Высотомер и высота полета самолета
Содержание:
- Скорость различных самолётов
- Проблемы сверхзвукового полета
- Когда появился Конкорд
- Скорость взлёта
- Принципы полетов
- Скорость при посадке
- Скоростные показатели пассажирских авиалайнеров
- Рекорды полетов
- Самая высоко летающая птица в мире
- Развитие
- Почему больше нет сверхзвуковых пассажирских самолетов
- Кто определяет идеальную высоту?
- Максимальная высота полета самолета
- Ту-144 против «Конкорда»: кто быстрее
Скорость различных самолётов
Гражданские воздушные суда могут быть не только пассажирскими. Они участвуют в спортивных состязаниях, занимаются перевозкой различных грузов (например украинская модель Ан-124 «Руслан», которая считается одной из самых грузоподъёмных), могут использоваться для тушения пожаров или для нужд сельского хозяйства(разбрызгивать инсектициды или заниматься поливом). Военные стальные птицы могут развивать быстроту, превышающую быстроту пассажирских судов в несколько раз. Это обусловлено их непосредственным назначением и предъявляемыми требованиями. Если для перевозки пассажиров важны удобство, безопасность и минимальные затраты, то военные крылатые машины должны развивать максимальную прыть в ущерб другим показателям для эффективного выполнения боевых задач. Тот же корабль-авианосец, который плывёт в темпе 35 узлов, имеет очень короткую взлетную полосу и военная железная птица должна быстро разгоняться, чтобы успешно взлететь.
Ниже приведены показатели максимальных и крейсерских темпов в км\ч наиболее известных моделей пассажирских авиалайнеров:
- Ан-148 крейсерская — 750, наибольшаяя — 870.
- Боинг 747: крейсерская – 900, наибольшая – 990.
- Airbus A320: крейсерская – 840, наибольшая – 900.
- Ил-14: крейсерская – 345, наибольшая – 430.
- Ту-154: крейсерская – 900, наибольшая – 950.
Вышеприведенный список показывает, что скоростные характеристики могут существенно отличаться. Так, самолёт Ил-14 был разработан более 60 лет назад и его темпы существенно ниже современных и характерны для того времени. Самые современные и мощные воздушные лайнеры имеют похожий уровень максимального и крейсерского темпа. Они оснащены очень похожим реактивным двигателем с одинаковой мощностью. Кроме прыти, значение для пассажирских авиалайнеров имеет то, какое расстояние они способны покрывать без дозаправки.
Важно! Нужно понимать, что резвость пассажирского воздушного судна зависит также от внешних атмосферных и погодных условий. Разная плотность воздуха, сила ветра и его направление могут значительно повлиять на текущую бойкость полёта: снизить или увеличить её. Существует ещё одно понятие режима быстроты полёта – это скорость сваливания
Существует минимальный темп полёта, ниже которой возникает риск падения. Для каждой модели самолёта производители рассчитывают этот показатель, чтобы пилоты могли контролировать полёт и довести его до благополучного приземления в месте назначения
Существует ещё одно понятие режима быстроты полёта – это скорость сваливания. Существует минимальный темп полёта, ниже которой возникает риск падения. Для каждой модели самолёта производители рассчитывают этот показатель, чтобы пилоты могли контролировать полёт и довести его до благополучного приземления в месте назначения.
Но особо важно контролировать этот показатель пилотам во время взлёта воздушного судна. И опять-таки, на скорость сваливания может влиять ветер
Любой опытный пилот прекрасно осведомлён обо всех этих деталях и умеет справляться с разными погодными условиями так, чтобы пассажиров ничего не беспокоило на борту во время полёта.
Обобщая всё вышенаписанное о быстроте самолётов, можно сделать вывод, что в среднем крейсерская скорость пассажирских авиалайнеров находится в пределах от 600 до 900 км/час. На такие цифры и стоит опираться при выборе рейса и модели авиалайнера.
Проблемы сверхзвукового полета
Как бы ни разгонялся обычный самолет, он не сможет длительное время лететь на сверхзвуковой скорости. Дозвуковые самолеты отличаются более плавными и округленными формами. А при полете на сверхзвуковой скорости возникают иные аэродинамические условия.
Резко увеличивается сопротивление воздуха, корпус самолета нагревается из-за трения. В результате обычный самолет потеряет стабильное управление и может начать разрушаться прямо в воздухе.
Активно развиваться сверхзвуковая авиация начала в 50-60-х годах. Первым сверхзвуковым самолетом, который выпускался серийно, стал истребитель North American F-100 Super Sabre. Данная модель впервые совершила полет в 1953 году.
Создавались и пассажирские сверхзвуковые самолеты, которые выполняли регулярные рейсы. Но их было всего 2: советский Ту-144 и англо-французский Concorde.
Сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144
Преимущество таких самолетов – это преодоление больших расстояний за короткий промежуток времени. Также сверхзвуковой самолет перемещается на большей высоте по сравнению с обычными. Соответственно, воздушное пространство не загружено. Но от их использования вскоре отказались из-за нескольких недостатков:
- ударная волна;
- большой расход топлива;
- сложность эксплуатации;
- шум над аэродромом.
Громкий хлопок – это резкий скачок давления перед самолетом, образующийся в момент, когда самолет начинает двигаться со сверхзвуковой скоростью (преодолевает звуковой барьер). Ударная волна, возникающая перед самолетом, распространяется конусообразно. Человек, наблюдающий за полетом самолета, слышит хлопок, когда эта волна достигает его, и только после этого можно услышать работу двигателя. Ударная волна постоянно сопровождает самолет на сверхзвуковой скорости. Однако хлопки будет слышно лишь во время прохождения самолета в определенной точке – поблизости с наблюдателем.
Когда появился Конкорд
Первый проект по созданию сверхзвукового пассажирского самолета Великобритания и Франция вынашивали еще в 1956 году. Позже именно они объединили свои усилия и наработки, чтобы создать тот самый самолет мечты. В отличии от нынешнего Dreamliner (Boeing 787), название которого тоже переводится, как «самолет мечты», Concorde действительно был шедевром и прорывом.
На фоне Конкорда Boeing-787 вовсе не «самолет мечты».
Первый полет он совершил 2 марта 1969 года, а уже в мае того же года был представлен на международном авиасалоне в Ле-Бурже. Самолет разрабатывался двумя странами, исторические отношения между которыми сложно назвать гладкими. Наверное, именно поэтому он получил свое название, которое в переводе с французского означает «Согласие».
Характеристики Конкорда
- Экипаж: 3 человека (командир, пилот, бортинженер)
- Пассажировместимость: 92 (Air France) или 100 (British Airways)
- Длина: 56,24 (61,66) м
- Размах крыла: 25,57 м
- Высота: 12,19 (11,58) м
- Площадь крыла: 358,6 м²
- Масса пустого: 78 700 кг
- Максимальная взлётная масса: 187 700 кг
- Масса полезной нагрузки: 12 000 кг
- Двигатели: 4× ТРДФ Rolls-Royce / SNECMA «Olympus» 593
- Расход топлива: 20 500 кг/час при числе Маха 2,0 на высоте 18 км
- Удельный расход топлива — 110,0 г/пасс.-км
- Крейсерская скорость: 2 200 км/ч.
- Практическая дальность: 6470 км (с нагрузкой 8845 кг при М=2,05 на высоте 16 000 м).
- Перегоночная дальность: 7250 км.
- Практический потолок: 18 300 м.
- Скороподъёмность: 25,41 м/с.
Скорость взлёта
Схема салона самолета Аэробус А330 300 Аэрофлот
Очень важным показателем для осуществления пассажирских авиарейсов является темп, с которым самолёт отрывается от земли, то есть взлетает. Чтобы тяжеленный лайнер смог оторваться от земной поверхности, нужно развить достаточно высокий темп. Тогда крылья получат нужную подъёмную силу. В связи с этим, более крупные суда развивают большую скорость при подъёме, чем их более лёгкие младшие братья. Для примера Boeing 747 для того, чтобы оторваться от поверхности земли должен разогнаться до 270 км/ч, а Як-40 для этого нужно разогнаться только до 180 км/ч. В среднем скорость пассажирского самолёта при взлёте составляет 200-270 тысяч метров в час.
Авиалайнер поднимается в воздух
На быстроту взлёта могут влиять следующие факторы:
- направление и стремительность ветра;
- длина взлётно-посадочной полосы;
- атмосферное давление;
- влажность воздуха;
- качество покрытия взлётной полосы.
Для примера можно привести порядок взлёта самолёта Boeing 737. Сначала пилот разгоняет двигатели до скорости 810 оборотов в минуту и только после этого снимает лайнер с тормоза, начиная разгон по взлётной полосе. Набор темпа происходит, когда авиалайнер находится на всех трёх колёсах. При достижении разгона в 185 тысяч метров в час пилот поднимает нос самолёта и он едет по взлетной полосе уже на двух колёсах. И только при темпе 225 км/час воздушное судно поднимается в воздух полностью и начинает набирать высоту.
Принципы полетов
Конечно, пассажирский самолет летит на разных высотах. После взлета из аэропорта машина начинает резко подниматься. Набор высоты прекращается при достижении оптимума. В конце рейса идет относительно быстрое снижение и посадка, при соблюдении минимальной высоты полета относительно объектов окружающей среды.
Боинг 777
Но большую часть пути самолет летит на почти предельно высоком уровне. Но ключевое слово здесь – «почти». И как раз этот промежуток и должен в идеале соответствовать оптимальному воздушному коридору (термин обозначает лучшую высоту и вообще пространство для полета).
Скорость при посадке
Посадкой называют этап движения воздушного судна с высоты 25 м над уровнем ВПП, касание земли, пробег по полосе со снижением оборотов до остановки двигателя. У малой авиации посадка начинается с высоты 9 м.
На какой скорости садится самолет – также прописано в регламентах производителями. Поэтому показатель отличается у разных типов пассажирских лайнеров.
Самолеты садятся с той же скоростью, что и взлетают – средний показатель для пассажирских судов составляет 250-270 км/ч. У легких моделей малой авиации посадочная скорость – 200-220 км/ч.
Нюансы посадки
При приближении к аэропорту лайнер совершает действия, которые называются заходом на посадку. Заход состоит из маневрирования, чтобы зайти на полосу, и подготовки судна. Полетная форма самолета изменяется на посадочную: выпускаются шасси, предкрылки, закрылки. Эти манипуляции совершаются на высоте 400 м.
Пока до земли остается более 60 м, пилот еще может остановить снижение, отказаться от посадки, если условия на ВПП вызывают сомнения в благополучном исходе. Самолет может вновь набрать высоту для захода на второй круг. Этот рубеж именуют высотой принятия решения.
Воздушный этап посадки занимает не больше 10 секунд – это спуск с высоты 25 м до земли. В течение этого времени выполняются следующие действия:
- выравнивание;
- выдерживание;
- парашютирование;
- приземление.
Посадка – опасный и ответственный этап управления судном. Пилот должен посадить лайнер на краю ВПП, чтобы успеть затормозить и остановить самолет до конца полосы. При приземлении учитываются те же факторы, что и при взлете: метеоусловия, состояние полосы.
Особое внимание уделяют скорости ветра и его направлению. Попутный ветер опасен, так как увеличивает пробег, лайнер может не успеть затормозить
Боковые порывы могут вынести самолет с полосы и привести к аварии.
С какой скоростью садится «Боинг 737»
Какая скорость при посадке самолета «Боинг 737» – самый популярный вопрос, так как множество моделей этой серии совершает большую часть перевозок во всем мире. Компания постоянно выпускает новые лайнеры, успешно конкурирующие с другим гигантом – Airbus.
Посадочная скорость любимца пассажиров, самолета «Боинг 737», колеблется в пределах 250-270 км/ч.
Скоростные показатели пассажирских авиалайнеров
-
Ту-134 является пассажирским лайнером для полетов малой протяженности. Максимальное количество пассажиров на борту – 96 человек. Крейсерская скорость машины составляет 850 км/ч.
-
Ту-154 разработан для перелетов на средние протяженности. На борту могут находиться до 180 пассажиров. При этом крейсерская скорость машины составляет 950 км/ч.
-
Ту-204 – среднемагистральный лайнер, который может перевозить до 214 пассажиров на борту. Оптимальная скорость полета составляет 850 км/ч.
-
«Сухой Суперджет-100» эксплуатируется на авиалиниях с малой загрузкой. Салон может разместить 98 человек, а крейсерская скорость имеет показатель в 830 км/ч.
-
ИЛ-62 обеспечивает перевозку пассажиров на дальние дистанции. Экономвариант салона может разместить 198 человек. Нормальной крейсерской скоростью является скорость в 850 км/ч.
-
ИЛ-86 – огромный лайнер для перелетов средней дальности. На борту может быть максимальное количество пассажиров в 314 человек. Несмотря на большие размеры, он имеет крейсерскую скорость в 950 км/ч.
-
ИЛ-96 является самолетом с большой протяженностью полета и рассчитан на перевозку 300 пассажиров в салоне экономкласса. Оптимальной скоростью является 900 км/ч.
-
Airbus A310 изготовляется в разной комплектации, что позволяет использовать машину на линиях с различной протяженностью. Стандартным для этой машины остается число пассажиров в 183 и показатели скорости в 858 км/ч.
-
Airbus A320 – эта машина может осуществлять перевозку пассажиров на средних дистанциях полета, с крейсерской скоростью в 853 км/ч. В самолете могут расположиться 149 пассажиров.
-
Airbus A330 изготовлен для длительных перелетов с максимальным количеством пассажиров на борту до 398 человек. При перелете крейсерская скорость составляет 925 км/ч.
-
Boeing-747 имеет крейсерскую скорость полета в 917 км/ч. Машина имеет возможность осуществлять дальние перевозки до 298 человек.
-
Boeing-777 также производит длительные перелеты, но количество пассажиров в экономичном варианте салона достигает всего лишь 148 человек, а оптимальная скорость полета имеет показатель в 891 км/ч.
Все же пассажирские самолеты обладают невысокой крейсерской и максимальной скоростью полета, хотя бывают и исключения из правил. Так, например, самолет «Конкорд» или Ту-144 могут похвастаться высокими скоростными показателями. Совсем недавно корпорация «Боинг» заявила о создании нового высокоскоростного пассажирского аппарата, который предварительно окрещен как Zehst. В планах руководства компании и конструкторов довести скорость данной модели до 5029 км/ч.
Самые высокие скорости полета имеют более новые военные машины, которые достигают сверхзвуковых скоростей.
Рекорды полетов
Какой же мировой рекорд высоты полета самолета? Он был поставлен в 1977 г., когда Александр Федотов и его сверхзвуковой МиГ-31 поднялись на 37 000 м. Достижение осталось рекордным для самолетов, которые поднимаются в воздух самостоятельно. Существуют также модели, доставляемые на других судах к определенной высоте и стартующие оттуда.
Пилоты же гражданской авиации управляют лайнерами на высоте максимум 13 000 м. Их задача — обеспечить безопасность пассажиров и максимально сэкономить топливо, а не стать рекордсменами. На текущий момент лучших показателей достигли модели Boeing и Airbus.
Самая высоко летающая птица в мире
Африканский сип
- Размеры: 65-85 см
- Вес: 4-5 кг
- Размах крыльев: 225-230 см
- Максимальная высота полета: до 12150 м.
Самая высоко летающая птица в мире это африканский сип. Местом обитания птицы является Центральная Африка. Организм птицы способен выдерживать экстремально низкий уровень кислорода. Причиной тому является особый вид гемоглобина, содержащийся в крови грифа. Установлено, что подъем на такую высоту необходим птице для лучшего обзора территории и своевременного обнаружения добычи.
Самые высоко летающие птицы
Птицы были и остаются пока что единственными хозяевами неба. В ТОП 3 входят горный гусь, серый журавль и африканский сип. Ученым остается догадываться, как без аэродинамических чертежей и сложных математических подсчетов, природе удалось создать таких уникальных в своем роде существ.
Развитие
Бурное развитие сверхзвуковой авиации началось в 60-70 гг. XX века. Тогда разрешились проблемы аэродинамической эффективности, управляемости и устойчивости самолетов. Большая скорость полета позволила также увеличить практический потолок на более 20 000 м, который являлся комфортной высотой для бомбардировщиков и разведчиков.
До появления зенитно-ракетных установок и комплексов, которые могли поражать цели на больших высотах, главным принципом проведения бомбардировочных операций было удерживание самолетов-бомбардировщиков на максимальной высоте и скорости. Тогда были построены и запущены в серийное производство сверхзвуковые самолеты различного назначения – разведчики-бомбардировщики, перехватчики, истребители, перехватчики-бомбардировщики. Convair F-102 Delta Dagger стал первым сверхзвуковым самолетом-разведчиком, Convair B-58 Hustler – первым сверхзвуковым дальним бомбардировщиком.
В настоящее время проводится проектирование, разработка и выпуск новых самолетов, часть которых производится по особой технологии, снижающей их радиолокационную и визуальную заметность, – «Стелс».
Пассажирские сверхзвуковые самолеты
В истории авиации были созданы только 2 пассажирских сверхзвуковых самолета, которые осуществляли регулярные рейсы. Первый полет советского самолета Ту-144 состоялся 31.12.1968 г., время его эксплуатации – 1975-1978 гг. Англо-французский самолет «Конкорд» сделал первый полет 2.03.1969 г. и эксплуатировался на трансатлантическом направлении в 1976-2003 гг.
Использование таких самолетов позволило не только уменьшить время перелета на дальние расстояния, но и использовать незанятые воздушные линии на больших высотах (около 18 км) в то время, когда высоты 9-12 км, которые использовали лайнеры, были сильно загруженными. Также сверхзвуковые самолеты выполняли рейсы вне воздушных трасс (по спрямленным маршрутам).
Несмотря на провал нескольких проектов околозвуковых и сверхзвуковых самолетов (SSBJ, Ту-444, Ту-344, Ту-244, Lockheed L-2000, Boeing Sonic Cruiser, Boeing 2707) и снятие двух реализованных проектов с эксплуатации, продолжается разработка современных проектов гиперзвуковых авиалайнеров (например SpaceLiner, ZEHST) и десантных (военно-транспортных) самолетов быстрого реагирования. В производство запущен сверхзвуковой бизнес-джет Aerion AS2.
Теоретические вопросы
По сравнению с дозвуковым полет на сверхзвуковой скорости выполняется по другому закону, потому что при достижении самолетом скорости звука происходят изменения в схеме обтекания, как следствие, увеличивается кинетический нагрев аппарата, возрастает аэродинамическое сопротивление, наблюдается смена аэродинамического фокуса. Все это в сумме сказывается на ухудшении управляемости и устойчивости самолета. Также появилось неизвестное доселе явление волнового сопротивления.
Поэтому эффективный полет при достижении скорости звука требует не просто увеличения мощности двигателей, но и внедрения новых конструктивных решений.
Поэтому такие самолеты получили изменение в своем внешнем облике – появились острые углы и характерные прямые линии по сравнению с «гладкой» формой дозвуковых самолетов.
На сегодняшний день задача создания действительно эффективного сверхзвукового самолета не решена. Создатели обязаны находить компромисс между сохранением нормальных взлетно-посадочных характеристик и требованием увеличения скорости.
Поэтому завоевание современной авиацией новых рубежей по высоте и скорости связано не только с внедрением новых двигательных установок и компоновочных схем, но и с изменениями геометрии полетов. Эти изменения должны улучшать качества самолета при полете на больших скоростях, не ухудшая при этом их характеристики на малых скоростях, и наоборот. Конструкторы в последнее время отказываются от уменьшения площади крыльев и толщины их профилей, увеличения угла стреловидности, возвращаясь к крыльям большой относительной толщины и малой стреловидности, если удалось достигнуть требований практического потолка и скорости.
Важно, чтобы сверхзвуковой самолет обладал хорошими летными данными на малых скоростях и был устойчив к лобовому сопротивлению при больших скоростях, особенно на приземных высотах.
Почему больше нет сверхзвуковых пассажирских самолетов
ТУ-144 хоть и был во многом лучше Конкорда, но он очень быстро ”отсеялся”. Про это я расскажу в отдельной статье. Проект Boeing по организации сверхзвуковых пассажирских перевозок так и не достиг своей реализации. Конкорд просто стал никому не нужен.
Boeing тоже пыталась, но не смогла.
На самом деле, спрос на него может и был бы, но авиакомпании все больше теряли терпение от того, сколько денег они тратили на перевозки, часто просто не окупая их. В итоге, к окончанию истории самого известного пассажирского сверхзвукового самолета привело трагическое обстоятельство.
Крушение Конкорда в 2000 году
Единственная на сегодняшний день (маловероятно, что они снова начнут летать) авария Конкорда произошла 25 июля 2000 года — 20 лет назад. В результате инцидента самолет загорелся и упал на отель, который находился рядом с аэропортом.
Так выглядела единственная катастрофа Конкорда.
Следствие установило, что авария произошла из-за куска колеса, который остался на полосе после взлета DC-10. Этот кусок пробил крыло Конкорда, которые шел на взлет и в результате этого вспыхнул пожар, самолет ”потерял” два двигателя и уже не мог обеспечить себе достаточной тяги во взлетном режиме. Хотя, она бы все равно не спасла, учитывая возгорание.
В результате крушения погибло 100 пассажиров, 9 членов экипажа и 4 человека на земле. Авария еще больше подкосила и без того туманное будущее самолета и к 2003 году эксплуатация этого воздушного судна окончательно прекратилась.
Кто определяет идеальную высоту?
Помимо того, что высота полета во многом определяется возможностями конкретной модели самолета, крейсерская высота для конкретного места задается такими факторами, как занятость воздушного коридора и погодные условия. Эти условия заблаговременно определяются диспетчерами.
Однако когда самолет набирает высоту и выходит в горизонтальный полет, ситуация может измениться. Если погода резко меняется или на пути следования судна встает грозовой фронт, пилот должен сообщить диспетчеру о смене условий. Также при возникновении технических неполадок и других непредвиденных ситуаций пилот также может менять уровень движения, руководствуясь безопасностью пассажиров.
Таким образом, идеальная высота следования определяется авиаконструкторами, диспетчером и пилотом.
Максимальная высота полета самолета
Пассажирский самолет летает на высоте, которая нормируется, равно как и высота военных самолетов. Конечно, у них этот показатель различается в силу конструктивных особенностей и нюансов международного права.
На какую отметку поднимается лайнер
Ниже в таблице представлены нормы по высоте, на которой летают самолеты пассажирские и военные. Представлена именно идеальная (почти максимальная) высота полета в метрах, на которой расположен оптимальный воздушный коридор для того или иного типа техники.
Тип самолета | Расстояние, м |
Гражданские | – |
Пассажирский лайнер | От 9 000 до 12 000 |
Грузовой самолет | От 9 000 до 12 000 |
Кукурузник | Около 1000 |
Военные | – |
Реактивный истребитель | От 20 000 |
Бомбардировщики | 15 000 (плюс-минус пара тысяч) |
На 9 тысячах метров плотность воздуха уже слишком высока, а на 11000 метров – слишком низко. Хотя все равно в диапазоне от 9 до 12 километров лежат приемлемые воздушные коридоры.
Подразумевается, что самолет летит с крейсерской скоростью (экономически оправданный максимум на протяжении долгого времени). Для аэробусов Boeing это чуть больше 900 км/ч. Конечно, требуется время для достижения таковой, после того как машина взлетает.
Гиганты неба
В первые минуты полета могут наиболее быстро набирать высоту военные одноместные экземпляры. Особенно сверхзвуковые. Конечно, скоростной частный самолет тоже превосходит в этом плане стандартный пассажирский лайнер или АН-124 «Руслан», но незначительно.
Пассажир на борту может узнать, на какой высоте летит воздушное судно, следующим образом:
- Услышать от пилота. Это практикуется нынче в пассажирских воздушных судах.
- Увидеть при полете на электронном табло в салоне, если таковое присутствует. Оно должно в идеале показывать этот параметр в единицах измерения, которые ни для кого не нужно переводить (в км). Иногда такое табло встречается прямо на креслах.
- Понять это по косвенным признакам, сопоставив прогноз погоды, форму облаков, визуальное расстояние до земли. Но даже опытный в этом плане человек рискует ошибиться на 1, 1.5 или 2 километра в ту или в другую сторону.
Режим невесомости
Это даст понимание при экстренной ситуации, возможен ли прыжок с парашютом. Таковой совершается с высоты примерно в 3,5–4 км. Если почему-то в самолете присутствует десантный парашют, возможен прыжок с 800 м.
Отсчет расстояния от земли в обязательном порядке ведется приборами воздушного судна. Если достигнут «потолок», системы немедленно об этом уведомят, причем еще до достижения максимума. Без такого описания ситуации пилот легко может лететь на километра 3–4 выше допустимого.
Конечно, для идеального воздушного коридора важна не только высота полета, но и другие факторы, в том числе ширина. Если для не очень большой машины эконом-класса будет достаточно узкого коридора, то вот лайнеру требуется крупный.
Схема
Мировой рекорд по высоте для самолета, конечно, был установлен на военной технике. Это был МиГ-25. Высота составила 37,65 км. Конечно, другие по типу военные самолеты, вроде летающей крепости ДВБ-302, не смогут показать такого рекорда.
Ту-144 против «Конкорда»: кто быстрее
Ту-144 поднялся в небо на два месяца раньше, чем его европейский соперник – сверхзвуковой лайнер «Конкорд», но пролетал намного меньше.
Началось с того, что СССР стал активно развивать северные и восточные регионы в 60-е годы прошлого века. Долететь до Дальнего Востока на реактивном самолёте Ту-104 можно было за восемь часов с двумя промежуточными остановками. Генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв поставил задачу создать пассажирский сверхзвуковой самолёт, на котором до Хабаровска можно будет долететь за 3,5 часа. Достижения советской авиации, как спорт и балет, должны были доказать миру превосходство социализма над капитализмом.
В это время (в 1962 году) в Париже британская и французская стороны подписали соглашение о совместной разработке сверхзвукового самолёта «Конкорд» (что в переводе с английского означает «согласие»). Планировалось, что лайнер будет пересекать Атлантический океан со скоростью 2 000 км/ч.
Обеспокоенное планами европейских конкурентов, советское руководство через месяц издало постановление о создании опытным Конструкторским бюро Туполева сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144. Тогда началась гонка.
В 1967 году в Тулузе во Франции прошла первая официальная презентация «Конкорда». Советские конструкторы опаздывали, но их спасли технические неполадки у европейцев, по которым вылет «Конкорда» отложили. Хрущёв потребовал от Туполева запустить Ту-144 до конца 1968 года. Перед Новым годом 31 декабря 1968 года с аэродрома Раменское в тестовом режиме взлетел Ту-144. Во время 38-минутного полёта самолёт показал себя отлично.
Ту-144 в полёте /Фото с сайта militaryarms.ru
Через два месяца вслед за Ту-144 в воздух поднялся «Конкорд».
Сверхзвуковой пассажирский «Конкорд» / Фото с сайта need4trips.com
«В конце 60-х годов я был юношей, – вспоминает житель Жуковского, инженер танковой промышленности Павел Городницкий. – Здесь с аэродрома Ту-144 регулярно поднимался над долиной Москвы-реки. Большими кругами на минимальной скорости самолёт отрабатывал различные режимы работы, выпрямляя носовую часть, делая виражи. Для нас это было потрясающее явление, просто спектакль. Но это длилось недолго: делали несколько кругов и улетали».
В 1973 году во время выставки в Ле-Бурже Ту-144 потерпел крушение. Все шесть членов экипажа погибли. Советский лайнер, как и «Конкорд», пытался пролететь над взлётно-посадочной полосой, а потом снова набрать высоту. Однако самолёт начал резко пикировать, а на высоте 120 метров стал разваливаться на части. Сначала отвалилось одно крыло, затем хвостовой отсек. Причин катастрофы так и не установили. Несмотря на это, Ту-144 был показан на авиасалоне в Ле Бурже и в следующие годы.
В 1977 году сменившему Хрущёва Леониду Брежневу во время визита во Францию показали «Конкорд», который за год слетал в Бахрейн и Бразилию. Максимальная скорость самолёта была 2 330 км/ч, а крейсерская скорость – 2 150 км/ч. Генсек поручил отечественным конструкторам ускориться. И утром 1 ноября 1977 года из аэропорта Домодедово в Алма-Ату с пассажирами на борту вылетел Ту-144. Расстояние в 3 260 км лайнер преодолел за 2 часа 10 минут.
Через год во время испытаний у Ту-144 загорелся один из двигателей для дальнего полёта. Экипаж совершил вынужденную посадку. Погибли два бортинженера, которые не смогли покинуть самолёт после приземления. Советское руководство приняло решение отменить пассажирские рейсы на Ту-144. В начале 80-х годов Ту-144 ещё два раза загорелся, но обошлось без человеческих жертв.
В это время на арену пассажирских перевозок вышел новый Ил-86. В 1982 году умер Брежнев. Новое руководство СССР, не заинтересованное в сверхзвуковой пассажирской авиации, издало постановление о прекращении работ над обогнавшим звук Ту-144.
Его конкурент «Конкорд» пролетал до начала XXI века. 25 июля 2000 года самолёт потерпел катастрофу при вылете из парижского аэропорта. Погибло 113 человек. В 2003 году рейсы прекратились из-за повышения цены на топливо. За время полётов через Атлантику британо-французский авиалайнер перевёз 3 млн пассажиров.
Каждый «Конкорд» стоил 350 млн долларов, а общая сумма на постройку 16 самолётов составила 17 млрд долларов. Сколько денег было потрачено на создание и эксплуатацию Ту-144, неизвестно. Но точно немало: в СССР на соревнование с Западом денег не жалели.