Как отдыхает экипаж самолёта в перерывах между рейсами
Содержание:
- Принудительная посадка
- Комната отдыха для бортпроводников
- Обучение и переподготовка экипажа
- Экипаж судов
- Запрет на полеты
- Что влияет на зарплату пилотов
- Кто может стать летчиком
- Отдельная комната для сменных пилотов
- Бортпроводники
- Размещение оборудования в кабине
- Причины трагедии
- 2.3. Допуск летного состава к полетам.
- Причины, по которым вы можете потерять багаж
- Переговоры в кабине экипажа перед крушением
- НОРМАТИВЫ МИНИМАЛЬНОГО СОСТАВА ЭКИПАЖЕЙ САМОХОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СУДОВ ВНУТРЕННЕГО ПЛАВАНИЯ, ИМЕЮЩИХ СИМВОЛ «А» В ФОРМУЛЕ КЛАССА СУДНА И ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХСЯ С СОВМЕЩЕНИЕМ ПРОФЕССИЙ
- Описание профессии
Принудительная посадка
О том, что так называемый «Северный Альянс» воюет с движением «Талибан» (организация, запрещенная на территории РФ), экипаж Ил-76, конечно, знал. Более того, до рейсов с патронами в Кандагар к талибам они возили продукты питания, воду, народно-хозяйственные грузы, поэтому знали и диспетчеров в Кандагаре, и даже летчиков, состоявших на службе у «Талибана».
Первые два рейса с «ящиками» прошли нормально, а вот 3 августа в районе Кандагара от них потребовали посадки для досмотра. На хвост Ил-76 сел старенький МиГ-21, и талибы пригрозили в случае отказа сбить транспортник. Шарпатов был готов побороться, но под давлением экипажа решил садиться.
А дальше была проверка ящиков, в ходе которой нашли единственную коробку с мелкокалиберными снарядами, запрещенным к перевозке на гражданских самолетах грузом. Экипажу грозили шариатским судом и смертной казнью. До этого, правда, не дошло: командиры талибов понимали, что русский самолет с экипажем может быть использован как предмет торга.
Ил-76ТД борт RA-76842 за 4 месяца до захвата. Фото: Commons.wikimedia.org/ By Aero Icarus from Zürich, Switzerland
Комната отдыха для бортпроводников
Большинство авиалайнеров имеют специально оборудованные зоны отдыха для экипажа. Они недоступны для пассажиров и обычно закрываются во время полета, чтобы предотвратить несанкционированный доступ.
В начале статьи мы упоминали секретную комнату «Crew Rest», предназначенную для отдыха бортового персонала. Это место обычно находится на 2-м этаже, или уровне, самолета. В случае, когда нет второго этажа, оно прячется под «потолком» первого, над пассажирскими креслами.
Вход в тайную комнату тоже разный. В некоторые «спальни» можно попасть через потайной люк, похожий на верхний мусорный бак или типичный вещевой ящик.
Так принято, к примеру, в Boeing 773 авиакомпании American Airline. А на борту Boeing 787-8 Dreamliner для этого имеется невзрачная дверь в задней части самолета — после пассажирской секции с креслами и перед помещением для хранения продуктов питания.
@_zachgriff / Instagram
Табличка «Только для экипажа» может свидетельствовать о том, что скрывается внутри, но на это мало кто обращает внимание. Люди обычно думают, что дверь ведет в техпомещение, кладовку или уборную
Но откройте ее (вам потребуется код или ключ) — и вы увидите лестницу, ведущую к зоне отдыха.
Будьте осторожны и не торопитесь при движении наверх, чтобы не удариться головой, — здесь действительно очень тесно.
Поднявшись наверх, вы найдете несколько спальных мест-лежанок. В 787-8 Dreamliner (а также в Airbus A350, Qantas А380 и т. д.) их шесть — три расположены рядом друг с другом, остальные расставлены в форме подковы, окружающей выход на лестницу.
Есть семи- и восьмиместные вариации — в общем, до десяти кроватей плюс место для хранения вещей. Размер, расположение, конфигурация и обустройство комнаты на разных самолетах отличаются. В любом случае, здесь не так много места для маневров, а потолок настолько низкий, что приходится пригибаться.
Авиакомпании могут выбирать разные планировки. Иногда лежанки установлены вдоль узкого прохода по корабельному типу (Боинг 773) и снабжены тканевыми шторками или раздвижными дверцами для персональной изоляции; в других спальных зонах применяются двухъярусные конструкции, стоящие друг на друге, как кубики (Malaysian Air A380); третьи представляют собой матрасы, уложенные рядом и разделенные небольшими поролоновыми перегородками.
У каждого отдыхающего есть собственный ремень безопасности и плотная занавеска для дополнительной изоляции от коллег.
Спать здесь не очень приятно — протестировав одну из кроватей, вы подтвердите, что новые кресла бизнес-класса определенно комфортнее. Но комплекты мягких подушек и одеял позволяют расположиться более-менее удобно.
Удивительно, как много вещей умещается в столь небольшом пространстве без окон. Вы найдете здесь детекторы дыма, огнетушители, фонарики и переносные кислородные баллоны для использования в экстренных случаях.
Есть также предметы комфорта, такие как розетки, небольшие зеркала, крючки для одежды и телефон для связи с другими бортовыми станциями, кое-где даже телевизоры и Wi-Fi.
Обучение и переподготовка экипажа
Как правило, нигде в мире не требуется наличие лицензии для бортпроводников. Обязательной является подготовка и инструктаж по безопасности. Он включает в себя умение плавать, быстро реагировать на внештатные ситуации, обучение по нормам безопасности полетов. Такое обучение проводится на земле в течение нескольких месяцев, после чего сдается экзамен. Многие авиакомпании пристально следят за тем, чтобы врачи проверяли здоровье сотрудников, входящих в экипаж самолета. Состав (фото представлено), из которого состоит летная комиссия, обязательно включает в себя специалистов, тестирующих пилотов и бортпроводников. Врачи без данной практики в комиссию не допускаются.
С пилотами ситуация другая. Они ежегодно должны проходить переквалификацию, которая включает в себя:
- Полетный тест (сдается раз в год).
- Тест на полетных иммитаторах (сдается два раза в год).
- Курс переподготовки на земле.
Также обязательным для пилотов является прохождение медицинской комиссии. Это же требование предъявляется и к бортинженерам. Для лиц старше 40 лет медицинская комиссия проходится раз в 6 месяцев, для лиц младше 40 лет — раз в год.
Экипаж судов
Судовой экипаж состоит из капитана, других лиц командного состава (судовых офицеров) и команды – боцман, матросы, мотористы, повар. К командному составу (судовым офицерам) кроме капитана относятся старший помощник капитана, 2 помощник капитана, старший механик, 2, 3 механики и электромеханик(электрик). Все члены экипажа должны иметь дипломы, сертификаты и свидетельства, предусмотренные международными и национальными нормативно-правовыми документами, удостоверяющими их квалификацию, компетентность, профессиональную подготовленность и медицинскую пригодность к морской службе. Дипломы, сертификаты и свидетельства в оригинале хранятся на судне и в копии в Компании.
Судовая структура управления включает высшее руководство судна и судовые службы, назначение, задачи и взаимодействие этих служб, обязанности, полномочия и ответственность их персонала.
Высшее руководство — капитан судна. Заместителем капитана является старший помощник.
Судовая эксплуатационная служба включает командный (офицерский) состав — старшего, второго помощников капитана, и рядовой состав — боцмана, матросов, повара.
Состав и численность судового экипажа устанавливается Судовладельцем, исходя из назначения, размеров, технической оснащенности и энергетической вооруженности, условий и особенностей эксплуатации судна. Он не могут быть ниже норм, установленных Администрацией в соответствии с положениями:
- Конвенции о минимальных стандартах в торговом судоходстве, 1976 (ILO-147);
- IМО. Резолюции А.890(21) «Принципы безопасного формирования экипажей».
Минимальные стандарты состава и численности судового экипажа удостоверяются выдаваемым Администрацией сертификатом.
Судовой экипаж должен в совершенстве владеть общим устройством судна, своим заведованием, расположением судовых помещений, всех входов и выходов (в том числе запасных) и безошибочно ориентироваться в любых условиях эксплуатации, включая аварийные. Он должен знать:
сферу деятельности, условия эксплуатации судна и их особенности, распорядок, режимы работы и рабочие нагрузки;
правила предосторожности, приемы и методы безопасного выполнения операций, предусмотренных должностными инструкциями, в нормальных и аварийных ситуациях;
должностные обязанности, их место и значимость в судовой системе управления безопасностью и влияние на функционирование этой системы.
Капитан приступает к исполнению обязанностей после подписания Акта приема-сдачи судна. Акт подписывается принимающим и сдающим судно капитанами. Если по каким-либо причинам сдающий капитан отсутствует, Акт подписывается принимающим судно капитаном в присутствии полномочного представителя Компании (с указанием причины отсутствия сдающего капитана). Акт утверждается Директором, а в копии хранится на судне. Вступление капитана в должность объявляется приказом по судну и регистрируется в судовом журнале.
Судовой персонал, назначенный на судно, должен представиться капитану. До вступления в должность он должен изучить и показать знание судна, судовой системы управления безопасностью и должностных инструкций. Изучение судна, судовой системы управления безопасностью и должностных инструкций проводится под руководством непосредственного начальника.
Вступление в должность судового персонала осуществляется после подписания должностной инструкции и инструктажа на рабочем месте, проводимого непосредственным начальником. Судовой командный состав составляет и подписывает Акт приема-передачи дел. Акты представляются капитану (старшему механику) на утверждение и направляется в Компанию, а копии хранятся на судне. Акт приема-передачи дел старшим механиком утверждается капитаном и хранится в Компании, в копии — на судне.
Вступление в должность вновь назначаемого и перемещаемого по службе на том же судне судового персонала оформляется приказом капитана.
Запрет на полеты
Начало нового века ознаменовалось черной полосой в развитии 76 модели. В 2000 году ИКАО (международная организация, курирующая всю гражданскую авиацию) ужесточила требования к современным самолетам. Для машины, не отвечающей новым стандартам, закрывались аэропорты Европы, Северной Америки, Японии и даже Австралии. Основными претензиями к ИЛ-76 стали шум и загрязнение воздуха.
Результатом модернизации оборудования стала версия, получившая в дополнение к основному индекс 90ВД. Самолеты нового класса без ограничений летают по миру, доставляя грузы в самые разные уголки планеты.
Что влияет на зарплату пилотов
Зарплата летчика гражданской авиации в России зависит от таких факторов, как:
- марка лайнера;
- место работы;
- количество часов налета.
Марка лайнера
Технические характеристики разных типов самолета существенно отличаются, поэтому нужно знать всю информацию по нему, чтобы управлять машиной. Зарплата пилотов зависит от типа судна, но конкретная машина, обычно, не закрепляется за летчиком. На каком судне полетит, летчик узнает непосредственно перед полетом, он должен осмотреть самолет и ознакомиться с документацией по нему.
Место работы
Как мы уже писали, в маленькой компании будет и небольшая зарплата. Устроившись в большую авиакомпанию, типа «Аэрофлот», можно рассчитывать на приличную зарплату. Экипаж самолета состоит из командира воздушного судна (КВС), второго пилота и бортмеханика.
Зарплата командира воздушного судна самая высокая из членов экипажа. Средняя зарплата по стране — 200 тыс. рублей.
Для того чтобы быть на этой должности нужно иметь отменное здоровье, знания и огромный опыт. На нем лежит ответственность принимать решения и отдавать приказания членам экипажа. Конечно, в разных авиакомпаниях доходы сотрудников разнятся, например, зарплата КВС в Аэрофлоте доходит до 400 тыс. рублей. Немного меньше получает его правая рука — второй пилот и еще меньше бортмеханик. Даже зарплата военного летчика в России меньше, в среднем по стране – 110 тыс. рублей в месяц, но государство обязывается обеспечивать их жильем.
Количество часов налета
Молодой человек, твердо решивший стать КВС должен иметь не менее 4 тыс. часов налета. И в дальнейшем его зарплата зависит от этих часов налета, даже если он перешел в крупную авиакомпанию. Чем больше часов налета, тем больше его зарплата в год.
Чтобы получить обозначенную хорошую зарплату в «Аэрофлоте» пилот должен иметь не менее 85—90 часов налета. Однако, это не значит, что летчик может брать «внеурочные». Он должен работать не более 12 часов и отдыхать тоже не менее 12. Поэтому в дальние перелеты летит два экипажа, которые сменяют друг друга на обратном пути.
Другие привилегии
Летчики гражданской авиации, кроме заработной платы имеют и другие льготы: социальный пакет, который может составить до трехсот тыс. рублей в год, оплату гостиниц в других городах и медицинское обслуживание для пилота и членов его семьи. Имеются и другие компенсации, поощрения и льготы, но это уже зависит от конкретной авиакомпании.
Кто может стать летчиком
Естественно, одного желания недостаточно для того, чтобы стать пилотом. По факту, эта профессия требует наличия определенных внутренних качеств, жизненно необходимых для любого летчика. Среди них наиболее важными являются следующие:
Отменное здоровье. Без него человека попросту не допустят до управления самолетом
При этом особое внимание при проверке уделяется зрению и сердечно-сосудистой системе.
Устойчивая психика. Каждый вылет – это сильный эмоциональный всплеск, который необходимо держать в узде
Не говоря уже о том, что большая высота сама по себе является испытанием, способна сломить волю слабых людей.
Незаурядные умственные способности. Это очень сложная профессия: пилот обязан изучить множество дисциплин, прежде чем он сможет корректно управлять самолетом. А это, в свою очередь, требует наличия хорошей памяти и аналитического склада ума.
Отдельная комната для сменных пилотов
В передней части самолета, сразу за кабиной, есть вторая зона отдыха. Она более узкая и интимная — здесь всего две кровати, предназначенные для отдыха пилотов. Как и «спальню» для стюардесс, эту зону не разрешается использовать во время маневрирования, взлета и посадки (в эти периоды используются сидячие кресла), а строгое предупреждение «по одному на койку» советует воздержаться от любовных утех.
Конфигурация помещения зависит от типа самолета, но оно имеется не везде — на некоторых лайнерах вы не найдете такого специфического, полностью закрытого «командирского» отсека.
Например, в Boeing 767 компании American Airlines для незадействованных пилотов отводилась лишь пара кресел «старой школы» в носовой части салона бизнес-класса, отделяемых от пассажиров толстой шумоподавляющей занавеской. С другой стороны, не многие из них летали по дальним маршрутам.
В широкофюзеляжных Боингах 777 и 787 эта отдельная зона оснащается двумя кроватями, двумя креслами бизнес-класса и даже (на некоторых авиалиниях) ванной комнатой с туалетом и раковиной. Здесь тоже тесно, но вполне уютно — лампы для чтения, крючки и зеркала, система шумоподавления, личные места для хранения вещей.
Итак, в следующий раз, когда вы услышите храп в самолете и не сможете понять, откуда он исходит, посмотрите вверх. Это может быть стюардесса, досматривающая в потайной спальне свои сладкие сны.
Обложка: 1Gai.Ru / thepointsguy.co.uk / @_zachgriff / Instagram
Источники статьи: What it’s like inside your plane’s hidden ‘crew rest,’ where pilots and flight attendants sleep
@_zachgriff / Instagram
Бортпроводники
бортпроводница за работой
В США на коммерческих рейсах на каждые 50 пассажиров должен быть один бортпроводник. На этих бортпроводников возлагаются различные обязанности в части их работы, которая начинается с момента, когда первый пассажир поднимается на борт, и до момента окончания полета. Перед тем, как объявят посадку, весь экипаж встречается, командир изучает маршрут и вопросы, относящиеся к безопасности, а старший бортпроводник назначает каждому бортпроводнику экипажа зону его ответственности на борту. Прежде чем самолет поднимется в воздух, бортпроводник должен:
- Встретить пассажиров и показать им места
- Помочь пассажирам разместить ручную кладь
- Убедиться в том, что пассажиры, занимающие места в аварийных выходах,смогут оказать помощь в случае аварийной ситуации.
- Продемонстрировать процедуру безопасности или показать видео
- Проверить каждое кресло и убедиться, что все пассажиры пристегнуты и кресла находятся в правильном положении
- Закрыть дверь и активизировать систему аварийного покидания самолета
После того, как порядок проверки завершен, бортпроводники пристегиваются ремнями безопасности к откидным креслам. Как только самолет выходит в горизонтальный полет, бортпроводники приступают к приготовлению еды и напитков, загружают тележки закусками и напитками, начинают обслуживать пассажиров.
Помимо этого, бортпроводники должны следить за тем, чтобы пассажиры не нарушали правила техники безопасности на борту, а также решать вопросы в случае возникновения нештатных ситуаций. Если с самолетом возникла проблема, экипаж должен успокоить пассажиров и помочь покинуть воздушное судно в случае необходимости. Бортпроводники также должны быть готовы к ситуации, если на борту окажутся террористы, буйные пассажиры, а также уметь оказывать первую медицинскую помощь. В ситуациях, когда большинство людей парализованы, охвачены паникой, бортпроводники должны сохранять самообладание и принимать меры в соответствии с порядком действий в чрезвычайных ситуациях.
Перед началом каждого полета бортпроводники проводят инструктаж по технике безопасности с пассажирами.
Чтобы справляться со всеми перечисленными обязанностями бортпроводник должен обладать определенными способностями и чертами характера. Авиакомпании предпочитают таких кандидатов, которые приветливо относятся к окружающим, способны запоминать большой объем информации и сохранять хладнокровие в стрессовых ситуациях. Чтобы получить работу в авиакомпании, потенциальные бортпроводники должны успешно пройти собеседование, медицинское обследование и выполнить жесткую программу обучения и получить оценку эффективности работы. В период обучения, длящийся от 3 до 9 недель, кандидат в бортпроводники живет вместе с другими кандидатами в гостинице, где они посещают занятия,получая необходимые знания, начиная с порядка обслуживания пассажиров на борту и заканчивая принятием мер в ситуациях вооруженного захвата воздушного судна. В это время кандидаты могут получать командировочные, но они все еще не рассматриваются как сотрудники авиакомпании. Только после того, как кандидат прослушает весь курс обучения и сдаст успешно все тесты, он считается официально принятым на работу.
Претендентов на должность бортпроводника намного больше, чем открытых вакансий в авиакомпании, поэтому только определенное ограниченное количество успешных кандидатов будут приняты на работу. Столь высокий конкурс в бортпроводники объясняется наличием ряда преимуществ. В большинстве авиакомпаний бортпроводники могут летать внутренними и международными рейсами по минимальным тарифам (в США всего $5 за билет в одну сторону на внутреннем рейсе) при условии, что на борту имеются свободные места. Людей привлекает работа бортпроводника еще и потому, что здесь нет графика 5/2 и с 9 до 5.
Как и у пилотов, у бортпроводников график работы определяется по старшинству. Бортпроводники-новички, как правило, летают в резерве и редко знают, куда их направят на следующий день. Их график полностью в распоряжении диспетчера по выпуску экипажей – сотрудника авиакомпании, чья обязанность – планирование ежедневной работы экипажей. Спустя год, а в некоторых случаях и несколько лет, у бортпроводников появляется возможность работать по регулярному установленному графику.
Мир бортпроводников и пилотов изменился в значительной степени с развитием коммерческой авиации. В следующем разделе мы рассмотрим историю экипажей ВС.
Размещение оборудования в кабине
Пульты и щитки располагаются по степени необходимости обращения к ним. Главные системы, включая и те, которые пилоты часто эксплуатируют, размещаются в самых удобных местах.
Для повышения надежности управления воздушным судном обеспечено управление важными агрегатами обоими пилотами.
На приборной доске установлены резервные и основные средства индикации параметров навигации, полета, самолетных систем, силовой установки, рукоятка уборки и выпуска шасси.
Сверху располагаются пульты управления автономными режимами полета, работой навигационных и пилотажных индикаторов, ЦСО и датчики управления освещением. На центральном пульте установлены органы управления механизацией крыла, силовой установкой, тримированием, воздушными тормозами, радионавигацией, навигацией и связью. На верхнем пульте находятся щитки систем электроснабжения, гидравлики, подачи топлива, управления внешней светотехникой, пожарной защиты, кондиционирования.
На правом и левом бортовых пультах расположено вспомогательное, индивидуальное, аварийно-спасательное и серийное оборудование, включая приборы показателей (рукоятки управления передним колесом, места хранения документации, кислородные маски, электрические фонарики, пепельницы закрытого типа, держатели для чашек с напитками).
На месте наблюдателя вмонтировано аварийно-спасательное, радиосвязное и сервисное оборудование.
В кабине экипажа находится конкретное аварийно-спасательное оборудование:
- дымозащитные капюшоны;
- аптечка;
- переносной кислородный блок;
- электрические фонарики;
- топор;
- спасательные канаты;
- кислородные маски;
- спасательные жилеты.
Причины трагедии
Вечером 22 марта 1994 года лайнер Airbus A310 «Аэрофлота (РАЛ)» вылетел по маршруту Москва — Гонконг. Проходя в районе Междуреченска (в 00:58 по местному времени) самолет упал в лесу под поселком Малый Майзас.
Погибло 75 человек: 63 пассажира и 12 членов экипажа. Кроме россиян, на борту были граждане Китая, Гонконга, Индии, Великобритании и США. Известно, что этим рейсом летели герой Соцтруда Дмитрий Мельников и авангардный режиссер Игорь Алейников. Как отмечает Игорь Муромов в книге «100 великих авиакатастроф», пассажиры были «состоятельными людьми».
Причиной авиакатастрофы стал человеческий фактор — командир лайнера посадил за штурвал своего 15-летнего сына, действия подростка привели к отключению автопилота и крушению борта (падение с эшелона).
Последние три часа самолет летел без отклонений от плана, все системы работали исправно. Согласно акту расследования, в ночь катастрофы были «простые метеоусловия».
2.3. Допуск летного состава к полетам.
Допуск
к самостоятельным полетам лиц летного
состава, имеющих свидетельства
специалистов, осуществляется в порядке,
устанавливаемом программами подготовки
летного состава (ППЛС)
по типам воздушных судов.
Курсанты,
студенты и слушатели летных и
летно-технических учебных заведений,
а также лица летного состава, не имеющие
свидетельств или допуска к полетам
на данном типе воздушного судна,
включаются в задание на полет в
соответствии с программами курсов
учебно-летной подготовки (КУЛП) и
ввода в строй.
Перед
допуском к самостоятельным полетам на
аэродромы и по трассам, где командир
воздушного судна и (или) штурман ранее
не летали, они должны быть провезены:
-
в
равнинной и холмистой местности — не
менее одного раза; -
в
горной местности, районах Заполярья
и на аэродромы, указанные в перечне
Госавиаслужбы Украины, — не
менее двух раз.
Допуск
к самостоятельным полетам командиров
воздушных судов, допущенных к
внетрассовым полетам с посадками на
площадки, подобранные с воздуха,
производится без провозки (за
исключением аэродромов, указанных в
особом перечне , на которые провозка
обязательна).
Если
провозка необходима командиру ВС она
производится пилотом-инструктором и
вышестоящим КЛС. Решение о необходимости
провозки командиров ВС на аэродромы
и по трассам в равнинной и холмистой
местности, где они ранее летали на
воздушных судах того же класса или в
качестве стажера, принимает командир
летнего подразделения в зависимости
от уровня подготовленности экипажа.
Командиры
воздушных судов и лица командно-летного
состава предприятия (пилоты), имеющие
перерыв в летной работе более
30 календарных дней,
перед допуском к самостоятельным
полетам должны пройти проверку в
аэродромных или маршрутных
(производственных) полетах.
Остальные
лица летного состава при перерыве в
летной работе до
трех месяцев
допускаются к полетам по усмотрению
командира летного подразделения, а при
перерыве более
трех месяцев
– только после тренировки на тренажере
и в аэродромных или маршрутных
(производственных) полетах.
При
переходе к самостоятельным полетам
на воздушном судне с другим видом
шасси (лыжи, колеса, поплавки) командиры
воздушных судов должны пройти тренировку
в объеме, установленном программами
Госавиаслужбы.
Причины, по которым вы можете потерять багаж
Ваш чемодан подвергался дополнительной проверке, в итоге было потеряно время, а самолет уже благополучно взмыл в воздух.
В расположении авиакомпаний могут находиться стажеры и новички, которые еще плохо ориентируются во всех нюансах работы. В этом случае неизбежны ошибки.
Ваш чемодан мог сменить курс в лабиринтах багажного отделения, попав в небольшой затор на ленте конвейера.
Вы сдали багаж непосредственно перед отлетом (за 15 минут до отправления), либо слишком рано (за 5 часов до вылета). Во втором случае о чемодане попросту могли забыть, отодвинув его в сторону.
Не кладите хрупкие предметы в багаж, ведь только вы будете относиться к своему чемодану с осторожностью
Переговоры в кабине экипажа перед крушением
За 30 минут до крушения в кабине находятся командир Кудринский и второй пилот Пискарев. Командир Данилов, отсидевший положенное количество за штурвалом, отдыхает в пассажирском салоне.
С 00:40 по местному времени в кабину заходят дети Кудринского и его друг Макаров, также опытный пилот «Аэрофлота», летевший в качестве пассажира. Фактически за пилотирование самолета отвечает только Кудринский. Он предлагает Яне сесть в кресло пилота.
— Иди садись на мое кресло, хочешь?
Девочка сменяет отца за штурвалом.
— Пап, подними меня , — просит она.
— Ну что, Яна, будешь пилотировать? Держись за штурвал, держись.
Примерно через 5 минут самолет выполняет разворот влево, а затем вправо, после чего выходит на программный курс следования. Кудринский показывает дочери управление самолетом, используя автопилот. Позже в акте расследования катастрофы этот маневр расценят как «отвлекающий фактор для экипажа».
Яна освобождает штурвал, ее место занимает Эльдар. Происходящее в кабине снимает на видеокамеру друг семьи Макаров. Кудринский показывает Эльдару тот же маневр, что и для Яны. За три минуты до крушения сын просит «покрутить» штурвал:
— Этот крутить можно?
— Да, — разрешает отец. — Так, смотри за землей, куда будешь крутить. Поехали влево, влево крути.
Эльдар выполняет команду — исправно работающий автопилот реагирует на это. Отключается автоматическое управление элеронами, отвечающими за крен самолета. Далее пилотирование, по сути, ведется вручную, однако факт отключения автопилота никто не замечает.
Через десять секунд самолет постепенно уходит вправо и достигает критического крена. Эльдар замечает «что-то непонятное»:
— А чего он поворачивается?
— Сам поворачивается? — уточняет Кудринский.
— Да.
Пилоты не понимают, что происходит с лайнером. Макаров предполагает, что самолет попал в «зону ожидания» — пространство для ожидания захода на посадку. Пискарев и Кудринский соглашаются с ним. (Возможно, на навигационном дисплее возникли «ложные» траектории полета.)
Самолет сваливается в глубокий крен, пилоты замечают это не сразу. Растет перегрузка.
— Ребята-а-а! — протягивает Макаров.
— Держи! Держи штурвал, держи! — кричит сыну Кудринский, заметив тряску.
Второй пилот пытается вывести самолет из правого крена, но уже поздно — самолет наклонен на 90 градусов, он начинает сваливаться.
— В обратную! Влево крути! Влево! — командуют попеременно Кудринский и Макаров.
Пилот Пискарев дает те же самые команды Эльдару, но мальчик мешает его действиям, держась за штурвал. (Комиссия, проводившая расследование, называет действия экипажа по парированию крена «неадекватными ситуации».)
Самолет уходит с заданной высоты, в кабине появляется сигнал «Предупреждение о сваливании», отключается автопилот.
— Да влево! Земля вот! — кричит Пискарев.
— Эльдар, выходи! Выползай назад.
Судя по всему, экипаж выводит самолет из глубокого крена, но лайнер уходит в пике и набирает скорость. Перегрузка достигает 4,6 единиц — примерно столько же испытывают космонавты при спуске на Землю. Кудринский пытается сесть за штурвал, но в условиях перегрузок Эльдар не может встать с кресла.
Через 30 секунд самолет входит в «штопор», начинается отвесное пикирование. После нескольких попыток Кудринский наконец-то занимает свое место. (Комиссия расследователей полагает, что в момент «штопора» экипаж еще мог вывести самолет на управляемые режимы полета.)
— Полный газ! — кричит Пискарев.
— Дал газ! — отвечает Кудринский.
— Скорость большая очень! Убери газы! Потихонечку!
— Сейчас выйдем! Все нормально! Потихоньку, блин!
В 0:58 самолет сталкивается с землей в окрестностях села Малый Майзас. Лайнер полностью разрушается, начинается пожар.
Расшифровка черных ящиков:
НОРМАТИВЫ МИНИМАЛЬНОГО СОСТАВА ЭКИПАЖЕЙ САМОХОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СУДОВ ВНУТРЕННЕГО ПЛАВАНИЯ, ИМЕЮЩИХ СИМВОЛ «А» В ФОРМУЛЕ КЛАССА СУДНА И ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХСЯ С СОВМЕЩЕНИЕМ ПРОФЕССИЙ
(в ред. Приказа Минтранса РФ )
Группы судов | Профессиональный состав | Минимальная численность состава экипажей судов (чел.) при режиме работы | |||
до 14 часов включит. | до 18 часов включит. | круглосуточно | |||
односменная | двухсменная | трехсменная по 8 ч. | двухсменная по 12 ч. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Сухогрузные суда | |||||
Грузоподъемностью до 600 т включит. | Судоводит. — судомехан. | 1 | 2 | 3 | 2 |
Матрос (рулевой) — моторист | 1 | 1 | 1 | ||
Грузоподъемностью 601 — 1000 т | Судоводит. — судомехан. | 1 | 2 | 3 | 2 |
Матрос (рулевой) — моторист | 2 | 1 | 2 | 2 | |
Грузоподъемностью 1001 — 2400 т | Судоводит. — судомехан. | 1 | 2 | 3 | 2 |
Матрос (рулевой) — моторист | 1 | 2 | 3 | 2 | |
Э/механик (электрик) | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Грузоподъемностью 2401 — 5500 т | Судоводит. — судомехан. | 1 | 2 | 3 | 2 |
Матрос (рулевой) — моторист | 2 | 2 | 3 | 2 | |
Э/механик (электрик) | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Грузоподъемностью более 5500 т | Судоводит. — судомехан. | 3 | 2 | ||
Матрос (рулевой) — моторист | 4 | 4 | |||
Электромеханик | 1 | 1 | |||
Нефтеналивные суда (танкеры) | |||||
Грузоподъемностью до 600 т | Судоводит. — судомехан. | 1 | 2 | 3 | 2 |
Матрос (рулевой) — моторист | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Грузоподъемностью 600 — 1500 т | Судоводит. — судомехан. | 2 | 3 | 2 | |
Матрос (рулевой) — моторист | 2 | 3 | 2 | ||
Э/механик (электрик) | 1 | 1 | 1 | ||
Грузоподъемностью 1501 — 3300 т | Судоводит. — судомехан. | 3 | 2 | ||
Матрос (рулевой) — моторист | 3 | 3 | |||
Э/механик (электрик) | 1 | 1 | |||
Грузоподъемностью 3301 т и более | Судоводит. — судомехан. | 3 | 2 | ||
Матрос (рулевой) — моторист | 3 | 3 | |||
Э/механик | 1 | 1 | |||
Боцман | 1 | 1 | |||
Буксировщики, толкачи | |||||
Мощность главных двигателей от 55 до 184 кВт | Судоводит. — судомехан. | 1 | 2 | 3 | 2 |
Матрос (рулевой) — моторист | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Мощность 185 — 300 кВт | Судоводит. — судомехан. | 1 | 2 | 3 | 2 |
Матрос (рулевой) — моторист | 1 | 1 | 2 | 2 | |
Мощность 301 — 750 кВт | Судоводит. — судомехан. | 1 | 2 | 3 | 2 |
Матрос (рулевой) — моторист | 2 | 2 | 3 | 3 | |
Мощность 751 кВт и более | Судоводит. — судомехан. | 1 | 2 | 3 | 2 |
Матрос (рулевой) — моторист | 2 | 2 | 3 | 3 | |
Э/механик | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Пассажирские водоизмещающие суда | |||||
До 100 спальных мест включительно | Судоводит. — судомехан. | 1 | 2 | 3 | |
Матрос (рулевой) — моторист | 2 | 3 | 6 | ||
Э/механик (электрик) | 1 | 1 | 1 | ||
Спальных мест 101 — 300 | Судоводит. — судомехан. | 4 | |||
Матрос (рулевой) — моторист | 8 | ||||
Э/механик | 1 | ||||
Радиоспециалист | 1 | ||||
До 100 мест включительно для сидения 101 и более мест для сидения | Судоводит. — судомехан. | 1 | 2 | 3 | 2 |
Матрос (рулевой) — моторист | 1 | 2 | 3 | 2 | |
Судоводит. — судомехан. | 1 | 2 | 3 | 2 | |
Матрос (рулевой) — моторист | 2 | 2 | 3 | 3 | |
Скоростные суда на подводных крыльях | |||||
(в ред. Приказа Минтранса РФ ) | |||||
«Ракета», «Метеор» | Судоводит.- судомехан. | 1 | 2 | ||
Матрос (рулевой) — моторист | 2 | 2 | |||
Матрос (рулевой) | 2 |
Приложение N 2 к Положению
Описание профессии
Пилот гражданской авиации совершает перевозку пассажиров на внутренних и международных авиалиниях. Он несет ответственность за безопасность полета, сохранность здоровья и жизни пассажиров. Это одна из тех профессий, в которой нет и не может быть права на ошибку. Во время работы летчик должен быть предельно сосредоточен, внимателен к деталям, иметь хорошую реакцию и уметь быстро соображать.
Рейтинг ТОП-10 лучших онлайн школ | |
---|---|
Перейти на сайт школыИнтерактивный онлайн-сервис для изучения и практики английского языка в увлекательной игровой форме. | |
Перейти на сайт школыОнлайн тренажер для подготовки школьников к ЕГЭ и ОГЭ по персональному адаптивному плану. | |
Перейти на сайт школыИндивидуальные занятия с репетитором по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам, школьным предметам. | |
Перейти на сайт школыОбразовательный IT-портал, который помогает стать программистом с нуля и начать карьеру по специальности. | |
Перейти на сайт школыКрупнейшая онлайн-школа английского языка, которая дает возможность индивидуально выучить английский с русскоязычным преподавателем или носителем языка. | |
Перейти на сайт школыМеждународная школа иностранных языков, включая японский, китайский, арабский. | |
Перейти на сайт школыШкола английского языка по Skype. Сильные русскоязычные преподаватели и носители языка из Великобритании и США. | |
Перейти на сайт школыОнлайн школа английского языка нового поколения. Преподаватель общается со студентом по Скайпу, а урок проходит в цифровом учебнике. | |
Перейти на сайт школыДистанционная онлайн-школа. Уроки школьной программы с 1 по 11 класс: видео, конспекты, тесты, тренажеры. | |
Перейти на сайт школыОнлайн-сервис для тренировки памяти, внимания и мышления. Игровая манера прохождения тренировок сделают занятия увлекательными. | |
Перейти на сайт школыКрупнейшая площадка онлайн образования. Позволяет получить востребованную интернет-профессию. | |
Перейти на сайт школыПрофессиональное сообщество частных репетиторов, объединяющее более 250 тысяч преподавателей. |
Самолет является средством повышенной технической сложности. Пилоту необходимо до мельчайших подробностей знать принципы работы авиалайнера и методы управления им. От глубины профессиональных знаний и уровня специальной подготовки авиатора зависит насколько комфортным и безопасным будет перелет вне зависимости от его продолжительности. Поэтому весь период освоения профессии пилот должен развивать свои навыки, учиться, повышать квалификацию.
Практически все современные самолеты оснащены системами автопилотирования. Однако совсем отказаться от участия живых пилотов в управлении воздушными лайнерами человечество пока не готово. Поэтому на них лежит большая ответственность. Командир экипажа должен управлять машиной в моменты набора высоты, ее снижения и захода на посадку. Во время полета ему необходимо следить за тем, как работают двигатели, что показывают приборы, по какой траектории движется машина.
В небольших самолетах обычно работают два пилота — командир и его помощник. На сложных рейсах и больших авиалайнерах в состав экипажа входят штурман и бортинженер. Первый следит за траекторией полета, рассчитывает курс движения самолета. Второй отслеживает исправность систем управления.
Чем полезна профессия «пилот»? Она помогает нам преодолевать огромные расстояния за несколько часов. Утром Марракеш— вечером Бангладеш. Разве наши предки могли об этом мечтать?