Театр музыкальной комедии

Современный период

С 2005 года театр возглавляет генеральный директор Юрий Шварцкопф.

Этапной стала постановка оперы-буфф основоположника жанра Жака Оффенбаха «Синяя борода» в постановке Юрия Александрова. Исполнительница главной роли Татьяна Таранец была удостоена Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучшая женская роль в музыкальном театре». В репертуаре появились «Веселая вдова», «Баядера» «Графиня Марица», «Баронесса Лили», «Парижская жизнь».

По итогам сезона 2006—2007 года Театр музыкальной комедии был удостоен Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучший музыкальный проект сезона» за возрождение классической оперетты за спектакли «Веселая вдова», «Сильва», «Баядера» и «Баронесса Лили».

В 2008 году театр впервые был номинирован на соискание Национальной премии «Золотая маска», и заслуженная артистка России Валентина Кособуцкая была удостоена этой награды за исполнение роли Кристины в оперетте «Баронесса Лили». В мае за исполнение ведущих ролей в этом спектакле шести солистам театра была вручена Премия Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры.

В 2008 году театр вошёл в состав Европейского союза музыкальных театров.

Шварцкопф заключил договор с корпорацией VBW на право показа мюзикла Романа Полански «Бал вампиров». Проект получил главные награды Высшей театральной премии «Золотой софит» и Российской национальной премии «Золотая маска». Затем последовали детский мюзикл «Аладдин» — копродукция с «Дисней» и спектакль-биография «Чаплин», в нескольких номинациях отмеченный премией «Золотой софит» и Российской национальной премией «Золотая маска».

Была создана «Голливудская дива» — музыкальная комедия, осуществлённая в жанре мюзикла. В 2016 году спектакль был удостоен Российской национальной премии «Золотая маска».

Следом за «Голливудской дивой» на сцене театра появились мюзиклы Фрэнка Уайлдхорна «Джекилл&Хайд» и «Граф Монте-Кристо», поставленные венгерскими бригадами.

В сентябре 2015 года театр выпустил мистерию «Белый. Петербург» по мотивам романа Андрея Белого. Музыку для него по заказу театра создал ленинградский композитор Георгий Фиртич.

Театр музыкальной комедии в годы Блокады

Михайлов и Королькевич в артистической уборной

В первые месяцы войны ленинградские театры были эвакуированы вглубь страны. Именно оперетте пришлось пройти с городом весь его тяжкий путь.

На следующее утро после объявления войны в театре состоялось собрание. В тот же день дали первые концерты для воинов.

Осенью 1941 года работа была коренным образом перестроена. Параллельно со спектаклями и репетициями актёры овладевали винтовкой, навыками тактики боя, оказания первой помощи раненым, тушения зажигательных бомб. Дежурили в вестибюле, на крыше и других пожарных постах, разбирали завалы, помогали выносить пострадавших от бомбёжек и обстрелов. В то же время труппа театра репетировала оперетту Кальмана «Марица».

Осенью спектакли стали начинаться раньше — в три или четыре часа дня, — но не всегда заканчивались в тот же вечер: воздушные тревоги всё чаще прерывали действие.
За период с июля по сентябрь были показаны три премьеры: «Ева», «Принцесса долларов», и «Марица» в постановке Феона. В ноябре, когда в городе начались проблемы с продовольствием, вышла премьера — «Три мушкетёра».

Когда участились воздушные тревоги, обнаружились неудобства здания Музыкальной комедии на улице Ракова: своего бомбоубежища здесь не было, зрителей приходилось отправлять в убежище расположенной по соседству филармонии. 5 ноября от упавшей неподалёку фугасной бомбы сильно пострадало здание театра. Взрыв повредил центральное отопление и водопровод; залило репетиционный зал балета, уникальную нотную библиотеку, склад декораций и реквизита, гардероб. 24-го декабря начальник Управления по делам искусств П. Рачинский подписал приказ:
«В целях обеспечения бесперебойной нормальной работы Ленинградского государственного театра музыкальной комедии приказываю:
§ 1. Предоставить Театру музыкальной комедии во временное пользование помещение Государственного академического театра драмы им. А. С. Пушкина…»

Новое помещение имело очень толстые стены и хорошее бомбоубежище.

С переходом коллектива в новое помещение темп работы усилился. Шла работа над новой опереттой «Любовь моряка» Бенацкого, начались репетиции «Периколы». Всё так же игрались «Холопка», «Три мушкетера», «Баядера», «Сильва» и другие. 31 декабря в 19 часов 15 минут в здании театра им. Пушкина силами артистов Музыкальной комедии был дан большой новогодний концерт.

Концертные бригады

Концертная бригада в госпитале, 1942 год

В середине января 1942 года театр перестал получать электроэнергию. Спектакли пришлось прекратить. Всех актёров разделили на концертные бригады, выехавшие обслуживать части Красной Армии. Одна из бригад, в которую входили Колесникова, Кедров, Янет, Пельцер, Свидерский и Максимов, выехала на Ладогу, где строилась «Дорога жизни».

Свидерский в роли Гриши («Раскинулось море широко»)

3-го марта в театре снова зажегся свет.

Артисты Н. В. Пельцер и А. Г. Комков в сцене из спектакля «Раскинулось море широко». Фото С. Струнникова 1942

В течение марта — апреля были выпущены две премьеры: «Любовь моряка» Р. Бенацкого и «Продавец птиц» К. Целлера.

7 ноября 1942 года в осаждённом Ленинграде состоялась премьера спектакля «Раскинулось море широко».

На пути к победе

В январе 1943 года готовилась одна из труднейших классических оперетт — «Летучая мышь» Штрауса.

За несколько лет до войны композитор А. Рябов и либреттисты Л. Юхвид и Авах написали оперетту «Сорочинская ярмарка», продолжающую традиции классической украинской оперетты. «Сорочинская ярмарка» вошла в историю Ленинградской музкомедии как один из самых слаженных по ансамблю и самых весёлых спектаклей. Премьера состоялась в ноябре. Спектакль был очень тепло принят зрителями и был последней постановкой 1943 года.

Осенью 1944 года, когда после трёхлетнего перерыва вернулись из эвакуации и возобновили работу все ленинградские театры, Музыкальная комедия возвратилась в свой стационар на улице Ракова, восстановленный усилиями всего коллектива. Последней премьерой военных лет была «Сирень-черёмуха», поставленная Янетом.

История

Изначально в декабре 1910 года на Итальянской улице появился Палас-театр, на сцене которого в жанре оперетты выступали лучшие актеры города. Просуществовал он 9 лет. В 1920 году здание передали во владение Государственного театра комической оперы под руководством К. А. Марджанова. На сцене в то время ставили в основном неовенскую оперетту. Вскоре после небольшого ремонта здания в подвале было открыто кабаре, моментально снискавшее известность среди зрителей: именно здесь каждую ночь после окончания спектакля актеры разыгрывали небольшие сценки и интермедии.

В 1929 году в это здание переехал Мюзик-Холл, в котором работали И. О. Дунаевский и К. Я. Голейзовский. Здесь же появился Теа-Джаз под руководством Л. О. Утесова. И именно тогда в этом месте начался актерской путь Г. В. Богдановой-Чесноковой. А в 1938 году здание перешло Ленинградскому театру музыкальной комедии.

Санкт-Петербургский государственный театр Музыкальной комедии был основан в 1929 году. Первое представление состоялось 17 сентября на сцене бывшего Народного дома – это была оперетта Холопка Н. М. Стрельникова. Художественным руководителем был А. Н. Феона. Актерский состав театра был шикарен:

  • Б. М. Бронская
  • М. Э. Феррари
  • Н. В. Пельцер
  • А. А. Орлов и многие другие

Позже к ним присоединились

  • К. Н. Остафьева
  • И. В. Кедров и другие

В 30х годах дирижерами были

  • Г. В. Фурман
  • К. И. Элиасберг
  • С. Я. Орланский
  • Е. М. Корнблит

Спектакли ставили

  • В. Н. Соловьев
  • Э. И. Каплан
  • П. К. Вейсбрем

В это время театр Музыкальной комедии начал активно ставить оперетты на злободневные темы повседневности. Так же на сцене театра показывали такие известные постановки как Летучая мышь, Цыганская любовь, Веселая вдова и другие.

Когда началась Великая Отечественная война, сотрудники театра героически проявили себя. Все время они не прекращали работу, несмотря на ситуацию в городе и стране. Спектакли готовились баснословно быстрыми темпами: брались и старые, и новые постановки. Сотрудники театра Музыкальной комедии считали, что просто обязаны таким образом поддержать народ, и давали по 2 спектакля в день – утром и вечером, невзирая ни на что. В декабре 1941 года здание театра пострадало от взрыва поблизости, и вскоре труппа переехала в здание Александринского театра.

Помимо основной деятельности, актеры регулярно выезжали на фронт, в госпитали и на Дорогу жизни с концертами и представлениями. Репертуар театра пополнили

  • Три мушкетера
  • Марица
  • Свадьба в Малиновке
  • Любовь моряка
  • Продавец птиц

Велась активная работа по созданию новых постановок. Для написания сценариев руководство театра Музыкальной комедии привлекало писателей, которые были в городе.

Сотрудники театра, помимо основной деятельности, входили в состав Местной противовоздушной обороны, работали в госпиталях, спасали из завалов раненных и погибших – одним словом всячески помогали во время войны.

После окончания Великой Отечественной Войны Санкт-Петербургский государственный театр Музыкальной комедии ждал рассвет деятельности. На сцене ставили оперетты современных авторов, уже ставших знаменитыми:

  • И. О. Дунаевского
  • В. П. Соловьева-Седого
  • Е. Э. Жарковского
  • Ю. С. Милютина
  • О. Б. Фельцмана
  • А. П. Петрова

Коллективом руководили Г. А. Дониях и Ю. О. Хмельницкий. Расширился состав актеров. На сцену вышли такие известные личности как

  • З. А. Виноградова
  • В. И. Копылов
  • В. Ф. Тимошин и многие другие

В 1972 году руководить коллективом театра стал В. Е. Воробьев. Именно в период его работы театр ждал новый подъем. Владимир Егорович старался вырастить такого актера, который будет остро чувствовать проблемы современности и сможет достоверно и без особых трудностей представить зрителю своего героя. В это время коллектив театра пополнили актеры

  • В. А. Кривонос
  • Т. Г. Васильева
  • В. Г. Кособуцкая
  • Б. Г. Смолкин и другие

К сожалению, в 80е года ХХ века здание театра пришло в настолько плачевный вид, что игнорировать это уже было невозможно. И начался затяжной ремонт, в результате которого театр потерял многих своих зрителей, так как был вынужден кочевать по Домам культуры, что негативно сказывалось на общей деятельности. К счастью, в 1995 году руководителем стал А. А. Белинский, и ремонт пошел гораздо быстрее. Уже весной 1996 года открылась Малая сцена, а за ней и Большая. Сейчас театром руководит Ю. А. Шварцкопф.

Где находится

Адрес

улица Искусств, дом 13.

Метро

Ближайшие станции метро:

Невский проспект и Гостиный Двор

Как добраться

  • Если вы приехали на Невский проспект у набережной Канала Грибоедова, пройдите по Невскому проспекту в сторону Аничкова моста до Михайловской улицы, поверните налево и идите до площади Искусств. Там сверните направо и пройдите еще немного – театр будет справа от вас.
  • От станции метро Гостиный Двор вам так же нужно выйти на Невский проспект, перейти дорогу и пойти в сторону Казанского собора. Далее сверните на Михайловскую улицу направо и повторите путь, указанный выше.
  • Так же вы можете на остановке наземного транспорта Гостиный Двор сесть на музейный маршрут – трамвай № 3 – и доехать до Итальянской, а там пройти пешком чуть более 150 метров.

Труппа

Солисты

  • Алексеева Алина Валентиновна, заслуженная артистка РФ (2004)
  • Байрон Александр Евгеньевич, заслуженный артист РФ (2007)
  • Брага Сергей Иванович
  • Васильева Вера Сергеевна, народная артистка РФ (1994)
  • Васильева Татьяна Ивановна, заслуженная артистка РФ (1996)
  • Веремей Татьяна Владимировна
  • Виноградова Зоя Акимовна, народная артистка РСФСР (1978)
  • Вокуев Роман Васильевич
  • Головкин Виталий Владимирович
  • Грачёва Евгения Николаевна
  • Григорьев Павел Анатольевич
  • Григорьева Ксения Борисовна
  • Елизарова Мария Александровна
  • Забродина Елена Александровна, заслуженная артистка РФ (1996)
  • Корж Олег Станиславович
  • Корытов Иван Анатольевич
  • Кособуцкая Валентина Григорьевна, заслуженная артистка РФ (2002)
  • Кривонос Виктор Антонович, народный артист РФ (2005)
  • Круковский Александр Юрьевич
  • Крупнова Оксана Сергеевна
  • Леногов Александр Александрович
  • Лошакова Анастасия Владимировна
  • Лугова Светлана Евгеньевна, заслуженная артистка РФ (2005)
  • Матвеев Валерий Николаевич, народный артист РФ (2008)
  • Мацкевич Катажина (Польша)
  • Михайлова Валентина Григорьевна
  • Олейников Антон Анатольевич, заслуженный артист РФ (2009)
  • Олисова Елизавета Вячеславовна
  • Осипов Фёдор Дмитриевич
  • Петров Дмитрий Константинович
  • Ромашин Олег Константинович
  • Савченко Наталья Николаевна
  • Садков Владимир Сергеевич
  • Свиридова Валентина Петровна, заслуженная артистка РСФСР (1991)
  • Таранец Татьяна Михайловна
  • Тиличеев Евгений Сергеевич, заслуженный артист РФ (1998)
  • Уланова Марина Владиславовна, заслуженная артистка РФ (2009)
  • Флеер Олег Геннадьевич, заслуженный артист Украины (2011)
  • Чепурнова Карина Викторовна
  • Шапоров Александр Иванович
  • Штыков Алексей Владимирович
  • Шумаев Игорь Валерьевич
  • Яковлев Владимир Александрович, народный артист РФ (2004)
  • Ярош Владимир Петрович

Приглашённые солисты

  • Булгак Анна Геннадьевна
  • Дмитриев Дмитрий Владимирович
  • Заморев Сергей Иванович, заслуженный артист России (1983)
  • Никитенко Валерий Ефремович, народный артист России (2009)
  • Терновова Ирина Юрьевна

Архитектура здания

Само здание, где расположился театр Музыкальной комедии, было построено еще в конце XVIII в начале XIX веков в стиле классицизма. Предположительно спроектировал его Е. Т. Соколов. Изначально это был один из доходных домов коммерсанта того времени И. Лазарева. Затем здание было изменено архитектором Л. Ф. Вендрамини в период с 1842 по 1846 годы. А в 1892-1896 годах оно подверглось капитальному ремонту и частичной перепланировке по проекту архитектора А. С. Хренова.

В 1896 году его приобрел Великий князь Николай Николаевич в подарок своей фаворитке знаменитой актрисе М. А. Потоцкой. Есть информация, что именно в этот период внутреннее убранство стало по роскоши напоминать царские палаты.

Само здание весьма небольшого размера, но благодаря куполу и живописным полотнам внутри кажется довольно внушительным. Внутренне убранство выполнено в стиле эклектика. Трехмаршевая лестница с узорчатой решеткой и высокими светильниками по бокам говорит о барокко, украшенные живописью, узорами, лепкой и бронзой гостиные-фойе напоминают о рококо, а расположенное над входом фойе включает разные стили с явным преобладанием стиля эпохи итальянского Возражения.

djnatyy

poskotinovamari

catherine.cat

Одним из наиболее запоминающихся помещений дома на Итальянской улице была Золотая гостиная. Сетчатый и ажурный узор и лепнина по всему потолку, небольшие портреты женщин и мужчин и огромные двухстворчатые светлые двери, декорированные позолотой. Над каждой дверью и каждым окном были установлены красивые карнизы, успешно скрывающие вентиляционную систему.

Белая гостиная была увеличена благодаря известному приему применения арочной композиции. Пять огромных зеркал и семь стеклянных решетчатых дверей с полукруглыми фрамугами чередовались с белыми полуколоннами, которые были декорированы статуями. По периметру помещения шел барельеф с маленькими мальчиками, напоминающими амуров.

Практически все парадные залы были украшены картинами. Желтая гостиная оформлена ребристым орнаментом, а потолок крестово-купольной формы говорит об античности. По углам комнаты в опорах для арок на небольших фигурках маленьких мальчиков расположились скульптуры трех граций.

Ореховая гостиная знаменита якобы деревянным резным декором – поэтому ее и назвали Ореховой. На самом деле потолки выполнены из крашенного под дерево гипса, а вот из настоящего дерева лишь двери, камин и панели, идущие по периметру всей комнаты. Так же потолок украшен небольшими портретами, написанными будто бы известными мастерами, но они опять же были выполнены лишь для видимости и придания роскоши.

Декор практически всех помещений сохранился, кроме одного фойе, которое было перестроено под грот. Стены были облицованы камнем, в расщелинах, имитирующих пещеры, светились лампочки, а в импровизированные водоемы поступала настоящая вода.

Когда здание, так походившее на дворец, переделывали для театра, зрительный зал решили выполнить в стиле неоклассицизма. Зал огибает огромный балкон, скромно украшенный лепниной и светильниками. Помещение отличается монументальностью и основательностью с минимумом декора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector