Недорогой, но увесистый: что даст российской армии миг-35
Содержание:
- Итак, новая модель
- Особенности нового истребителя Миг 35
- Продажа зарубежным партнерам
- Отличия МиГ-35 от старой модели
- Примечания
- Автоматика
- «Подтянуть боевой потенциал ВВС»
- История создания
- Почему так дешево?
- [править] Источники
- Интересные факты о самолёте МиГ 35
- Сведения о современной эксплуатации в ВС РФ МиГ-29/35
- Поколение «4++»
- Экземпляры МиГ-35
- Перспективы
- Задачи и цели
- Характеристики по летной эксплуатации
- Основные характеристики
- «Универсальная машина»
- Надежность и боевая устойчивость
Итак, новая модель
И тут я потихоньку перехожу к МиГ-35. Инновации буквально во всем, но начнем с композитного корпуса. Самолет состоит кроме, естественно, несущих частей конструкции из полимеров. Как и положено хищнику, у него бинокулярное зрение, то есть две РЛС оптоэлектроники класса «Жук АА».
Они позволяют контролировать как переднюю, так и заднюю полусферу, фактически перекрывая их, кроме небольшого угла. Кроме того, имеются современные шлемы с целеуказанием с совершенно другим проектированием, сделанном на новых чертежных станциях — при полной унификации кабины, то есть переучиваться пилоту фактически не придется.
Отметим другое строение стоек шасси. Теперь истребитель может позволить себе укороченный взлет, то есть поднимается со 190 метров полосы. Причем эта полоса может быть при этом повреждена, либо эта может быть другое твердое покрытие. Увеличен ресурс установки — теперь это шесть тысяч летных часов. А ведь шасси — вторая по сложности система самолета.
Кроме того, он принимает все классы вооружения, что впечатляет при восьми точках внешней подвески до 6,5 тонн. По классификации НАТО это могут быть ракеты Krypton, как противокорабельные, так и противорадиолокационные. Это и «гадюка» на средней дальности, и «лучник» на малой. Это противокорабельная ракета Kayak, управляемые бомбы, многоцелевая бомба Х-38МЛ, пушка ГШ-301, бортовой комплекс радиоэлектронной борьбы.
И если верить Рогозину, наш МиГ-35 способен даже нести инновационные вооружения, включая лазерное оружие. На мой взгляд, более чем впечатляет!
МиГ-35 способен видеть до 30 целей, сопровождать до 6 целей воздушных и 4 наземных, и этому тоже не много аналогов найдется.
Особенности нового истребителя Миг 35
Аэродинамическая компоновка новой машины осталась прежней, как и у МиГ-29 – интегральная схема с двумя разнесёнными двигателями и низкорасположенным крылом. У МиГ-35 несколько улучшили прочностные характеристики и повысили несущие свойства крыла.
Благодаря отличной аэродинамической концепции, доставшейся этому самолёту от МиГ-29, удалось разместить топлива на 50% больше и увеличить количество вооружения. В итоге максимальный взлётный вес составил 23,5 тонны и МиГ-35 перешёл в разряд средних по этому классу машин.
Два мощных мотора РД-33МК с увеличенным эксплуатационным ресурсом обеспечили завидную тяговооруженность на форсаже – каждый по 9000 кгс. Силовые установки имеют бездымные камеры сгорания и новейшую управляющую систему FADEC. Некоторые машины оснащают двигателями с управляемым вектором тяги, но по желанию заказчика. Топливо подаётся из внутрифюзеляжных баков и двух отсеков внутри крыла общей ёмкостью 4300 литров.
Довольно просторная кабина лётчиков с каплевидным фонарём без переплётов аналогична по оформлению кабине МиГ-29К морской авиации. Этот вариант выбран из-за наиболее положительных отзывов о нём пилотов. Три дисплея отражают информацию на лобовом стекле и способствуют лётчику вести воздушный бой, уделяя меньше внимания на контроль приборов. В двухместном варианте такие же дисплеи установлены в задней кабине. Так, конструкторы воплотили принцип HOTAS для МиГ-35.
Истребитель МиГ 35
Скорости современных самолётов возросли многократно, и пилот уже не успевает адекватно реагировать на мгновенно меняющуюся ситуацию, здесь ему в помощь на МиГ-35 приходит система автоматического управления и система СОС-3М с сигналами ограничения. За ускоренную наводку и захват цели несёт ответственность бортовой комплекс СУВ-29 с двумя оптико-прицельными системами.
Опираясь на результаты испытаний, которые были проведены на вертолёте Ка-50 и на МиГ-35, было выяснено, что при работе в режиме земля-воздух нагрузка на пилота увеличивается в геометрической прогрессии, он не успевает следить одновременно за показаниями приборов и вести воздушный бой. Поэтому было решено в МиГ-35Д посадить двух лётчиков.
Перехватчик МиГ 35
Установка на самолёт новейшей бортовой РЛС ЖУК-АЭ с активной фазированной решёткой позволило сконцентрировать всё управление вооружением. Особенно ценится способность станции ЖУК-АЭ ставить радиолокационную завесу, не давая обнаруживать противнику свой самолёт практически до визуального контакта.
Эта локационная станция ведёт сопровождение 30 целей, может производить атаку на шесть из них сразу и обнаруживает самолёт типа «истребитель» на расстоянии до 160 км. Вмонтированная в шлем пилота система целеуказания, совместно с оптиколокационной станцией помогают засекать цели и вести воздушный бой.
Конструкторы хорошо поработали для придания самолёту большей живучести. Машина может совершать посадку на неприспособленные аэродромы и неосвещённые ВПП, а что стоит возможность совершать взлёт с полосы длиною всего в 260 метров.
Для большей надёжности у всего оборудования, включая управление самолётом и вооружением, БРЛО и прицельными станциями имеются дополнительные дублирующие системы, которые обычно включены в режим ожидания.
Решение разработчиков обеспечить высокую надёжность наглядно проявилось в энергоснабжении истребителя, где в отличие от предшественника размещены два дополнительных генератора и энергоузел в системе стартёров, обеспечивающий электроэнергией всю машину и дающий возможность произвести проверку всех бортовых систем при незапущенных моторах. О том насколько хорош новый перехватчик отражено в его лётно-тактических данных.
Лётные характеристики истребителя-перехватчика Миг 35
- Максимальный взлётный вес – 23500 кг.
- Обычный взлётный вес – 17500 кг.
- Максимальный посадочный вес – 16800 кг.
- Наибольший вес полезной нагрузки – 6500 кг.
- Максимальный вес топлива – 4800 кг.
- Максимальная скорость у земли – 1400 км/час.
- Максимальная скорость на высоте 11 тыс. м – 2400 км/час.
- Практическая дальность без подвесных баков – 2 тыс. км.
- Практическая дальность с подвесными баками – 3 тыс. км.
- Дальность с дозаправкой в воздухе и подвесными баками – 6 тыс. км.
- Потолок – 17,5 тыс. м.
- Максимальная тяга на форсаже – 2 х 9000 кгс.
- Тяга максимальная – 2 х 5400 кгс.
Вооружение самолёта Миг 35
- Максимальный вес вооружения – 6300 кг.
- Подвесных точек – 10.
- Пушка 30 мм ГШ-30-1.
- УРВВ малой дальности Р-73.
- УРВВ средней дальности РВВ-АЕ и Р-27.
- УР «воздух – поверхность» Х-25, Х-29, НАР.
- УР «воздух – воздух» Х-25МЛ, Х-29Т, Х-29Л, РВВ-АЕ, НАР.
- Противорадиолокационные Х-31П.
- Противокорабельные Х-31А, Х-35.
- Мины.
- Корректируемые авиабомбы.
Продажа зарубежным партнерам
Как мы уже говорили, зарубежные партнеры проявляют завидный интерес к покупке этих самолетов. Впрочем, в настоящее время нет действительно интересных предложений на их поставку. Так, отечественные производители до сих пор не забыли инцидент 2012 года, когда от покупки партии истребителей отказались индийские военные.
Формальным поводом стали их претензии к двигателям самолетов. Неофициально же сообщается, что у Индии на тот момент попросту не было желания повторить печальный опыт 90-х годов.
Сегодня положение приблизительно такое же: зарубежные покупатели выказывают определенный интерес к самолету, но покупать его в больших количествах не торопятся. Кстати, а какова стоимость МиГ-35?
Она немаленькая: если брать во внимание тот же 2012 год, то цена одного самолета составляла порядка 100 миллионов долларов. С учетом того, что в ту пору индусы отказались от поставки 126 истребителей, общая стоимость которых составила более 10 миллиардов долларов, наш ВПК недополучил очень много денежных средств
Впрочем, довольно о грустном. Следует отметить, что именно самолеты, от которых в последний момент отказались зарубежные покупатели, поступили на вооружение отечественных ВС. Есть надежда, что МиГ-35 примут на вооружение в том объеме, который требуется для нормальной обороноспособности страны.
Сообщается, что практически все новые истребители расквартированы на аэродромах Курской области и в Подмосковном регионе. Учитывая последние геополитические тенденции, можно не сомневаться в том, что отечественные самолеты очень нужны нашей армии.
Отличия МиГ-35 от старой модели
Несмотря на то что в основу конструкции легла модель 29М, унифицирован новый самолет с 29К. Силовая установка и система управления, кабина пилотов и конструкция крыла являются практически одинаковыми. Во многом разница только в значительно облегченной конструкции шасси.
антикоррозионное покрытие
Но авионика на этих машинах совершенно различная. В частности, там установлена радиолокационная станция с фазированной решеткой, а также отличный оборонительный самолетный комплекс, включающий в себя сразу несколько активных и пассивных оборонительных систем. Многие из них являются многофункциональными.
Примечания
- Илья Поносов. . «Российская Газета» (9 апреля 2015).
- . Президент России (26 января 2017).
- . РИА Новости (27 января 2017).
- . РИА Новости (26 января 2017). Дата обращения: 26 января 2017.
- Телеканал ЗВЕЗДА. (27 января 2017). Дата обращения: 27 января 2017.
- . Россия Сегодня (23 августа 2017).
- (20 июля 2017).
- . РИА Новости (20170127T1651). Дата обращения: 12 мая 2020.
- (рус.) (неопр.) ?. (16.02.2018).
- ↑ . РИА Новости (14 февраля 2017).
- . РИА Новости (26 мая 2018).
- . РИА Новости (20190617T0805+0300Z). Дата обращения: 17 июня 2019.
- . РИА Новости (20190617T0847+0300Z). Дата обращения: 17 июня 2019.
- . Sputnik Абхазия. Дата обращения: 12 декабря 2019.
- (англ.). Middle East Monitor (27 August 2019). Дата обращения: 2 сентября 2019.
- ↑ Олег Макаров. . АО РСК «МиГ» (5 июня 2016). Дата обращения: 30 июля 2016.
- В модификации МиГ-35Д
- . РИА Новости (27 января 2017).
- ↑ . www.migavia.ru. Дата обращения: 10 марта 2020.
Автоматика
Чтобы снизить нагрузку на летчика, в самолете используется система автоматического управления САУ-451. Кроме того, устанавливается оборудование для ограничительных сигналов СОС-3М. За наводку на цель отвечает комплекс СУВ-29. В его состав входит прицельная система РЛПК-29 и БЦВМ Ц100.
Вообще, современная авиация ориентирована именно на максимальное перекладывание обязанностей пилотов на сложные вычислительные системы. Оно и понятно: скорости боевых самолетов таковы, что реакции человека попросту не хватит для адекватного реагирования на внезапно возникшую угрозу.
Оптико-прицельная система, представленная моделью ОЭПрНК-29, включает в себя комплекс ОЭПС-29. Отлично себя зарекомендовала «Щель-3УМ», являющаяся одной из лучших систем указания целей во всем мире. За навигацию и прокладку маршрута отвечает СН-29.
В качестве аппаратуры для командной радиосвязи применяется Э502-20 «Бирюза». О приближении к вражеским РЛС пилоту загодя сообщит СПО-15ЛМ «Берёза». Для предупреждения обнаружения машины и воспрепятствования наведению высокоточного оружия применяется оборудование для постановки помех «Гардения-1ФУ», а также аппаратура ППИ-26, ответственная за выброс ложных целей.
«Подтянуть боевой потенциал ВВС»
МиГ-35 — многофункциональный истребитель, способный наносить удары по воздушным, наземным и надводным целям. Однако ключевая задача машины — завоевание господства в воздухе в противоборстве с истребителями четвёртого и пятого поколений.
«Концептуальных отличий между МиГ-35 и МиГ-29 я не вижу. Это, по сути, одно семейство, которое необходимо для поражения вражеской авиации непосредственно у линии фронта. МиГ-35 — это истребитель лёгкого класса с поразительной манёвренностью, которая незаменима в ближнем бою», — пояснил RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев.
Также по теме
«Привлекательный рынок»: в России заявили о готовности поставлять Турции истребители Су-57
Российская сторона готова к расширению сотрудничества с Турцией в военно-технической сфере, включая возможные поставки Анкаре новейших…
Международная презентация МиГ-35 состоялась в январе 2017 года в присутствии президента РФ Владимира Путина. В июле 2017 года самолёт был представлен на международном авиакосмическом салоне в Жуковском (МАКС), в августе — на форуме «Армия».
Разработка МиГ-35 проходила в рамках программы совершенствования МиГ-29. В середине 2000-х годов предприятие создало МиГ-29М2, получивший экспортное обозначение МиГ-35. Самолёт был заявлен на конкурс ВВС Индии на поставку и производство 126 «средних» многофункциональных боевых машин Medium Multi-Role Combat Aircraft (MMRCA).
В тендере, помимо МиГ-35, участвовали пять истребителей. Отечественная машина была самой скоростной (до 2,25 Маха) и недорогой (около $40 млн за единицу), но в 2012 году Минобороны Индии отдало предпочтение французскому Dassault Rafale. Однако реализацию MMRCA сложно назвать успешной. В ходе переговоров стороны не смогли согласовать лицензионное производство. В итоге Дели закупил у Парижа только 36 самолётов.
В настоящее время Индия проводит новый конкурс на поставку и производство 110 истребителей. По его условиям, компания-победитель должна передать 17 машин в готовом виде, остальные 93 единицы должны быть произведены на территории Индии. Стоимость контракта оценивается в $15—18 млрд. Участником тендера вновь стал МиГ-35. По словам Тарасенко, РСК «МиГ» — в списке основных претендентов.
«Под эгидой компаний «Рособоронэкспорта» мы обсуждаем с заказчиком технические параметры и вопрос локализации производства МиГ-35 на территории Индии, а также программу послепродажного обслуживания», — сказал Тарасенко.
- МиГ-35 в сборочном цеху на авиазаводе в Луховицах
В РСК «МиГ» рассчитывают не только на поставку новой машины в Индию. Как неоднократно говорил Тарасенко, предприятие занимается продвижением МиГ-35 в странах — эксплуатантах МиГ-29. Также интерес к машине проявляют страны Латинской Америки.
История создания
Перехватчик МиГ-35 начали разрабатывать в 2000-х годах. А к 2010 году уже были готовы 3 прототипа, которые участвовали в авиавыставках и проходили испытания.
Истребитель создавался на баз знаменитого е МиГ-29, производство новой машины было налажено в короткие сроки. Внешне МиГ-35 очень похож на своего предшественника, но при этом он получил совершенно новую «начинку». Прежде всего, это:
- облегченный планер;
- современная авионика;
- РЛС с АФАР;
- перспективные виды вооружения, которые до этого не предлагались на экспорт;
- современный комплекс обороны;
- двигатели с повышенным ресурсом.
Новый самолет продемонстрировал отличные технические характеристики, в числе которых высокая скорость, маневренность, живучесть, передовое вооружение. При этом цена летного часа МиГ-35 получилась почти в 2,5 раза ниже, чем у предшественника МиГ-29.
Еще в 2005 году данный истребитель назывался МиГ-29М/М2. Разработка МиГ-35 основывалось на достижениях, полученных в ходе выполнении программы МиГ 1.44 МФИ, которым руководил Владимир Барковский, директор центра инженерии ОКБ им. Микояна.
Переговоры о поставках истребителей в вооруженные силы велись с 2010 года, и к 2014 году дело сдвинулось с места. МиГ-35 включен в Госпрограмму вооружений ВВС РФ до 2020 года.
Почему так дешево?
Говоря о цене этой красоты, надо отметить, то на рынке вооружения его можно приобрести за цену порядка 45 млн долларов. Что это за сумма? Давайте сравним, F-16 стоит 200 млн долларов.
Общие характеристики МиГ-35: дальность до 3 тысяч км, скорость — 2100 на больших высотах и 1400 км на уровне земли. Добавляю еще, что практически потолок у него 17500 метров. И все это чудо с 8-ю точками подвески и новейшим радиоэлектронным комплексом: оптоэлектроника, РЛС АФАР, РЭП — все это за 45 миллионов долларов.
Да и естественно, что в 2007 году машина была еще сырая с точки зрения зарубежного заказчика — все ждали, когда она пойдет в российские войска.
Кроме того, МиГ-35 напугал израильтян крайне тяжелой номенклатурой целей. Он «работает» по наземным, подводным, воздушным целям, а МиГ-29 — только по воздушным. Действительно, шире не бывает.
И последний оплот критиков: почему и зачем нам полуторная машина, когда впереди Миг-41, о котором много говорят, но никто не видел (военная тайна!) МиГ-35 — это все-таки машина знакомая, известная, доработанная. Его цена, опять же, невысока, его можно выпустить стаями в небо. Все это и есть преимущества, тем более для стран, не обладающих высоким бюджетом в области вооружения.
[править] Источники
- 22.04.10 Испытания МиГ-35 продолжаются — Военный паритет
- ↑ Журнал «Взлёт», №11 2009. ТЕНДЕР MMRCA. — Москва: «Аэромедиа», 2009. — С. 37. — ISSN 1819-1754.
- ВВС России получили первую партию модернизированных МиГ-31БМ — Российская газета
- Началось производство истребителя нового поколения МиГ-35 — Российская газета
- Корпорация МиГ
- Phazotron Zhuk AE/ASE; Assessing Russia’s First AESA; 19th July, 2008 by Dr Carlo Kopp
- Ради индийского тендера МиГ-35 оснастили РЛС «Жук-АЭ», «Известия», 09.12.2008
- Разработан новый радар для МиГ-35, Lenta.ru, 17.09.2009
- izvestia.ru. В России начато серийное производство РЛС «Жук-АЭ» // Газета «Известия», Москва, izvestia.ru. — 15:49 18 января 2010.
- МиГ-35 поступят в ВВС РФ в ближайшие три года — Барковский (Проверено 31 мая 2013)
- Все, кроме МиГ-35, участники тендера MMRCA провалили испытательные полеты, Periscope2.ru, 06.04.2010
- Россия выбыла из индийского тендера на поставку 126 истребителей
- Финалистами тендера на поставку Индии 126 многоцелевых истребителей выбраны европейский «Тайфун» и французский «Рафаль»
- Engines and radar to blame for MiG-35 failure in MMRCA contest
- Россия проиграла крупнейший оружейный тендер
- Назарбаев заинтересовался новым российским истребителем МиГ-35. Новости Казахстана. Tengrinews.kz
- Денис Мокрушин — Цифры по 4 командованию ВВС и ПВО
- Одним «МиГом». Военные предпочли проверенные истребители новым «тридцать пятым»
- Yefim Gordon. Mikoyan MIG-29. — England: «MIDLAND», 2006. — С. 196. — 511 с. — ISBN (10) 1 85780 231 4.
- «Official Rafale specifications», FR: Dassault, <http://www.dassault-aviation.com/en/defense/rafale/aircraft-characteristics.html?L=1>.
- «Official Typhoon Specifications», Eurofighter, <http://www.eurofighter.com/et_ap_pd_ov.asp>.
- «Eurofighter Typhoon», DE: Luftwaffe, <http://www.luftwaffe.de/portal/a/luftwaffe/kcxml/04_Sj9SPykssy0xPLMnMz0vM0Y_QjzKLNzKI93AMA8mB2e4-AfqRUFYIQtTLGSoKUhuUkqrv65Gfm6rvrR-gX5AbGlHu6KgIAPMomGo!/delta/base64xml/L2dJQSEvUUt3QS80SVVFLzZfMjBfSDVQ?yw_contentURL=%2F01DB060000000001%2FW26E7J9E579ITSRDE%2Fcontent.jsp>.
- F-16C/D Factsheet. US Air Force
- F-16 Specifications. Lockheed Martin
- F/A-18E/F Super Hornet page. Boeing
- Super Hornet Overview. Boeing (PDF)
- Aircraft Museum – F/A-18E/F Super Hornet. Aerospace Web. Retrieved 2011-02-01.
- ↑ «BP», Blogspot, <http://3.bp.blogspot.com/_qrjFeNOsuEY/TS0pRdh1k2I/AAAAAAAAAGU/1Nao6ZHY2_Q/s1600/page0022.jpg>
- «Official Gripen IN Technical Specifications», SE: Saab, <http://www.saabgroup.com/en/Air/Gripen-Fighter-System/Gripen-for-India/The-Fighter-Gripen-IN/>.
- «Pressbrief Gripen NG», NL, 8 Aug, <http://www.jsfnieuws.nl/wp-content/NLGRIPENPRESSBRIEFAug08.pdf>. Проверено 1 февраля 2011..
- ↑ «Saab NG presentation», JSF Nieuws, с. 5, <http://www.jsfnieuws.nl/wp-content/JSF15_ERIC_GRIPEN_DEMOROLLOUT2008.pdf>.
- «MiG-35», RU: MiG Aravia, <http://www.migavia.ru/eng/military_e/MiG_35_e.htm>.
- MiG-29M2 specifications. RAC MiG (the MiG-29M2 is similar to the MiG-35).
- «MiG-35», Deagel, <http://www.deagel.com/Strike-and-Fighter-Aircraft/Mig-35_a000357007.aspx>.
- MiG-35 specifications. Airforce technology. (Ferry range with three external fuel tanks 3,100 km).
- «Aero India 2007 Brochure», Bharat-Rakshak, <http://www.bharat-rakshak.com/media/AeroIndia2007/Brochures/DSC03906.JPG.html>.
- F-16 Versions – F-16E/F. F-16.net. Retrieved on 2011-02-01.
- «Technische Daten Eurofighter Austria», AT: Air Power, <http://eurofighter.airpower.at/technik-daten.htm>.
- «Gripen Dimensions». Saab
- http://www.saabgroup.com/Global/Documents%20and%20Images/Air/Gripen/Gripen%20product%20sheet/Gripen_Dimensions.pdf
- «Fox Three.» dassault-aviation.com.
- Austrian Airforce
- Gripen Supercruises
- EFA-2000 Eurofighter. Fas.org. Retrieved on 2011-02-01.
- «Upgraded Eurofighter offered to Indian Air Force». Thaindian News, 4 January 2010.
- Французский истребитель Rafale впервые выиграл международный тендер
- Французский истребитель Rafale впервые выиграл международный тендер
- Report on U.S. Competitiveness in the Fighter Aircraft Export Market. CSIS
- Capaccio, Tony. Lockheed F-35 Program Faces $1 Billion Cut in U.S. Senate Spending Measure (16 December 2010). Проверено 12 сентября 2011.
Интересные факты о самолёте МиГ 35
Эксплуатация одного лётного часа нового перехватчика обходится в 2,5 раза дешевле, чем у МиГ-29 – этому фактору придаётся в нынешнее время особое значение.
Установленный срок службы новой машины – 40 лет, налёт не менее 6 тыс. часов.
Для полётов над морем и в тропических условиях самолёт и его системы обработаны по специальной технологии защиты от коррозии.
Спецслужбы США давно охотились за данными на РЛС, установленную на индийском Су-30МКИ российского производства, и появление МиГ-35 с более совершенной радиолокационной станцией, стало для американцев большим сюрпризом.
Если учитывать, как изменились в последнее время геополитические тенденции, российский МиГ-35 стал более надёжным и простым в эксплуатации самолётом, нежели западные аналоги.
Сведения о современной эксплуатации в ВС РФ МиГ-29/35
На данный момент в войсках нашей страны есть порядка 400 машин МиГ-29 новых модификаций. Сообщается, что с этого года истребитель МиГ-35 начнет активно поставляться в войска. Сегодня в действующей армии имеется не более нескольких десятков машин этого класса, но переход на них явно будет выполняться ускоренными темпами.
Во многом этого связано не только с программой массового перевооружения (до 2020 года), но и с тем фактом, что в конструкции 29-х «Мигов» начали выявляться фатальные недостатки, связанные с катастрофически быстрым износом некоторых деталей хвостового оперения. В частности, в 2008 году по этой причине погиб один пилот.
В настоящее время к полетам допускаются только те самолеты, которые прошли полный технологический осмотр. Уже рассматриваются проекты оборонного ведомства, по которым едва ли не каждый второй истребитель МиГ-35 будет представлять собой глубокую модернизацию уже имеющихся на вооружении самолетов.
Впрочем, сами военные относятся к такой идее весьма скептически: многие машины этого класса были выпущены еще при СССР, так что их эксплуатационный ресурс уже давно себя исчерпал.
Поколение «4++»
МиГ-35 стал главной премьерой международного авиационно-космического салона МАКС-2017. В том же году корпорация «МиГ» была признана победителем в номинации «ОКБ года» в конкурсе «Авиастроитель года» за создание нового истребителя. Первый полёт МиГ-35 совершил в январе 2017-го.
Предполагается, что истребитель будет иметь две версии: одноместную и двухместную, для обучения лётчиков. МиГ-35 получил возможность осуществлять взлёт и посадку на аэродромы с грунтовым покрытием. Его создатели также отмечают, что подумывают над созданием корабельной версии.
- Авиационный комплекс «МиГ-35» на презентации на территории Производственного комплекса № 1
Как отмечают специалисты, МиГ-35 относится к поколению «4++», то есть по своим тактико-техническим характеристикам приближается к машинам пятого (новейшего) поколения, однако в полной мере таким всё же не считается.
При этом ряд стран сейчас активно работает над созданием истребителей пятого поколения, к ним относятся, например, истребитель F-35 ВВС США, китайский «Чэнду» J-20 и российский Су-57, испытания которого сейчас входят в завершающую стадию.
Член комиссии при президенте РФ по развитию авиации общего назначения заслуженный пилот России Юрий Сытник полагает, что потенциал МиГ-35 позволит машине ещё довольно долго оставаться в строю и даже бороться с истребителями нового поколения.
- МиГ-35
Сытник отметил, что принятие на вооружение этой машины вовсе не означает, что Россия отказывается от своей техники пятого поколения.
Также по теме
«Советские истребители» в Зоне 51: почему ВВС США засекретили авиакатастрофу в штате Невада
ВВС США отказываются предать огласке подробности авиакатастрофы, в результате которой погиб лётчик-испытатель и специалист по…
«Её создавать нужно, и мы этим занимаемся. Но принять на вооружение, по оценкам специалистов, мы сможем в достаточном количестве эти машины лишь через пять, а то и восемь лет. А как мы будем до этого времени летать, если откажемся от МиГ-35?» — задаётся вопросом эксперт.
По его словам, после завершения всех испытаний специалистам будет нетрудно поставить на поток модернизацию МиГ-29 до МиГ-35.
«Надо поменять двигатель, начинку, ряд агрегатов. У специалистов на это уйдёт не более двух месяцев. Кроме того, пилоты уже знакомы с этой машиной, долго переучиваться не придётся», — подчеркнул Сытник.
По оценкам специалистов корпорации «МиГ», в войска машина поступит до 2020 года.
Экземпляры МиГ-35
- Самолет-демонстратор МиГ-35Д, б/н 154. Переоборудован из опытного МиГ-29М2 в начале 2007 г. (до 2002 г. МиГ-29М «Изделие 9-15/4», б/2 154 «синий», с/н 296.09.05554).
- Опытный экземпляр МиГ-35 «Изделие 9-61», б/н 961. Изготовлен на базе планера серийного МиГ-29К (9-41) летом 2009 г. Весной 2012 года, для проведения испытаний легкого авианосца «Викрамадитья», был переоборудован в МиГ-29КУБ, получив б/н 204.
- Опытный экземпляр МиГ-35Д «Изделие 9-67», б/н 967. Переоборудован из опытного МиГ-29КУБ («Изделие 9-47», б/н 947 «синий», с/н 0111) летом 2009 г. В 2010 переоборудован обратно в МиГ-29КУБ, получил прежний б/н 947. 23 июня 2011 года, потерпел катастрофу под Ахтубинском, в Астраханской области. Пилотировавшие машину Олег Спичка и Александр Кружалин погибли.
Перспективы
Не нужно думать, что новой разработкой заинтересовались исключительно отечественные военные. Малайзийские ВВС уже неоднократно высказывались о преимуществах использования российских многоцелевых истребителей-бомбардировщиков. Примерно о том же говорили и представители индийских ВС.
К сожалению, даже великолепные характеристики МиГ-35 не спасли его от закулисных интриг, когда поставки российских самолетов были на корню зарублены нежеланием индийской стороны повторять риски 90-х годов. Тогда вся армия страны оказалась без материального обеспечения.
Причина проста – ВПК России в те годы было совсем не до обеспечения экспорта, но Индию также можно понять.
В настоящее время отечественные специалисты работают не только над экспортными поставками новых МиГов, но и над перевооружением ими отечественных летных полков. В частности, уже было заявлено о том, что авианосец «Адмирал Горшков» будет укомплектован именно ними.
Задачи и цели
Многофункциональный фронтовой самолет МиГ-35 создавался для поражения наземных, воздушных и надводных целей ночью и днем в простых и сложных метеоусловиях при пассивном и активном радиоэлектронном противодействии противника.
Основные задачи МиГ-35:
- перехват воздушных целей;
- завоевание превосходства в воздухе;
- изоляция поля боя;
- подавление средств ПВО;
- непосредственная авиационная поддержка;
- нанесение ударов по морским целям.
Основные боевые характеристики самолетов МиГ-35Д и МиГ-35 по сравнению с МиГ-29:
- сверхманевренность;
- увеличенная дальность полета;
- высокая боевая живучесть;
- повышенная надежность.
Характеристики по летной эксплуатации
Вообще, 35-я модель разрабатывалась именно с тем учетом, чтобы подготовка пилотов отнимала как можно меньше времени. К примеру, курсантов едва ли не напрямую можно пересаживать с учебных тренажеров на базе МиГ-29. В настоящее время разрабатываются новые версии тренажеров, которые бы представили самолет МиГ-35 в корабельном варианте.
Но у самолета есть и еще одно важнейшее преимущество, выраженное в крайней простоте его эксплуатации. Дело в том, что наши войска на сегодняшний день во многом укомплектованы МиГ-29М и 29К. Соответственно, обслуживать едва ли не полностью идентичную им машину будет намного проще, нежели чем полностью новый самолет.
Кроме прочего, специалисты отмечают, что потенциала модернизации этой модели может хватить вплоть до 2040 г.
Основные характеристики
Самолет был разработан РСК МиГ. Основной отличительной чертой является его широчайшая функциональность, которая дает возможность использования машины в самых различных условиях. Выпускается также в экспортном варианте, есть модификация с двухместной кабиной. Новый самолет МиГ-35, фото которого есть в статье, очень похож на предшествующую ему модель (Миг-29), но является принципиально иной машиной.
Все модификации этих машин — принципиально новые самолеты. Главной отличительной особенностью является повышенная дальность полета, полностью обновленное бортовое оборудование, усиленное бортовое вооружение, а также способность нести большее количество навесного оборудования и боезапаса.
В МиГ-35 был полностью реализован принцип HOTAS. Что это значит? Дело в том, что во время полета вся необходимая для пилота информация выводится прямо на стекло колпака кабины. Для этого используются сразу три «дисплея». Такая концепция позволяет летчику вести воздушный бой, не отвлекаясь на контроль приборов.
«Универсальная машина»
Несмотря на внешнее сходство с предшественником, разработчик называет МиГ-35 новой машиной. Главным достоинством истребителя считается бортовая радиоэлектронная станция (БРЛС) «Жук-А» с активной фазированной антенной решёткой (АФАР). Она позволяет машине обнаруживать объекты на расстоянии до 200 км, сопровождать до 30 целей и одновременно обстреливать 6 целей.
Уникальная БРЛС была создана инженерами «Фазотрон-НИИР» (Москва) в кооперации с МАИ, научно-производственной фирмой «Микран» (Москва), научно-исследовательским институтом полупроводниковых приборов (Томск), предприятием «Плазмаинформ» (Рязань).
Также по теме
«Межконтинентальный бомбардировщик»: какие задачи будет выполнять самолёт Ту-22М3М
Модернизированный сверхзвуковой дальний бомбардировщик ВКС России Ту-22М3М получил новейшее радиоэлектронное оборудование и штангу…
Установка и развитие радиолокационных станций с АФАР — основной тренд современной авиации. Активная фазированная антенная решётка превосходит пассивную по дальности и надёжности. Она способна эффективно работать в самых сложных метеоусловиях и картографировать местность. Кроме того, АФАР более устойчива к помехам, которые создают радиоэлектронные комплексы противника.
МиГ-35 сохранил габариты предшественника, но превзошёл его по максимальной взлётной массе (23,5 т против 18,4 т). Также новый истребитель отличается большей практической дальностью без дополнительных топливных баков (1,8 тыс. км против 1,5 тыс. км) и увеличившейся боевой нагрузкой (4,5 т против 3 т). Максимальная и крейсерская скорость у обеих машин примерно одинаковая: 2,4—2,5 тыс. км/ч и 1,2—1,4 тыс. км/ч.
В конструкции планера и крыльев МиГ-35 широко применяются композитные материалы. Они позволяют снизить радиолокационную заметность самолёта. Помимо этого, истребитель оснащён двумя модернизированными турбореактивными двухконтурными двигателями РД-33МК со всеракурсным управлением вектором тяги. Силовая установка была разработана на ОАО «Климов» (Санкт-Петербург).
«Достоинствами РД-33МК являются: низкий удельный расход топлива, высокая газодинамическая устойчивость во всём диапазоне режимов работы, высот и скоростей полёта, в том числе при применении ракетного и пушечного вооружения, отсутствие ограничений по управлению самолётом в полёте. В конструкцию двигателя введены системы, снижающие тепловую и оптическую заметность, применена антикоррозионная защита узлов газовоздушного тракта», — говорится на сайте предприятия.
В материалах Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) отмечается, что в состав бортовой электроники МиГ-35 входят информационно-прицельные системы пятого поколения, позволяющие применять боеприпасы российского и иностранного производства.
- МиГ-35 на аэродроме
Новейший истребитель может выполнять широкий спектр задач: перехват и сопровождение воздушных судов, нанесение ударов высокоточным оружием по наземным и надводным целям без входа в зону ПВО, ведение воздушной разведки с использованием оптико-электронных и радиотехнических средств, взаимодействие с самолётами другого типа, управление воздушными группировками.
В комментарии RT главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский отметил, что МиГ-35 заметно превосходит предшественника по боевым и эксплуатационным качествам. В то же время эксперт сомневается, что машина будет пользоваться высоким спросом Минобороны РФ.
«Скорее всего, серийное производство МиГ-35 для нужд ВКС ограничится несколькими десятками машин. Это позволит частично заменить парк МиГ-29. Истребитель, несмотря на все достоинства, обладает недостаточным боевым радиусом и объёмом полезной нагрузки. У МиГ-35 неплохие шансы на зарубежном рынке, если покупателю не принципиально приобретать платформу с одним двигателем», — пояснил Мураховский.
Противоположной точки зрения придерживается руководитель Бюро военно-политического анализа Александр Михайлов. В беседе с RT он заявил, что разработчику удалось создать «универсальную машину», способную применять все современные типы авиационных боеприпасов в любых погодных и природно-климатических условиях.
«МиГ-35 по своим возможностям приближен к пятому поколению. Да, к машине существуют нарекания по поводу недостаточного радиуса и нагрузки. Однако нужно понимать, что она стоит дешевле тяжёлых истребителей.
Надежность и боевая устойчивость
Эти истребители отличаются прекрасной боевой живучестью за счет наличия радиолокационной и инфракрасной завесы. Кроме того, для наших широт особенно примечательной является возможность совершения посадки на совершенно неприспособленные и неосвещенные аэродромы.
Надежности самолета конструкторы уделили самое пристальное внимание. Так, все системы управления машиной и системами продублированы
В обычном режиме все дополнительные системы управления находятся в режиме ожидания. Особый подход заметен также на примере электроснабжения самолета.
Так, вместо двух генераторов, которые были установлены на МиГ-29, новый самолет получил сразу четыре. Есть также специальная система стартеров, которые способны полностью обеспечить самолет электричеством даже при неработающих двигателях. Это позволяет полностью проверить практически все бортовые системы еще на земле, причем для этого совсем необязательно жечь топливо. Даже установка для добычи кислорода из воздуха на самолете имеется собственная.
Все эти обстоятельства делают истребители этого класса фактически автономными боевыми системами.