Пролив босфор на карте мира — пролив между черным и мраморным морями — пролив между европой и азией

Почему не сделали?

Раз столько плюсов, почему Николай I не согласился на захват Проливов? Ответ тут может быть обстоятельным, долгим и подробным, а может — простым, своего рода философским. Мы ограничимся вторым.

Английский историк флота сэр Джулиан Корбетт в своё время дал такой ответ на вопрос, для чего нужна морская мощь:Господство на море необходимо только для контроля морских коммуникаций, которые используются для коммерческих или военных целей. Вообще, объект войны на море — именно коммуникации, в отличие от войны на суше, в которой основной целью является завоевание территорий. Различие фундаментальное».

То есть в морской логике самую главную роль занимают коммуникации, в сухопутной логике — территории.

Иначе удержание анклава в Проливах невозможно.

На ту же тему Нам нужнее: как Сталин проливы заполучить хотел

Кейт Нильсон в книгеФлот и глобальная защита» отмечал:Тогда как другие нации считали море своим противником, который не уменьшает, а увеличивает трудности, британский флот всегда полагал, что море — естественный союзник, который облегчит положение, который даст возможность укрыться от превосходящих сил, который помогает совершить манёвр».

Так вот, в глазах российского руководства — и флотского, и сухопутного — море всегда представлялось противником, который задерживает или уменьшает доставку грузов, не даёт вовремя перекинуть подкрепления, и т. д. В то, что логистика по морю и дешевле, и удобнее сухопутной, просто не верили на уровне инстинктов.

Именно поэтому Николай I в конечном итоге решил опереться не на мнение Лазарева, Корнилова и великого князя Константина, а на мнение Меншикова, который, хоть и был морским министром, к флоту имел отношение очень далёкое. Раз Меншиков сказал, что захват Проливов невозможен — значит так тому и быть.

Турция должна «заплатить высокую цену»

Во время войны Турция формально оставалась нейтральной, но фактически подыгрывала гитлеровской Германии — особенно в первые годы, когда победа немцев казалось весьма вероятной. Так, в 1942 и 1943 годах турки — невзирая ни на какие конвенции — пропустили через проливы в Чёрное море германские десантные баржи, которые затем использовались в операциях на советском черноморском побережье. Советскому Союзу приходилось держать значительные силы на черноморском направлении и в Закавказье, так как резонно нужно было опасаться открытого выступления Турции на стороне Гитлера. Турки уже давно зарились на советскую Армению и Грузию, так что их вступление в войну на стороне стран «Оси» было вполне вероятным. Правда, великая победа в Сталинграде охладила авантюрные настроения турецкой верхушки. Но в Москве не забыли коварного поведения турок. И когда окончательная победа уже была близка — решили призвать Стамбул к ответу. Турки — по мнению советского руководства — должны были «заплатить высокую цену» за своё двурушничество. И этой «ценой» должны были стать именно проливы…

И вашим и нашим

Турция всегда дорожила своими проливами. В 1930-е годы она заручилась поддержкой Франции, чтобы обезопасить себя от имперских планов фашисткой Италии, которая стремилась установить господство в Средиземноморском регионе, как во времена Древнего Рима. Ключевое для Турции событие произошло летом 1936 года, когда была подписана Конвенция Монтрё, обозначившая суверенитет Анкары над Босфором и Дарданеллами.

После того как Германия в июне 1940 года захватила Францию, Турция быстро переориентировалась на нового партнера, которому в случае необходимости предоставляла возможность выхода в Черное море. Пропуская немецкие военные корабли, Турция нарушала конвенцию. И чтобы создавать видимость соблюдения международного права, германский флот через проливы шел под торговыми флагами, однако к берегам СССР он подходил с совершенно другими намерениями.

Находясь под протекторатом Германии, Турция стала вынашивать планы нападения на Советский Союз. И предлог для этого нашелся. В октябре 1942 года в Анкаре заявили, что не могут оставаться безразличными к судьбам 40 миллионов тюрков, проживающих на территории Советского Союза. Турецкая армия начала на кавказской границе маневры в надежде спровоцировать СССР. К середине 1943 года Турция сосредоточила там 24 дивизии. Москва была вынуждена перебросить значительные силы в район Закавказья, хотя они были нужны на более важных участках фронта.

Океаны

Океан (от имени древнегреческого божества Океана) — крупнейший водный объект, составляющий часть Мирового океана, расположенный среди материков, обладающий системой циркуляции вод и другими специфическими особенностями. 

Площадь поверхности Мирового океана, в состав которого входят океаны и моря, составляет около 71 % поверхности Земли (около 361 млн км²). 

Список океанов

Океан Площадь, млн км² Объём, млн км³ Средняя глубина, м Наибольшая глубина, м Моря
Тихий 169,2 710 4280 11 022 (Марианский жёлоб) Берингово, Охотское, Японское, Восточно-Китайское, Жёлтое, Южно-Китайское, Яванское, Сулавеси, Сулу, Филиппинское, Арафурское, Коралловое, Фиджи, Тасманово
Атлантический 91,6 329,7 3600 8742 (жёлоб Пуэрто-Рико) Балтийское, Северное, Средиземное, Чёрное, Саргассово, Карибское, Адриатическое, Азовское, Балеарское, Ионическое, Ирландское, Мраморное, Тирренское, Эгейское; Бискайский залив, Гвинейский залив, Мексиканский залив
Индийский 73,556 292,1 3890 7725 (Зондский жёлоб) Андаманское, Аравийское, Красное, Лаккадивское, Тиморское; Бенгальский залив, Большой Австралийский залив, Персидский залив
Северный Ледовитый 14,75 18,1 1225 5527 (в Гренландском море) Норвежское, Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Гренландское, Бофорта, Баффина, Линкольна; Гудзонов залив
Южный* 20,327 72,37 3270 8264 (Южно-Сандвичев жёлоб) Море Лазарева, Море Рисер-Ларсена, Море Космонавтов, Море Содружества, Море Дейвиса, Море Моусона, Море Дюрвиля, Море Сомова, Море Росса, Море Амундсена, Море Беллинсгаузена, Море Скоша, Море Уэдделла

*Традиционно одни источники делили Мировой океан на четыре части, другие на пять. В публикациях Международной гидрографической организации Южный океан из состава Атлантического, Индийского и Тихого был выделен в 1937 году. Однако впоследствии от выделения отдельного Южного океана отказались. В 2000 году Международная гидрографическая организация приняла вариант разделения на пять океанов, но данное решение пока не прошло ратификацию и поэтому юридически остаётся лишь 4 океана. 

Зачем нужны Проливы?

Этот вопрос очень часто возникает, когда начинается обсуждение по той или иной исторической развилке.

Ну что ж, есть целый комплекс причин, почему Россия всегда облизывалась на Босфор и Дарданеллы.

Во-первых, их захват, по сути, давал России возможность серьёзной экономии на военных расходах. Смотрите сами. Если занят и укреплён хотя бы Северный Босфор, то не нужно содержать Черноморский флот — Чёрное море становится внутренним русским морем по типу Каспийского, — не надо тратиться на строительство и содержание черноморских крепостей, а все усилия можно бросить на укрепление Босфора.

Траты России на Черноморский флот в николаевскую эпоху составляли в разные периоды от трёх до семи миллионов рублей. Содержание и перестройка крепостей на Чёрном море оценивались уже в восьмизначные суммы, то есть в десятки миллионов ежегодно.

Согласитесь — серьёзная экономия.

Ели же Россия захватывала и Босфор, и Дарданеллы, то она получала две подобные позиции, которые именно в силу географии (о ней детальный разговор пойдёт чуть ниже) были практически неприступными.

Во-вторых, с начала XIX века всё большую важность для России приобретал экспорт зерна и хлеба через Чёрное море. Ещё в 1830-х годах основная доля вывозимого зерна проходила через Балтику и Белое море

В период с 1830 по 1834 годы «северный экспорт» составил 1 919 000 четвертей зерна, а «южный» — 868 000 четвертей, или 31 процент от всего экспорта. Однако через 20 лет ситуация поменялась. В 1851–1853 годах через Чёрное море вывозили уже 4 894 000 четвертей, или 64,5% всего российского экспорта. То есть поставка основного российского экспортного товара через Чёрное море стала теперь важнее даже Балтики и Белого моря. Именно поэтому вопрос о Проливах становился главнейшим в политике государства. Ведь Османская империя в случае любой войны — с Россией или нет — закрывала проход торговых судов по Проливам, и русские купцы и промышленники начинали терпеть ужасные убытки

Ещё в 1830-х годах основная доля вывозимого зерна проходила через Балтику и Белое море. В период с 1830 по 1834 годы «северный экспорт» составил 1 919 000 четвертей зерна, а «южный» — 868 000 четвертей, или 31 процент от всего экспорта. Однако через 20 лет ситуация поменялась. В 1851–1853 годах через Чёрное море вывозили уже 4 894 000 четвертей, или 64,5% всего российского экспорта. То есть поставка основного российского экспортного товара через Чёрное море стала теперь важнее даже Балтики и Белого моря. Именно поэтому вопрос о Проливах становился главнейшим в политике государства. Ведь Османская империя в случае любой войны — с Россией или нет — закрывала проход торговых судов по Проливам, и русские купцы и промышленники начинали терпеть ужасные убытки.

Таким образом, обладание Босфором и Дарданеллами для России было обусловлено не только военными соображениями, но и экономическими.

Была и третья причина — далеко не последняя, а тоже довольно важная, особенно в ту эпоху. Почти весь XIX век население вокруг Босфора и Дарданелл было преимущественно немусульманским. Даже в Стамбуле — столице Османской империи — титульная нация (османы) составляла только 36,1%, а большинство населения (более 46%) были греками. Так что захват Проливов ставил бы Россию в глазах христиан как страну, которая защищает христианство не только словом, но и делом.

Сбросить «проклятие проливов»

Взгляд на проливы, как ключ к Чёрному морю, разделял и Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Сталин. Ещё в начале 1930-х годов в беседе с адмиралом Исаковым он говорил: «Что такое Чёрное море? Бутылка. А пробка не у нас…». Именно тогда — сознавая уязвимость русских позиций на Чёрном море (и на Балтике) — Сталин решил создавать Северный флот. Чтобы хотя бы через арктические трассы иметь свободный выход в Мировой океан. Правда, в 1936 году была Заключена международная конвенция в Монтре (действующая до сих пор). Эта конвенция устанавливала ограничения для прохода военных судов нечерноморских держав через проливы. Нечерноморским государствам (Англии или, к примеру, США) было разрешено отправлять в Чёрное море только лёгкие надводные корабли. Причём общий тоннаж этих кораблей, единовременно находящихся в Чёрном море, не должен был превышать 30 тысяч тонн (а судов одной из держав — 20 тысяч тонн). Военные суда Турции, СССР и других стран, имеющих выход к Чёрному морю, — могли передвигаться через проливы без всяких ограничений. Но все же и в таком виде статус проливов не устраивал Сталина. Потому что конвенция сохраняла исключительный суверенитет Турции над проливами. То есть Турция в любой момент могла закрыть проливы — как бы это было неудобно и как бы это ни нравилось Советскому Союзу. Кроме того, контроль за тоннажем чужестранных судов, входящих в Босфор, опять же был делом «доброй воли» турок. Стоило туркам рассориться с Советами — как они могли позвать к себе на подмогу сколько угодно вражеских кораблей, наплевав на все конвенции. Сталину такая ситуация не нравилась. Но пока приходилось терпеть, ожидая подходящего случая, чтобы сбросить с себя это «проклятие проливов». Подходящий случай, как казалось, представился в конце Второй мировой войны — в 1945 году…

География

Очень часто говорят, что Россия не могла захватить Проливы, приводя в пример Дарданелльскую операцию Англии и Франции 1915 года. Мол, раз союзники не смогли, то куда уж этим сиволапым русским?

«Вид на Босфор». Художник Максим Воробьёв

Это не совсем так, и главное отличие тут в географии, о чём часто забывают. Северный берег Босфора по обоим берегам — равнинный, южный берег Дарданелл — гористый. Течение (мы говорим о течении на поверхности, ибо в Проливах два течения: одно из них — подводное) в Босфоре направлено из Чёрного моря в Мраморное, и оно довольно сильное — 7,2 км/ч, или 4,5 узла.

То есть условный корабль, зашедший из Чёрного моря в Босфор, будет плыть по направлению к Мраморному морю даже без парусов и без иных движителей. Напротив, корабль, двигающийся в Чёрное море, вынужден будет преодолевать это течение.

Как мы понимаем, фактор течения особенно был важен в парусную эпоху и в самом начале эпохи пара, когда паровые машины были маломощны и несовершенны.

Простой факт времён Крымской войны: в 1853 году союзные флоты Англии и Франции боялись, что русские проведут операцию по захвату Проливов раньше, чем они успеют войти в Чёрное море.

Двадцать второго октября 1853 года винтовые корабли англичан и французов, подняв якоря, попытались пройти вверх по проливу, парусные линейные корабли шли на буксире. Но союзников ждало разочарование. «Шарлемань» (машина в 120 лошадиных сил) с «Вальми» на буксире счёл течение столь сильным, что прекратил буксировку ещё до того, как прошёл пролив сам. Британский винтовой линейный корабль «Санспарейль» (500 лошадиных сил) попытался буксировать угольщик, но также потерпел неудачу. Успехом закончились лишь две попытки буксировки: самый мощный (650 л. с.) во французском флоте колёсный пароходофрегат «Гомер» отбуксировал «Иену» — хотя и очень медленно. Также новейший винтовой линкор «Наполеон» (450 лошадиных сил), взяв на буксир французский флагман «Виль де Пари», с впечатляющей лёгкостью преодолел пролив, оставив позади большинство французских и все британские корабли. Союзникам пришлось ждать благоприятного ветра, чтобы войти в Босфор.

Что мы видим? Во-первых, только два винтовых корабля справились с течением Босфора, причём, ведя на буксире ещё кого-то. Остальные же суда даже без «нагрузки» с течением справиться не смогли и стали ждать попутного ветра. К слову, это форсирование для «Наполеона» не прошло без последствий — он так основательно посадил машины, что был отправлен на ремонт в Тулон.

Какой вывод напрашивается? В случае русской операции на Босфор течение помогало бы русским кораблям и мешало бы противнику, причём настолько, что сделало бы (по крайней мере на 1853 год) техническое преимущество английских и французских линкоров ничтожным. То есть за счёт течения русский флот получил бы против себя… такой же парусный флот.

Мосты через Пролив Босфор

Мосты через Пролив Босфор.

Берега Босфора соединяют Босфорский мост длиной более 1 000 метров и мост султана Мехмеда Фатиха длиной 1 090 метров. Также планируется построить третий автодорожный мост протяженностью 1 275 метров.

Если же обратиться к подлинной, а не воображаемой истории, то можно узнать, что первым построившим через пролив мост, был персидский царь Дарий, переправивший через Босфор семисоттысячную армию по временному мосту, который состоял из плотов, перекинутых с корабля на корабль. Насколько грандиозное мероприятие он совершил в инжинерном плане настолько бездарно провалился сам поход во владения Скифов. Не приняв ни одного сражения Дарий потерял всё своё необразимо огромное войско.

Через Босфор перекинуты два моста. Первый из них, называется Босфорским. С момента его завершения в 1973 году по нему ежедневно с одного континента на другой проезжает почти 200.000 автомобилей. Он – самый известный ориентир Стамбула. Общая длина этого подвесного моста 1560 метров.

Второй мост носит имя султана Мехмеда Завоевателя, его еще называют «Второй босфорский мост». Мост был построен около крепости Румели-Хисары к 535-летию завоевания Константинополя султаном Мехмедом Фатихом, его длина чуть меньше – 1510 метров, он завершен был в 1988 году. В то время когда его начали возводить, многие говорили, что мост может испортить силуэт города и всю прелесть Босфора. Но, не смотря на это, мост, сооруженный в одном из красивейших городов мира, среди великих памятников истории, наравне с его мечетями и дворцами, смог гармонично вписаться в извилины окружающих холмов.

Третий мост через Босфор (Мост Султана Селима Грозного), строительство которого началось в 2013 году, будет пересекать Босфор в его северной части, у выхода в Чёрное море. Мост будет совмещать на одном уровне две железнодорожные ветки и восемь автомобильных полосы. Строительство моста планируется завершить к концу 2015 года.

Чудовищно огромные, днем они выглядят изящными тонкими нитями, протянутыми от одного берега к другому, а по ночам сияют под звездным небом огнями всех цветов радуги.

Нынешние жители Турции гордятся своими мостоми через пролив. 

Острова пролива Дарданеллы

В Мраморном море несколько островов. Крупнейший из них Мармара, именно его именем назвали само море. На острове с древности и по сей день, добывают белый мрамор, а на побережье – можно найти шикарный пляж.

Другой остров – Тюркели, рай для любителей пляжного отдыха и вина, расположен на юго-западе. Наконец, девять, так называемых, Принцевых островов, находятся в пределах 25 км от Стамбула, четыре из них открыты для посещения, один – в частной собственности и другие четыре — необитаемы. Между материком и островами работает паромное сообщение. На паром можно сесть в порту Кабаташ, это конечная остановка трамвая.

На острова ездят как туристы, так и местные: гулять, купаться и загорать

Особое внимание стоит уделить двум из них. Это Кыналыада – ближайший к Стамбулу, спокойный и уютный остров с лучшими пляжами, особенно хорош для туристов с маленькими детьми

Далее, проехав мимо двух похожих на него островов, Бургазады и Хейбелиады, стоит высадиться на острове Бююкада. Это «законсервированный» и особо охраняемый муниципалитетом остров, самый посещаемый и интересный для туристов, ищущих погружения в местный колорит. На нем запрещено строить современные здания и нарушать атмосферу старины и самобытности.

На Бююкаде «табу» на классические автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Лошади, повозки, фаэтоны, электромобили и велосипеды: вот и весь выбор транспортных средств. Многие туристы гуляют по острову пешком. На пристани работает множество кафе, где готовят свежие морепродукты, и магазинов с местными сувенирами. Не пропустите уникальный мир Мармары, это небольшое море обогатит ваши впечатления от поездки по Турции.

Стратегическое значение Пролива Дарданеллы

Географическое расположение и значение моря для транзита из Европы в Азию сложно недооценить: оно соединяет два Мира посредством проливов Босфор и Дарданеллы. На обоих берегах тридцати километровой петляющей водной трассы между Черным и Мраморным морями — Босфора, стоит Стамбул.

Босфор и Дарданеллы являются звеньями цепи, соединяющей закрытое море (Черное) с открытым (Средиземным). Эти проливы не раз становились предметом спора ведущих мировых держав. Для России в 19 веке путь к Средиземному морю обеспечивал доступ к центру мировой торговли и цивилизации.

В современном мире он также имеет важное значение, является «ключом» к Черному морю. Международная конвенция предполагает, что проход торговых и военных судов через черноморские проливы должен быть бесплатным и свободным

Однако Турция, которая является основным регулятором движения через пролив Босфор, старается использовать эту ситуацию в своих интересах.

Когда в 2004 году сильно увеличился объем экспорта нефти из России, Турция санкционировала ограничение движения судов в Босфоре. В проливе появились пробки, а нефтяники стали нести всевозможные убытки за срыв сроков поставок и простой танкеров. Россия официально обвинила Турцию в намеренном осложнении движения на Босфоре с целью перенаправления экспортного грузопотока нефти в порт Джейхан, чьи услуги являются платными.

Это не единственная попытка Турции извлечь выгоду из своего геофизического положения. Страна разработала проект строительства Босфорского канала. Идея хороша, однако Турецкая Республика пока не нашла инвесторов для воплощения в жизнь этого проекта.

Климат

Поскольку Черное море обладает среднеконтинентальным расположением, климат здесь в большей степени континентальный. Он характеризуется редкими осадками, жарким летом и холодной зимой. Но такая погода свойственна не всем участкам. Поскольку на юге Крыма и на черноморском побережье Кавказа расположены горы, они защищают водоем от холодного ветра, из-за чего в этих областях наблюдается средиземноморский климат. А на юго-востоке Туапсе царствует влажный субтропический.

Интересный факт: если на территории Черного моря начинается плохая погода, в большинстве случаев в этом виноват Атлантический океан, откуда приходят различные циклоны.

На северо-восточном побережье Черного моря располагается Новороссийская область. На ее территории горы обладают небольшой высотой. Из-за этого они не сдерживают холодный ветер, который без проблем добирается до водоема. Зато с юго-запада идут теплые потоки. Летом над Черным морем располагается отрог Азорского антициклона. В связи с этими факторами, на большей части водоема зимой наблюдается теплая влажная погода, а летом жаркая и сухая.

Берег Черного моря зимой

Зимой средняя температура на севере Черного моря обычно колеблется в диапазоне от -3 до -1 градусов Цельсия, однако из-за определенных факторов может опускаться до – 10. Осадки выпадают редко. На южных территориях в период с декабря по февраль температура практически никогда не падает ниже + 5.

Летом в северной части водоема температура чаще всего находится в диапазоне от +23 до +25 градусов Цельсия. На южных территориях она может достигать +37. Самым жарким считается побережье Кавказа, где средняя температура в течение года составляет +17 градусов.

Фото Черного моря с берегов Крыма

Существенное влияние на изменение климата в южной части Черного моря оказывают Понтийские горы. Они не пропускают теплый ветер, движущийся с юга, однако когда до этих территорий доходят северные воздушные массы, они уже успевают нагреться и вобрать в себя большое количество влаги. Из-за этого на юге Черного моря царит субтропический климат. Зимой средняя температура составляет +7 градусов Цельсия, а летом +23.

Интересный факт: несмотря на то, что эти территории являются южными, температура здесь редко превышает +30 градусов Цельсия.

Больше всего осадков выпадает на землях Кавказа. Здесь их количество может доходить до 1500 мм за год. Зато на северо-западе они являются редкостью – лишь 300 мм в год. Облака над Черным морем – частое явление. Их можно наблюдать на протяжении 200-220 суток в году.

В зимнее время вода на поверхности Черного моря не замерзает, поскольку ее температура не опускается ниже +7 градусов Цельсия. Лишь на протяжении долгих суровых морозов на севере может образоваться припай, но такое случается раз в 20-30 лет.

История

Как часть единственного прохода между Чёрным морем и Средиземным морем Босфор имеет большое значение в торговле и военном деле. Контроль над ним был целью ряда конфликтов, в частности Русско-турецкой войны (1877—1878 годы), а также нападения союзных держав на Дарданеллы во время битвы 1915 года при Галлиполи в ходе Первой мировой войны.

Древнегреческие, персидские, римские и византийские эпохи (до 1453 года)

Греческий город-государство Афины в V веке до н. э., зависящий от импорта зерна из Скифии, поддерживал союзные отношения с городами, контролировавшими проливы, такими как Византий.

Персидский царь Дарий I Великий, пытаясь подчинить скифов, переправился через Босфор, а затем двинулся к реке Дунай. Его армия пересекла пролив по наплавному мосту, построенному из лодок. Много лет спустя, во время вторжения Ксеркса I в Грецию, через пролив Дарданеллы (Геллеспонт) был построен аналогичный лодочный мост.

Османская эпоха (1453—1922)

29 мая 1453 года Османская империя завоевала Константинополь после продолжительной осады, в ходе которой османы построили укрепления по обе стороны пролива, Анадолухисары (1393) и Румелихисары (1451), готовясь не только к основной битве, но и к установлению долгосрочного контроля над Босфором и проходящим через него водными путями. Вместе с первым путешествием Христофора Колумба в Америку в 1492 году завоевание Константинополя в 1453 году считается одним из событий, положивших конец Средневековью и ознаменовавших переход к ренессансу и эпохе открытий.

В период своего расцвета между XVI и XVIII веками, Османская империя использовала стратегическое значение Босфора для расширения своих региональных амбиций и установления контроля над всей акваторией Чёрного моря, которую они считали «османским озером».

Впоследствии несколько международных договоров регулировали проход судов в этих водах. По договору Гюнкара Искелеси от 8 июля 1833 года проливы Босфор и Дарданеллы должны были быть закрыты по требованию России для морских судов других держав. По условиям Лондонской конвенции о проливах, заключенной 13 июля 1841 года между Россией, Соединенным Королевством, Францией, Австрией и Пруссией, «древнее правление» Османской империи было восстановлено путем закрытия турецких проливов для любых военных кораблей, за исключением кораблей союзников Султана во время войны.

После Первой мировой войны Севрский договор 1920 года демилитаризовал пролив и сделал его международной территорией под контролем Лиги Наций.

Турецкая Республиканская эра (1923—настоящее время)

В соответствии с Лозаннским договором (1923) проливы возвращались Турции, однако всем иностранным военным кораблям и коммерческим судам был разрешён свободный проход. В дальнейшем режим судоходства регулировался Конвенцией Монтрё о режиме проливов от 20 июля 1936 года. По ней Турция сохраняет за собой право ограничивать морские перевозки государств, не являющихся черноморскими.

Турция сохраняла нейтралитет во время Второй мировой войны до февраля 1945 года, и в это время проливы были закрыты для военных кораблей воюющих стран, хотя некоторым немецким вспомогательным судам было разрешено проходить транзитом. Это, а также требования Сталина о возвращении турецких провинций Карс, Артвин и Ардахан Советскому Союзу (потерянные Турцией в Русско-турецкой войне 1877—1878 годов, и возвращённые Карским договором в 1921 году) были соображениями в решении Турции отказаться от нейтралитета во внешних делах. Турция объявила войну Германии в феврале 1945 года, но не участвовала в наступательных действиях.

В начале XXI века турецкие проливы стали особенно важными для нефтяной промышленности. Российская нефть экспортируется танкерами в первую очередь в Западную Европу и США через проливы Босфор и Дарданеллы. В 2011 году Турция запланировала 50-километровый канал через Силиври в качестве второго водного пути.

Возможные действия противника

А что же турецкий флот, спросит искушённый читатель? К 1848 году он насчитывал 74 боевых единицы, их них 35 судов базировалось в Стамбуле. Линейных кораблей насчитывалось 12 (из них два — первого ранга, три — второго, остальные — третьего), 12 фрегатов, 14 корветов и 22 парохода, правда, из них всего четыре большой мощности.

Стамбул, бухта Золотой Рог. Художник Иван Айвазовский

Боеспособность турецкого флота на 1849 год Лазарев оценивал весьма низко, отмечая, что «такелаж плохого качества, а парусина весьма низкого достоинства». Гипотетический удар в начале 1850 года застал бы турецкий флот в стадии перестройки. Имелась проблема и с экипажами и офицерами: не так давно открывшаяся Османская Морская Академия просто не успела ещё выпустить достаточное количество кадров. В пользу плана Лазарева играло то, что американских советников после смерти Махмуда II турки просто выгнали, а с англичанами заново налаживать сотрудничество начали только в 1848 году.

Вот что пишет великий князь:

В отношении к нему могут быть предположения:

В первом случае великий князь предлагает не замечать его и идти напролом к Босфору. Если же турки осмелятся на генеральное сражение — дать его. Исход не вызывает у Константина Николаевича сомнений.

Во втором случае князь советует не связываться с турецким флотом у Буюк-дере и идти прямо к Стамбулу. Здесь при необходимости можно принять бой на якоре, памятуя про течение (3 узла), которое будет сносить турок к Мраморному морю и мешать скоординированной атаке.

И далее:

Крепость Чанак-Кале в Дарданеллах

Обратите внимание на её расположение. В 1915 году Антанта атаковала дарданелльские укрепления с другого края полуострова, то есть в гору

Высадка же со стороны пролива не представляет сложностей

Примечания

  1. Босфор // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  2. Кравчук П. А. Рекорды природы. — Л.: Эрудит, 1993. — 216 с. — 60 000 экз. — ISBN 5-7707-2044-1., с. 22
  3. Босфор //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  4. Гриневецкий С. Р., Зонн И. С., Жильцов С. С. Черноморская энциклопедия (рус.). — М.: Международные отношения, 2006. — 94 с.
  5. . MIDSHIPS.RU. — Морской Каталог-Справочник. Дата обращения: 26 февраля 2013.
  6. . geosfera.info. Дата обращения: 11 декабря 2018.
  7. Босфор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  8. Панченко Ю. П. . Вестник морского государственного университета. Серия Судовождение (2009). Дата обращения: 26 февраля 2013.
  9. . www.korabel.ru. Дата обращения: 11 декабря 2018.
  10.  (недоступная ссылка). www.marmaray.com. Дата обращения: 11 декабря 2018.
  11. . www.dailysabah.com. Дата обращения: 11 декабря 2018., December 18, 2016.
  12. . Workmall.com (24 марта 2007). Дата обращения: 8 июня 2010.
  13. . Robert Cutler (28 марта 1999). Дата обращения: 8 июня 2010.
  14. . www.nce.co.uk (20 апреля 2011). Дата обращения: 10 сентября 2020.
  15. Marfeldt, Birgitte. . ing.dk (29 апреля 2011). Дата обращения: 10 сентября 2020.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector