Программное ядро бортовой киберинфраструктуры унифицированного ударного истребителя f-35
Содержание:
- Исполнительно-контролирующая система
- Глобальная дислокация
- Гонки по вертикали
- Краткий обзор создания
- Сначала газ до отказа — а там поглядим!
- Планы под вопросом
- Особенности конструкции истребителя пятого поколения F-35 Lightning II
- Основные этапы создания F-35 Lightning II
- Оценка проекта
- Технические характеристики и особенности
- История проекта
- Ценовая спираль F-35 Lightning II
Исполнительно-контролирующая система
Как уже было отмечено выше, ИКС, взаимодействуя с блоками управления бортового вооружения, – обеспечивает исполнение боевых команд и регистрацию фактического ущерба от применения каждой боевой команды. Сердце ИКС – это суперкомпьютер, который весьма закономерно также отнесён к «бортовому вооружению».
Поскольку объём возлагаемых на бортовой суперкомпьютер задач колоссален, он имеет повышенную прочность и отвечает высоким требованиям по отказоустойчивости и вычислительной мощности; также он оснащён эффективной системой жидкостного охлаждения. Все эти меры предприняты для того, чтобы бортовая вычислительная система была способна эффективно обрабатывать огромные массивы данных и выполнять передовые алгоритмические обработки, – которые обеспечивают пилоту эффективную ситуационную осведомлённость: дают ему всестороннюю информацию о театре боевых действий.
Бортовой суперкомпьютер истребителя F-35 способен в непрерывном режиме совершать 40 миллиардов операций в секунду, благодаря чему обеспечивает мультизадачное исполнение ресурсоёмких алгоритмов передовой авионики (в том числе обработку электрооптических, инфракрасных и радиолокационных данных). В режиме реального времени. Для истребителя F-35 вести все эти алгоритмически интенсивные вычисления на стороне (чтобы не оснащать каждую боевую единицу суперкомпьютером) не представляется возможным, потому что интенсивность суммарного потока поступающих ото всех сенсоров данных превосходит пропускную способность самых скоростных коммуникационных систем – как минимум в 1000 раз.
Для обеспечения повышенной надёжности, все критически важные бортовые системы истребителя F-35 (в том числе до некоторой степени бортовой суперкомпьютер) реализованы с применением принципа избыточности: чтобы одну и ту же задачу на борту потенциально могли выполнить несколько разных устройств. Причём требование избыточности таково, чтобы дублирующие элементы были разработаны альтернативными производителями и имели альтернативную архитектуру. Благодаря этому вероятность одновременного выхода из строя оригинала и дубликата – снижается. В том числе поэтому ведущий компьютер работает под управлением Linux-подобной операционной системы, а ведомые – под управлением Windows. Также, для того чтобы при сбое одного из компьютеров, блок обеспечения боевого применения мог продолжать функционировать (хотя бы в аварийном режиме), архитектура ядра ALIS построена по принципу «многопоточного клиент-сервера для распределённых вычислений».
Глобальная дислокация
По оценкам экспертов, развертывание F-35 продолжается успешно. В США до сих пор сформированы четыре эскадрильи ВВС. Они находятся на авиабазах (АВБ) Хилл (Hill), шт. Юта и Люк (Luke), шт. Аризона. С 2022 г. эскадрилья ВВС США в составе 60 самолетов F-35 Lightning II на постоянной основе будет дислоцироваться на АВБ Лейкенхит (Lakenheath) в Великобритании. КМП США в настоящее время располагает двумя эскадрильями F-35. Одна размещена на АВБ Юма (Yuma), шт. Аризона, а другая с января 2017 г. – на АВБ Ивакуни (Iwakuni) в Японии.
Авиабаза Ивакуни , Япония
Осенью 2017 г. шесть F-35B, дислоцированных в Японии, приступили к боевой службе на море. Шестимесячный поход в Тихом океане и в восточной части Индийского океана пройдет на борту универсального десантного корабля «Уосп» (USS Wasp). С начала 2018 г. эскадрилья, дислоцированная на АВБ в шт. Аризона, приступит к шестимесячному дежурству на Ближнем Востоке на борту авианосца «Эссекс» (USS Essex). Высказывается мнение, что первая боевая операция с участием F-35В состоится в рамках этих миссий.
Авианосец USS Essex
ВВС США в апреле и мае 2017г. впервые осуществили иностранную переброску самолетов. Восемь F-35A с АВБ Хилл в течение трех недель провели на АВБ Лейкенхит в Великобритании. Откуда выполнили краткосрочные вылеты в Эстонию и Болгарию. В рамках этой командировки совместно с самолетами перебрасывались команды обслуживающего персонала и комплекты запасных частей.
Сеть обеспечения
Незадолго до выхода на пенсию генерал К. Богдан в интервью журналу ВВС остался доволен состоянием дел с F-35 Lightning II. Самой большой проблемой на тот момент он назвал инфраструктуру обслуживания, включая обеспечение запасными частями.
«Перед лицом количества самолетов и мест базирования, которые у нас появятся за десять-пятнадцать лет, я переживаю в отношении нашей способности глобального обеспечения этих самолетов. Возможность промышленности и армии, обслуживать все эти самолеты по приемлемой цене, вероятно, является самым большим текущим риском программы», — пояснил генерал. В настоящее время ремонтные подразделения в местах базирования все еще недостаточно оснащены. В результате запасные части для самолетов отправляются изготовителем.
Все же сообщается, что в ближайшие годы должна возникнуть глобальная сеть складов с запасными частями. Обслуживание и снабжение дислоцированных самолетов перейдет к разворачиваемой системе логистики регионального уровня. С учетом одиннадцати стран в Европе, на Ближнем Востоке и в Азии, высказавших намерение приобрести F-35, Пентагон рассчитывает на организацию разветвленной глобальной сети дружественных баз обеспечения.
Гонки по вертикали
F-35B станет третьим в истории самолетом с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП), принятым на вооружение — после британского «Харриера» и советского палубного Як-38. И если смысл создания последних очевиден, то появление «вертикалки» на базе F-35 не поддается здравому объяснению.
«Харриер» создавался как ответ на угрозу разрушения аэродромов в первые часы новой мировой войны. Впоследствии, когда выяснилось, что СВВП, в любом случае, не конкурент классическим истребителям, «Харриер» эволюционировал в «Си Харриер» и перебазировался на палубы мини-авианосцев. На безрыбье и рак рыба, — решили британские адмиралы, а следом за ними итальянцы, испанцы, индусы, тайцы и КМП США. Несмотря на то, что модернизированный «Харриер II» продолжает эксплуатироваться в наше время, его боевая ценность всякий раз оказывается сомнительной.
Як-38 — следствие неопределенности с обликом советских авианосцев (или, по принятой классификации — тяжелых авианесущих крейсеров). В результате на свет появилось летающее чудо без радара, чья боевая нагрузка достигала одной тонны!
Мизерная боевая нагрузка, слабые ЛТХ и «огромный» боевой радиус, за который «Як» удостоился почетного звания «самолет охраны мачты» — в результате этих перечисленных «достоинств», СВВП оказался совершенно бесполезен для решения любых насущных задач. Единственной положительной особенностью Як-38 была система принудительного катапультирования — несмотря на зашкаливающее количество катастроф, обошлось без серьезных человеческих жертв. «В небе реет грозный «Як» — «Як» о палубу шмяк»! И добавить тут нечего.
Для чего янки в XXI веке понадобилось «наступать на грабли» и создавать то, что противоречит законам природы? «Вертикалка» априори уступает обычным самолетам. А необходимость создания такой техники отнюдь не так очевидна, чтобы оправдать дополнительные затраты и серьезное ухудшение ЛТХ истребителя.
На первый взгляд, ответ прост: СВВП создаются по заказу авиации КМП, для базирования на передовых базах и тесных палубах десантных кораблей. Однако, в данном случае, возникает неразрешимый логический парадокс: в чем смысл базирования истребителей на палубах УДК?
Оперативность их применения, быстрое реагирование, оказание огневой поддержки десанту… Но что значат 5-10 недосамолетов, когда на траверзе идет «Нимиц» с полным авиакрылом? Ведь американцы гордятся количеством своих авианосцев; просто невероятно, чтобы в ходе боевой операции рядом не оказалось такого корабля. В свою очередь, «Нимиц» и УДК — просто мелкие озорники на фоне крылатой мощи Военно-воздушных сил.
Данная логическая цепочка может привести к единственному выводу — размещение «вертикалок» на палубах УДК не имеет никакого практического смысла. Это блажь, дешевая игра мускулами. Решение о закупке «тридцать пятых» в виде F-35B лишь снизит боевой потенциал вооруженных сил США. Чему мы искренне рады и всецело поддерживаем дальнейшее развитие программы F-35B.
С точки зрения интересов России, было бы гораздо опаснее, если бы эти «недосамолеты» оказались на палубах «Нимицев» в виде F-35С или еще страшнее — воплотились в виде F-35A в строевых эскадрильях ВВС США.
F-35B и почетный сенатор МакКейн. Оба друг друга стоят
Точно также, F-35B не слишком жалуют за рубежом. Из 11 стран, выразивших свой интерес к проекту JSF, приобрести «самолет на букву «Б» согласны лишь две — Великобритания и Италия. Изначально британцы презрительно морщили носики при виде F-35B, рассчитывая оснастить свои авианосцы более приличными F-35C. Но потом у них не хватило средств на электромагнитную катапульту, и пришлось брать то, что подходит «Queen Elizabeth» в её нынешнем, весьма прискорбном состоянии. Чтобы облегчить участь морских авиаторов, британцы обещают оснастить «Королеву» носовым трамплином.
Что касается жизнерадостных ВМС Италии с потешно-показушным авианосцем «Кавур» — здесь долгие комментарии излишни. Итальянцы заказали целых пятнадцать (!) вертикалок в интересах моряков и еще 75 машин (60 F-35A и 15 F-35B) для своих ВВС.
Создание F-35B нецелесообразно с военной точки зрения. Появление этих машин продиктовано желанием морпехов подчеркнуть свою «исключительность» и поддержать преемственность традиций. Какие-либо другие объяснения здесь исключены.
Краткий обзор создания
После окончания Холодной войны компания “Локхид-Мартин” начала сотрудничать с конструкторским бюро имени Яковлева. Это и стало причиной того, что первая демо-версия самолета очень походила на Як-141. Разница заключалась в том, что у Як-141 было установлено два дополнительных двигателя, а у Х-35В (так называлась первая модель) он был один.
В начале 2000х была выбрана единая конструкция для истребителей армий НАТО. Для этого был проведен специальный конкурс, в котором участвовали модели Boeing и Lockheed Martin. Их испытания показали, что Х-35 — вариант Lockheed Martin — имеет явное преимущество.
Видео об американском самолете Ф-35 даст вам максимальное представление о мощности и способностях этого авианосца.
Истребитель Ф-35.
Некоторые из стран, собирающиеся ранее приобретать большие партии этой новой модели, позднее решили намного сократить свои заказы. Это связано с тем, что разработки модификаций Ф-35 затянулись на больший период времени, чем планировалось. Вторая причина в том, что стоимость одной модели возросла многократно.
В 2011 году началось серийное производство истребителей для военно-воздушных сил США и всех прочих стран. В техническую эксплуатацию истребитель Ф-35 планируется ввести в 2019 году. Проблемы с разработкой специального ПО и оружием задерживают ее.
Сначала газ до отказа — а там поглядим!
Порадовались? Вот и мы тоже. А теперь включаем скептика. Российское новостное агентство Sputnik ни о чём таком не писало ни на китайском своём сайте, ни на каких других. Бомбардировщики Ту-160 упоминаются только в контексте их визита в Южную Африку в конце октября, F-35 мелькает чаще, но совершенно отдельно, в основном освещаются тонкости его эксплуатации в ВВС разных стран.
Так что же, китайцы соврали? Ну, активировав режим конспиролога, можно сказать, что Sputnik просто удалил новости об обгоне по тем или иным причинам. Неясно, правда, по каким. Есть ещё вопрос тонкостей перевода — 俄罗斯卫星通讯社报 может переводиться и какроссийское новостное агентство Sputnik», и какроссийское агентство спутниковых новостей», то есть не конкретное имя собственное, а просто некое российское международное новостное агентство. Прямой ссылки в любом случае не приведено. Зато вотИзвестия» уже перепечатывает историю со ссылкой на китайцев — а поскольку ссылки всё равно никто не проверяет, теперь история обретёт в русскоязычном сегменте Сети статус реально случившейся. Тем более, что Sina не какой-то там жёлтый таблоид — компания крупная, серьёзная.
Планы под вопросом
Счетная палата США (Government Accountability Office, GAO), в апреле 2017 г. опубликовала итоги своего исследования программы F-35. В них палата прежде всего отмечала, что завершение этапа SDD уже вынужденно смещалось несколько раз. И в последний раз с мая на октябрь 2017 г. Проводимые в рамках SDD летные и системные испытания выполнены только на 90 процентов. Согласно прогнозу счетной палаты, готовность и тестирование программного обеспечения, а также завершение этапа SDD F-35 Lightning II может быть отложено до мая 2018г.
В январе 2017 г. (J. Michael GILMORE), отставной руководитель отдела по тестированию и оперативной оценке новых систем оружия (Director of Test and Operational Evaluation) министерства обороны США, также предупреждал, что самолет недостаточно проверен. Его отдел отметил 276 основных недостатков, в том числе серьезных, первой категории, почти 80. По оценке Дж. Гилмора, завершение этапа SDD в интересах устранения всех слабых сторон проекта может быть перенесено до 2020 г.
Дж. Майкл ГИЛМОР
Прочие неприятности
По мнению военных аналитиков, отсрочка на 2018 г. или еще дальше предсказуемо приведет к переносу начала фазы войсковых испытаний и ввода F-35C в эксплуатацию. Кроме того, специалисты счетной палаты полагают, что до окончания фазы SDD еще ожидаются изменения конструкции, поскольку тестирование операционной системы с высокой вероятностью приведет к необходимости ее корректировки.
Сообщается, что потенциальные изменения ожидают не только ПО или элементы быстрого конфигурирования системы (plug-and-play). ВМС, например, в начале 2017 г. хотели по-новому исполнить крылья F-35C, чтобы предотвратить их колебания при внешнем управлении ракетой AIM9X. Сотрудники счетной палаты США, кроме того, утверждали, что имеет смысл ждать начала серийного производства. Только после этого станет понятно, что уже поставленные боевые машины не требуют никаких доработок. Согласно планам, до конца 2017 г., предусматривалось принять на вооружение более 250 самолетов из предсерийного производства.
Ракета AIM9X
Вместе с тем, бюро JPO отстаивает своего план-график. Так, главный инженер Джим РОККО (Jim RUOCCO) в конце мая 2017 г. уверял, что известные дефекты первой категории будут устранены до осени 2017 г., а «последовательность их решения определяется вооруженными силами». Армия исследует влияние отдельных дефектов на соответствующий боевой профиль F-35 Lightning II и определяет свой перечень приоритетов. Вместе с тем, по утверждению JPO, все критически важные оперативные системы самолета полностью готовы.
Особенности конструкции истребителя пятого поколения F-35 Lightning II
При разработке данной машины конструкторами было позаимствовано множество технических решений из предыдущего истребителя модели F-22. Нужно отметить тот факт, что конструкторами были проработаны три варианта данного самолета, которые отличаются между собой типом взлета и посадки. Базовая модель имела возможность производить стандартный взлет с разбега и посадку с использованием пробега по полосе. Модификация с обозначением F-35B производила достаточно короткий разбег для взлета, а посадка выполнялась вертикальным способом. Третья модель F-35C взлетала с авианосца с помощью специальной катапульты, а приземлялась за счет использования корабельного аэрофинишера.
Данная машина оснащена наиболее новым электронным оборудованием РЛС типа AN/APG-81, которое позволяет очень эффективно обнаруживать как наземные, так и воздушные цели. В состав авионики аппарата входит множество систем, среди которых станция с фазированием, представленная антенной AN/APG-81. Наибольшего внимания заслуживает система ЭОС, с помощью которой можно производить множество операций, а именно:
-
§ фиксировать пуск баллистических ракет группами на расстоянии в 1,3 тысяч километров, при этом можно следить за их полетом и вычислить их конечную цель;
-
§ обнаруживать на большом расстоянии вражескую технику как на земле, так и в воздухе;
-
§ проводить качественную навигацию в любое время дня и ночи;
-
§ сигнализировать о возможной ракетной атаке противника в сторону истребителя;
-
§ эффективно вычислять месторасположение огневых артиллерийских точек врага;
-
§ выполнять точный пуск ракет по самолетам, которые летят за F-35.
Кроме выше упомянутых систем и преимуществ, на машине было установлено еще множество вычислительных систем. Для передачи данных была установлена система MADL, которая могла работать в широком диапазоне. Данная система имела множество средств, которые могли защитить ее от вражеского вмешательства помехами, и защиту от перехвата частоты.
Особенностью компоновки самолета является шлем пилота, который оснащен множеством функций. Шлем для F-35 имеет обозначение HMDS, он позволяет пилоту смотреть через стенки самого самолета. Данный эффект получен за счет множества камер, установленных на борту, которые сопряжены со шлемом. Он позволяет пилоту производить обзор так, как будто бы самолета вовсе не существует. Данное оборудование разработано в Великобритании для бомбардировщика F-35. В настоящее время существует только один шлем данной конструкции, но за его изготовление берется израильская компания при поддержке американской фирмы Rockwell Collins. В планах изготовителей оснащать такими шлемами все самолеты типа F-35 с 2016 года.
Силовая установка представлена двигателем типа F135, который разработан фирмой Pratt&Whitney при поддержке компании Rolls-Royce Defence. По утверждению изготовителей данная силовая установка позволяет самолету выдерживать перегрузку в 9 g. Данный двигатель оснащает машину мощностью в 13 тысяч кгс, а в форсажном режиме 19,5 тысяч кгс. Ресурс использования данного мотора достигает 4 тысяч часов полетов.
Самолет F-35 имеет достаточно мощное вооружение, что позволяет проводить боевые операции с большой эффективностью. В состав вооружения входят ракеты типа воздух-земля с обозначением AIM-9 Sidewinder и ракеты класса AIM-120 AMRAAM. Также истребитель имеет крылатые ракеты типа Storm Shadow. Наибольшей мощностью вооружения обладали бомбы класса JDAM, которые весили 910 килограммов. В состав бомбовой нагрузки были включены управляемые бомбы AGM-154. Для уничтожения наземной техники противника использовали противотанковые ракеты.
В данное время идет разработка ракет для уничтожения водных объектов. Для самолета F-35 фирма General Dynamics изготовила четырехствольную пушку большого калибра с обозначением GAU-22/A. Особенностью аппарата является возможность пуска ракет и бомб при полете на сверхзвуковой скорости. Изготовители данной машины планируют разработать систему, которая позволит производить с борта самолета пуск ядерной ракеты типа В61.
Lockheed Martin F-35 Lightning II фото
Работы по созданию нового истребителя велись на фирмах «Боинг» и «Локхид—Мартин». Истребитель производится в трех вариантах: CTOL (для BBC), CV (BMC), STOVL (короткий взлет и вертикальная посадка).
Lockheed Martin F-35 Lightning II фото
Летные характеристики истребителя JSF практически не отличаются от характеристик самолетов этого класса, стоящих на вооружении ведущих стран мира на начало XXI в., однако новейшее бортовое обозначение, устанавливаемое на самолете, позволит получить неоспоримое преимущество в боевой обстановке перед воздушным противником.
Основные этапы создания F-35 Lightning II
После военной компании за Фолкленды в 1982 г., в результате боев с Аргентиной, ВВС Великобритании показали очень успешное применение самолетов вертикального взлета и посадки «Хариер» США и другие государства начали более усиленно и глубоко изучать возможности самолетов данного типа.
В результате на мировом рынке начал формироваться спрос на подобный вид самолетов. В 1983 году исследовательские агентства Соединенных Штатов и Великобритании при поддержке агентства NASA основывают программу ASTOVL (Advanced Short Take-Off/Vertical Landing) с целью заменит существующие самолеты вертикального взлета и посадки более новыми единицами.
Однако, к 1995 году Великобритания прекращает исследования и передаёт все наработки США, которые не собирались прекращать разработку столь перспективного самолета. В марте 1993 года из-за изменения геополитического баланса и распада коммунистического блока, программу ASTOVL трансформируют в CALF направленную на создание легкого истребителя общего применения.
С компаниями Lockheed Martin Aeronautics Company и McDonnell Douglas, которая позднее слилась с военно-промышленной компанией Boeing был подписан контракт на разработку однотипного самолета истребителя, который с небольшими изменениями мог бы поступить на службу в ВВС (носил название Х-32А), ВМС, корпуса морской пехоты (КМП) и вооруженных сил Великобритании (Х-32В).
В 1996 году действующая программа создания легкого истребителя общего применения трансформируется в программу Joint Strike Fighter (JSF, единый ударный самолет) реализацией которой уже занимались военно-промышленные компании Boeing и Lockheed Martin. Со стороны Boeing создавался самолет Х-32, а со стороны компании Lockheed Martin, объединившей усилия в альянсе с Northrop Grumman Corporationсоздавался самолет Х-35.
Окончательные испытания тестовых моделей X-32 и Х-35 выявили безусловное преимущество модели Х-35 от Lockheed Martin, которая смогла взлететь с полосы в 150 метров в длину, в небе смогла разогнаться до сверхзвуковой скорости и осуществить вертикальную посадку на определенную площадь.
Конструкция модели Х-35 имела инноваторский механизм обеспечивавший вертикальный взлет и посадку. За кабиной пилота был установлен специальный мощный вентилятор, который как охлаждал воздух для двигателя нагретый задним соплом, так и обеспечивал хороший баланс самолета.
В конечном итоге модель Х-35 получила название F-35 Lightning II. На сегодняшний день F-35 — это передовой истребитель-бомбардировщик пятого поколения сконструированный в рамках программы Joint Strike Fighter и призванный заменить устаревшие модели самолетов F-18, AV-8B Harrier, F-16, F-117 и с определенными оговорками F-15.
Майор военно-воздушных сил США Эмкот Макларен отмечает, что разработчики «сложили воедино возможности самолетов предыдущих поколений и добавили технологию Стелс».
Капитан ВМС США Марк Дарра считает, что «F-35 станет первым морским самолетом по настоящему оснащенным технологией Стелс, который поступит на службу на авианосцы»
В данном случае важной чертой F-35 можно считать возможность осуществлять вертикальный взлет и посадку, наподобие вертолетов и конвертопланов Оспри
ВМС больше не нужны длинные взлетно-посадочные полосы благодаря короткому взлёт или вообще вертикальной посадке и взлету F-35. Для базирования F-35 подойдут даже корабли L класса типа Мэйкин Айленд. Это также позволит использовать короткие, разбомбленные аэродромы с которых не смут взлетать обычные самолеты.
Пилоты отмечают, что полёт на F-35 Lightning II восхитителен и если Вы мечтаете чтобы езда на американских горках стала вашей ежедневной работой — Вам стоит задуматься о службе пилотом F-35.
Оценка проекта
Программа F-35 является самым дорогим военным проектом в истории человечества. Даже один этот факт — уже прекрасный повод для критики самолета, однако, несмотря на потраченные миллиарды долларов и годы разработок, в конструкции F-35 постоянно обнаруживают недоработки. Проблемы у самолета ценой более ста миллионов долларов воспринимаются общественностью особенно остро.
Многие эксперты ставят под сомнение соответствие F-35 критериям истребителя пятого поколения. Прежде всего это касается полета на сверхзвуке без использования форсажа. Тем не менее, разработчики неоднократно заявляли, что истребитель имеет такую возможность. Есть вопросы и к технологиям невидимости. В 2020 году F-35 проиграл воздушный бой F-15 из-за некачественного нанесения «стелс»-покрытия на фюзеляже.
Много вопросов вызывает операционная система истребителя, в ходе недавней проверки военные смогли обнаружить в ней 276 потенциальных уязвимостей. Однако если софт со временем все же будет доработан, то есть и недостатки, которые исправить уже не получится. К ним можно отнести следующие:
- Недостаточная тяговооруженность (0,8-0,85), которая обусловлена сильно возросшей массой машины во время ее доработки.
- Высокая удельная нагрузка на крыло, что существенно уменьшает маневренность истребителя.
- Сравнительно небольшая масса вооружения, которую самолет может принять во внутренние отсеки.
- Из-за довольно большой минимальной скорости, малой полезной нагрузки и чувствительности к огню с земли F-35 может оказаться недостаточно эффективным в качестве самолета непосредственной поддержки войск. Старый и испытанный А-10 «Тандерболт» в этом отношении выглядит куда предпочтительней.
К сильным сторонам F-35 можно смело отнести малую заметность для РЛС противника и мощнейший комплекс БРЭО самолета. Однако помогут ли они истребителю в реальном воздушном бою – этот вопрос остается открытым.
Плохую шутку с американцами сыграла излишняя самонадеянность: посчитав, что в новом столетии у них уже не будет достойных противников, они начали создавать истребитель для войн наподобие балканской или иракской кампании, в которых противник изначально был слабее практически по всем параметрам.
Однако ситуация в мире развивается несколько по иному сценарию, в нем появляются новые центры силы – государства, уделяющие существенное внимание развитию вооруженных сил, в том числе и эффективной авиации. С большой долей вероятности можно сказать, что американским пилотам в будущем придется встретиться в небе с достойными противниками
И сможет ли F-35 гарантировать им победу – это очень большой вопрос.
https://youtube.com/watch?v=ylaqghFVHrs
Автор статьи:
Егоров Дмитрий
Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.
Технические характеристики и особенности
По фото самолета F-35 можно составить мнение о его внешних особенностях. Что касается технических характеристик самолета Ф-35, то они немного отличаются у каждой из модификаций. Есть три модели этого семейства:
- F-35A — типовой истребитель;
- F-35B — с вертикальной посадкой и быстрым взлетом;
- F-35C — взлет с помощью катапульты с авианосца.
Ф-35А
С технологической точки зрения самая простая модель — первая из них — 35А. Это облегченная и недорогая модель, которая и станет основной для экспортирования. Длина самолета — 15,57 м, а высота — 4,38 м. Ширина размаха крыльев составляет 10,67 м, а площадь крыла — 42,7 м².
Ф-35А.
Масса пустого Ф-35А — 13 290 кг, а максимальный взлетный вес достигает 29 100 кг. Он развивает скорость до 1930 км/ч. Дальность полета — 2 200 км. Самолет может находиться в полете 2 часа 36 минут. Эта характеристика будет одинаковой для всех модификаций.
Ф-35В
Ф-35В представляет собой модель, которую разработали специально для морской пехоты Соединенных штатов и английского флота. Он отличается тем, что взлетает быстро, а садиться может по вертикальной траектории. Это легкий авианосец, который должен будет выполнять одну функцию: доставку десанта.
Ф-35В.
Его габариты совпадают с теми же, как у Ф-35А. Вес пустого истребителя — 14 650 кг, а максимальная — 27 215 кг. Максимальная скорость — 1930 км/ч. 35В может летать на расстояния до 1670 км.
Ф-35С
Ф-35С имеет больший потенциал, если сравнивать его с двумя предыдущими. У F-35C вертикальный взлет возможен, благодаря использованию катапульты. Другие конструкции крыла и хвостового оперения позволяют ему совершать маневры на малых скоростях. По габаритам он чуть больше, чем Ф-35А и Ф-35В.
Ф-35С.
По массе он насчитывает 15 785 кг, когда он пустой. Максимальный вес достигает 30 320 кг. Скорость он развивает такую же, как и другие модификации. А вот дальность полета у него значительно больше — 2520 км.
История проекта
В 1980-х — 1990-х годах американское военное ведомство инициировало целый ряд программ по созданию перспективных самолетов для замены палубного штурмовика Grumman A-6 Intruder, истребителя-бомбардировщика вертикального взлета и посадки Harrier, истребителя F-16 Fighting Falcon, штурмовика Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II, истребителя-бомбардировщика и штурмовика McDonnell Douglas F/A-18 Hornet.
После распада СССР сокращение оборонных бюджетов США потребовало пересмотра этих программ с целью сокращения расходов. В результате было принято решение создать «единый ударный истребитель» (Joint Strike Fighter, JSF), модификации которого были бы унифицированы между собой на 70-90% и позволяли бы заменить названные самолеты.
В 1997 году на конкурс по программе JSF компания Lockheed Martin заявила экспериментальный самолет X-35, ее конкурентом стала компания Boeing с самолетом X-32 (третий участник конкурса, компания McDonnell Douglas, отказалась от участия в нем еще в 1996 году).
Первый полет X-35A состоялся 24 октября 2000 года в Палмдейле (штат Калифорния, США). 23 июня 2001 года впервые поднялась в воздух модификация X-35B. 26 октября того же года заявка Lockheed Martin победила в конкурсе JSF. Одним из преимуществ X-35 стал метод создания вертикальной тяги с помощью отдельного вентилятора (на Boeing Х-32 применялось изменение направления тяги основных двигателей, приводившее к перегреву силовой установки).
В консорциум во главе с Lockheed Martin вошли компании Northrop Grumman, Pratt & Whitney, Rolls-Royce, Allison и British Aerospace. На старте программы предполагалось, что проектирование, испытания и развертывание серийного производства займут пять лет, однако сроки реализации проекта многократно сдвигались.
20 февраля 2006 года состоялась выкатка предсерийного экземпляра самолета для ВВС США — F-35А, 15 декабря он успешно выполнил первый полет. В том же году самолет получил наименование Lightning II (с англ. «Молния-2»), в честь американского тяжелого истребителя Второй мировой войны Lockheed P-38 Lightning. В июне 2008 года состоялся первый полет предсерийного самолета для морской пехоты F-35B, а в июне 2010 года — палубного варианта F-35C. Серийное производство было развернуто на заводе в Форт-Уэрте (штат Техас).
В июле 2011 года палубный самолет впервые взлетел при помощи катапульты, в октябре того же года F-35B впервые вертикально приземлился на палубу корабля (специально переоборудованного под базирование F-35 универсального десантного корабля ВМС США USS Wasp).
С 2012 года F-35B получает Великобритания. В этой стране самолет носит название F-35 Lightning (без цифры II), так как британские ВВС в разное время использовали две разных «Молнии» — Lockheed P-38 и English Electric Lightning.
В сентябре 2015 года взлетел первый F-35, собранный за пределами США: линия окончательной сборки истребителей заработала на совместном предприятии Lockheed Martin и итальянского министерства обороны в Камери (регион Пьемонт, Италия). С 2015 года сборка F-35 также ведется на заводе корпорации Mitsubishi Heavy Industries в городе Нагоя.
С декабря 2016 года специальную версию F-35A получает Израиль, где самолет получил армейское наименование «Адир» (с ивр. «могучий»).
21 июня 2018 года в Форт-Уэрте состоялась передача турецким вооруженным силам первых F-35A, заказанных этой страной. По словам главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу, в Турцию самолеты будут доставлены в 2020 году, по окончании периода обучения в США пилотов и технического персонала. Передача состоялась несмотря на возражения Конгресса США: американские законодатели требовали отменить поставки Турции современного вооружения, в том числе F-35, из-за покупки этой страной российских зенитных ракетных систем С-400.
Ценовая спираль F-35 Lightning II
Как отмечают эксперты, спираль затрат на F-35 закручивается с 2012 г
При этом, одни обращают внимание на снижение стоимости единицы изделия, а другие – на рост затрат на программу в целом
С каждым траншем запущенного в 2007 г. предсерийного производства стоимость единицы изделия снижается. В рамках десятого и последнего транша в ноябре 2016 г. модель F-35A стоила около 94,6 млн. долл. США. Варианты F-35B и F-35C оценивались соответственно в 122,8 и 121,8 млн. долл. Разная цена разработки отражала более сложные технологии вариантов B и C, а также тот факт, что оба варианта производятся в существенно меньшем количестве, чем вариант А.
Как ожидает компания «Локхид Мартин» (Lockheed Martin), цена F-35A с 13 транша (т. е. второго транша серийного производства) в долгосрочной перспективе остановится в пределах 85 млн. долл. В контексте серийного производства также должна уменьшиться цена вариантов B и C. В июле 2017 г. генерал-лейтенант Кристофер БОГДАН (Christopher BOGDAN), бывший руководитель программы F-35 Lightning II, ожидал снижение стоимости одного F-35A к 2020 г. в процессе серийного производства ниже уровня в 79 млн. долл. Однако, он же предсказывал последующее ее увеличение с середины и до конца 2020-х годов. Такая тенденция, по мнению генерала, возможна вследствие повышения «естественной» боевой эффективности самолета.
Генерал-лейтенант Кристофер БОГДАН
Вместе с тем, последнее решение ВВС США о снижении темпов закупок оказало свое негативное влияние. В силу ограничений бюджета ВВС США после начала серийной закупки смогут приобретать в год только 60 самолетов вместо запланированных ранее 80 машин. В результате ВВС на приобретение намеченных 1 763 F-35A потребуется на шесть лет больше. Согласно представленной в июле 2017 г. оценке министерства обороны США затраты на закупку всей программы F-35 Lightning II увеличатся на 27,5 млрд. долл. до общей суммы 406,5 млрд. долл. (по оценкам 2016 г.). В итоге стоимость одного самолета возрастет на миллион долл. США, но, как считается, этого не достаточно, чтобы отрицать тенденцию к снижению удельных затрат.