Список авиационных заводов россии

Исторический экскурс

Авиапромышленность в Российской империи зародилась в начале XX века. В 1908 году в стране началось производство дирижаблей, а в период с 1909 по 1917 гг. было построено около15 небольших заводов и мастерских по сборке аэропланов зарубежной разработки. К числу достижений дореволюционной России в области авиастроения следует отнести производство многомоторных бомбардировщиков «Илья Муромец» разработки конструктора Игоря Сикорского.

Эпоха индустриализации, последовавшая вслед за Октябрьской революцией, дала мощный импульс развитию отечественного авиастроения. В стране были построены новые крупные авиазаводы, развернули деятельность конструкторские бюро Туполева, Ильюшина, Яковлева, Сухого, Микояна, Лавочкина.

В годы Великой Отечественной войны вся авиационная промышленность СССР была переведена на военные рельсы. Предприятия, многие из которых были перебазированы из центральных областей страны на восток, в ускоренном темпе осваивали производство новых, передовых для своего времени истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков, что позволило свести на нет тотальное преимущество в воздухе немецко-фашистской авиации, имевшее место в первые годы войны.

Послевоенный период, особенно 60-70 годы, стал эпохой расцвета советской авиационной промышленности. В сегментах военной и гражданской авиатехники было разработано и запущено в серийное производство множество моделей, способных на равных конкурировать с техникой зарубежного производства. Вехами развития советской авиации стали такие модели пассажирских авиалайнеров: Ту-104, Ту-114 сверхзвуковой, Ту-144, Ту-154, Ил-18, Ил-62, первый советский широкофюзеляжный самолет Ил-86, транспортные самолеты Ан-12, Ан-22 «Антей», Ан-124 «Руслан», Ил-76, истребители Су и МиГ разных поколений, стратегические бомбардировщики Ту-95 и сверхзвуковой Ту-160, вертолеты Ми-6, Ми-8, Ми-24, Ми-26.

Почему «Авиастар-СП» самый-самый в России?

Недостроенный корпус должен был увеличить выпуск «Русланов» до 100 штук в год

К сожалению, поделиться интересными моментами непросто, но в День авиации, 17 августа 2019 года мне наконец-то удалось сделать немного фотографий завода.

Построенный в порыве гигантомании, «Авиастар» отличался от других авиастроительных предприятий СССР, России и зарубежья колоссальными масштабами.

По проекту, площадь комплекса могла бы поспорить с полумиллионным городом, для обеспечения сотрудников жильём был организован и построен отдельный район города со своей инфраструктурой.

К сожалению, перестройка и последующее межвременье не позволили закончить задумку. Тем не менее завод даже после отторжения ряда уже освоенной площади занимает больше, чем квартал для его работников, и остаётся самым большим производственном комплексом города.

Совсем недавно здесь работало 45 тысяч человек. Сегодня на заводе трудятся только 9 тысяч и ещё 3 тысячи обслуживают его на договорной основе, являясь представителями сторонних организаций. Внушает?

Самолет-макет: реальный Ил-76МД-90А для ресурсных испытаний на прочность

На заводе существует ряд производств:

  • центр металлургических компетенций
  • заготовительно-штамповочное (ЗШП)
  • механо-сборочное (МСП)
  • неметаллов (МКП)
  • агрегатно-сборочное (АСП)
  • окончательной сборки (ПОС)
  • летно-испытательная станция (ЛИС)

Эти и сопутствующие службы охватывают полный цикл, превращая металлические болванки в летающую машину. Именно здесь осваивали изготовление деталей из самых длинных металлических заготовок, варку титана, создавали уникальные композитные элементы, ныне забытые.

Роботизированный склад: детали вытаскивает манипулятор для конкретной работы. Рабочий только должен подойти

Да что там: в 90-е завод брался делать цельнотитановые яхты и мог в один заход обработать годовой объем деталей для автомобильного завода нашего города.

Один из бывших цехов ныне известен автопроизводителям России как завод оснастки «Форш»: он снабжает другие заводы необходимой, часто уникальной, оснасткой по всей стране. А для «Авиастара» — всего лишь один цех.

Стапель для работ на крыле «Руслана»

Комплекс изначально предназначен для постройки широкофюзеляжных крупнотоннажных самолетов. Ан-124 «Руслан» стал первым из них, хотя были планы реализации производства Ан-225 «Мрия», перспективных гипезвуковых пассажирских лайнеров и даже стратегических бомбардировщиков.

Если бы СССР не рухнул, именно здесь уже в конце 90-хх строили бы пресловутый ПАК ДА и серийные «Бураны».

Эти ворота меньше: всего 25 метров в высоту и около 50 в ширину. Как док для кораблей

В соответствии с масштабными планами был построен летно-испытательный комплекс с самой большой в СССР взлетной полосой, предназначенной для посадки особо тяжелых и специальных самолетов.

Но о нем — в другой раз. Сегодня о сборке агрегатов и окончательном производстве.

Директора Иркутского авиационного завода

Люшинский, Александр Данилович 1932 г. Ирьянов, Владимир Григорьевич 1932—1935 гг. Макар, Евсей Григорьевич 1935—1936 гг. Горелиц, Абрам Григорьевич 1936—1937 гг. Левин, Израиль Соломонович 1938—1940 гг. Иосилович, Исаак Борисович 1940—1942 гг. Абрамов, Виктор Иванович 1942—1946 гг. Петров, Кирилл Александрович 1946—1947 гг. Семёнов, Михаил Павлович 1948—1952 гг. Иванченко, Сергей Кузьмич 1953—1960 гг. Хлопотунов, Анатолий Сергеевич 1960—1968 гг. Максимовский, Виктор Афанасьевич 1968—1979 гг. Горбунов, Геннадий Николаевич 1980—1993 гг. Фёдоров, Алексей Иннокентьевич 1993—1997 гг. Ковальков, Владимир Васильевич 1997—2008 гг. Вепрев, Александр Алексеевич 2008 — настоящее время

Российские показатели

Эксперты утверждают, что современная авиационная промышленность в России является лидирующей в мире по числу техники, производимой на заводах, и комплектующих. В оборонной среде авиапромышленность является ведущей.

Центры авиастроения в России находятся в разных городах и показывают качественные результаты. Сегодня в производствах этого рода работают:

  • 20 довольно крупных предприятий по профилю авиации, занятых производством целых серий лайнеров
  • 4 компании, занятых в сфере опытного строительства и экспериментальных разработок и наработок
  • заводы по ремонту
  • заводы по строительству и подготовке комплектующих и расходников

На сегодняшний день перспективными названы два авиапредприятия: Иркутский авиазавод и Нижегородский завод «Сокол».

Сделано в Сибири

На предприятии в Сибири активно работают на экспорт. Лайнеры, вышедшие отсюда, продаются в почти 40 стран мира:

  • Китай
  • Египет
  • Вьетнам
  • Индию и т.д.

Специалисты предприятия способны осуществить полный комплекс работ:

  • Проектирование
  • Строительство
  • Испытание произведенных лайнеров
  • Послепродажное обслуживание

За все годы своего существования Иркутский авиазавод выпустил более 6700 лайнеров. Сегодня специалисты предприятия специализируются на создании таких моделей, как:

  • Су-30
  • Як-130
  • МС-21
  • Як-152

Причем все они крайне популярны у конечных пользователей. Сейчас завод динамично развивается и активно продает свою продукцию, а также повышает ее рентабельность и конкурентоспособность.

Нижегородские достижения

Авиационный завод «Сокол» построен в 1932 году и за все годы своего существования заработал звание значимого предприятия в авиаиндустрии страны. Здесь планировалось поначалу сосредоточиться на разработке таких самолетов, как истребители, варианты разведывательного характера, пассажирские модели. Здесь было основано известное конструкторское бюро, которое возглавил Лавочкин. Под его руководством создавались, а после усовершенствованы такие легендарные лайнеры, как:

  • ЛаГГ-3
  • Ла-5
  • Ла-5ФН
  • Ла-7

На фронта во время ВОВ было поставлено почти 2 десятка тысяч таких летательных аппаратов. А это, по статистике того времени, каждая 4-я авиамашина.

Авиационные выставки

Раз в два года в России проводится Международный авиационно-космический салон (МАКС), в котором активное участие принимают российские производители авиатехники. Во время проведения авиасалона было заключено контрактов на сумму: в 2005 году — $5 млрд, в 2007 — $3 млрд, в 2009 и 2011 по $10 млрд, в 2013 — $21 млрд.

Международный авиасалон по гидроавиации «Гидроавиасалон» проходит в России каждый второй (чётный) год, чередуясь с МАКСом. Проходит в бухте г. Геленджик на территориях испытательно-экспериментальной базы ТАНТК им. Г. М. Бериева и аэропорта «Геленджик».

Ежегодно в России проводится международная выставка вертолётной индустрии HeliRussia.

Померить и продлить ресурс

Соседствует с ОКБ Симонова в общероссийском рейтинге другое казанское предприятие — казанский завод «Электроприбор». В 2015 году оборот завода составил 1,5 млрд рублей. Годом ранее показатель выручки был на 4% меньше — 1,43 млрд рублей. Завод был эвакуирован в Казань из Москвы в 1941 году, в Москве же он работал еще с 1917 года. С 2005 года завод входит в «Ак Барс Холдинг», выпускает различную аппаратуру для авиации (тахометрическая аппаратура, датчики, фазорегуляторы), датчики давления, концентраторы кислорода. Компания — на 89-м месте в общероссийском рейтинге.

Предпоследнее место среди казанских авиационных компаний по обороту занимает Казанское приборостроительное конструкторское бюро. Оборот предприятия в 2015 году составил 262 млн рублей. Годом ранее показатель выручки компании равнялся 246 млн рублей, что на 6% меньше результата 2015 года. КПКБ создавался для нужд завода «Электроприбор» на территории завода №230, как филиал московского ОКБ-12, подчиненный Министерству авиационной промышленности. С 2004 года находится в составе Федерального агентства по промышленности «Роспром». КПКБ производит измерительную аппаратуру, блоки управления регулятора температуры, датчики температуры, крутящего момента и частоты вращения, чувствительные элементы. По России у бюро — 138-е место.

Замыкает список казанских авиационных предприятий по обороту Конструкторско-производственное предприятие «Авиамотор». В 2015 году оборот предприятия составил 64 млн рублей. На фоне авиационных гигантов — совсем не много. Но тут интересно отметить, что за год выручка компании увеличилась в 2,2 раза — в 2014 году она составляла лишь 29,5 млн рублей. Компания является правопреемником Казанского проектного бюро машиностроения, созданного в 1966 году. Согласно сайту компании, «Авиамотор» является основным разработчиком конструкторских решений по повышению надежности, увеличению ресурса авиационных двигателей НК-8-2У, НК-86 и их модификаций, серийно изготавливаемых КМПО. Среди собственных разработок — двигатели НК-8-2У 2-й серии, НК-8-4К, НК-87 и НК-86А.

Место по России Предприятие Оборот, 2015 г., тыс. руб Оборот, 2014 г., тыс. руб Изменение
7 Казанский вертолетный завод 49 094 537 53 750 323 -9%
69 Закрытое акционерное общество «Казанский Гипронииавиапром» 2 316 483 2 393 872 -3%
74 Казанское опытное конструкторское бюро «Союз» 1 992 320 1 387 888 44%
88 Научно-производственное объединение «Опытно-конструкторское бюро имени М.П. Симонова» 1 493 820 1 197 246 25%
89 Казанский завод «Электроприбор» 1 489 322 1 432 335 4%
138 Казанское приборостроительное конструкторское бюро 261 941 246 140 6%
151 Конструкторско-производственное предприятие «Авиамотор» 64 122 29 454 118%

Максим Матвеев, Фаиль Гатаулин, Арслан Минвалеев

АналитикаПромышленностьОПК Казанское ОКБ Союз

Текущее состояние отрасли

Предприятия российской авиационной промышленности сегодня реализуют ряд проектов в сегментах гражданской, военной и транспортной авиации.

Среднемагистральный авиалайнер МС-21

В секторе гражданского авиастроения первоочередное внимание уделяется реализации проекта среднемагистрального самолета МС-21, разработанного конструкторским бюро имени А. С

Яковлева. Самолет, серийное производство которого планируется осуществлять на площадях иркутского авиазавода «Иркут», отличают инновационные решения. Главным из них является так называемое «черное» крыло, создаваемое из композитных материалов. Широкое применение композитов позволяет снизить массу лайнера, тем самым увеличив полезную нагрузку и топливную эффективность.

На текущий момент собрано 4 опытных экземпляра МС-21, проходящих летные испытания. Начало серийного производства авиалайнера намечено на 2021 год.

Региональный самолет Ил-114

Ил-114-100, предназначенный для обслуживания региональных маршрутов, был разработан в конце 80-х годов прошлого века. Мелкосерийное производство лайнеров в 90-е годы осуществлялось на мощностях Ташкентского производственного объединения имени Чкалова. Всего было выпущено 20 машин, большинство из которых эксплуатировались в Узбекистане.

В 2014 году по инициативе правительства РФ было решено вернуться к возрождению проекта и его реализации на территории страны. Самолет планируется существенно модернизировать и оснастить новыми двигателями отечественного производства.

В настоящее время на воронежском авиазаводе (ВАСО), осуществляется сборка первой опытной машины. Серийное производство самолетов планируется наладить на Луховицком заводе корпорации МИГ в 2021 году.

Транспортный самолет Ил-476

Военно-транспортный Ил-476 является глубоко модернизированной версией советского транспортника Ил-76, производившегося на ташкентском авиазаводе. Обновленная машина получила усовершенствованное крыло, новые двигатели и «стеклянную» кабину. Производство самолета налажено на мощностях ульяновского завода «Авиастар-СП».

Помимо вышеперечисленных проектов, предприятия авиационной промышленности РФ готовятся к серийному выпуску истребителей пятого поколения Су-57, легких транспортников Ил-112, возобновлению производства стратегических бомбардировщиков ТУ-160.

Среди перспективных проектов – производство тяжелых транспортных самолетов Ил-276 и местных авиалиний «Байкал», широкофюзеляжного дальнемагистрального лайнера CR-929, разрабатываемого совместно с КНР.

Одновременно на предприятиях авиационного комплекса страны осуществляется серийное производство истребителей и бомбардировщиков Су-30 СМ, Су-34, Су-35, вертолетов различного назначения, самолетов-амфибий Бе-200, а также мелкосерийное производство авиалайнеров Ту-204/214 и Ил-96-300 по заказу государственных и силовых структур.

Авиастроительные заводы серийного производства

Город Предприятие № завода в советский период Самолёты, производимые в настоящее время () Вертолёты, производимые в настоящее время ()
Арсеньев Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н. И. Сазыкина 116 Ка-52, Ка-62
Воронеж ПАО «Воронежское акционерное самолётостроительное общество» 18, 64 Ил-96-300, Ан-148, Ил-96-400, Ил-112
Долгопрудный Долгопрудненский машиностроительный завод 464 Перепрофилирован для производства ракет и комплексов ПВО. С 1971 г. самолёты не выпускаются.
Иркутск Иркутский авиационный завод 125, с декабря 1941 — 39 Су-30, Як-130, МС-21, Як-152
Казань ОАО «Казанское авиационное производственное объединение» 124, с декабря 1941 — 22 Ту-214, Ту-160М
Казань ПАО «Казанский вертолётный завод» 387 Ансат, Ми-17, Ми-38
Комсомольск-на-Амуре Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина 126 Сухой Суперджет-100, Су-27 (ранее), Су-30 (ранее), Су-33 (ранее), Су-35, Су-57
Кумертау ОАО «Кумертауское авиационное производственное предприятие» М-5981 Ка-226, Ка-27, Ка-31, Ка-32
Луховицы Производственный комплекс № 1 ОАО «Российская самолётостроительная корпорация „МиГ“» МиГ-29, Ил-103
Москва Производственный комплекс № 2 ОАО «Российская самолётостроительная корпорация „МиГ“» 30 Перепрофилирован для производства авиационных агрегатов и иной продукции.
Москва Тушинский машиностроительный завод 82 Перепрофилирован для производства авиационных агрегатов и иной продукции. С 1975 г. самолёты не выпускаются.
Нижний Новгород ОАО «Нижегородский авиационный завод „Сокол“» 21 МиГ-29, МиГ-31, МиГ-35, Ил-114
Новосибирск Новосибирское авиационное производственное объединение им. В. П. Чкалова 153 Су-34
Омск Производственное объединение «Полёт» 166 Перепрофилировано для производства космических ракет. С 2009 г. самолёты не выпускаются.
Оренбург ФГУП ПО «Стрела» 47 Перепрофилирован для производства ракет и авиационных агрегатов. С 1959 г. самолёты серийно не выпускаются. С 1959 г. вертолёты серийно не выпускаются.
Ростов-на-Дону ПАО «Роствертол» 168 Ми-26, Ми-28, Ми-35
Самара ОАО «Авиакор» 18 Ан-140 (ранее)
Саратов Саратовский авиазавод 292 Завод ликвидирован в 2012 г.
Смоленск Смоленский авиазавод 475 Як-18Т, СМ-92Т
Таганрог Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. М. Бериева 31, с 1946 — 86 Бе-200
Улан-Удэ ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» 99 Су-25УБ, Су-25УБМ Ми-8АМТ, Ми-171, Ми-171А2, Ми-8АМТШ
Ульяновск АО «Авиастар-СП» Ту-204, Ил-76

Примечания.

  • Саратовский завод функционировал до 2011 года, в 2012 году ликвидирован и исключён из реестра юридических лиц РФ.
  • С 1919 по 1958 годы существовал Государственный авиационный завод № 1 (с 1919 по 1941 годы располагался в Москве, в 1941 году эвакуирован в г. Куйбышев). В 1958 году перепрофилирован на выпуск ракетно-космической техники.

Аварии и авиакатастрофы

  • 26 декабря 2013 года в Иркутске в 21:39 по местному времени потерпел катастрофу самолёт Ан-12 иркутского авиазавода, следовавший рейсом из Новосибирска в Иркутск с 6 членами экипажа и 3 пассажирами на борту. Транспортник упал на складские помещения Минобороны. В результате все девять человек, находившиеся на борту, погибли.
  • Катастрофа Ан-124 в Иркутске 6 декабря 1997. Транспортный самолёт Ан-124-100 ВВС России, выполняя взлёт с аэродрома Иркутского авиазавода, из-за последовательного отказа трёх из четырёх двигателей упал на жилые дома микрорайона авиастроителей сразу после взлёта (около улицы Мира). В катастрофе погибли 72 человека. В 1999 году на месте одного из разрушенных домов в память о погибших построена церковь Рождества Христова.
  • Катастрофа 8 июня 1972 года при выполнении испытательного полета на МиГ-23УБ. Экипаж Г. М. Куркая и В. Ф. Новикова испытывал очередную серийную «спарку». В полёте отказал двигатель, а внизу был Иркутск. Лётчики стали «тянуть» машину к заводской полосе, уводя истребитель от жилых кварталов. Не долетев всего 350 метров до ВПП, самолёт рухнул прямо на территории завода, между корпусами. Самолёту не хватило пары метров высоты, тогда он не зацепился бы за крышу цеха. Во время падения самолёт перевернулся кабиной вниз. Экипаж долго не могли вытащить из кабин. Теперь на месте падения воздвигнута памятная стела. У лётчиков-испытателей ИАПО 8 июня — День памяти. В лётной комнате традиционный ритуал — с магнитофонной записи того рокового полёта звучат голоса погибших товарищей… Куркай похоронен на Введенском кладбище в Москве.

Бонус: остатки былой роскоши

«Руслан» на ремонте: здесь снят носовой обтекатель. Под ним прячется полквартиры

Лифт нужен для подъема оборудования и запчастей

Здесь снаружи остаются только мелкие работы

Ряд генераторов внушает

Метровое колесо «Руслана» стоит как новая Kia

Хороший самолет должен быть красивым

Кроме Ил-76Мд-90А на «Авиастаре» проходят плановый ремонт несколько «Русланов» и модифицируется пара Ту-204.

Чтобы подниматься на «Руслан» для высотных работ создали специальные лифты. А как иначе — летающий дом занимает площадь, сравнимую с небольшим футбольным полем.

Ту-204 на его фоне сущая мелочь. Но и такие самолеты нужны.

Интересный факт: при полном отказе двигателей и систем Ту-204 свободно планирует до земли, позволяя посадить самолет. Единственный пассажирский самолет с таким свойством.

Один из последних Ту-204-300

Двигатель крупным планом

Обратите внимание на количество систем. Носовая стойка — один из сложнейших элементов самолета

Носовая стойка — один из сложнейших элементов самолета

Хотя и в крыле прячется не меньше

Завод был готов выпускать до 50 пассажирских «Ту» в год, однако программа была свернута и передана в Казань. Ульяновск взамен получил Ил-76 и МС-21.

Неподалеку от ремонтируемых «тушек» находится участок для «Суперджетов». Все верно, вы не ослышались: на них в Ульяновске устанавливают некоторые системы, салон и проводят ряд испытаний.

К «Суперджету» иного подхода не было

В следующий раз я покажу вам самолет изнутри во время сборочных работ. Какой хотите увидеть первым?


iPhones.ru

Место, где рождаются гиганты.

Выпускавшиеся самолёты


Первый серийный самолёт завода 5-местный пасс. самолёт К-4 Калинина — над Харьковом.

Список неполон. Дополняйте, пожалуйста!

  • пассажирский К-2 (самолёт) — первый выпущенный заводом самолёт, 1 шт. в 1927 году
  • Санитарный К-3 (самолёт) Калинина () — 1 шт.
  • Пятиместный пассажирский К-4 Калинина (—) — выпущено 39 из заказа 44 шт.
  • 10-местный пассажирский К-5 (самолёт) Калинина (—) — 258 шт.
  • Легкомоторный «Омега» лётчика и инженера А. Грацианского () — 1 шт.
  • Семимоторный самолёт-гигант К-7 Калинина (/33) — 1 шт.
  • Пассажирский ХАИ-1 ХАИ (/33) — выпущен опытный первый экз.
  • Бесхвостка ХАИ-4 ХАИ «Осоавиахимовец Украины» () — 1 шт.
  • Истребитель И-Z Григоровича (—) — 50 шт.
  • Истребитель ИП-1 Григоровича (—) — 90 шт.
  • Разведчик, бомбардировщик ХАИ-5 И. Немана (Р-10) (—) — 355 шт.
  • Бомбардировщик Су-2 Туполева и Сухого (-январь , Пермь) — 785 шт.
  • Истребитель Су-1 Сухого () — 1 шт..
  • Ближний бомбардировщик Су-3 Сухого () — 1 шт.
  • Тяжёлый двухмоторный истребитель Гр-1 П. Грушина () — 2 экз.
  • Скоростной бомбардировщик Гр-2 Грушина () — 1 экз.
  • Истребитель Як-7 Яковлева (ноябрь -?) — ? экз. (из готовых деталей).
  • Истребитель Як-9 Яковлева (конец -?) — ? экз.
  • Истребитель-бомбардировщик Як-9Б Яковлева (194.?) — ? экз.
  • Пассажирский Як-8 Яковлева () — 5 шт.
  • Учебный Як-18 Яковлева (—) — 408 шт.
  • Спарка МиГ-15УТИ Микояна и Гуревича (—) — 538 шт.
  • Реактивный пассажирский Ту-104 Туполева (—) — 43 шт.
  • Реактивный пассажирский Ту-124 Туполева (—) — 163 шт.
  • Реактивный пассажирский Ту-134 Туполева (—) — 848 шт.
  • Военный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) Ту-141 «Стриж» (—/92) — 152.
  • Стратегическая крылатая ракета (СКР) Х-55 «НПО Радуга» (—?) — военная тайна.
  • Транспортные Ан-72 Антонова (-?) — 97 шт.
    • Штабные Ан-72С Антонова (199.?) — ? шт.
    • Патрульные Ан-72П Антонова (199.) — несколько? шт.
  • Пассажирский Ан-74 Антонова (-?) — 80 шт.
    • Транспортно-конвертируемые Ан-74ТК-300 — 3 шт.
      • Ан-74ТК-300Д с VIP салоном для ГАП «Украина»
      • Ан-74ТК-300Д с VIP салоном — 1 экз. (строился с 2005 — сдан в 2009) для президента Ливии.
      • Ан-74ТК-300Д с VIP салоном для правительства Лаоса (2009 год).
    • Ан-74Т-200А — 3 шт. для ВВС Египта в 2003 — 2010 гг.
    • Транспортные Ан-74Т-200 — 12 шт. по заказу Sepah Air Force (Иран)
      • Ан-74Т-200 — 1 шт.
      • Санитарные Ан-74ТК-200С — 2 шт. заказаны Ливией в 2003 г., в 2009 не достроены.
  • Пассажирский Ан-140 (—) — всего до 2016 года было выпущено 36 самолетов Ан-140 и Ан-140-100, при этом на ХГАПП полностью были собраны и переданы в эксплуатацию 14 самолетов (первые 3 самолета АН-140 совместно с АНТК им. О.К.Антонова). Остальные самолеты производились в основном из комплектующих и агрегатов ХГАПП на самолетостроительной компании HESA (Исфахан, Иран) — по состоянию на 2012 год — 8 самолётов, ещё 10 на самарском заводе «Авиакор»
  • Пассажирский Ан-148 () — два комплекта крыльев и центроплана для завода «Авиант».
  • Лёгкие самолёты ХАЗ-30 (с ) — около 10 шт.

Также заводом выпускались детали, узлы, фюзеляжи и крылья самолётов: Як-1, Як-3 (крылья), Як-7, Як-9, Ла-5, Ил-2, Ан-148.

Иркутские крылья Победы

Всего с 1941 по 1945 гг. Иркутский авиазавод выпустил почти 2200 самолетов, в том числе: 730 пикирующих бомбардировщиков Пе-2, 134 дальних истребителя Пе-3бис, 919 тяжелых бомбардировщиков Ил-4, 391 дальний бомбардировщик Ер-2, четыре самолета особого назначения Ер-2ОН. Во время войны на заводе ежедневно собирали по 1-2 самолета, а к середине 1942 года темп выпуска бомбардировщиков Пе-2 доходил до пяти машин в сутки. Кроме того, в течение всей войны завод ежемесячно выпускал до 25 тысяч корпусов 82-миллиметровых пехотных мин. Специально созданный минный цех работал круглосуточно, без выходных. В ритме около 1000 мин в сутки цех проработал до конца войны.

Также на средства, собранные иркутскими комсомольцами, заводская молодежь построила колонну из 12 танков, которая была отправлена на Северо-Западный фронт. За ударную работу завод 12 раз был удостоен благодарности Верховного Главнокомандующего.

За этими цифрами – титанический самоотверженный труд всего коллектива завода. Сразу после начала войны около 4000 заводчан ушли на фронт, их место у станков заняли женщины и подростки. Чтобы выполнить и перевыполнить производственное задание, коллективу приходилось трудиться, месяцами не покидая предприятия.

Родина высоко оценила труд иркутских авиастроителей. Указом президиума Верховного Совета СССР от 20 сентября 1945 года за образцовое выполнение заданий правительства по производству боевых самолетов руководство и работники завода №39 – всего около 200 человек – были награждены орденами и медалями. 

Текст подготовлен на основе материалов книги Г.И. Хвощевского «Страницы истории авиационного завода №39 им. Менжинского: от Москвы до Иркутска», а также архивных материалов Музея истории Иркутского авиазавода.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector