Главный штаб эрмитажа

Экскурсионная информация

Экскурсионные билеты предоставляются в день посещения музея в кассах.

В Главном штабе Эрмитажа предоставляются следующие виды экскурсий:

  • экскурсии для индивидуальных посетителей по установленному графику экскурсий;
  • экскурсии для групп до 7 человек на русском или иностранном языках вне существующего графика экскурсий;
  • экскурсии для групп до 25 человек по предварительным заявкам тематические и авторские экскурсии

На заметку! Экскурсионное бюро Эрмитажа ответственно за представления и заказ обзорных и тематических посещений на различных языках. Посещения проводятся под руководством опытных сотрудников Эрмитажа, программа визита составляется Отделом туризма, сотрудник которого будет сопровождать вас в момент посещения.

Музей Главного штаба в Санкт-Петербурге создает все необходимые условия для беспроблемного посещения людей с ограниченными возможностями. Для согласования индивидуальных условий посещения нужен официальный запрос.

В музее осуществляется прокат аудио-гидов на различных языках. Так же выпущено официальное приложение «Аудиогид по Эрмитажу», которое регулярно пополняется новыми экскурсиями. В Главном вестибюле можно получить планы каждого этажа музея и информационные брошюры.

Для посетителей организованы зоны отдыха и кафе, книжные киоски и магазин, которые открыты в часы работы музея. В специализированных художественных магазинах в музее вы можете найти различную литературу об искусстве, множество репродукций известнейших картин, украшения, предметы для декора дома и канцтовары с символикой музея.

Интерьер Главного штаба и экспозиции

Для детей и взрослых предоставляются мультимедийные компьютерные программы по искусству, интерактивные посещения и возможность окунуться в виртуальную реальность и увидеть экспозиции музейного комплекса через специальные очки. Более того, музей регулярно принимает экспозиции посвященные современному искусству. СПб Главный штаб музей — важнейшая площадка для проведения таких выставок.

В эрмитажных залах можно организовать постановочную костюмированную и свадебную съемку для индивидуальных посетителей по предварительному согласованию с администрацией Государственного Эрмитажа. Билет на право проведения фотосъемки для группы не более 5 человек (при наличии входных билетов) стоит 5000 рублей. Обязательно следование инструкции проведения во избежание повреждения интерьеров музея: штативы должны быть оборудованы защитными насадками, исключается применение специального света, в том числе вспышки.

Архитектурные особенности Главного Штаба

Он состоит из двух отдельных корпусов, соединенных в центре аркой. Фасады строения образуют дугу. Ее длина 580 метров.

Арка, посвященная героям 1812 года, является значимой частью архитектурного памятника. Ее украшает колесница, запряженная шестью лошадьми. Центральное место занимает богиня Ника (крылатая Слава). В одной руке она держит лавровый венок, в другой — штандарт. Коней, расположенных по краям скульптурного ансамбля, сдерживают античные воины.

Эта грандиозная композиция символизирует воинскую славу. В орнаментах, украшающих здание, можно увидеть много лавровых венков, каждый из них служит символом победы. И посетителей Дворцовой площади приветствуют лавровыми венками скульптурные воины в античных доспехах.

Арка венчает архитектурный комплекс Главного Штаба и поражает всякое воображение, прежде всего, своей красотой, грандиозностью и уникальностью, а также своим величием:

  • общая высота арочной конструкции — 28 метров.
  • высота коней в колеснице — 3 метра.
  • высота богини Ники — 10 метров.

Если бы колесница, украшающая арку, была выполнена из чугуна, то она весила бы около 80 тонн. Поэтому фигуры было решено сделать из медных листов, укрепив их на чугунном каркасе. Это позволило уменьшить вес конструкции в 5 раз.Форму фигурам придавали с помощью выколотки. 

По легенде, когда Николай Первый выразил свои сомнения Росси в том, что арка выдержит нагрузку, архитектор ответил, что будет стоять на вершине конструкции в тот момент, когда уберут все строительные опоры и леса. Росси вместе со своими рабочими поднялся на арку, и конструкция выдержала вес нагрузки. Эта история была записана биографом Паниным со слов внучки архитектора.

Музей в Главном штабе

Восточное крыло Главного штаба вошло в состав Эрмитаж в 1988 г. В 2008 г. началась масштабная реконструкция комплекса с целью приспособить его под музейные нужды. Обновленное здание было открыто в 2014 г. — в год 250-летия Эрмитажа.

В новом здании Эрмитажа бережно сочетаются исторические детали и современные решения. Во время реконструкции были отреставрированы все сохранившиеся интерьеры. Отремонтировано 26 печей. Полностью восстановлена квартира графа Нессельроде. На четвертом этаже впервые в России установлены световые ловушки, которые обеспечивают поступление света в экспозиционные залы в безопасном для выставляющихся произведений искусства виде. Огромные пространства бывших присутственных заведений объединены внутренними дворами со стеклянными потолками — атриумами. Между выставочными залами перекинуты мостики из стекла.

Игорь Алькин

Музейное пространство в новом корпусе организовали таким же образом, как в остальных зданиях Эрмитажа — экспозиционные залы расположены по принципу анфилад. Помещения объединены в три анфиладные линии.

Арка Главного штаба

Арка Главного штаба представляет собой не просто проездную, а триумфальную арку — монумент, посвящённый победе России в Отечественной войне 1812 года. Композиция из двух арок восходит к древнегреческим дипилонским (двойным) воротам — фортификационному сооружению, своеобразной ловушке: если враг брал приступом первые ворота, то оказывался в западне — узком коридоре между первыми и вторыми воротами. Римляне строили тетрапилоны — сооружения на перекрестках дорог, имеющие арочные проезды на четыре стороны. В Риме, на Бычьем Форуме, сохранилась четырёхпролетная арка Януса, посвященная «божеству входов и выходов», покровителю путников и дорог (IV в.). Именно такая арка изображена на одной из декораций Дж. Валериани к постановке оперы «Селевк» (1744), которая, в свою очередь, послужила мотивом для картины А. И. Бельского «Архитектурный вид» (1789). Картину мог видеть К. И. Росси, который, безусловно, хорошо знал античную архитектуру. Таким образом, арка Главного штаба является результатом свободной интерпретации конкретного типологического мотива античной архитектуры .

Главной темой всего ансамбля стал триумф России в Отечественной войне. Эту тему Росси раскрыл с помощью скульптурного убранства — скульпторов русского классицизма С. С. Пименова и В. И. Демут-Малиновского, работавших по рисункам Росси.

В первом проекте 1819—1820 годов Росси предложил строгое, лаконичное решение, соответствующее эстетике раннего александровского классицизма: щит с гербом Российской империи, две женские фигуры щитодержателей и знамёна на аттике арки. Новый император Николай I (с 1825 года) пожелал видеть нечто более пышное и торжественное. Следующий проект был утвержден 18 марта 1827 года. Статичную геральдическую композицию заменила скульптурная группа: колесница богини Виктория, держащая в одной руке венок победы, а в другой лабарум (воинский знак) с российским двуглавым орлом. Колесница из выколотной меди на чугунном каркасе запряжена шестёркой лошадей, крайних ведут под уздцы римские воины (скульпторы С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский). Другие статуи: молодого и старого воинов, расположенные ниже, вначале предусматривавшиеся в нишах, Росси вывел из плоскости стены и установил на постаментах. В результате композиция обрела бóльшую скульптурность, что способствует ее лучшей зрительной связи с декором растреллиевского здания Зимнего дворца.

Интрадосы (внутренние поверхности) арок декорированы барельефами с древнеримскими (ампирными) мотивами воинских трофеев. Помимо естественного для искусства классицизма и ампира обращения к композиции древнеримской триумфальной арки Росси использовал рисунки из коллекции Ш.-Л. Клериссо, сделанные непосредственно в Риме. Коллекцию ранее, в 1780 году, приобрела императрица Екатерина II. Росси специально изучал собрание рисунков Клериссо в Императорском Эрмитаже.

В первой половине XIX века все здания, спроектированные и построенные К. И. Росси, были окрашены в серый и белый цвета. Колесница Виктории была позолочена. Ныне существующая жёлто-белая окраска следует канону, введённому императором Александром II, утвердившему «гербовые цвета» для всех эмблем и флагов: чёрный, жёлтый и белый: как на императорском штандарте: чёрный орел на желтом фоне. В указе 1865 г. эти цвета названы «государственными» .

Наиболее выразительна композиция, созданная Росси, со стороны Дворцовой площади. С высоты 36 м, на вершине арки парит триумфальная колесница, влекомая шестёркой коней. Вся композиция выражает идею воинской славы. Триумфальная арка главного штаба была торжественно открыта 24 октября 1828 года. Это событие было приурочено к возвращению в столицу гвардии, воевавшей на южных рубежах России с Османской империей.

Исторические изображения

Проект здания Главного штаба. . Первый вариант. Вид с Большой Морской улицы. Литография К. Беггрова

Проект здания Главного штаба. . Первый вариант. Вид с Дворцовой площади. Литография К. Беггрова

В 1917 году

Строительство купола над библиотекой Главного штаба. 1902—1905

От квартирмейстеров до Полевого штаба РККА: история русского генштаба

На протяжении столетий роль командования в сражениях неоднократно менялась. В средние века функции штаба выполняли отдельные люди, как правило, крупные военачальники и главнокомандующие. Со временем возникала необходимость в разделении сфер ответственности — и именно это дало начало появлению квартирмейстеров, в чью компетенцию входило не только стратегическое планирование битв, но и вопросы обустройства солдат.

Штабные должности в России длительное время возглавлялись исключительно квартирмейстерами, а сам штаб долго не был оформлен в виде самостоятельного органа и находился в подчинении военного ведомства. Указ Петра I от 1711 года предписывал учредить специальную структуру, которую возглавил князь А. Шаховской. Однако само название «генеральный штаб» появилось позднее, уже во времена Екатерины II. Датой создания русского главного штаба принято считать 1763 год. Императрица существенно расширила сферу компетенции этого органа. Согласно её указам, в мирное время штабу предписывалось проводить оборонные и подготовительные мероприятия в ожидании очередного военного столкновения.

Рисунки униформы штабных офицеров XIX века

Незадолго до начала Первой Мировой войны Генеральный штаб был отделён от военного министерства.  Его возглавил независимый гражданский чиновник. Ситуация изменилась, когда разразилась война. Возникла необходимость вернуть Генштаб под эгиду министерства обороны и поручить вопросы боевого командования и планирования непосредственно военному министру. Примерно в это же время появилась и ставка верховного главнокомандующего. Ее задачей было наблюдение за ходом сражений и разработка стратегии. Тогда же окончательно оформилась первоначальная структура Генерального штаба. Он включал в себя такие службы и отделы, как:

  • генеральное квартирмейстерство;
  • отделы военного снабжения и службы обустройства и быта солдат;
  • мобилизационные комиссии;
  • отделы военного сообщения, связи и топографических наблюдений;
  • комитеты Генштаба;
  • крепостную комиссию.

В таком виде штаб существовал до самого окончания войны и начала революционных событий. С приходом большевиков к власти прежний орган командования был упразднён, а на его месте создан Всероссийский главный штаб. Несколько лет спустя его объединили с Полевым красноармейским штабом, и получившийся в результате слияния орган командования стал основным центром управления Рабоче-Крестьянской Красной армии. Главный штаб был реорганизован в 1924 году и обрёл ряд дополнительных функций и задач. Ещё через десять лет его переименовали в Генеральный штаб Рабоче-Крестьянской Красной армии.

Историческое здание Генштаба на Дворцовой площади (Санкт-Петербург)

Основные экспозиции Главного штаба Эрмитажа

На четырех этажах музея живописи размещены полотна зарубежных и русских мастеров. Знаменитые картины французских живописцев 19-20 веков расположены на четвертом этаже. Ранее эти картины выставлялись в Зимнем дворце.

Первый зал открывается работами Клода Моне. Нежные и солнечные краски его пейзажей соседствуют с танцовщицами Дега. Продолжают экспозицию работы Писсаро, Сислея, Фантена – Латура.

Большая коллекция работ Огюста Ренуара занимает два зала. Лаконичные и выразительные портреты – вершина мастерства импрессионистов. Продолжают галерею портретов работы Поля Сезанна. Тут же во всей красе представлены его знаменитые натюрморты и пейзажная живопись.

Поль Гоген выделяется из вереницы мастеров угловатыми и сочными фигурами таитянок, девственной “до дикости” природой тропического острова. Созвучна его картинам страстная манера письма Винсента Ван Гога. Простые и запоминающиеся арльские дамы, приглушенные и насыщенные оттенки пейзажей.

Художники 20-го века представлены творчеством Анри Матисса и Пабло Пикассо. Монументальная и экспрессивная картина Матисса “Танец” завораживает необычными страстными движениями.

На втором этаже музея развернута экспозиция предметов декоративного искусства “Искусство эпохи модерна”. Ранее часть здания принадлежала Министерству внутренних дел Российской империи. Небольшая экспозиция рассказывает о его истории.

С работами российских великих художников 19-20 веков можно познакомиться на третьем этаже. Картины Брюллова, Кустодиева и Петрова – Водкина располагаются на одной линии. Противоположная сторона этажа представляет выставку военных доспехов, обмундирования и клинков петровских времен. Здесь выставлен подлинный мундир Петра Великого — офицера Преображенского полка.

Один из залов третьего этажа интересен выставкой шедевров российских ювелиров и камнерезов. В этих комнатах хранятся лучшие работы придворного ювелира последнего императора России — Карла Фаберже. Современное обновленное здание вмещает искусство всех времен на одном пространстве.

Помимо основных экспозиций музей можно посещать ради выставок современного искусства, которые нередко проводятся на всероссийском и международном уровнях. В Главном штабе Эрмитажа разрешается фотографировать экспонаты, что является редкостью для многих музеев.

Архитектура

Центральная часть здания состоит из двух корпусов, соединённых аркой, составляющих вместе дугу общей длиной 580 метров.

Восточный фасад Главного штаба

В зданиях, помимо Главного Штаба, располагались Военное министерство, Министерство иностранных дел и Министерство финансов (в восточном корпусе).

После Октябрьской революции в здании располагался Наркомат Иностранных дел, а впоследствии отделение милиции.

В настоящее время часть здания принадлежит Западному военному округу. В 1993 году восточное крыло здания Главного штаба передано Эрмитажу.

Со стороны Невского проспекта к зданию пристроен флигель, где располагалось Вольное Экономическое общество.
До 1840-х годов на углу Невского проспекта находилось старое здание, построенное в — годах архитектором Ж. Б. Валлен-Деламотом.
В -1846 годах на этом участке архитектор И. Д. Черник построил новое здание, фасад которого решён в общих формах с Главным штабом.

В 2008 году был проведён тендер на реконструкцию восточного крыла здания Главного штаба.
Его выиграл консорциум компаний «Интарсия» и «Возрождение».
Международный банк реконструкции и развития утвердил решение тендерной комиссии и стоимость работ 4 418 414 868 рублей.

Арка Главного штаба


Арка Главного штаба

Арка Главного штаба — самостоятельный архитектурный объект. Была построена как главный монумент, посвящённый Отечественной войне 1812 года и завершающий ансамбль зданий напротив Зимнего дворца. В 1918 году в ряду некоторых улиц и площадей Петрограда была переименована, и официально называлась Арка Красной армии. Историческое название возвращено в 1944 году.

Проектируя главную площадь столицы Российской империи, Карл Росси решил связать два крыла Главного штаба триумфальной аркой, без установки колесницы..

Часы Менделеева — элемент декора

Этот архитектурный приём незадолго до этих событий уже был применён при создании ансамбля триумфальной арки Адмиралтейства. И Росси пригласил именно тех скульпторов (С. С. Пименова, В. И. Демут-Малиновского), которые осуществляли тот проект. С помощью этих мастеров архитектор хотел добиться выразительности, дополнив чёткость архитектуры изяществом скульптурной композиции.

Она состоит из трёх связанных между собой арок, декорированных барельефами и обрамляющих вход на площадь со стороны Невского проспекта (этот участок до перекрёстка с Морской улицей в старину назывался Луговой, или же Малой Миллионной улицей).

Архитектурный элемент в нише арки

Максимальной выразительности композиция достигает при взгляде с площади. С высоты 36 м, на вершине строения, широко видная издалека, парит триумфальная колесница, влекомая шестёркой коней. Их сдерживают двое воинов, одетых в римские доспехи и вооружённых копьями. В повозке стоит крылатая Ника, простирающая левой рукой штандарт над площадью. В правой руке богини — лавровый венок. Скульптурная композиция раскрывает сущность памятника, символа воинской славы. Этот мотив продолжен во всех элементах арки: орнаменты на стенах арки сложены из воинских трофеев и венков, воинские трофеи сложены при входе на арку с Дворцовой. Победителей приветствуют фигуры богини славы, стремительно летящих на ядре и протягивающие им лавровые венки и пальмовые ветви. Завершая композицию, на площади, на уровне второго яруса окон Штаба, застыли в приветствии фигуры часовых в античных доспехах, протягивая лавровые венки в сторону входящих на площадь.

Арка появилась в результате активного творческого взаимодействия скульпторов и архитекторов, а ее открытие совпало с возвращением гвардии, которая воевала на южных подступах России с Османской империей.

Триумфальная арка главного штаба была открыта 24 октября 1828 года.

Исторические изображения

Первоначальный проект, 1820 год, вид с Б. Морской. Лит. К. Беггрова

Первоначальный проект, 1820 год, вид с Дворцовой площади. Литография К. Беггрова

В 1917 году

Строительство купола над библиотекой ГШ, 1902-1905 гг.

История строительства

Возведение Главного штаба началось в 1820 году под руководством итальянского мастера Карла Росси. Строительство здания продолжалось в течение 10 лет. За это время были сконструированы два крыла, а также триумфальная арка, посвященная победе в военных сражениях 1812 года. В строительстве корпуса принимали участие и другие скульпторы: Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский.

До 1993 года построенные корпусы использовались для размещения государственного министерства и ведомства. В разные периоды владельцами сооружения были Александр Горчаков и Карл Нессельроде. Во время Отечественной войны весь комплекс был серьезно поврежден от обстрелов. Но к 1950 году его внешний облик восстановили.

Начиная с 2010 года, большую часть корпусов Главного штаба реконструировали, и к концу 2014 он принял свой современный вид.

История здания

Идея объединить здания, которые расположены напротив Зимнего дворца, под одним фасадом принадлежала императору Александру Первому. Из казны были выделены деньги для выкупа домов, находящихся на месте будущей застройки. Часть купленных строений была снесена, а оставшиеся дома были включены в общий план.

После открытия здания в западном крыле был расположен Генеральный Штаб, а в восточном — разместились Министерство финансов и Министерство иностранных дел.

После 1917 года в этом крыле был Наркомат иностранных дел. Позже в нем разместили Управление милиции и штаб местного военного округа.

Во время блокады строение подвергалось бомбардировкам, поэтому его пришлось восстанавливать в 1948-1950-х годах. Колесницу Славы отреставрировали в 2000-м.

Сегодня Главный Штаб включен в Единый реестр объектов культурного наследия России. Увидеть этот архитектурный памятник желает каждый гость Северной столицы. Поэтому здесь всегда людно и часто можно услышать различные говоры народов России и почти все языки мира от зарубежных гостей.

Примечания

  1. Памятники архитектуры Ленинграда. — Л.: КГИОП-Стройиздат, 1972. — С. 65
  2. Тарановская М. З. Карл Росси: Архитектор. Градостроитель. Художник. — Л.: Стройиздат, 1980. — С. 73
  3. ЦГИА, ф. 468. Оп. 35, д. 101
  4. Чернега А.В.  (недоступная ссылка). Прогулки по Санкт-Петербургу. walkspb.ru. Дата обращения: 7 марта 2018.
  5. Весь Петроград, 1922. Список переименованных улиц. — стлб. 747—748.
  6.  (недоступная ссылка)
  7. Гликин А. А. Классический Петербург и творчество Карло Росси в контексте современного традиционализма: Дисс… канд. филос. наук. — СПб., 2010. — С.70
  8. Тарановская М. З. Карл Росси: Архитектор. Градостроитель. Художник. — Л.: Стройиздат, 1980. — С. 74
  9. ЦГИА, фонд 468. Оп. 34, д. 98
  10. .
  11. .

Учебные заведения, готовящие офицеров штаба

Сегодня в России существует несколько высших учебных заведений, которые отвечают за подготовку будущих офицеров Генерального штаба. Основным из них остаётся московская Военная академия Генерального Штаба ВС РФ, которая располагается на проспекте Вернадского. Это учебное заведение с богатой историей, среди выпускников которого есть много знаменитых военачальников — генерал армии П. Грачёв, маршал В. Куликов, космонавт Г. Титов, генерал-полковник Б. Громов. В составе академии находится 3 факультета и 12 кафедр, которые обучают искусству командования и военной стратегии. Отличительной чертой этой академии является богатая библиотека, состоящая из редких и антикварных изданий отечественной и зарубежной военной литературы.

Военная академия Генерального штаба ВС РФ в Москве

Прочие военные учебные заведения занимаются обучением будущих офицеров-специалистов различных центров, отделов и служб Генерального штаба ВС России. Выпускники Санкт-петербургской Военной Академии связи продолжают службу в рядах управления связи Генштаба. В Костроме находится Военная академия РХБЗ, являющаяся также крупным научно-исследовательским центром. В Краснодаре существует Высшее военное училище, которое находится в подчинении Восьмого отдела Генерального штаба. Выпускники будут заниматься защитой государственной тайны в рядах армии.

В Тюмени находится Высшее военно-инженерное училище. Чтобы попасть в отдел радиоэлектронной борьбы или службу связи, необходимо поступать в Военно-инженерное училище радиоэлектроники в Череповце или в кадетское училище IT-технологий при Академии связи в Санкт-Петербурге. С полным списком образовательных организаций Генерального штаба можно ознакомиться здесь: http://vagsh.mil.ru/edumap.

Генеральный штаб ВС РФ является центральным органом командования армией. В его составе функционируют современные управления и службы, готовые бороться с угрозой иностранного вмешательства или вторжения, а потому служба в Генштабе остаётся популярной и востребованной среди выпускников офицерских училищ и высших учебных заведений.

Автор статьи:

Никифоров Владислав

Как генштаб стал «мозгом армии»

Фактическим «мозгом армии» Генштаб стал незадолго до нападения Германии в 1941 году, когда его возглавил командарм Б. Шапошников. Проведя ряд реформ, в первую очередь касавшихся подготовки к новой войне, этот талантливый полководец сумел улучшить абсолютно все звенья штабной службы.

Опираясь на результаты предыдущих войн с участием Советского союза (советско-польская, столкновение на Халхин-голе) и на опыт иностранных армий, Б. Шапошникову удалось организовать несколько новых органов управления в составе Генерального штаба. Как отмечали многие его товарищи, Б. Шапошников находился в ожидании большой войны с 1938 года, наблюдая за тревожными событиями в Европе и постоянно расширяя сферу компетенции вверенного ему органа командования, при этом планируя оборону СССР.

Именно Б. Шапошникову Генштаб ВС СССР был обязан превращением в полноправный центр командования армией

Приказ о расформировании Главного штаба РККА поступил в 1940 году. Функции упразднённого органа были переданы Генеральному штабу. Под его крыло были переданы следующие органы:

  • оперативное, разведывательное, мобилизационное, топографическое управление;
  • службы устройства тыла, снабжения солдат, доукомплектования вооружённых сил и связи;
  • отделы укрепрайонов, кадров и военной истории.

Генштаб ВС СССР был реорганизован по причине распада страны и образования Содружества Независимых государств (СНГ). Долгое время он был обременён рядом административно-хозяйственных функций. В 2008 году произошла очередная реформа Генштаба ВС РФ, в ходе которой он был приведён к современной структуре и окончательно оформился как полноценный центр планирования военной стратегии и командования российской армией.

https://youtube.com/watch?v=TSBntg7PhOM

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector