 1991 года, а уже в 1993 году началось коммерческое использование самолёта.

Модификация аэробуса A340-500, представленная как самый дальнобойный самолёт в мире, была сертифицирована в декабре 2002 года, а уже в 2003 году началась её эксплуатация. В то же самое время разрабатывался и самолёт Airbus A340-600, обладавший наибольшей среди семейства A340 пассажировместимостью. Первый полёт Airbus A340-600 состоялся в апреле 2001 года, а уже летом 2002 года началось его коммерческое использование.

Однако, ввиду меньшей экономичности самолёта по сравнению с самолётами фирмы Boeing, его спрос стал серьёзно снижаться, особенно с подорожанием авиационного топлива. В результате ряда попыток снизить топливозатратность A340 и увеличить его популярность, компания Airbus осенью 2011 года была вынуждена заявить о прекращении производства аэробуса.

Конструкция

А340 — моноплан со свободнонесущим стреловидным крылом.
Аэродинамическая схема: четырёхмоторный турбовентиляторный низкоплан построенный по нормальной аэродинамической схеме со стреловидным крылом и однокилевым оперением.
Большое удлинение и наличие концевых аэродинамических поверхностей обеспечивают высокое аэродинамическое качество (10 ед.) и снижают индуктивное сопротивление.

Кессонное крыло имеет большую относительную толщину, которая увеличивает внутренние объёмы для топлива. Улучшенные несущие свойства позволили уменьшить площадь, общую массу конструкции и, как следствие, расход топлива.
Крыло выполнено из высокопрочных алюминиевых сплавов и композитов. Широко использовали и монолитные панели, что упрощало сборку и снижало стоимость производства. Это также позволило снизить вес конструкции и сократить число потенциальных зон нарушения герметизации. Исключение соединений внахлёст, малое число отверстий под болты уменьшали число мест, где могут зарождаться трещины.
На каждой консоли установлены закрылки и, что интересно, семь секций предкрылков, занимающих почти всю длину передней кромки. И закрылки, и предкрылки управляются автоматически с помощью ЭДСУ. Внешние секции работают как элерон-интерцепторы, что повышает эффективность поперечного управления и улучшает крейсерскую аэродинамику крыла.
В конструкции оперения широко применяли композиты, что значительно снизило массу.

Фюзеляж — полумонококовой конструкции, круглый в поперечном сечении.

Самолёт имеет трёхстоечное убирающееся шасси с шарнирной подвеской колёсных тележек. Носовая стойка — со сдвоенными управляемыми колёсами. Каждая основная стойка снабжена двумя двухколёсными тележками с тандемным расположением колёс. Система торможения — автоматическая.

Кабина самолёта идентична кабине других лайнеров Airbus. Главное отличие — большие размеры, приборы ещё для двух моторов, немного изменённая потолочная панель. На приборной доске установлены шесть многофункциональных дисплеев: внешние экраны работают как «лётные дисплеи» (первичная информация), а средние — как навигационные. Оба средних экрана используют и для передачи информации о параметрах систем и двигателей в аварийной ситуации. Есть и резервный контур, обеспечивающий пилоту возможность посадки самолёта при отказах. Кресла экипажа нового поколения — с электрической системой управления по трём осям и с отклоняемой спинкой. Положение педалей и высота подлокотников — регулируемые. Слева и справа установлены боковые ручки управления.

Навигационные системы А340 позволяют экипажу летать в автоматическом режиме; специальный прибор для определения центра тяжести даёт соответствующий сигнал на установку триммера руля высоты.

Борт № 1

Индексом из заголовка обозначают самолёты, перевозящие первых лиц государств. Ангела Меркель — канцлер Германии использует в своих поездках А340-313X VIP. Куплен Люфтганзой в 1999 году. В 2009 году сменил место службы.

На борту имеет апартаменты, конференц-зал, комнату для конфиденциальных совещаний. Самолёт оборудован противоракетной защитой. Имеет брата-близнеца с той же начинкой. Кроме бортового «номера», каждый имеет имена собственные.

Приглянулся Аirbus А340 и итальянцам. Борт № 1 обслуживает пара самолётов Аirbus А340-541. Модифицированные разработки 500-й версии. Начинка почти такая же, как у немецких версий. Папа Римский предпочитает вертолёты.

Основные характеристики

В линейке пассажирских авиалайнеров концерна аэробус 340 стал первой пробой выпуска 4-моторных модификаций. Однако несмотря на собственные разработки компании, улучшения и новинки новый самолёт всё-таки проигрывал американским версиям. Поэтому руководство приняло решение о дальнейшей разработке машин только на двух моторах.

Грузовых машин в линейке не планировалось. Разработан в пару к а320, как машина для дальних расстояний. По сравнению с ним получил большую часть цифровых приборов. В отличие от американских машин ручка пилота управляет бортовым компьютером, Тот, считывая показания с нескольких сотен датчиков, раскиданных по внешней поверхности фюзеляжа, решает поднимать или выпускать закрылки, поворачивать руль — ведёт лайнер по курсу.

Однокилевое оперение, как и у большинства пассажирских лайнеров. Поперечное сечение салона — круг. Крылья крепятся в нижней части — стандартное решение для Аirbus. Характерные крылышки на их концах обеспечивают хорошую подъёмную силу, но при это делают его похожим на боинг.

Ключевой особенностью разработки стал больший внутренний объем крыла. Благодаря этому, конструкторы смогли установить объёмные баки для топлива, что увеличило дальность полёта на 2 — 5 тыс. км.

Заключение

Аэробус A340 является поистине уникальным самолётом. Максимальная дальность полёта, аэродинамические характеристики и комфортабельность сделали этот аэробус серьёзным конкурентом лайнеров фирмы Boeing. Годы производства и начала эксплуатации самолёта совпали по времени с мощным развитием международных авиаперевозок, в которых A340 используется и по сей день. Однако энергетический кризис и меньшая экономичность самолёта стали решающими факторами при решении об остановке его производства. Тем не менее, и сегодня во многих авиакомпаниях можно встретить этого скромного труженика авиационных пассажирских перевозок.


Автор статьи:

Тихонов Евгений

Увлекаюсь авиацией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector