Самолет дрло xian kj-600 для вмс ноак

От «50» до «100»

Советским ответом третьего поколения стал авиационный комплекс дальнего обнаружения А-50 (с РТК «Шмель»), созданный на базе военно-транспортного самолета Ил-76МД Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом (ТАНТК) имени Г. М. Бериева совместно с НПО «Вега-М» (Московский НИИ приборостроения – ныне ОАО «Концерн радиостроения «Вега»). Первый полет А-50 совершил 19 декабря 1978 года, в 1989-м авиакомплекс официально принят на вооружение. Параллельно в Ираке создали еще один самолет ДРЛО и У на базе советского Ил-76МД – Adnan с французской РЛС Thompson-CSF Tiger-G.

РЛС радиотехнического комплекса А-50 была способна обнаружить истребитель на малой высоте на расстоянии до 400 километров, на большой высоте – до 600 километров, морскую цель – на расстоянии до 400 километров. А-50 мог сопровождать одновременно до 60 целей и наводить более десяти «своих» истребителей.

E-2 Advanced Hawkeye
E-3 SENTRY (AWACS)
KJ-200

После распада СССР и до начала 2000-х годов никаких работ по созданию новых систем ДРЛО и У не проводилось. Совместная программа ОКБ Антонова и НПО «Вега-М» по разработке самолета ДРЛО и У Ан-71 с РТК «Квант» была заморожена еще в 1990-м из-за отсутствия финансирования.

Ситуация начала меняться несколько лет назад. В 2009 году завершились испытания первого глубоко модернизированного самолета ДРЛО и У А-50У (ТАНТК и концерн «Вега»), в начале 2012-го машина была официально принята на вооружение. С этого момента модернизация авиакомплексов ведется планово – самолет в год. Всего на вооружении ВВС РФ стоят 26 А-50, все они базируются на 2457-й авиабазе в Иванове.

Модернизированный РТК самолета А-50У обладает улучшенными возможностями по выявлению низколетящих и малозаметных воздушных целей с измерением их угловых координат, скорости и дальности – обнаруживает различные типы воздушных и наземных целей на дальности до 650 и 300 километров соответственно, теперь он «видит» и вертолеты. При этом комплекс обеспечивает сопровождение до 300 целей и одновременное наведение нескольких десятков истребителей. Новая элементная база позволила значительно снизить вес РТК и увеличить запас топлива. Радикально улучшены рабочие места экипажа, есть комната отдыха, буфет и туалет.

Конечно, с одной стороны, ВВС России получили качественно новый и, по целому ряду свидетельств генералов, летчиков и экспертов, удачный комплекс. Но с другой – эта система достигла своего модернизационного предела. В августе 2011 года тогдашний главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин заявил, что абсолютно новый самолет ДРЛО и У А-100, оснащенный РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), поднимется в воздух в 2016-м, но о реальном статусе программы ничего неизвестно. Представитель российского оборонно-промышленного комплекса так прокомментировал ситуацию: «Процесс явно затягивается, сроки завершения программы разработчик (концерн «Вега») будет сдвигать». Одно из объяснений – отсутствие воздушной платформы, новый РТК планируют поставить на военно-транспортный самолет Ил-76МД-90 («изделие 476»), серийное производство которого должно начаться на ульяновском авиационном заводе «Авиастар-СП». Пока эта машина существует в одном экземпляре.

Версия, наиболее часто звучащая в кулуарах во время совещаний по вопросам ОПК и военного авиапрома, – технические проблемы с РЛС будущего комплекса. Но главное, чтобы адаптация разрабатываемого радиотехнического комплекса к Ил-476 не стала предлогом для благополучного закрытия программы и для развертывания новых НИОКР с новым же финансированием и новыми сроками.

ИЛ-76 — база для самолета А-100 Премьер

Самолет дальнего радиолокационного обнаружения обязательно должен подниматься на значительную высоту. Это увеличивает его радиус действия, повышает уровень сигнала в приемных системах, позволяет обнаружить как можно больше радиосигналов противника. Базой для самолета А-100 выбран ИЛ-76. Такой выбор обеспечен сочетанием многих параметров: отличная надежность самолета, унификация (это один из самых массовых военно-транспортных самолетов). Не требуется переподготовка пилотов. Для радиоразведки над крупными городами важна низкая скорость полета самолета без сваливания. Это обеспечивает самолету долгое время нахождения в наиболее выгодной точке приема. У ИЛ-76 скорость сваливания — 220 км/ч.

https://youtube.com/watch?v=ACnHSQWUmDA

Особое внимание уделяется продолжительности патрулирования. В условиях боевых действий, или даже просто для обороны, разведки, необходим круглосуточный полет

Чем выше высота полета — тем меньше нужно залетать на территории противника, так как увеличивается высота антенны на самолете. Итак, важнейшими характеристиками для самолета ДРЛО является продолжительность полета (дальность) и практический потолок.

Известные подробности

KJ-600 выполнен на основе серийного транспортника Y-7. Доработки базовой конструкции связаны как с установкой новой радиоэлектронной аппаратуры, так и с предполагаемым базированием на авианосце. В частности, внедрена складная конструкция крыла для размещения техники на ангарной палубе, а в хвосте установлен посадочный гак.

Новый самолет представляет собой высокоплан с двумя мотогондолами под крылом и характерным многокилевым оперением. На фюзеляже позади центроплана установлен характерный обтекатель антенны РЛС. Является ли обтекатель подвижным или закреплен стационарно – пока не ясно.

Спутниковый снимок аэродрома, где испытывается KJ-600. Фото 卫星图像发烧员 / Weibo

Ранее сообщалось, что KJ-600 получит два турбовинтовых двигателя WJ-6C, прошедшими модернизацию. Также предлагались шестилопастные винты изменяемого шага JL-4. С такой силовой установкой самолет не сможет самостоятельно взлетать с трамплина летной палубы. Для подъема в воздух ему понадобится помощь катапульты.

В зарубежных источниках упоминается, что «Кунцзин-600» может получить импульсно-допплеровскую РЛС с активной ФАР собственной китайской разработки. Упоминается возможность применения нескольких АФАР с обеспечением одновременного обзора по всем направлениям. В то же время, существует мнение о применении вращающейся антенны. Эту версию могут подтверждать доступные фотографии неокрашенного прототипа, на которых обтекатель РЛС имеет характерный внешний вид.

Ожидается, что новая китайская РЛС сможет засекать крупные наземные или надводные объекты на дальностях до 600 км. Для воздушных целей предельная дальность будет на уровне 450 км. Возможности станции по обнаружению стелс-объектов пока остаются неизвестными.

Размах крыла KJ-600 – не более 30 м, длина – ок. 25 м. Максимальная взлетная масса оценивается в 30 т. Самолет сможет вести патрулирование в течение 3-4 со скоростью в пределах 400-450 км/ч. Перегоночная дальность – до 2500 км. Следует учитывать, что реальные характеристики могут серьезно отличаться от существующих оценок.

Более крупное изображение техники. Фото 卫星图像发烧员 / Weibo

Описание

Структурно все авиационные комплексы радиообнаружения и наведения состоят из летательного аппарата (чаще всего самолёт, однако существуют серийные системы, базирующиеся на вертолётах и даже на дирижаблях), мощного радиолокатора, вспомогательной аппаратуры и средств связи.


Vickers Wellington Ic (Air Control of Interception)

Летательный аппарат выбирается с тем расчётом, чтобы в его фюзеляже хватило места для аппаратуры и операторов, а мощность электросистемы позволяла запитывать РЛС. Это обусловливает выбор в качестве носителей серийных транспортных самолётов или бомбардировщиков (хотя существуют и летательные аппараты, созданные специально под это применение — например, палубный E-2 «Хокай»).

Наиболее используемой сейчас является компоновка, впервые использованная в 1941 году на экспериментальном Vickers Wellington Ic, при которой антенна радиолокатора размещена над фюзеляжем, а комплект аппаратуры и персонал — в грузовом отсеке. Позднее такая компоновка была применена в советском комплексе «Лиана» — самолёте ДРЛО Ту-126. Однако существуют и другие варианты размещения оборудования — использование продольных или вращающихся плоскостей ФАР; антенн, разнесённых по корпусу летательного аппарата.

Большая мощность радиолокатора даёт возможность проводить дальнее обнаружение и сопровождение целей, находясь вне зоны действия большинства комплексов стационарной ПВО и противовоздушных ракет истребительной авиации противника. Однако сам комплекс радиообнаружения хорошо заметен для противника (так как является источником мощного радиоволнового излучения, а также радио- и ИК-контрастен), небольшие скорости и неповоротливость самолётов-носителей делают их удобной мишенью, а высокая значимость и стоимость таких систем означает, что авиационные комплексы радиообнаружения являются высокоприоритетными целями. Всё это приводит к тому, что в реальных условиях комплексы радиообнаружения без прикрытия системами ПВО или истребительной авиацией не применяются.

Соединенные Штаты

Вашингтон одобрил продажу F-35 Эмиратам

Госдепартамент США одобрил продажу ОАЭ до 50 истребителей F-35. Стоимость сделки составит порядка 10,4 млрд долларов. Кроме того, Эмиратам продадут 18 беспилотников MQ-9B Reaper стоимостью 2,97 млрд, и боеприпасы «воздух-воздух» и «воздух-земля» на сумму в 10 млрд долларов. Общая сумма сделки составит 23,37 миллиарда долларов.

США поставили НАТО в Европе беспилотный «Феникс»

Пятый и заключительный американский разведывательный БЛА RQ-4D Phoenix для системы НАТО AGS прибыл на свою новую базу Сигонелла. С поставкой беспилотника был завершен один из последних этапов перед достижением первоначальной эксплуатационной готовности системы AGS.

Разведывательный беспилотник Phoenix — дальнейшее развитие БЛА RQ-4B Global Hawk модификации Block 40. Он является ключевым элементом новой системы наблюдения НАТО за наземной обстановкой (Alliance Ground Surveillance — AGS). В создании AGS участвуют 15 стран — Болгария, Германия, Дания, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Норвегия, Польша, Румыния, Словакия, Словения, США, Чехия, Эстония.

От лаборатории к прототипу

Работы по теме самолета ДРЛОиУ стартовали в начале двухтысячных годов в рамках более крупной программы строительства авианосного флота. По результатам предварительной проработки было решено строить самолет по типу зарубежных образцов – американского E-2 или советского Як-44.

В 2001 г. на базе серийного военно-транспортного самолета Xian Y-7 построили летающую лабораторию JZY-01. Она предназначалась для натурной отработки компоновочных и иных конструктивных решений. На штатном планере устанавливалась разнообразную радиоэлектронную аппаратуру (либо ее макеты) в разной конфигурации. В частности, прорабатывались различные варианты антенны РЛС и ее обтекателя. К 2012 г. машина приобрела привычный внешний вид с грибовидным обтекателем антенны.

Опыт наземных и летных испытаний JZY-01 использовался при проектировании полноценного самолета KJ-600. Головным разработчиком машины была корпорация Xi’an Aircraft Industrial. По неизвестным причинам проектирование серьезно затянулось, и строительство будущего прототипа «Кунцзин-600» началось лишь в недавнем прошлом.

Опытный Xian JZY-01. Фото Bmpd.livejournal.com

В 2018 г. макет этой машины был замечен на исследовательско-тренировочном комплексе вблизи г. Ухань, имитирующем реальный авианосец. Вероятно, тогда изучались особенности эксплуатации достаточно крупного самолета на ограниченном пространстве палубы.

В конце августа 2020 г. в зарубежных СМИ появились спутниковые снимки одного из китайских аэродромов, на которых присутствовал самолет характерного облика. Через несколько дней были опубликованы новые фотографии, показывавшие эту машину в воздухе в сопровождении самолета-дублера. Какие-либо официальные данные о начатых испытаниях пока отсутствуют.

Авиационные комплексы радиообнаружения и наведения

Изображение Тип Система (ДРЛОиУ/ДРЛО) Статус
Бразилия Бразилия
Embraer R-99 ДРЛОиУ Эксплуатируется
Великобритания Великобритания
Avro Shackleton AEW.2 ДРЛО Снят с эксплуатации
Vickers Wellington Ic
Fairey Gannet AEW.3 ДРЛО Снят с эксплуатации
Hawker Siddely Nimrod AEW3 (англ.)русск. ДРЛО Снят с эксплуатации
Westland AEW.2 / AEW.5 / ASaC.7 ДРЛОиУ / ДРЛО Эксплуатируется
Израиль Израиль
Gulfstream G500 SEMA ДРЛОиУ Эксплуатируется
IAI G-550 CAEWS ДРЛОиУ Эксплуатируется
IAI 707 Phalcon / Boeing 707 Cóndor ДРЛОиУ Эксплуатируется
Ирак Ирак
Adnan 2 / Simorgh ДРЛОиУ
Baghdad 1 ДРЛОиУ
Испания Испания
EADS CASA C-295 AEW ДРЛОиУ Испытания
КНР КНР
KJ-1 ДРЛО Проект закрыт
KJ-200 ДРЛО Эксплуатируется
KJ-2000 ДРЛОиУ Эксплуатируется
ZDK-03 ДРЛОиУ Эксплуатируется
JZY-01
СССР СССР / Россия Россия
А-50 ДРЛОиУ Эксплуатируется
Без фото А-100 ДРЛОиУ
Ан-71 ДРЛОиУ Проект закрыт
Ан-72Р (укр.)русск. ДРЛОиУ
Ту-126 ДРЛОиУ Снят с эксплуатации
Як-44 ДРЛОиУ Проект закрыт
Ка-31 ДРЛО Эксплуатируется
США США
Boeing 737 AEW&C ДРЛОиУ Эксплуатируется
Boeing B-29 AEW ДРЛО Летающая лабораторияСнят с эксплуатации
Boeing E-3 Sentry ДРЛОиУ Эксплуатируется
Boeing E-767 ДРЛОиУ Эксплуатируется
Boeing PB-1W ДРЛО Снят с эксплуатации
Douglas AD-3 / AD-4W / EA-1E ДРЛО Снят с эксплуатации
Grumman AF-2W ДРЛО Снят с эксплуатации
Grumman E-1 ДРЛО Снят с эксплуатации
Grumman E-2 ДРЛОиУ Эксплуатируется
Grumman TBM-3W ДРЛО Снят с эксплуатации
Lockheed EC-121 Warning Star ДРЛОиУ Снят с эксплуатации
Lockheed EC-130V / NC-130H ДРЛОиУ
Lockheed P-3 AEW&C / VXS-1 ДРЛОиУ Эксплуатируется
Sikorsky HR2S-1W ДРЛО Проект закрыт
Швеция Швеция
Saab S100B Argus ДРЛОиУ Эксплуатируется
Иран

HESA IrAn-140 (проект)

Длинная дорога в небо

Переоборудование серийного Ил-76 в первый самолет А-50 завершилось только в конце 1978 года. В августе 1979 года начались государственные испытания машины, в ходе которых также осуществлялась доработка и доводка комплекса радиоэлектронного оборудования на борту самолета. До 1983 года на опытном заводе ОКБ-49 в Таганроге в А-50 было переоборудовано первые три Ил-76. Испытания продолжались до 1985 года, после чего машины были переданы в строевые части на опытную эксплуатацию. Еще раньше, в декабре 1984 года, было принято решение о начале серийного производства самолета на Ташкентском авиационном заводе.

Первая встреча А-50 с «вероятным противником» состоялась в декабре 1987 года: норвежский противолодочный самолет Р-3В Orion обнаружил «советский АВАКС» над акваторией Баренцева моря.

В 1987 году начались работы над созданием модернизированного радиотехнического комплекса «Шмель-2», для чего была переоборудована летающая лаборатория Ту-126ЛЛ. Однако в 1992 году работы над этим проектом заглохли.

В начале нулевых годов начались работы по модернизации А-50, причем велись они и над обновлением самолета, и над улучшением характеристик РТК. Результатом стало появление новой модификации самолета – А-50У с куда более продвинутыми летно-тактическими характеристиками. Первый А-50У был передан российским ВВС в 2011 году. Второй был принят в эксплуатацию в конце 2012 года. В марте 2017 года ВКС получили четвертый А-50У. До 2020 года планируется модернизировать и передать вооруженным силам 20 подобных машин.

С момента начала эксплуатации А-50 постоянно привлекались при проведении различных учений. Периодически эти самолеты участвуют в дистанционном контроле тех или иных сопредельных территорий. Так, например, А-50 проводили мониторинг ситуации в Ираке во время войны в начале 90-х годов. Во время первой и второй чеченской кампании эти самолеты контролировали воздушное пространство мятежной республики, предотвращая полеты с территории сопредельных государств. В 2015 году А-50 вошел в состав российской группировки ВКС в Сирии. Фото этого самолета на базе Хмеймим легко можно найти в интернете.

N

  • N1: Скорость вращения ротора (золотника) низкого давления (см. Реактивный двигатель )
  • N2: Скорость вращения ротора (золотника) высокого давления (см. Реактивный двигатель )
  • NAS: Национальная система воздушного пространства
  • NAV: Навигационный приемник (обычно УКВ- навигационный приемник для системы VOR ).
  • Navaid: навигационное средство
  • NAVCOMM, NAV / COM или NAV-COM: Комбинированное навигационное и коммуникационное оборудование (обычно УКВ- навигационный приемник, интегрированный с УКВ- приемопередатчиком ).
  • NAVSTAR-GPS: NAVigation Satellite Timing And Ranging (официальное название космической или спутниковой навигационной системы)
  • NCAT: Национальный центр авиационной подготовки
  • NCATT: Национальный центр подготовки авиационных техников
  • ND: дисплей навигации
  • NDB: ненаправленный радиомаяк
  • NFF: неисправностей не обнаружено
  • NGS: система генерации азота, используемая в самолетах для снижения риска возгорания топливных баков.
  • NHA: Следующее высшее собрание.
  • NM или NMI: морская миля
  • НОРДО: Нет радио
  • NoTAM: Уведомление для пилотов
  • NOZ: нормальная рабочая зона (работа на параллельных взлетно-посадочных полосах)
  • NPA: Неточный подход (Инструментальный подход)
  • ПНВ: прибор ночного видения
  • NVG: Очки ночного видения
  • NTSB: Национальный совет по безопасности на транспорте
  • NTZ: запретная зона (работа с параллельными взлетно-посадочными полосами)

А

  • A / A: функция воздух-воздух TACAN
  • A / P: Автопилот
  • AAIM: автономный мониторинг целостности самолетов
  • ABAS:
  • AC: Консультативный циркуляр
  • ACARS: Система адресации и передачи сообщений для самолетов
  • БСПС: бортовая система предотвращения столкновений
  • ACC: Районный диспетчерский центр
  • ACE: Управляющая электроника привода
  • ACMS: Система мониторинга состояния ВС
  • ACP: панель управления аудиосистемой
  • ACR: коммуникационный маршрутизатор Avionic
  • ACS: Система управления аудиосистемой
  • ADAHRS: воздушные данные, система ориентации и курса
  • ADC: компьютер данных по воздуху
  • ADF: автоматический пеленгатор
  • ADI: индикатор отношения директора
  • ADIRS: инерциальная система отсчета данных с воздуха
  • ADIRU: инерциальный эталонный блок данных о воздухе
  • ADM: модуль данных о воздухе
  • ОБЪЯВЛЕНИЕ: Либо; автоматическая зависимая система наблюдения или воздушная информационная система
  • ADS-A: Автоматическое зависимое наблюдение — адрес
  • ADS-B: автоматическое зависимое наблюдение — вещание
  • ADS-C: Автоматическое зависимое наблюдение — договор
  • AESA: активная матрица с электронным сканированием
  • AFCS: система автоматического управления полетом
  • AFD: Директор полета автопилота
  • AFDC: компьютер руководителя полета автопилота
  • AFDS: система управления полетом автопилота
  • AFDX: полнодуплексный коммутируемый Ethernet для авионики
  • AFIS: либо: автоматическая служба полетной информации, либо бортовая система полетной информации.
  • AGACS: автоматическая система связи земля-воздух, также известная как ATCSS или канал передачи данных.
  • AGC: автоматическая регулировка усиления
  • AGDL: канал передачи данных «воздух-земля»
  • AGL: над уровнем земли
  • AHC: Контроль заголовка отношения
  • AHRS: Система ориентации и заголовка
  • AHRU: справочная единица отношения и заголовка
  • СПИД: интегрированная авиационная система данных
  • AIP: сборник аэронавигационной информации
  • AIRAC: регулирование и контроль аэронавигационной информации
  • AIXM: модель обмена аэронавигационной информацией
  • ALC: автоматический контроль уровня
  • ALT: Либо; высотомер или высота
  • ALT hold: режим удержания высоты
  • ALTS: выбор высоты
  • AMLCD: жидкокристаллический дисплей с активной матрицей
  • AMO: утвержденная сервисная организация
  • AMS: система управления воздухом
  • ANC: активное шумоподавление
  • ИНС: Оповещатель — система предупреждения об опасности, обычно содержащая визуальные и звуковые сигналы пилоту.
  • ANR: активное шумоподавление
  • ANT: антенна
  • AOC: авиационный оперативный контроль
  • AOP: План работы аэропорта
  • APARS: автоматическая система отчетов о барометрической высоте
  • APIRS: инерциальная система отсчета положения и положения
  • APOA: Аэропорт прибытия
  • APC: компьютер автопилота
  • Астрономическая картинка дня: аэропорт вылета
  • APM: модуль личности самолета
  • APS: система автопилота
  • ВСУ: Вспомогательная силовая установка
  • APV: процедура захода на посадку с вертикальным наведением (инструментальный подход)
  • ARINC: Aeronautical Radio, Incorporated
  • ASD: отображение ситуации в самолете
  • ASDL: канал передачи данных через спутник
  • ASI: индикатор воздушной скорости
  • ASR: радар наблюдения за аэропортом
  • ASU: Блок переключения авионики
  • AT: автоматический дроссель
  • УВД: Управление воздушным движением
  • ATCC: Центр управления воздушным движением
  • ATCT: диспетчерская вышка в аэропорту
  • ATCRBS: Система радиолокационного маяка управления воздушным движением
  • ATCSS: Система сигнализации управления воздушным движением
  • АТИС: Автоматизированная информационная служба терминала
  • ATR: Стеллажи, переносимые воздухом
  • ATR: автоматическое восстановление тяги
  • ATSAW: ситуационная осведомленность о воздушном движении
  • ATSU: Группа обслуживания воздушного движения
  • ATT: Отношение
  • ATTCS: автоматическая система контроля тяги при взлете
  • Авионика: авиационная электроника
  • AWOS: Автоматизированная система наблюдения за погодой.
  • ДРЛО: современные системы предупреждения и контроля
  • ALNA: Архитектура сети авиакомпаний

V

  • V: вольт или напряжение
  • V / L: VOR / Локализатор
  • V / NAV: вертикальная навигация
  • V / R: регулятор напряжения
  • V / REF: эталонная скорость
  • V / S: Вертикальная скорость
  • V / TRK: Вертикальная дорожка
  • VASI: Визуальный индикатор уклона захода на посадку
  • VASIS: Визуальный индикатор уклона подхода (система)
  • VDF: пеленгация VHF
  • VDL: канал передачи данных VHF
  • VDR: цифровое радио VHF
  • VFO: генератор переменной частоты
  • VFR: правила визуального полета
  • VG / DG: Вертикальный гироскоп / направленный гироскоп
  • VGA: видеографический массив
  • VHF: очень высокая частота
  • VMC: визуальные метеорологические условия или минимальная скорость управления при выключенном критическом двигателе
  • VNE: никогда не превышайте скорость
  • VNO: максимальная структурная крейсерская скорость
  • VNR: УКВ навигационный приемник
  • VOR: всенаправленный и дальномер VHF
  • VOR / DME: VOR с оборудованием для измерения расстояния
  • VOR / MB: маркерный маяк VOR
  • VORTAC: комбинация VOR и TACAN
  • VOX: передача голоса
  • VPA: подход по вертикальной траектории
  • VPATH: вертикальный путь
  • VRP: визуальная точка отсчета
  • VSI: индикатор вертикальной скорости
  • VSM: предел вертикального разделения
  • VSO: скорость сваливания в посадочной конфигурации
  • VSWR: отношение напряжения к стоячей волне
  • VX: скорость для наилучшего угла набора высоты
  • VY: Скорость для лучшей скорости набора высоты

Для чего создавался самолет ДРЛО А-50

Уже к началу 70-х годов стало очевидным, что самолет радиолокационного дозора и наведения (РЛДН) Ту-126, стоявший на вооружении войск ПВО, безнадежно устарел. Он не отвечал существующим на тот момент требованиям и значительно уступал своему американскому аналогу – самолету ДРЛО Е-3А. Бурное развитие зенитно-ракетных комплексов заставило боевую авиацию искать спасения у самой земли, где радиолокационный комплекс Ту-126 был бессилен.

В 1969 году появилось постановление советского правительства о начале работ над радиотехническим комплексом (РТК), способным находить и сопровождать воздушные цели на малых высотах. Его разработка была поручена Московскому НИИ Приборостроения. Военные настаивали, чтобы в качестве носителя РТК был взят обычный серийный тяжелый транспортный самолет. Именно из-за этого требования был отклонен проект КБ Туполева, которое предлагало использовать в качестве носителя переделанный пассажирский лайнер.

Конечно, вариант с пассажирским самолетом имел свои преимущества, но подобная машина была куда дороже в эксплуатации. Поэтому новый самолет решили создавать на базе транспортника Ил-76. Работа над этим проектом была поручена ОКБ-49, которым в то время руководил Константинов. Соответствующее правительственное постановление появилось в 1973 году.

Конкуренты дальнего обнаружения

Монополию США на авиационные системы дальнего обнаружения СССР разрушил в апреле 1965 года, когда на вооружение советских ВВС был принят самолет радиолокационного дозора и обнаружения морских и воздушных целей Ту-126, созданный конструкторским бюро Андрея Туполева на базе пассажирского лайнера Ту-114, с радиотехническим комплексом (РТК) «Лиана». Стоит отметить, что американцы первую летающую РЛС TBM-3W создали еще в ходе Второй мировой войны, оборудовав в 1944-м радаром AN/APS-20 палубный торпедоносец Grumman Avenger. Затем эти радары установили на бомбардировщиках Boeing B-17.

Основной задачей Ту-126 в годы холодной войны, как и его американских аналогов тех лет – Lockheed EC-121Warning Star и палубного Grumman E-1 Tracer, стали перехват дальней авиации противника и противодействие его реактивным истребителям. «Американцы» воевали во Вьетнаме и по всему свету, Ту-126 в основном были заняты на боевом патрулировании воздушного пространства Арктики.

ДРЛО и У или АВАКСы (Airborne Warning and Control System) третьего поколения решали задачу обнаружения воздушных целей, летящих на малых и сверхмалых высотах – вне зоны действия существовавших тогда наземных радаров. Дальность обнаружения целей еще более возросла, РЛС получили постоянный круговой обзор за счет вращающихся радиолокаторов с пассивной решеткой, размещенных в «грибообразном» надфюзеляжном обтекателе.

Палубный АВАКС третьего поколения Northrop Grumman E-2 Hawkeye (первые поставки в 1964 году) с его модификациями до сих пор остается главным «летающим радаром» военно-морского флота США. Эта система находится на вооружении Израиля, Японии, Сингапура, Франции, Египта и Тайваня. Самолеты Boeing E-3 Sentry (первые поставки в 1977 году) стали базовыми для системы ДРЛО и У американских военно-воздушных сил, а затем для группировки ДРЛО и У стран НАТО.

Великобритания получила эти системы дальнего обнаружения фактически последней, поскольку изначально делала ставку на самолет ДРЛО и У собственной разработки Nimrod AEW.3, создававшийся на базе патрульного самолета Nimrod (компания Hawker Siddeley – ныне часть BAE Systems). Однако более чем десятилетняя (1973–1984) британская программа потерпела жесточайшее фиаско – ни один из 11 заказанных Nimrod не был принят военным ведомством Соединенного Королевства. РЛС ARY-920 оказалась крайне ненадежной и медленной в работе, разработчики так и не смогли преодолеть технические проблемы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector