Лётчик-ас кожедуб иван никитович
Содержание:
- Фото самых результативных летчиков-истребителей фронта. Капитан Бычков — третий справа
- Зависть генералов
- Мимо звёзд
- Лучше Кожедуба, круче Хартмана
- Крылья славы (2013)
- Иван Никитович Кожедуб
- Виктор Янковиус
- Александр Иванович Покрышкин
- Герои Великой Отечественной Войны (1941-1945):
- Парень с Дона
- Герои Советского Союза — летчики-испытатели
- Истребители (сериал, 2013)
- Детство и юность
- Баллада о бомбере (сериал, 2011)
- Генерал, друживший с Высоцким
- Иван Никитович Кожедуб
Фото самых результативных летчиков-истребителей фронта. Капитан Бычков — третий справа
10 декабря 1943 года звено Бычкова попало под плотный огонь вражеских зениток и прославленный советский ас был сбит. Раненый Семен попал в плен в бессознательном состоянии, но враг, узнав кто перед ним, не бросил героя умирать, а отправил в военный госпиталь. Немецкие врачи очень быстро поставили тяжело раненного Бычкова на ноги и за него сразу же взялось гестапо.
Семена отправили в концентрационный лагерь Морицфельд на территории Польши, специально созданный для пленных летчиков. Это место не было лагерем смерти — это была скорее фабрика предателей, где опытные немецкие специалисты кнута и пряника вербовали среди пленных новых солдат и офицеров для фюрера. Кстати, печально знаменитый генерал Власов также некогда был узником Морицфельда.
Мы не знаем, как увещевали в лагерных застенках советского героя Бычкова, но факт остается фактом — в феврале 1944 года в рядах люфтваффе появился новый летчик. Позднее на суде Семен доказывал, что в концлагере его зверски пытали и избивали, морили голодом и несколько раз имитировали казнь.
В числе мучителей Бычков называл еще одного предателя — старшего лейтенанта Бронислава Антилевского, также летчика, ранее начавшего сотрудничать с немцами. По словам Семена, однажды Антилевский, склоняя к измене родине, избил его до полусмерти.
Но слова мерзавца быстро опровергли, так как среди бывших узников Морицфельда нашлось немало свидетелей того, что у Бычкова и Антилевского были теплые дружеские отношения. Капитан Семен Бычков добровольно пошел на сотрудничество с врагом, так как не мог простить своей стране тот страх и унижение, которые пережил, когда попал под трибунал по статье, за которую в условиях фронта могли расстрелять.
Увидев крайнюю лояльность пленного к Рейху, его решили полноценно использовать на фронте. Семена Бычкова направили в так называемую «русскую группу» люфтваффе, которая занималась доставкой боевых самолетов с немецких заводов на Восточный фронт.
Зависть генералов
После войны Фёдоров служил испытателем в ОКБ Лавочкина. Он был, пожалуй, самым засекреченным лётчиком СССР. Иван Евграфович освоил 267 типов самолётов, поставил несколько рекордов. За один из них Фёдоров получил долгожданную Звезду Героя, когда первым в мире разогнал машину до 1000 километров в час. Случилось это в 1948 году. Но Фёдоров мечтал ещё послужить стране, и такой случай ему представился. Иван Евграфович в составе группы советских лётчиков принимал участие в корейской войне 1950-1953 годов. Там ему пришлось столкнуться с американцами, мнившими себя королями воздуха и к тому же имевшими численное преимущество. Но мастерство советских пилотов оказалось выше. Несмотря на все ограничения, наложенные командованием, нашим лётчикам долго удавалось удерживать господство в воздухе. Советским асам запрещалось покидать воздушное пространство Северной Кореи и даже летать над нейтральными водами. Есть все основания полагать, что Фёдоров в Корейской войне сбил 10 или 11 самолётов противника. Ведь этот конфликт был площадкой для проверки новейшего советского МиГа-15 в боевых условиях, так что без одного из лучших испытателей страны дело вряд ли обошлось, и не верить ему странно. Однако неверующие со временем нашлись. Застрельщиком выступил генерал-лейтенант авиации Степан Микоян (сын сталинского наркома Анастаса Микояна). «По данным личного дела И.Е. Фёдорова в Испании он сбил два самолёта, а в Великой Отечественной войне совершил 114 боевых вылетов, провёл 15 воздушных боёв и сбил 11 самолётов лично и один в группе. Таранов самолётов противника он не совершал… А в корейской войне, о чём Фёдоров рассказывает, он вообще не участвовал и американские самолёты не сбивал», — писал Микоян. Нашлись и другие свидетели, утверждавшие, что Фёдоров болезненно жаждал наград и славы, отчего часто сочинял нелепые байки, а на фронте занимался приписками. В основном они ссылались на личное дело, в котором нет упоминания о некоторых эпизодах военной карьеры нашего героя. Особенно яростно накинулись на военный период и, в частности, на историю с лётчиками-штрафниками. Мол, не было в Красной армии таких подразделений. В результате к Фёдорову прочно приклеился ярлык «барона Мюнхгаузена советских ВВС». Говорят, Фёдоров и в самом деле любил за «рюмкой чаю» немного приврать. То в эпопее «Челюскина» участвовал, то награды из рук Гитлера принимал, то самого результативного аса немцев Хартманна сбивал, а то и вовсе сбрасывал первую советскую атомную бомбу. Однако архивные документы не врут, а в донесениях командующего 3-й воздушной армией Громова прямо описан эпизод с одиночным боем против 24 немецких самолётов (как и многие другие подвиги Фёдорова). Что же до корейской войны, то официально на ней вообще не было ни одного нашего аса. Но разве из-за этого нужно отрицать совершенные подвиги и 134 сбитых в разных войнах самолёта противника? Бывают у настоящих героев и более вредные привычки, чем байки травить.
Метки: СССР, биография, война, Великая отечественная война, Тайны 20 века, лётчик, самолёт, Фёдорова, пьянство, Мюнхгаузен, Корейская война, байка
Мимо звёзд
В феврале 1938 года героев Испании чествовали в Кремле. Уже был подготовлен указ о присвоении Фёдорову звания Героя Советского Союза. Но на банкете вспыхнула драка. Какой-то чин НКВД выхватил пистолет и выстрелил в живот офицеру-танкисту. Фёдоров выбил у того оружие и сбил с ног. Больше он ничего не делал, просто ушёл. Но из наградных списков вычеркнули всех участников потасовки. В конфликте на озере Хасан он записал на свой счёт четыре японских истребителя, во время советско-финской войны сбил ещё четырёх врагов. Тем не менее действующую армию Фёдорову пришлось оставить. Июнь 1941 года он встретил в Урумчи, где испытывал И-16, которые собирались для войск китайских коммунистов. В феврале 1942 года он вернулся в СССР — служил испытателем при Горьковском авиазаводе и постоянно, но безуспешно просился на фронт. Пришлось «дезертировать»: перегнав в июле 1942-го очередной ЛаГГ-3 на Калининский фронт, Фёдоров наотрез отказался возвращаться. Как раз в эти дни вышел знаменитый приказ №227 («Ни шагу назад!»). Помимо строжайшего запрета на отступление там содержалось и положение о формировании штрафных частей. Коснулось это и ВВС. Именно группу пилотов-штрафников, прикомандированную к Центральному, Калининскому и Ленинградскому фронтам, и возглавил Фёдоров. А в офицерской книжке оказались совсем другие записи. Фёдоров числился командиром полка асов, заместителем командира дивизии, командиром дивизии. Всего Фёдоров сбил, по разным подсчётам, от 96 до 106 самолётов фашистов. Ивана Евграфовича неоднократно представляли к званию Героя Советского Союза, но лётчик так его и не получил. Не слишком его любило высокое начальство, да и не собирались штабисты вникать в подвиги штрафников. Им вообще не слишком старательно засчитывали сбитые самолёты, требуя перепроверок всех данных. А наземным частям подтверждать успехи «федоровцев» и вовсе резона не было — самим тоже нужны награды. Так и получилось, что Фёдоров сбил около 100 вражеских машин, собрал огромное число наград, для присвоения которых не требовалось формальное решение Кремля, но высшей почести не удостоился. А у трижды Героя Кожедуба, считающегося лучшим советским асом, — всего 64 сбитых самолёта. Информацию о лётчиках-штрафниках рассекретили лишь в 2004 году. Во время войны такие части официально не существовали. Хотя даже английские историки признают, что Фёдоров сбил 49 фашистов лично и 47 в группе. Лучше всего героя нашего рассказа характеризует бой 23 сентября 1942 года. Немцы скрытно подобрались к аэродрому штрафной части, причём в авиагруппе было большое количество штурмовиков и истребителей прикрытия. Взлететь успел только Фёдоров. Он и принял бой с 24 (!) самолётами противника. Лётчик сразил один «Юнкерс», потом подбил ещё два, после чего раненый на сильно повреждённой машине сел на собственный аэродром. И снова вместо Звезды Героя — лишь орден Отечественной войны.
Лучше Кожедуба, круче Хартмана
Имена советских асов Великой Отечественной войны Ивана Кожедуба и Александра Покрышкина известны всем, кто хотя бы поверхностно знаком с советской историей.
Кожедуб и Покрышкин — самые результативные советские летчики-истребители. На счету первого 64 вражеских самолёта, сбитых лично, на счету второго — 59 личных побед, и ещё 6 самолётов он сбил в группе.
Имя третьего по результативности советского лётчика известно лишь любителям авиации. Николай Гулаев в годы войны уничтожил 57 самолётов противника лично и 4 в группе.
Интересная подробность — Кожедубу на достижение своего результата потребовалось 330 боевых вылетов и 120 воздушных боёв, Покрышкину — 650 боевых вылетов и 156 воздушных боёв. Гулаев же добился своего результата, осуществив 290 боевых вылетов и проведя 69 воздушных боёв.
Более того, согласно наградным документам, в своих первых 42 воздушных боях он уничтожил 42 самолёта противника, то есть в среднем каждый бой завершался для Гулаева уничтоженной вражеской машиной.
Любители военной статистики подсчитали, что коэффицент эффективности, то есть соотношение воздушных боёв и побед, у Николая Гулаева составил 0,82. Для сравнения — у Ивана Кожедуба он составлял 0,51, а у гитлеровского аса Эриха Хартмана, официально сбившего больше всего самолётов за Вторую мировую войну, — 0,4.
При этом люди, знавшие Гулаева и воевавшие с ним, утверждали, что он щедро записывал многие свои победы на ведомых, помогая им получать ордена и деньги — советским лётчикам платили за каждый сбитый самолёт противника. Некоторые полагают, что общее число самолетов, сбитых Гулаевым, могло достигать 90, что, впрочем, сегодня подтвердить или опровергнуть невозможно.
Крылья славы (2013)
В подборку военных фильмов про летчиков Второй мировой входит драматический триллер о бомбардировщике британских ВВС. Когда на Англию нападают фашисты, молодой летчик Эрл Кирк не остается в стороне. Он оставляет дома невесту и отправляется служить. В одном из вылетов самолет совершает вынужденную посадку на вражеской территории. Отряд СС начинает охоту за выжившим экипажем.
Рекомендуем посмотреть: Зарубежные фильмы про войну – 25 лучших новинок
Оригинальное названиеAngel of the SkiesВ главных роляхНиколас Ван Дер Бийл, Andre Frauenstein, Брэд БэкхаусСтранаЮАРРейтингКинопоиск – 4.5, IMDb – 4.0Возрастные ограничения16+
Иван Никитович Кожедуб
Иван Никитович Кожедуб родился в селе
Ображиевка Глуховского уезда Черниговской губернии (ныне
Шосткинского района Сумской области Украины). Первая
встреча Кожедуба с авиацией началась в аэроклубе
химико-технологического техникума города Шостка, куда он
поступил после школы. Именно там в апреле 1939 года он
совершил свой первый полёт. Красоты родной земли,
открывшиеся с высоты 1500 метров, произвели на юношу
сильнейшее впечатление и предопределили всю его
дальнейшую жизнь. В начале 1940 года Кожедуб был принят
в Чугуевское военное авиационное училище. По
воспоминаниям однокурсников, летал он много, часто
экспериментировал, оттачивая пилотажное мастерство и
обожал теорию самолётостроения. Полученные во время
учёбы навыки впоследствии очень пригодились Кожедубу:
боевую машину, по словам товарищей, он знал лучше, чем
свои пять пальцев. За всю войну лётчик ни разу не был
сбит, даже сильно повреждённый истребитель он, рискуя
жизнью, всегда возвращал на аэродром. После разгрома
фашистской Германии Кожедуб продолжил обучение, в 1949
году он с отличием закончил Краснознамённую
Военно-воздушную академию. Крепкие знания и богатый опыт
пилота уже очень скоро нашли своё применение. В 1951–52
гг. Кожедуб во время войны в Корее командовал целой
авиационной дивизией, его соколы сбили в том конфликте
258 самолётов неприятеля.
Советская авиация понесла наименьшие потери во Второй Мировой войне из всех воюющих держав — Guns.Ru
Виктор Янковиус
Воевал в составе пехотного полка, был дважды ранен в боях, после чего перевелся в авиацию. Летал на знаменитом воздушном корабле «Илья Муромец», ставшем родоначальником тяжелых и стратегических бомбардировщиков в мировой военной авиации. 13-го апреля 1916 года «Илья Муромец», на котором Янковиус был помощником командира, вел воздушную разведку в районе Фридрихштадта. Крылатому гиганту не удалось остаться незамеченным. Самолет попал под сильнейший огонь немецких зенитных орудий. Осколками и пулями было подбито три из четырех его моторов и тяжело ранен в грудь командир, управлявший самолетом. Воздушный корабль начал стремительно падать. В критический момент капитан Янковиус, не потеряв присутствия духа, занял место бесчувственного и истекавшего кровью командира, выровнял самолет и на одном моторе вывел его из зоны жесточайшего огня. Сумев дотянуть до своего аэродрома и благополучно приземлиться, Виктор Янковиус спас от неминуемой гибели и самолет и пять человек его экипажа. В «Илье Муромце» потом насчитали около 70 пробоин. За свой подвиг летчик получил золотое Георгиевское оружие.
Александр Иванович Покрышкин
Александр Иванович Покрышкин родился в Новониколаевске (ныне Новосибирск). Он увлекся авиацией в возрасте 12 лет, когда увидел в небе полет самолетов. Впоследствии Покрышкин поступил в 3-ю Военную школу авиатехников, а в конце 1934 года стал старшим авиатехником 74-й Таманской стрелковой дивизии. Однако для того, чтобы стать не авиатехником, а летчиком, Покрышкину пришлось пройти длинный и непростой путь. Чтобы получить эту профессию, он четыре года настойчиво изучал историю полетов и военную историю, физику и математику, физиологию и начертательную геометрию.
Покрышкин написал 39 рапортов командирам с просьбой отпустить его в летное училище, однако каждый раз он получал отказ. Ситуация юношу в корне не устраивала и в сентябре 1938 года во время очередного отпуска за семнадцать дней он освоил двухгодичную программу Краснодарского аэроклуба и экстерном на «отлично» сдал экзамен. Наконец, в свой 40-й рапорт он подложил аттестат об окончании аэроклуба и уже в ноябре 1938 года стал слушателем Качинской военной авиационной школы. Через год он с отличием ее окончил, теперь уже став летчиком.
Пройденный учебный путь стоил того: уже в 1941 году, прослыв виртуозом летного дела, старший лейтенант Покрышкин был назначен заместителем командира эскадрильи. Существует расхожая легенда, что, получив информацию о приближении истребителя этого пилота, немцы начинали передавать друг другу срочные сообщения: «Ахтунг, ахтунг! В небе Покрышкин!».
Герои Великой Отечественной Войны (1941-1945):
- Пятьдесят фактов: подвиги советских солдат во время Великой Отечественной войны — Закон и долг
- 5 мифов о начале войны от военного историка Алексея Исаева — Фома
- поБеда или Победа: как мы воевали — Сергей Федосов
- РККА глазами Вермахта: противоборство духа — Евразийский Союз Молодёжи
- Отто Скорцени: «Почему мы не взяли Москву?» — Олесь Бузина
- В первом воздушном бою – ничего не трогай. Как обучали стрелков самолетов и как они воевали — Максим Крупинов
- Диверсанты из сельской школы — Владимир Тихомиров
- Осетин-пастух уничтожил в 23 года 108 немцев за один бой — Сont
- Безумный вояка Джек Черчилль — Википедия
- Лучшие советские лётчики-асы Великой Отечественной войны — Аргументы и факты
- Подвиг экипажа танка Т-28 в Минске — Дмитрий Малько
- Подвиг Ивана Лысенко: один против 15 танков — Я русский
- Три танка — одним снарядом. Несколько случаев удивительного везения во время Великой Отечественной Войны — Виталий Карюков
- Как Чапаев бил фашистов — Военное дело
- Как побег из плена на самолете летчика Девятаева изменил ход войны — Сергей Тихонов
- «Товарищ сержант» (Военные мемуары — их автор Герой Советского Союза Сергей Степанович Мацапура прошел Великую Отечественную войну с первого ее дня и до последнего в сержантском звании — Военная литература
- Эшелоны «с того света»: как военно-санитарные поезда обманывали смерть — Олег Горюнов
- Как трое казаков порубили немецкую автоколонну — Герои страны
- Письмо из 1941-го (подвиг экипажа танка БТ-7) — Иван Колосов
- Подвиг экипажа танка КВ-1. Один танк против боевой немецкой группы Раус — Военно-исторический журнал
- Некиношный Рембо. Подвиг красноармейца Дмитрия Овчаренко — Вячеслав Бондаренко
- Как повар Иван Середа топором фашистский танк зарубил — Герои страны
- Как Коля Сиротинин остановил танковую дивизию Гудериана — Вадим Табаков, Виктор Малишевский
- «Но на врага вдруг ринулись собаки…» — Андрей Кулиш
- Подвиг 33-х богатырей: поединок против 70 немецких танков — МОУ СОШ №36
- Оборона Аджимушкая в 1942 году — Михаил Берсенев
- Долгий гудок у острова Белуха о подвиге команды ледокольного парохода «Александр Сибиряков») — Владимир Рощупкин
- История «Дунькиного» полка — Елена Гордеева
- Настоящий Сталинград (Сталинград на фотографиях советских, немецких и американских репортеров) — Историческая правда
- Семь мифов о Сталинграде — Николай Стариков
- Сталинградская операция и Супер-Сталинград — Николай Стариков
- Как пленили Паулюса: свидетельства очевидцев о последних днях великой битвы — Людмила Овчинникова
- Мифы ленинградской блокады — Дмитрий Коменденко
- Сталь против стали (воспоминания участников Курской битвы) — Историческая правда
- Не узнала я бабьего счастья, и во всем виновата война — Татьянин день
- Георгий Жуков: из инспекторов в командующие — Максим Кустов
- Последний бой узников 20-го блока — Военное обозрение
Парень с Дона
Об Александре Покрышкине и Иване Кожедубе, трижды Героях Советского Союза, маршалах авиации, написано множество книг, снято немало фильмов.
Николай Гулаев, дважды Герой Советского Союза, был близок к третьей «Золотой Звезде», но её так и не получил и в маршалы не вышел, оставшись генерал-полковником. Да и вообще, если в послевоенные годы Покрышкин и Кожедуб всегда были на виду, то Гулаев, практически ни в чём не уступавший коллегам, всё время оставался в тени.
Возможно, дело в том, что и военная, и послевоенная биография советского аса была богата эпизодами, которые не слишком вписываются в образ идеального героя.
Николай Гулаев родился 26 февраля 1918 года в станице Аксайской, которая ныне стала городом Аксаем Ростовской области.
Донская вольница была в крови и характере Николая с первых дней и до конца жизни. Окончив семилетку и ремесленное училище, он работал слесарем на одном из ростовских заводов.
Как и многие из молодёжи 1930-х, Николай увлёкся авиацией, занимался в аэроклубе. Это увлечение помогло в 1938 году, когда Гулаева призвали в армию. Лётчика-любителя направили в Сталинградское авиационное училище, которое он окончил в 1940 году.
Гулаева распределили в авиацию ПВО, и в первые месяцы войны он обеспечивал прикрытие одного из промышленных центров в тылу.
Герои Советского Союза — летчики-испытатели
Для успешного использования авиационной техники она должна пройти летные испытания. Для этого и работают летчики-испытатели. Очень часто они рискуют жизнью, потому что на испытываемой модели самолета до них еще никто не летал. Многие были удостоены Звезды Героя СССР. Самым выдающимся испытателем авиационной техники советского периода считается Валерий Чкалов.
Экипажи под руководством Чкалова совершили 2 рекордных для своего времени авиаперелета (Москва-Ванкувер через Северный полюс и Москва-Дальний Восток). Длина маршрута до Ванкувера составила 8504 км.
Среди других советских летчиков-испытателей стоит отметить Степана Микояна, Владимира Аверьянова, Михаила Громова, Ивана Дзюбу, Николая Замятина и Михаила Иванова. У большинства из этих летчиков первое образование не было техническим, но всю авиационную элиту объединяет одна особенность: они прошли теоретическую подготовку в развитой на то время системе авиаклубов. Такие своеобразные школы давали возможность слушателям получить теоретическую и практическую подготовку на довольно высоком уровне.
Истребители (сериал, 2013)
В топ интересных многосерийных фильмов последних лет входит русский сериал Алексея Мурадова про военных летчиков Великой Отечественной. Леонид и Борис – выпускники летной школы. Получив распределение в авиационный полк, они отправляются на фронт. Из-за неуместной инициативы Леонида новобранцы с треском проваливают первое задание. Виновникам гибели штурмовиков грозит расстрел, но за солдат вступается командир отряда.
Не пропустите: Русские военные новинки – 25 лучших фильмов последних лет
В главных роляхЕкатерина Вилкова, Дмитрий Дюжев, Николай Козак, Елена ЯковлеваСтранаРоссияРейтингКинопоиск – 7.0, IMDb – 7.2Возрастные ограничения12+
Детство и юность
Кожедуб Иван Никитович родился в большой крестьянской семье на Украине в деревне Ображиевка Черниговской губернии. Он был самым младшим ребенком, имел трех старших братьев и сестру. Датой рождения официально принято считать 08 июня 1920 года, но, как известно, он добавил себе два года, которые были нужны для зачисления в техникум. Настоящей датой рождения Ивана Кожедуба является 06 июля 1922 года. Его отец занимался землей и работал на фабрике, но находил время для книг и даже сам сочинял стихи. Детей он воспитывал в строгости, старался привить им такие качества, как упорство, трудолюбие и исполнительность.
Когда Ваня пошел в школу, он уже умел писать и читать. Учился он хорошо, но школу посещал с перерывами, поскольку по окончании первого учебного года отец отправил его в соседнюю деревню работать подпаском. Перед поступлением в химико-технологический техникум в 1934 году Иван Никитович успел поработать в библиотеке. 1938 год стал переломным в судьбе юноши – тогда он начинает посещать аэроклуб.
Весной 1939 года произошел первый его полет, который оставляет большое впечатление. Уже в 1940 году приняв решение стать истребителем, он поступает в военное летное училище, по окончании которого его оставляют инструктором здесь же.
Баллада о бомбере (сериал, 2011)
Действие многосерийного фильма русского режиссера Виталия Воробьева разворачивается в период Великой Отечественной. Самолет советского летчика Гривцова пришлось посадить на территории, оккупированной фашистами. Нескольким членам экипажа удается выжить. Теперь радистке Кате, штурману Линько и командиру Гривцову необходимо выполнить боевое задание и вернуться к своим.
Рекомендуем посмотреть: 20 фильмов про советских разведчиков в тылу врага
В главных роляхНикита Ефремов, Екатерина Астахова, Александр Давыдов, Нина Усатова, Виктория ТолстогановаСтранаРоссия, УкраинаРейтингКинопоиск – 7.2, IMDb – 6.5Возрастные ограничения16+
Генерал, друживший с Высоцким
Награды Гулаева в Центральном музее Вооружённых Сил в Москве. Фото: wikipedia.org
Несмотря ни на что, в 1950 году Николай Гулаев окончил Военно-воздушную академию имени Жуковского, а ещё через пять лет — академию Генштаба.
Командовал 133-й авиационной истребительной дивизией, располагавшейся в Ярославле, 32-м корпусом ПВО во Ржеве, 10-й армией ПВО в Архангельске, прикрывавшей северные рубежи Советского Союза.
У Николая Дмитриевича была замечательная семья, он обожал свою внучку Ирочку, был страстным рыбаком, любил угощать гостей лично засоленными арбузами…
Он тоже посещал пионерские лагеря, участвовал в различных ветеранских мероприятиях, но всё-таки оставалось ощущение, что наверху дано указание, говоря современным языком, не слишком пиарить его персону.
Собственно, причины для этого были и в то время, когда Гулаев уже носил генеральские погоны. Например, он мог своею властью пригласить на выступление в Дом офицеров в Архангельске Владимира Высоцкого, игнорируя робкие протесты местного партийного руководства. Кстати, есть версия, что некоторые песни Высоцкого о лётчиках родились после его встреч с Николаем Гулаевым.
Иван Никитович Кожедуб
Иван Никитович Кожедуб родился в селе Ображиевка Глуховского уезда Черниговской губернии (ныне Шосткинского района Сумской области Украины). Первая встреча Кожедуба с авиацией началась в аэроклубе химико-технологического техникума города Шостка, куда он поступил после школы. Именно там в апреле 1939 года он совершил свой первый полет. Красоты родной земли, открывшиеся с высоты 1500 метров, произвели на юношу сильнейшее впечатление и предопределили всю его дальнейшую жизнь.
В начале 1940 года Кожедуб был принят в Чугуевское военное авиационное училище. По воспоминаниям однокурсников, летал он много, часто экспериментировал, оттачивая пилотажное мастерство и обожал теорию самолетостроения. Полученные во время учебы навыки впоследствии очень пригодились Кожедубу: боевую машину, по словам товарищей, он знал лучше, чем свои пять пальцев. За всю войну летчик ни разу не был сбит, даже сильно поврежденный истребитель он, рискуя жизнью, всегда возвращал на аэродром.
После разгрома фашистской Германии Кожедуб продолжил обучение, в 1949 году он с отличием закончил Краснознаменную Военно-воздушную академию. Крепкие знания и богатый опыт пилота уже очень скоро нашли свое применение. В 1951-52 гг. Кожедуб во время войны в Корее командовал целой авиационной дивизией, его соколы сбили в том конфликте 258 самолетов неприятеля.