Двухэтажный поезд. появление, развитие, перспективы…

Частные поезда

Говоря о новшествах на отечественных железных дорогах, нельзя не отметить, что недавно начали курсировать первые частные поезда в России:

  • Электропоезд «Трансэкспресс» направления Москва — Калуга. Его владелец — «ТрансГрупп АС», которому производство этого транспорта на Димихинском машиностроительном заводе обошлось в 2 миллиона долларов. В каждом из вагонов есть проводники и охранники, поэтому там не мусорят, не пьют спиртные напитки и не курят, ничего не продают и не просят подаяние. Один минус: все вагоны одного класса — третьего.
  • Частный поезд класса люкс «Гранд Экспресс» курсирует по маршруту Москва — Петербург. Состав считается самым комфортабельным в РФ. Среди его услуг: экотуалеты с подогревающимся полом, душ, WI-FI, медиапроигрыватель, система микроклимата, пульт для регулировки освещения, электронные замки с магнитным ключом, кнопка вызова проводника, служба безопасности.

4. Электропоезд «Северстальрельс», Москва — Петербург. Комфортабельный электропоезд, имеющий в своем составе вагоны 1 и 2 класса, два вагона-бара. Состав соответствует всем европейским требованиям к комфорту и безопасности, снабжен системой климат-контроля.

История создания двухэтажных поездов

История появления двухэтажных поездов на железных дорогах России началась более 100 лет назад. Первый такой вагон появился в 1905 г. Построил его всё тот же Тверской вагоностроительный завод. Однако идея провалилась ввиду того, что Россия погрязла в многочисленных войнах того периода.

Позже предпринималась ещё одна попытка внедрения вагонов в два этажа. Происходило это при Хрущёве. Для этого использовалась продукция, изготовленная конструкторами братской ГДР. Первые тестовые экземпляры применялись на маршруте Львов-Ковель.

На их основе были разработаны советские образцы, предназначавшиеся для экскурсионных поездок:

  • Первый этаж — спальное купе.
  • Второй — сидячие с обзорным панорамным остеклением.

Созданный на Ленинградском заводе прототип в 1983 г., фото которого представлено чуть выше, совершил 24 поездки на линии Москва-Рязань, но идея так и не пошла в массовую реализацию.

История появления современных 2-этажных поездов начинается с 2009 г., когда ОАО «РЖД» утвердило техзадание на создание нового модельного ряда. В результате первый российский поезд такого плана отправился из Москвы в Адлер 1 ноября 2013 г.

Отличия от обычных вагонов

Новые составы, следующие из Москвы в Адлер и Санкт-Петербург, имеют и еще одну интересную особенность. Типы пассажирских вагонов РЖД разные — это плацкарт, общий, СВ, КБ и т. д. Двухэтажные относятся к купейным. Ни плацкарта, ни СВ здесь нет. Билеты же в такой вагон стоят не слишком дорого. Заплатить за поездку придется чуть больше, чем за плацкарт в обычном поезде.

К непривычным для отечественных путешественников особенностям двухэтажных вагонов можно отнести также наличие купе и туалетов, предназначенных для инвалидов, бара (помимо ресторана), магнитных карточек открывания/закрывания купе. Любителям проводить свободное время в интернете наверняка придется по душе наличие в поездах бесплатного Wi-Fi и розеток на 220 В возле каждого нижнего спального места. Выглядят двухэтажные вагоны РЖД внутри очень современно и достаточно стильно.

Мнения путешественников

Отрицательных отзывов об этом составе на самом деле много. Но удивляться этому не стоит. Ведь народа в таком поезде гораздо больше, чем в обычном, а места на каждого пассажира – из-за особенностей конструкции вагонов – меньше. Маленькие в этом поезде не только сами купе, но и коридоры. Высокие пассажиры и в них чувствуют себя не слишком комфортно. Неудобно передвигаться и по очень узким лестницам, ведущим на второй этаж. В особенности с чемоданами. Если в обычных поездах на больших остановках образуются очереди, то в двухэтажном это просто столпотворение. Учитывая время стоянки, ни о каком комфорте в данном случае говорить не приходится.

WiFi в поезде имеется, но работает с перебоями, а иногда и вовсе не функционирует. Не слишком хорошо отзываются пассажиры и о биотуалетах. Работают они исправно и не закрываются на остановках. Но, поскольку курение в вагонах запрещено, многие пассажиры потихоньку курят именно в туалетах. Что, разумеется, доставляет неудобства другим путешественникам. Помимо этого, для посещения уборной зачастую приходится выстаивать большую очередь. Некоторые пассажиры жалуются также и на некорректную работу вентиляции. Иногда в вагонах бывает душновато.

Относительно цен в поезд 104 «Москва-Адлер» отзывы у некоторых пассажиров также не слишком лестные. Многие считают, что стоимость проезда несколько завышена. Оснащен состав неплохо, но находиться в нем из-за недостатка свободного пространства не особенно комфортно.

Двухэтажный поезд: какой этаж лучше выбрать с точки зрения восприятия поездки

В интернете присутствует множество отзывов пассажиров, которые проехались по различным маршрутам на двухуровневых поездах (первый маршрут был, конечно же, из Санкт-Петербурга в Москву). Проехались уже не раз и, видимо, на разных уровнях, так как на этой «этимологической» основе уже можно сформировать выводы, отвечая на вопрос, какой этаж лучше выбрать в двухэтажном вагоне.

Не смотря на наличие стабилизаторов и чувствительных амортизаторов, на верхнем уровне двухэтажного поезда ощущается качка, поэтому где лучше брать места – решать самим пассажирам:

  • Если есть желание смотреть в даль и вас не укачивает – берите билет на верхний ярус.
  • Если же вы страдаете различными формами морской болезни, то лучше будет выбрать нижний этаж.

Подведем итог: двухэтажные поезда РЖД – на каком этаже лучше? Все абсолютно одинаково: и конструктивные особенности вагона, и оснащения каждого места, и сервисное обслуживание. Пожалуй, остается лишь 1 нюанс – личная переносимость качки. Но если путешествовать чаще, то исчезнет и любая форма морской болезни!

Двухэтажные вагоны в России

Двухэтажный вагон фирменного поезда Москва — Адлер

Двухэтажный вагон с сидячими местами

Двухэтажный вагон пригородного электропоезда ЭШ2

Лестницы в салоне электропоезда ЭШ2

  • Первые двухэтажные вагоны в России созданы в 1905 году на Тверском вагоностроительном заводе. Они были предназначены для переселения людей на Дальний Восток. Первый этаж при этом использовался для перевозки скота.
  • Двухэтажный туристический вагон (англ.)русск. (с салоном и стеклянным куполом на втором ярусе) создан совместно Ленинградским вагоностроительным заводом им. Егорова и КВЗ в 1960-х годах (единственный сохранившийся экземпляр экспонируется в Ташкентском железнодорожном музее).
  • На Челябинском Опытном заводе путевых машин (ОЗПМ) им. Балашенко в качестве бытовки используется экспериментальный двухэтажный вагон для электропоездов, в центральной части вагона пассажирские салоны располагаются в два яруса, причём окна верхнего яруса заходят на покатую линию крыши; двери, расположенные над тележками, унифицированные с дверьми электропоездов ЭР2.
  • 16 июня 2009 года ОАО «Российские железные дороги» утвердило техническое задание на модельный ряд двухэтажных пассажирских вагонов поездов дальнего следования с локомотивной тягой — купейный, СВ и штабной. В 2010 году утверждено техническое задание на вагон-ресторан. Проект реализуется Тверским вагоностроительным заводом (ТВЗ, входит в состав ЗАО «Трансмашхолдинг»). Серийное производство двухэтажных пассажирских вагонов началось на ТВЗ в 2011 году.
  • 29 декабря 2010 года ТВЗ подписал контракт на поставку в 2013 году для нужд Федеральной пассажирской компании 50 двухэтажных вагонов — 38 купейных (мод. 61-4465), 4 спальных (мод. 61-4465.01), 4 штабных (мод. 61-4472) и 4 вагонов-ресторанов (мод. 61-4473).
  • 1 ноября 2013 года первый российский двухэтажный поезд отправился с Казанского вокзала Москвы в Адлер.
  • 1 февраля 2015 года отправился второй двухэтажный поезд из Санкт-Петербурга в Москву.
  • 1 июня 2015 года отправился третий двухэтажный поезд из Казани в Москву.
  • 1 августа 2015 года отправился четвёртый двухэтажный поезд (с сидячими вагонами) из Воронежа в Москву.
  • 3 декабря 2015 года отправился пятый двухэтажный поезд из Самары в Москву.
  • 1 февраля 2016 года отправился шестой двухэтажный поезд и второй двухэтажный поезд по маршруту Москва — Санкт-Петербург.
  • 28 мая 2016 года отправился седьмой двухэтажный поезд из Адлера в Санкт-Петербург.
  • 2 августа 2017 года отправился восьмой двухэтажный поезд из Кисловодска в Москву.
  • 14 сентября 2017 года отправился девятый двухэтажный поезд из Ростова-на-Дону в Адлер.
  • 27 октября 2017 года началась эксплуатация компанией Аэроэкспресс моторвагонных (безлокомотивных) скоростных двухэтажных поездов ЭШ2 разработки швейцарской компании Stadler.
  • 9 декабря 2018 года отправился десятый двухэтажный поезд из Ижевска в Москву.
  • с 3 декабря 2019 года фирменный поезд «Карелия» (Петрозаводск—Москва—Петрозаводск) курсирует обновлённым составом из двухэтажных вагонов.
Номер поезда Маршрут Дата запуска Типы вагонов Периодичность курсирования
№ 103/104 Адлер — Москва 30 октября 2013 года Купе, СВ 1 пара поездов в сутки
№ 5/6 № 7/8

№ 25/26 «Смена — А. Бетанкур»

Санкт-Петербург — Москва 1 февраля 2015 года 1 февраля 2016 года

10 декабря 2017 года

Купе 3 пары поездов в сутки
№ 23/24 Москва — Казань 1 июня 2015 года Купе, СВ 1 пара поездов в сутки
№ 737/738 № 739/740 (с лета 2017) Москва — Воронеж 31 июля 2015 года Сидячий 2 пары поездов (с лета 2016)
№ 49/50 Москва — Самара 3 декабря 2015 года Купе, СВ 1 пара поездов в сутки
№ 35/36 Санкт-Петербург — Адлер 28 мая 2016 года 29 июля 2016 года 1 сентября 2016 года 1 октября 2016 года Купе, СВ 1 поезд в 4 дня (1 пара поездов в сутки с октября 2016)
№ 3/4 Кисловодск — Москва 2 августа 2017 года Купе, СВ 1 пара поездов в сутки .
№641/642 Ростов-на-Дону — Адлер 14 сентября 2017 года Купе, СВ 1 пара поездов в 2 дня (1 пара поездов в сутки с 10 декабря 2017).
№ 025Г/026Г «Италмас» Ижевск — Москва 9 декабря 2018 года Купе 1 пара поездов в сутки
№ 17/18 «Карелия» Петрозаводск — Москва 3 декабря 2019 года Купе, СВ 1 пара поездов в сутки
№ 51/52 «Сура» Пенза — Москва 9 декабря 2019 года Купе, СВ 1 пара поездов в сутки
№ 737/738, № 739/740, № 741/742 Москва — Брянск 25 декабря 2019 года Сидячий, Купе, СВ 3 пары поездов в сутки

Особенности двухэтажных поездов: плюсы и минусы

Воспользовались возможностью проехаться в двухэтажном поезде уже тысячи россиян и туристов, и они на собственном опыте оценили достоинства такой поездки. Преимущественно почти каждый выделил следующие плюсы:

  • необычный и интересный внешний вид;
  • удобная планировка вагона;
  • уют и чистота;
  • розетки, WI-FI, магнитные ключ-карты;
  • сокращение времени пути;
  • повышенная звукоизоляция и отсутствие «трясучки» на втором этаже;
  • биотуалеты, которые проводник не закрывает на санитарной зоне.

Хотя не обошлось и без недостатков, к ним относятся следующие замечания:

  • слишком мало проводников – двое на 64 пассажира;
  • ступеньки крутые, сложно поднимать багаж;
  • исчезла верхняя багажная полка;
  • туалетов мало – один на 21 человека, в обычных один на 18 человек;
  • ощущается качка на втором этаже;
  • низкие потолки;
  • неудобно расположены окна;
  • отсутствие спутникового интернета.

Характеристики двухэтажных поездов

Двухэтажный поезд дальнего следования состоит из следующих элементов:

  • купейные вагоны вместимостью 64 человека каждый;
  • один вагон СВ на 30 мест;
  • штабный вагон на 50 мест;
  • вагон-ресторан на 44 человека (1-ый этаж – бар, 2-ой этаж – обеденный зал).

Разработка отечественных даблдекеров велась с привлечением французских специалистов, а сборка производится полностью на Тверском заводе. Разгоняться составы способны максимально до 160 км/ч, а ведет их электровоз ЭП20. Разработан специально как локомотив для многоэтажных вагонов, работает от постоянного или переменного тока.

Если сравнить габариты обычного и 2-этажного вагонов, то оказывается, что последний не сильно отличается от своего «младшего брата»: новый вагон стал выше всего на полметра, а весит на 8 тонн больше. Это не такие большие цифры, если учесть, что двухъярусный пассажирский поезд вместительней почти в 2 раза. Задачей конструкторов было создание «поезда будущего» для большого пассажиропотока, и одновременно с этим он должен был без проблем передвигаться по существующим железнодорожным магистралям. Что для этого было сделано? Модернизировали хребтовую балку, сделав ее более компактной. Кроме этого пришлось пожертвовать верхними нишами для багажа. От качки в верхнем вагоне предохраняют стабилизаторы.

Схема двухэтажного купейного вагона РЖД

Двухэтажный вагон: ключевые моменты

Двухъярусный, двухэтажный вагон — модернизация обычного пассажирского вагона для пущей пассажировместимости. Здесь предусмотрено двухуровневое расположение салонов (один над другим). Самыми показательными примерами являются TGV Duplex, Shinkansen E4, Shinkansen E1.

В зависимости от своей конструкции, такой вагон может вместить на 40-70% больше пассажиров. Учитывая то, что для прохождения путепроводов, туннелей, электрифицированных участков маршрута с навесной контактной сетью требуется ограниченная высота состава, конструкторы таких вагонов идут на всевозможные хитрости: первый этаж опускают как можно ниже между тележками, уменьшают высоту обоих салонов. В туристических двухэтажных поездах нижний уровень выполняет техническое назначение, оттого его высота небольшая, а верхний — более просторный, комфортабельный, нередко с панорамным остеклением. Ниже представлена краткая сравнительная характеристика.

Плюсы Минусы

Увеличенная пассажировместимость

Компактность

Низкое расположение дверей помогает обходиться без высоких платформ

Небольшая высота салона

Нехватка места для крупного багажа

На станциях с высокими платформами посадка пассажиров затруднена

Сложность в производстве

Увеличенная высота делает более вероятным шанс опрокидывания вагона

Прогнозы и перспективы

Использование двухэтажных вагонов позволяет существенно увеличить провозную способность и разгрузить линии с высоким пассажиропотоком. Руководство «РЖД» уверено, что значимых проблем на пути их внедрения нет. Приемлемая высота позволяет проходить под всеми мостами, эстакадами и тоннелями крупных железнодорожных магистралей.

Прогрессирующее внедрение 2-этажных вагонов станет причиной сокращения эксплуатационных трат на транспортировку пассажиров благодаря снижению количества потребляемой электроэнергии и расходов, связанных с техническим обслуживанием подвижных составов.

Хотя цена нового 2-этажного вагона дороже старого, при увеличенном на 43% сроке его службы и снижении эксплуатационных затрат для «РЖД» он выглядит более перспективным. Согласно информации, предоставленной пресс-службой перевозчика, один вагон должен окупиться за 20 лет.

Примечания

  1. . www.tvz.ru. Дата обращения: 11 марта 2018.
  2. . Love Opium. Дата обращения: 11 марта 2018.
  3. . Коммерсантъ (2 июня 2015). Дата обращения: 11 марта 2018.
  4. . РЖД. Дата обращения: 11 марта 2018.
  5. . РЖД. Дата обращения: 11 марта 2018.
  6. . РЖД. Дата обращения: 11 марта 2018.
  7. ↑ . Ростов-Транспорт (14 сентября 2017).
  8. . РЖД.
  9. . Вести.ру (21 февраля 2016). Дата обращения: 11 марта 2018.
  10. . Вести.ру (16 апреля 2016). Дата обращения: 11 марта 2018.
  11. . Деловой Петербург (23 мая 2016). Дата обращения: 11 марта 2018.
  12. . Ростов-Транспорт (8 ноября 2017).
  13. Алена Селезнева | Сайт «Комсомольской правды». . KP.RU — сайт «Комсомольской правды» (30 ноября 2018). Дата обращения: 16 декабря 2018.

РЖД и частные операторы

Появление частных составов никак не отменяет монополии РЖД. Собственники всего лишь владеют подвижным составом или вовсе его арендуют. При этом они оплачивают предоставление ж/д пути, диспетчерское обслуживание, локомотивную тягу. Что касается льготного проезда граждан, то новые операторы пока что ее не отменяют. Пока налицо тенденция, что РЖД отдает в руки частников самые рентабельные направления, но руководство надеется, что в будущем негосударственные составы преобразят и невостребованные маршруты. В последнее время на российских железных дорогах можно увидеть ряд новшеств — частные поезда, двухуровневые вагоны. Конечно, недостатки можно найти во всем, но такие продвижения в модернизации одного из самых старых видов транспорта в нашей стране не могут не радовать.

Плюсы и минусы 2-этажного поезда

Если начать с преимуществ двухэтажного поезда, в первую очередь следует отметить снижение стоимости проезда. Это произошло из-за увеличившейся вместительности вагонов в сравнении с одноэтажными. Помимо этого, встречаются и другие достоинства:

  • Срок эксплуатации вагонов увеличен с 28 до 40 лет.
  • Конструкционная скорость увеличилась до 160 км/ч (на 14%).
  • В купе теперь 2 розетки на 220V, и расположены они не под столиком, а в более доступных местах, у изголовья пассажира.
  • Наличие раздельных контейнеров для сбора мусора, предназначенных для пластика и других отходов.
  • Душ и бесплатный интернет, предусмотренные пока ещё не на всех маршрутах.

Недостатков, к сожалению, здесь больше:

  • Хотя 2-этажный поезд и оборудован подъёмником для посадки инвалидов-колясочников, после попадания внутрь им предстоит преодолеть ещё 4 ступеньки для попадания в центральный проход вагона. Здесь уже никаких современных устройств нет, и им придётся обращаться за помощью к сопровождающим и проводникам. Говорить о том, как они попадут на второй этаж и вовсе не имеет смысла.
  • Любопытным нюансом можно назвать откидную сетчатую полочку, знакомую нам из старых вагонов. Как она попала в современную конструкцию, выполненную с учётом инновационных технологий, неизвестно. Итак, атрибут советских поездов сохранился и в двухэтажном.
  • Хотя количество туалетов и увеличилось, путём простого арифметического действия можно определить, что в одноэтажном (при 2 туалетах) на каждый из них приходится 18 пассажиров. В новом при большем количестве мест соотношение увеличивается до 21, то есть вероятность того, что утром придётся «топтаться» в очереди, выше.
  • Стандартный титан в коридоре теперь отсутствует. Вместо него классический кулер в купе проводников. Скорее всего, можно назвать это достоинством, ведь теперь в дороге можно набрать и холодной питьевой воды, но для некоторых путешественников наличие титана определяется как своеобразная романтика, которая теперь осталась в прошлом.

Интерьер вагонов

По отзывам людей, успевших воспользоваться двухэтажными вагонами, ехать в них комфортно, но не настолько, как в одноэтажных. В первую очередь неудобство заключается в том, что его внутренняя высота несколько ниже стандартной. Это становится причиной того, что сесть на верхней полке взрослый человек не сможет. На всём протяжении пути он будет вынужден находиться в лежачем или полулежачем состоянии.

Во всём остальном его можно назвать комфортабельным:

  • Вход оборудован специальным подъёмником, позволяющим пассажирам в инвалидной коляске попасть внутрь, не покидая каталку.
  • Присутствует система современного кондиционирования.
  • В каждом вагоне есть 3 биотуалета.
  • На тыльной стороне коридора установлено табло, показывающее температуру.
  • Внутренние проходы оборудованы в том же стиле, что и одноэтажные, одинаковой ширины.
  • Лестница на 2-й этаж не крутая, с зеркалом на стене, позволяющим поднимающимся видеть спускающихся и избежать пробок.
  • Стыки между вагонами выполнены в современной компоновке, теперь здесь ничего не гремит и не грохочет, всё герметично.

Комфорт

  • система кондиционирования и отопления;
  • экологически чистые туалетные комплексы;
  • полки для хранения багажа;
  • удобные лестницы с поручнями;
  • энергосберегающие светодиодные светильники;
  • герметичные межвагонные переходы;
  • светодиодные информационные табло;
  • кулеры с питьевой водой.

За отдельную плату предоставляется: кофе, чайная и кондитерская продукция, печатные издания, сувениры и прочие товары.

Безопасность

Обеспечивают сотрудники охранных организаций или транспортной полиции. Работа оборудования вагона контролируется с помощью спутниковой системы контроля безопасности и связи. Все вагоны оснащены пожарной сигнализацией и устройствами видеонаблюдения.

Нумерация мест

В двухэтажных вагонах с местами для сидения применяется следующая нумерация мест.

Вагон 1 класса:

  • на первом этаже 29 мест (с 1 по 43), VIP-купе (№133,134);
  • на втором этаже 29 мест (с 81 по 121).

Вагон 2 класса:

  • на первом этаже 50 мест (с 1 по 50);
  • на втором этаже 52 места (с 81 по 132).

Характеристика VIP-купе в вагонах 1 класса

Купе имеет раздвижные двери и оборудовано следующими удобствами:

  • два места для сидения повышенной комфортности (диван);
  • багажная полка;
  • индивидуальные выдвижные трансформируемые столики;
  • светильник основного и местного освещения;
  • кнопка вызова проводника.

Технические характеристики

Технические характеристики, в частности, вместительность зависит от типа конструкции.

Таблица 1. Вместительность и расположение мест в двухэтажных вагонах РЖД
Тип вагона Расположение мест на 1-м этаже Расположение мест на 2-м этаже Количество мест
Купейный 1-32 81-112 64 вместо 36
Штабной 1-26 81-104 50 вместо 18-24
СВ 1-14 81-96 30 вместо 18
С местами для сидения 1-го класса
  • 1-43
  • VIP купе (№ 133, 134)
81-121 133
С местами для сидения 2-го класса 1-50 81-132 132

Снабжение электроэнергией происходит от головного электропоезда с установленной на нём системой спутниковой связи и навигации (ГЛОНАСС).

При высоте снаружи 5,25 м его вес всего 64-66 т, что на 8 т тяжелее одноэтажного. При этом вместительность таких модификаций почти в 2 раза больше прежних.

Конструкция

Вагоны TGV Duplex

Двyxэтажный вагон имеет пассажировместимость на 40-78 % больше, чем аналогичный одноэтажный вагон.

Из-за ограничений габарита вагона допустимыми габаритами подвижного состава, которые, в свою очередь, ограничены габаритами существующих строений (тоннелей, путепроводов, высотой подвески контактной сети на электрифицированных линиях), для размещения двух пассажирских салонов применяются разные технические решения.

В некоторых конструкциях первый этаж размещается как можно ниже между тележками, а в местах расположения тележек пол нижнего салона резко повышается, в этом месте устраивается лестница на верхний уровень.

Имеются также такие конструкции, где второй этаж вагона используется как зал для наблюдений или ресторан. В таких вагонах первый этаж имеет небольшую высоту потолков и является как бы техническим, а второй уровень имеет панорамное остекление, а также иногда и остекление крыши вагона. Такие вагоны, в частности, пытались использовать в СССР в туристических поездах в 1970—1980-х годах.

C 2012 года на Украине эксплуатируются EJ 675.

Зачем нужны двухэтажные поезда?

Железная дорога, скорости, удобства, вагоны – это же часть того, что принято называть туризмом. Особенно на наших необъятных российских просторах. То есть, в общих чертах, ответ на этот вопрос дан в начале статьи. А если подробнее, то вот несколько цифр.

Даже рассуждая на уровне обычного пассажира можно понять, что увеличивать пассажиропоток за счет расширения сети или продления ж.д. линий, за счет увеличения скоростных возможностей поездов или удлинения составов либо технически невозможно, либо экономически не выгодно, либо уже претворятся в жизнь. Судя по всему, аналогичные проблемы волнуют не только РЖД, но и аналогичные структуры в других странах. Отсюда, активное развитие в одних странах и реанимация в других двухэтажных,  поездов.

Двухэтажный поезд – из истории «2-го этажа»

Первым видом общественного транспорта стал «дедушка» всех современных автобусов -омнибус. Эти повозки, на конной тяге, вмещавшие 15-20 пассажиров, начали курсировать по крупным городам в первой половине XIX в. Родиной омнибуса считается Франция. В Санкт-Петербурге этот транспорт заработал в 1830 году и продолжал возить жителей города до 1914 года. Со временем у этого транспортного средства, который шутники называли «обнимусь», стали появляться вторые этажи (кстати, женщинам подниматься туда было запрещено). Вместимость выросла до 40 человек. Этот второй этаж назывался «империал».


Омнибус ФОТО: polzam.ru

На каком-то этапе, в общем-то немудреная идея «2-го этажа» от собственников омнибусов перекочевала в арсеналы вагоностроительных компаний. Впрочем, назвать одну из них или хотя бы страну, первой реализовавшей концепцию двухэтажных поездов вряд ли возможно. Работы в этом направлении, с переменным успехом, ведутся уже более 150 лет. Причем отказ от нее или наоборот активизация процесса поиска решения, зависели от многих экономических и политических условий.

Российские двухэтажные поезда. Мнение среднестатистического пассажира

Простая, по сути, идея «2-го этажа» требует многих технических решений, в корне меняющих привычное представление о купейном вагоне. Может поэтому столько лет и столько удачных, а еще чаще неудачных, разработок лежит между вагоном, построенным тверскими мастерами в 1905 г. и поездом модели 61-4465, запущенным в серийное производство в 2011 г. на том же Тверском вагоностроительном заводе.  На сегодняшний день по российским железным дорогам курсирует несколько десятков таких поездов. А появление первых (Москва – Адлер, Сант-Петербург, Казань, Воронеж, Самара) напомнило начало 70-х, когда имена первых космонавтов знал каждый советский гражданин.


ФОТО: avatars.mds.yandex.net

Две поездки (в Самару и в Кисловодск), как на первом, так и на втором этаже нового поезда, дает мне основание оценить его достоинства и не замалчивать недостатки. К первым можно отнести:

  • Отсутствие плацкартных вагонов, как страшного напоминания об услугах, предлагаемых советским МПС;
  • Наличие необходимых бытовых условий – три биотуалета (со всем необходимым), кулер с холодной водой в коридоре, печь СВЧ и кулер с горячей водой в купе проводников, розетки (220 Вт) в каждом купе, питание, входящее в стоимость билета, раздельные контейнеры для мусора;
  • Удобные трапы у входных дверей, облегчающие процесс погрузки пассажиров с вещами. К сожалению, их использование возможно только у высоких платформ, которыми оборудованы незначительное количество станций;
  • Наличие в купе, на лестницах, в коридорах и туалетах оборудования, обеспечивающего безопасность пассажиров: перила, приспособления для подъема на верхние полки купе и т.д.;
  • Кондиционирование вагонов и легко открывающиеся в тамбуре форточки;
  • Вагоны, в некоторых поездах, главным образом следующих на дальние расстояния, оборудованы душевыми кабинками.
  • 1Купе на 1-м этаже
  • Тамбур 1-го этажа
  • Лестница на 2-й этаж
  • Лестница на 2-й этаж
  • Тамбур 2-го этажа

«Главное, что едем!» как молитву повторяли пассажиры советских поездов (кроме фирменных, если посчастливилось купить билет»).  А теперь, и так должно быть, смело указываем на недостатки, в частности обнаруженные в новых поездах:

  • Половинчатое решение в использование подъемников и трапов у входных дверей, эксплуатация которых ограничивается техническими возможностями станций выполняют. Как следствие увеличение времени на погрузку пассажиров и багажа;
  • Неудачное расположение окон в тамбурах. Перемычка между окном и фрамугой на 2-м этаже находятся на уровне глаз человека среднего роста, закрывая обзор;
  • Отсутствуют привычные откидные сидения в тамбуре;
  • Значительные уменьшения всех параметров в купе, вносят заметный дискомфорт, особенно для пассажиров, купивших билет на верхнюю полку. Оптимальный вариант использования купе – семья с двумя невзрослыми детьми;
  • Много открытых металлических частей и деталей в купе, что при очень сильной «болтанке» поезда приводит к высокой травма опасности:
  • централизованное кондиционирование во всем составе – не лучший вариант обеспечения комфортных условий;
  • Крутые ступени усложняют перемещение пассажиров, особенно с багажом. Возможна их полная или частичная замена пологими спусками.

Хочется верить, что конструкторы, производители и, особенно, путейцы более критично, и уж, конечно, профессионально подойдут к изучению опыта эксплуатации двухэтажных вагонов, внесут необходимые корректировки и изменения и будут, перефразируя героя Фрунзика Мкртчана, так возить пассажиров, что им «будет приятно».  

Для оформления статьи использованы личные фото-архивы автора

Варианты двухэтажных поездов в разных странах мира

Пруссия находилась в первых рядах создателей таких поездов. Построенные в 1868 г. вагоны имели открытые вторые этажи и, конечно, неблагоприятные погодные условия не способствовали их популярности. Более или менее похожими на современные вагоны для двухэтажных поездов начали строить в Германии в 1936 году. Большой интерес проявляли к таким поездам специалисты и руководители третьего рейха (вагоны ведь не виноваты). В послевоенный период, а точнее начиная с конца 50-х годов в Западной Германии началось восстановление производства двухэтажных составов. Одновременно, при содействии СССР, к аналогичным работам приступили и рабочие завода в Герлице в ГДР. Сейчас завод, почти 70 лет, производящий двухэтажные поезда, принадлежит канадской компании Bombardier Transportation, и поставляет их во многие страны мира.

Англия, на удивление, не оказалась в первых рядах стран, участвовавших в реализации концепции «2-го этажа». После войны была сделана попытка увеличения пассажирского трафика с использованием двухэтажных поездов. Эксперимент не увенчался успехом. 

В Европе (Германия и Англия специально были выделены) до недавнего времени двухэтажные вагоны в основном пользовались спросом на пригородных маршрутах. Но в последнее время тенденция стала меняться. Все чаще их стали использовать и на длительных расстоя,ниях. Инициатором выступает скоростная дорога во Франции, соединенная с магистралями Германии, Австрии, Швейцарии. Для таких маршрутов предусмотрены спальные вагоны. Активно, но преимущественно на внутренних линиях, работают двухъярусные поезда в Словакии, Польше, Бельгии, Чехии. Кстати, последняя для своих нужд и по заказам соседей (Украины, Словакии, Латвии) производят двухэтажные, межрегиональные электропоезда EJ-675.

США и Канада. Железные дороги Северной Америки отличаются особой прочностью рельсов и высокой грузоподъемностью подвижного состава. А в комплексе с широко разветвленной дорожной сетью, это способствует более активному, чем в Европе, использованию вместительных поездов.


Американские поезда ФОТО: railroadpictures.net

Китай.  Даже удивительно, что такая страна, занимающая второе место в мире по протяженности железнодорожных путей и имеющая невероятное количество пассажиров, работы по созданию двухэтажных поездов  начала только в 80-х годах. Тем не менее, 20 августа 1989 г. такой поезд был запущен в эксплуатацию и направлен по маршруту Шанхай-Нанхин. Это только – начало.

Россия. Идея двухэтажных поездов для российских инженеров-путейцев была близка еще с конца XIX века. Первый вагон был построен в 1905 году на Тверском вагоностроительном заводе, предназначался для длительных перевозок. Вагон, конечно, был более, чем универсальным. Первый этаж предназначался для домашних животных и скота. В советские годы предпринималось несколько попыток серийного производства двухэтажных поездов. Но дальше выпуска образцов и небольших партий, которые использовались на пригородных линиях, дело не пошло. 

Коридоры

Только что вошедший в двухэтажные вагон пассажир ничего особенно нового (кроме лестницы, ведущей наверх) не увидит. Внешне коридоры очень похожи на те, которые все привыкли видеть в поездах дальнего следования. По обеим сторонам расположены биотуалеты, а на полу расстелена ковровая дорожка. Отличие – лишь в расположении окон (почти у пола) и более низких потолках. На втором этаже в коридоре есть зеркало. Оно необходимо для того, чтобы поднимающиеся и спускающиеся по лестнице люди могли друг друга видеть во избежание столкновений. На нижнем и верхнем этажах коридоры сделаны с разных сторон. Поэтому двухэтажные пассажирские вагоны РЖД достаточно удобны в плане наблюдения за проносящимися мимо при движении пейзажами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector