Ширина колеи
Содержание:
- 1. Русская колея
- Колея железных дорог стран бывшего СССР, Монголии и Финляндии
- Размеры железнодорожных линий
- Ширина в 1524 мм VS ширина в 1520 мм
- Улучшения
- Метрический путь (колея)
- Манометры
- Судьба некоторых железных узкоколейных дорог в России
- Ширина колеи узкоколейных дорог
- Страны с российской колеей
- Применение различной ширины колеи[править]
- Распространённые колеи
1. Русская колея
С середины XIX века стандартом на железных дорогах Российской империи, позже — СССР и Финляндии, а впоследствии и Монголии, была выбрана ширина колеи 1524 мм 5 английских футов. С мая 1970 года до начала 1990-х годов железные дороги СССР были переведены на колею 1520 мм. Это было сделано с целью увеличения стабильности пути при эксплуатации грузовых поездов, повышения их скорости движения без модернизации самого подвижного состава. После распада СССР это — стандарт ширины колеи на железных дорогах всех стран, образовавшихся на его месте. Железные дороги Финляндии и метрополитен Хельсинки до настоящего времени продолжают использовать прежний стандарт — 1524 мм.
Разница в 4 мм не требует переоборудования подвижного состава, но на переходном этапе вызвала серьёзные проблемы с резко увеличившимся износом колёсных пар подвижного состава.
Впрочем, до конца взаимосвязь ширины колеи или, более корректно, зазора между внутренней гранью головки рельса и гребнем колеса ребордой колёсной пары с интенсивностью их износа установить не удалось.
Эта же ширина колеи 1520 мм используется во всех метрополитенах России и СНГ. На большинстве трамвайных линий СНГ применяется колея 1520 мм. Трамвай в Хельсинки также имеет метровую колею.
В Таллине ширина трамвайной колеи составляет 1067 мм. В Ростове-на-Дону для трамвая используется европейская колея 1435 мм.
Остров Сахалин до 2019 года так же использовал колею 1067 мм как в южной Африке, Японии или Индонезии, но к концу лета 2019 года все линии перешиты на стандартные для России 1520 мм.
Интересно отметить, что самая первая железная дорога России — Царскосельская — имела ещё более широкую колею: 1829 мм.
Ширина колеи в 1524 мм впервые стала использоваться в России в ходе постройки Николаевской железной дороги середина XIX века. Существует мнение, что это было связано с работой на строительстве дорог консультантов из США, и прежде всего Дж. В. Уистлера в то время эта колея была популярна в южных штатах США. Возможно также, что использовать эту ширину колеи предложили русские инженеры П. П. Мельников и Н. О. Крафт, посетившие Америку перед началом строительства Николаевской железной дороги. Кроме того, эта ширина колеи была удобна тем, что выражалась круглым числом — 5 футов.
Существует миф, что при выборе ширины колеи сыграл роль военный аспект — отличная от европейской ширина колеи затруднила бы гипотетическому противнику снабжение войск в случае вторжения в Россию. В действительности, Николай I и его приближенные не предполагали, что войска будут двигаться со скоростью паровоза, и смена колеи замедлит передвижение неприятеля к началу строительства Николаевской железной дороги уже было известно, что лошадь проигрывает паровозу в скорости на дальние расстояния. Выбор связан с тем, что во второй трети XIX века США были лидерами в строительстве железных дорог. В народе в пользу мифа сыграли факты о том, что во времена Великой Отечественной войны наступающим войскам действительно приходилось менять ширину колеи для своего подвижного состава. По различным оценкам, скорость перешивки колеи железнодорожными войсками составляет до 20 — 50 км в сутки.
Кроме того, на момент установления в России стандарта на единую ширину колеи общеевропейский стандарт отсутствовал. Сама по себе колея 1520 мм не имеет больших преимуществ перед 1435 мм, кроме чуть большей устойчивости поездов, разница между ними невелика — 85 мм ≈6 %. Габарит подвижного состава колеи 1520 мм существенно шире и выше, чем в Европе, но это обусловлено не шириной колеи, а историческими причинами. В Китае, США, Корее и Австралии — где используется европейская колея — габариты подвижного состава сопоставимы с принятыми для колеи 1520 мм.
Колея железных дорог стран бывшего СССР, Монголии и Финляндии
Основная статья: Русская колея
С середины XIX века стандартом на железных дорогах Российской империи, позже — СССР и Финляндии, а впоследствии и Монголии, была выбрана ширина колеи 1524 мм (5 английских футов). С мая 1970 года до начала 1990-х годов железные дороги СССР были переведены на колею 1520 мм. Это было сделано с целью увеличения стабильности пути при эксплуатации грузовых поездов, повышения их скорости движения без модернизации самого подвижного состава. После распада СССР это — стандарт ширины колеи на железных дорогах всех стран, образовавшихся на его месте. Железные дороги Финляндии и метрополитен Хельсинки до настоящего времени продолжают использовать прежний стандарт — 1524 мм.
Разница в 4 мм не требует переоборудования подвижного состава, но на переходном этапе вызвала серьёзные проблемы с резко увеличившимся износом колёсных пар подвижного состава.
Впрочем, до конца взаимосвязь ширины колеи или, более корректно, зазора между внутренней гранью головки рельса и гребнем колеса (ребордой) колёсной пары с интенсивностью их износа установить не удалось.
Эта же ширина колеи (1520 мм) используется во всех метрополитенах России и СНГ. На большинстве трамвайных линий СНГ применяется колея 1520 мм (хотя есть и узкоколейные трамвайные системы с шириной колеи в 1 метр, например в Калининграде, Пятигорске, Львове, Виннице, Житомире, Евпатории, в селе Молочное и в Лиепае). Трамвай в Хельсинки также имеет метровую колею.
Трамвай в Евпатории
В Таллине ширина трамвайной колеи составляет 1067 мм. В Ростове-на-Дону для трамвая используется европейская колея 1435 мм.
Интересно отметить, что самая первая железная дорога России — Царскосельская — имела ещё более широкую колею: 1829 мм.
Ширина колеи в 1524 мм впервые стала использоваться в России в ходе постройки Николаевской железной дороги (середина XIX века). Существует мнение, что это было связано с работой на строительстве дорог консультантов из США, и прежде всего Дж. В. Уистлера (в то время эта колея была популярна в южных штатах США). Возможно также, что использовать эту ширину колеи предложили русские инженеры П. П. Мельников и Н. О. Крафт, посетившие Америку перед началом строительства Николаевской железной дороги. Кроме того, эта ширина колеи была удобна тем, что выражалась круглым числом — 5 футов.
Существует распространённое мнение, что при выборе ширины колеи сыграл роль и военный аспект — отличная от европейской ширина колеи затруднила бы гипотетическому противнику снабжение войск в случае вторжения в Россию (так было во времена Великой Отечественной войны, когда наступающим войскам приходилось менять ширину колеи для своего подвижного состава). С другой стороны, скорость колеи железнодорожными войсками составляет, по различным оценкам, до 20—50 км в сутки.
Кроме того, на момент установления в России стандарта на единую ширину колеи общеевропейский стандарт отсутствовал. Сама по себе колея 1520 мм не имеет больших преимуществ перед 1435 мм, кроме чуть большей устойчивости поездов, разница между ними невелика — 85 мм (≈6 %). Европейская колея пригодна для движения подвижного состава колеи 1520 мм с теми же габаритами, нагрузками и скоростями после замены колёсных пар (и наоборот). Кроме того, движение поездов в странах с евроколеёй зачастую происходит с гораздо бо́льшими скоростями, чем в СНГ.
До начала 1980-х годов второй по распространённости в СССР шириной колеи была 750 мм, использовавшаяся для промышленных, торфо- и лесовозных узкоколеек, а также на детских железных дорогах. Строительство и обслуживание железных дорог с узкой колеёй значительно дешевле. Кроме того, узкоколейная железная дорога позволяет делать более крутые повороты, однако скорости прохождения поездов на ней существенно ниже. Поэтому за последние десятилетия протяжённость железных дорог этой колеи резко уменьшилась. Некоторые, наиболее оживлённые, узкоколейки были перешиты на стандартную колею, но большая часть узкоколеек просто была закрыта, часто из-за банкротства обслуживающих предприятий или замены технологических железных дорог автотранспортом и промышленными конвейерами.
Размеры железнодорожных линий
Железнодорожная линия в России и Европе совершенно разная (Европейская железнодорожная линия шириной в 1435 миллиметров, в то время как в России 1520 миллиметров), этому сопутствует масса различных причин – стратегических и исторических. На сегодняшний день лишь 60% дорог Европы имеют европейскую колею. Как таковых преимуществ ширины в 1520 единиц перед шириной в 1435 единиц нет, ведь разница не так уж и велика, каких-то 85 миллиметров, либо 8 половинной сантиметров, единственным отличием есть устойчивость, так как в ширине в 1520 миллиметров, устойчивость более надежна. Допуски разрешены +6 -4 мм.
Размер колесных пар связан с шириной пути, ведь они должны соответствовать и подходить друг другу. Интересно, почему так важна ширина колеи в работе железнодорожной машины? Чем шире колея, тем больше массу может перевезти грузовой либо пассажирский поезд. Как бы странно не звучало, но даже минимальная разница в изменении ширины линии может сказываться на пассажирских и грузовых перевозках, ведь чем меньше ширина, тем меньше массу с собой увезет поезд.
На данный момент ширина железнодорожной линии в России является 1520 миллиметров, и является второй суммарной длинной по проложенным путям в мире, кстати, она практически не меняется на протяжении нескольких веков. Не только в России ширина колеи имеет такую длину, также в странах бывшего СССР, Финляндии и Монголии.
Ширина в 1524 мм VS ширина в 1520 мм
Ширина в 1524 единицы либо в 1520, как по мне, то конечно разница в каких-то 4 мм, практически не заметна, и не несет в себе ужасающие последствия. Не требуется переоборудование состава, и изменение мелких нюансов. Но, во время переходного этапа, были вызваны серьезные проблемы с износом колесных пар. Колесные пары – одна из основ ходовой части железнодорожного транспорта. Ширина в 1524 единицы, стала актуальной, во время построения Николаевской железной дороги, в период 19 века, но была изменена на ширину в 1520 мм, в 70-х годах, 20 века.
Известно, что ширина колеи применяется не только на территории железной дороги, также в метрополитенах и в большинстве трамвайных систем. Все это, на секундочку, составляет 11% железных дорог. Насколько известно, данная величина ширины пути является не только стандартной, но и наиболее оптимальной: увеличение стабильности путей при использовании поездов и локомотивов, также уменьшение износа рельсов и колесных пар, повышение скорости железнодорожного зверя. По-моему, довольно неплохие факторы.
Есть еще один тип железнодорожных путей. Узкоколейная железная дорога, либо узкая железная дорога. Она примечательна тем, что имеет ширину, всего лишь 600 – 1200 мм. Встречаются колеи с еще меньшей шириной, к примеру, Декалиевская колея, которая шириной 500 миллиметров!
Огромным плюсом узкоколейных железных дорог является то, что они не такие затратные в создании, и не так сложны в использовании как железные дороги со стандартной шириной колеи. Если стандартные колеи подходят лишь для грузовых и пассажирских перевозок, то узкоколейные направлены для работы и обслуживания шахт, лесосека, торфоразработок, рудников.
И конечно как же не задеть тему детских железных дорог. Это не только весело и увлекательно, это очень занимательно и познавательно не только для Вашей крохи, но и для родителей. Только представьте, какой труд исполняют работники детской железной дороги, ради удовлетворения наших желаний и прихоть, что бы при выходе из этого места мы смотрели в след тем воспоминаниям и обещали себе вернуться сюда снова! Ширина колеи детской дороги составляет 750 миллиметров, и да, она относиться к категории узкоколейных.
Не многие знают, что самой первой дорогой в России была Царскосельская, которая имела самую большую ширину линии – 1829 единиц.
На сегодняшний день, железная дорога есть неотъемлемой частью в случае путешествия, командировки либо простого переезда с одного места на другое.
К примеру, подадим элементарное сравнение, представим машину без одного, четвертого колеса, разве она тронется с места? Буду капитаном Очевидность, она даже не устоит на месте и просто-напросто рухнет на землю, не простояв и секунды. Также и железная дорога, без чего-то одного, будь это колесные пары, либо какие-то внутренние механизмы, в конце — концов, она не сможет существовать, а просто будет занимать определенную территорию, припадать пылью, и ловить взгляды жалости и призрения у прохожих мимо людей.
Конечно же, подписывайтесь и подписывайте друзей на обновление блога.
Улучшения
Гусеницы для тяжелых условий эксплуатации
Электрический наклон поезда в Квинсленде. В отличие от других штатов Австралии, которые используют другую колею, сеть Квинсленда состоит из колеи 3 фута 6 дюймов ( 1067 мм ).
Сверхпрочный 3 фута 6 в ( 1067 мм ) узкоколейных железных дорог в Квинсленде , Южной Африки и Новой Зеландии показывают , что если трек построен на стандартной сверхпрочного, производительность почти так же хорошо , как стандартной калибровочной линии можно .
Поезда с двумя сотнями вагонов курсируют на железнодорожной линии Сишен – Салдана в Южной Африке, а высокоскоростные Tilt Trains курсируют в Квинсленде. В Южной Африке и Новой Зеландии габарит погрузки аналогичен ограниченному британскому габариту погрузки; в Новой Зеландии некоторые вагоны British Rail Mark 2 были переоборудованы с новыми тележками для использования компаниями Tranz Scenic ( маршрут Веллингтон-Палмерстон-Норт), Tranz Metro ( маршрут Веллингтон-Мастертон) и Transdev Auckland (пригородные перевозки Окленда).
Другой пример узкоколейной линии для тяжелых условий эксплуатации — бразильская . 1.000 мм ( 3 фута — 38 в ) датчик, он имеет (100 фунт / ярд или 49,6 кг / м) и почти столь же большим , как США линии без избытка высоты. Линия состоит из локомотивов мощностью 4000 лошадиных сил (3000 кВт) и поездов с более чем 200 вагонами.
Самые быстрые поезда
Уменьшение устойчивости узкой колеи означает, что его поезда не могут двигаться со скоростью, столь же высокой, как на более широкой колее. Например, если поворот с рельсом стандартной колеи позволяет развивать скорость до 145 км / ч (90 миль в час), то такой же поворот с узкоколейкой может обеспечивать скорость только до 130 км / ч (81 миль в час).
В Японии и Квинсленде недавние постоянные усовершенствования путей позволили поездам на колее 3 футов 6 дюймов ( 1067 мм ) превышать 160 км / ч (99 миль в час). Queensland Rail «s Electric Tilt поезд , самый быстрый поезд в Австралии и самый быстрый 3 фута 6 в ( 1067 мм ) колеи поезд в мире, установил рекорд в 210 км / ч (130 миль в час). Рекорд скорости для узкоколейных железных дорог 3 фута 6 дюймов ( 1067 мм ) составляет 245 км / ч (152 миль в час), установленный в Южной Африке в 1978 году.
Для компании Otavi Mining and Railway Company был построен специальный железнодорожный вагон шириной 2 фута ( 610 мм ) с расчетной скоростью 137 км / ч. Радиус поворота также важен для высоких скоростей: узкоколейные железные дороги допускают более крутые повороты, но они ограничивают безопасную скорость транспортного средства.
Метрический путь (колея)
Примеры метрического пути:
- 1607мм: Южная Африка, Танзания(TAZARA), Замбия, Зимбабве, Коста Рика, Гондурас, Индонезия, Япония(искл.- некоторые частные линии, линия JR, кроме Shinkansen), Сахалин (Россия), Австралия (Квисленд, Тасмания, Западная Австралия), Канада ( до 1880 года Новый Брансвик, Новая Земля до сентября 1988, Остров Принца Эдуарда до 1930, окончательно прекращено использование в 1989).
- 1055 мм: Алжир.
- 1050 мм: Иордания.
- 1000 мм: Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Камерун, Греция (Пелопонез), Кения, Уганда, Танзания (кроме TAZARA), Вьетнам, второстепенные системы Европы (Франция, Швейцария, Испания), несколько линий в Италии ( ширина в 950 мм используется чаще) ибольшинство линий в Тунисе.
- 950 мм: Италия и ее бывшие колонии.
- 914 мм: Канада (White Pass and Yukon Route ), Коломбия, США (Colorado: Cumbres and Toltec Scenic Railroad), Гватемала, Перу, Науру.
- 914 мм : Канада, Гватемала, Перу, Науру.
- 950 мм : Италия и ее бывшие колонии.
- 1050 мм : Иордания.
- 1055 мм: Алжир.
Манометры
Многие узкие калибры от 15 дюймов ( 381 мм ) до 4 футов 8 дюймов ( 1422 мм ) используются в настоящее время или в прошлом. Они делятся на несколько широких категорий:
4 фута 6 дюймов
Ширина колеи 4 фута 6 дюймов ( 1372 мм ) (также известная как ширина колеи) была принята на железных дорогах начала 19-го века, в основном в районе Ланаркшира в Шотландии. 4 фута — 12 в ( 1,384 мм ) линии были построены, и оба были в конечном счете преобразованы в стандартную колею.
4 фута и колея 1200 мм
4 фута ( 1219 мм )
- Трамвайная компания города Оксфорд
- Метро Глазго
- Padarn Железная дорога
- Bradford Corporation Трамваи
- Keighley Tramways
- Трамвайная система Веллингтона
- Saundersfoot Railway
- Дерби Трамвайная Компания
- Ридинг Корпорация Трамваи
- Трамвайная компания Барроу-ин-Фернесс
- Darwen Corporation Трамваи
1200 мм ( 3 фута 11 14 в )
- Центральный фуникулер
- Gardena Ronda Express
- Горная железная дорога Райнек – Вальценхаузен
- Schlossbergbahn (Фрайбург)
- Stoosbahn
3 фута 6 дюймов
Сравнение 4 фута 8 12 в ( 1435 мм ) стандартной колеи (синий) и 3 фута 6 дюймов ( одна тысяча шестьдесят семь мм ) (красного цвета) шириной; разница составляет 14,5 дюйма (370 мм), или около 26 процентов от стандартной толщины.
1067 мм ( 3 фута 6 дюймов ) между головками рельсов, его название и классификация различаются по всему миру, а его длина составляет около 112 000 километров (70 000 миль).
Подобные датчики
- +1055 мм ( 3 фута 5 12 в ) в Алжире
- 1050 мм ( 3 фута 5 1132 в ) на железной дороге Хиджазской в Израиле, Иордании, Ливане, Саудовской Аравии и Сирии; сохранилось лишь несколько строк.
Измерительный прибор и итальянский измерительный прибор
Как следует из названия, метр колеи является колеи 1000 мм ( 3 фута 3 38 , в ). Он имеет около 95 000 км (59 000 миль) путей.
Согласно итальянскому законодательству, ширина колеи в Италии определялась от центра каждого рельса, а не от внутренних краев рельсов. Этот датчик, измеренные 950 мм ( 3 фута — 38 , в ) между краями рельсов, известен как итальянский датчиком метра .
3 фута, 900 мм, и шведский трехфутовый калибр
3 фута ( 914 мм ) датчик Диснейленда железной дороги в Калифорнии
В Северной Америке было несколько крупных железнодорожных систем длиной 3 фута ( 914 мм ); примечательные примеры включают Denver & Rio Grande и Rio Grande Southern в Колорадо и на южном побережье Тихого океана и West Side Lumber Co в Калифорнии. 3 фута также были обычной шириной колеи в Южной Америке , Ирландии и на острове Мэн . 900 мм была обычным калибром в Европе. Шведская три фута колея ( 891 мм или 2 фута 11 +3+32 в ) является уникальной для этой страны.
2 фута 9 дюймов
Несколько железных и трамвайных путей были построены с шириной колеи 2 фута 9 дюймов ( 838 мм ), в том числе Nankai Main Line (позже преобразованная в 3 фута 6 дюймов или 1067 мм ), Ocean Pier Railway в Атлантик-Сити , Seaton Tramway (преобразованная из 2 футов ) и трамвай Waiorongomai .
800 мм, 2 фута 6 дюймов, боснийские и колеи 750 мм
800 мм ( 2 фута 7 12 , в ) калибровочные железные дороги , как правило , используются для стойки железных дорог . Имперские железные дороги шириной 2 фута 6 дюймов ( 762 мм ) обычно строились в бывших британских колониях . Боснийская колея 760 мм и железные дороги 750 мм в основном расположены в России и Восточной Европе.
Калибры от 2 футов до 2 футов 6 дюймов
Измерительные приборы , такие как 2 фута 3 в ( 686 мм ), 2 фута 4 в ( 711 мм ) и 2 фута 4 12 в ( 724 мм ) были использованы в некоторых районах Великобритании, в частности , для железных дорог в Уэльсе и границ, с некоторое промышленное использование в угольной промышленности. Некоторые линии сахарного тростника на Кубе были 2 фута — 12 в ( 699 мм ).
Манометры 2 фута и 600 мм
1 фут 11 12 в ( 597 мм ) датчик Фестиниогская железная дорога в Уэльсе
Железные дороги шириной 2 фута ( 610 мм ) обычно строились в бывших британских колониях. 1 фут 11 34 в ( 603 мм ), 600 мм ( 1 фут 11 58 , в ) и 1 фут 11 12 в ( 597 мм ) были использованы в Европе.
Манометры ниже 1 фута 11 12 в ( 597 мм ) были редки. Персиваль Хеивуд разработал 15 в ( 381 мм ) колеи в Великобритании и Decauville произвел ряд промышленных железных дорог , работающих на 500 мм ( 19 34 в ) и 400 мм ( 15 34 в ) дорожки, чаще всего в ограниченной среды, такие как подземные шахты, парки и фермы во Франции. Несколько железных дорог колеи 18 дюймов ( 457 мм ) были построены в Великобритании для обслуживания складов боеприпасов и других военных объектов, особенно во время Первой мировой войны .
Судьба некоторых железных узкоколейных дорог в России
На сегодняшний день многие из сохранившихся узкоколеек находятся в центре внимания не только энтузиастов и любителей редкой техники, но и организаций мирового значения как культурное достояние. Примером такого внимания является Кудемская УЖД, которая действует по сей день. Эта дорога была введена в эксплуатацию в 1949 году. Фактическая протяженность рельс составляет 108 километров, однако эксплуатируется только 38 из них. По ней и сейчас доставляют пассажиров. В 2013 году для перевозок людей был даже приобретен новый вагон ВП750, что позволило сделать путь более комфортным.
Совсем другая ситуация с Белорецкой УЖД, по которой первые составы пошли в 1909 году. В начале нынешнего столетия ее история была завершена. Уникальный подвижной состав и архитектурные памятники, встречающиеся по пути движения, имели большое культурное значение для региона, однако решение о неудовлетворительном состоянии полотна и отсутствие источников финансирования положили всему конец. Сегодня об этой дороге напоминает только паровоз ГР-231, который когда-то курсировал по ней, и старые карты с ее изображением. Этот памятник можно увидеть в Белорецке.
Важно! Помимо промышленных и пассажирских узкоколеек существуют и так называемые ДЖД (детские железные дороги), которые имеют ширину колеи в 500 мм. Они представляют собой изолированный участок, имеющий малую протяженность от 1 до 11 километров
Такие участки путей используются для практического обучения детей и подростков железнодорожным специальностям. Условия работы ДЖД приближены к функционированию настоящей железной дороги. К УЖД такие участки не относятся, несмотря на общие параметры.
Начало третьего тысячелетия положило конец многим узкоколейным железным дорогам в РФ. В список ушедших в историю также входят Висимо-Уткинская в Свердловской области, которая была построена в конце 19 столетия. За время своего существования она пережила большое количество реконструкций и ремонтов, во время одного из таких ее колея уменьшилась с 884 до 750 мм. Дорога функционировала вплоть до 2006 года, а уже в 2008 году был завершен ее демонтаж. При этом, помимо самих путей исчез весь подвижной состав, архитектура станций и даже железнодорожный мост, переброшенный через реку под названием Межевая Утка.
Узкоколейные железные дороги потеряли свою актуальность, несмотря на все свои достоинства. Теперь они скорее памятники культурного значения, которые и сейчас могут принести пользу. Пример Кудемской УЖД доказывает это. Россия – не единственная страна, где сохранились узкоколейки, такие же железные дороги можно встретить в Европе, Китае и США.
Ширина колеи узкоколейных дорог
По стандартам, разработанным ещё при советской власти, расстояние между рельсами подобной дороги равнялось 750 мм. Этот показатель применялся к 90% всех дорог. Так что ширина узкоколейных железных дорог в России в большинстве случае стандартна. Это сильно упрощало обслуживание такой дороги и ее подвижного состава, а также изготовление вагонов и тепловозов.
Первой дорогой с таким показателем расстояния между рельсами является Ириновская жд. Была построена в далеком 1882 году и обязана своим возведением крупному промышленнику того времени Корфу. Ему были необходимы большие объемы торфа для обеспечения своего производства. Позднее, еще до революции, по ней осуществляли пассажирские перевозки. Скорость движения транспорта по Ириновской была небольшой, так что люди вполне могли запрыгнуть в вагон прямо на ходу, что очень нравилось жителям окрестностей
Во время ленинградской блокады она была частью знаменитой и крайне важной «дороги жизни»
Сахалинская УЖД
Помимо стандарта в 750 мм встречались и исключения. Чаще всего это 600, 900 и 1000 мм. Самыми широкими являются пути шириной 1067, которые были проложены на острове Сахалин. Помимо своей колеи они примечательны еще и тем, что такая дорога была возведена в то время, когда половина острова являлась территорией Японии. Кроме самого уникального полотна сохранен и транспорт, который был собран под данную колею. В начале нового столетия были споры о будущем Сахалинской УЖД, в результате чего было принято решение переделать пути под стандартные параметры, а также переоснастить подвижной состав под новые условия.
Страны с российской колеей
Ширина колеи с показателями 1520 и 1524 мм имеет место ещё в ряде государств. В основном это страны бывшего СССР и граничащие с ним: Финляндия, Монголия, Афганистан. Конечно, это не означает, что там не применяются другие колеи.
Есть такие варианты, когда используется несколько железнодорожных полотен, ширина которых отличается от принятого стандарта. Например, в Болгарии есть небольшой участок дороги в Варне на паромной переправе. В Германии – в порту Засниц. Ширина колеи жд в Китае на пограничных переходах с Россией также имеет соответствующий размер. В КНДР в 2011 году восстановили участок на пограничном переходе Хасан – Туманган. Румыния имеет линию, которая соединяет металлургический комбинат и Молдову. Также такие короткие пути имеются в Словакии, Швеции, Иране.
Несмотря на то что ширина колеи жд в Европе отличается от наших параметров, участки с российской колеей позволяют сэкономить средства при частой транспортировке грузов с заводов, комбинатов и при большом стабильном пассажиропотоке.
Применение различной ширины колеи[править]
-
Широкая колея:
- 3000 мм: Германия В конце 1930-х в Третьем рейхе был разработан проект строительства сети сверхширококолейных скоростных железных дорог, так называемый Breitspurbahn. Сеть эта была запланирована в Европе, а в будущем и в Азии, дороги должны были по замыслу связать Японию и Индию с Европой. Был построен демонстрационный участок, разрабатывались паровозы, тепловозы и вагоны. Проект не был осуществлён.
- 2140 мм: Англия. Great Western Railway
- 2000 мм: Англия. Cairngorm Mountain Railway(англ.)
- 1945 мм: Нидерланды.
- 1880 мм: Англия.
- 1750 мм: Франция.
- 1676 мм: Аргентина; Бангладеш; Индия; Канада; Пакистан; США; Чили; Шри Ланка. В Испании, Индии, Пакистане, Бангладеш и Шри-Ланке распространена колея 1676 мм; такая колея встречается также в Аргентине и Чили. Bay Area Rapid Transit(англ.)
- 1668 мм: Португалия; Испания.
- 1665 мм: Португалия.
- 1600 мм: Австралия; Бразилия; Ирландия; Новая Зеландия. Canterbury Provincial Railways(англ.)
- 1588 мм: США.
- 1581 мм: США.
- 1575 мм: Ирландия.
- 1524 мм: Финляндия; США; Панамский канал.
- 1520 мм: (Русская колея) Основная ширина колеи — В России, СНГ, Прибалтике, Монголии и в других странах. На практике подвижной состав железных дорог с шириной колеи 1524 мм и 1520 мм совместим.
- 1495 мм: Канада.
- 1473 мм: США.
- 1435 мм: Европейская (нормальная, стефенсоновская или интернациональная) колея; Синкансэн, Австралия (17678 км)
Файл:Metro-kryar6.jpg Красноярская детская железная дорога имела колею всего 305 мм.
Детская Железная дорога в Польше (600мм: gauge) Kolejka Parkowa Maltanka(польск.)
603 мм колея
-
Узкая колея:
- 1372 мм: Япония.
- 1220 мм: Шотландия; Метрополитен Глазго
- 1100 мм: Бразилия.
- 1093 мм: Швеция.
- 1067 мм: T.H. «Капская колея»: Снэфелльская горная железная дорога; Ангола; Австралия; Ботсвана; Гана; Эквадор; Индонезия; Япония (за исключением высокоскоростных линий Синкансэн); Южно-Африканская Республика; Канада (до 1880—1930); Конго; Коста-Рика; Малави; Мозамбик; Намибия; Новая Зеландия; Никарагуа; Нигерия; Россия (железные дороги южной половины острова Сахалин); Судан; Тайвань; Таллин; Танзания; Гондурас; Швеция. Снэфелльская горная железная дорога, Tanzania-Zambia Railway Authority(англ.);
- 1050 мм: Иордания; Сирия. Хиджазская железная дорога
- 1000 мм: т. н. метровая колея: Аргентина; Бангладеш; Бенин; Бразилия; Боливия; Буркина-Фасо; Бирма; Вьетнам; Индия; Камбоджа; Камерун; Кения; Лаос; Малайзия; Мали; Мьянма; Пакистан; Польша; Португалия; Сенегал; Танзания; Таиланд; Тунис; Уганда; Испания; Швейцария; Россия. Железная дорога Юнгфрау
- 950 мм: Италия; Эритрея.
- 914 мм: Колумбия; Перу; Канада; Сальвадор; Гватемала; США; Испания; Абхазия. Новоафонская пещерная железная дорога, Железная дорога острова Мэн, White Pass and Yukon Railway
- 900 мм: Польша.
- 891 мм: Швеция. Известна как «Шведская трёхфутовая колея» Roslagsbanan(англ.)
- 800 мм: Обычно пром. линии — Уэльс; Швейцария. Сноудонская горная железная дорога
- 785 мм: Польша.
- 762 мм: Австралия; Чили; Индия; Сьерра-Леоне; США.
- 760 мм: Бразилия; Австрия;Болгария(125 км)
- 750 мм: Греция; Польша; Россия; Швейцария и в других странах. На практике подвижной состав железных дорог с шириной колеи 750, 760 и 762 мм зачастую совместим. Алапаевская узкоколейная железная дорога
- 700 мм: так называемая «Декавилевская колея» Аргентина, Дания, Индонезия (сахарные заводы, солеварни), Испания, Нидерланды (промышленные линии), Франция (Chemin de fer d’Abreschviller),
- 686 мм: Уэльс. Corris Railway(англ.), Талиллинская железная дорога
- 610 мм: Австралия ; Индия; Южно-Африканская Республика — две дороги: 248 км и 122 км; Англия; США. Cleethorpes Coast Light Railway(англ.), Leighton Buzzard Light Railway(англ.), Дарджилингская Гималайская железная дорога
- 603 мм: Уэльс; Бреконская горная железная дорога
- 600 мм: Военные и пром. линии в XIX веке и первой половине XX века: Франция; Греция; Польша; Швеция; Англия. Yaxham Light Railway (англ.), Vale of Rheidol Railway (англ.)
- 597 мм: Уэльс; Фестиниогская железная дорога, Валлийская нагорная железная дорога, Валлийская нагорная музейная железная дорога, Приозёрная железная дорога Лланбериса
- 578 мм: Уэльс; Penrhyn Quarry Railway (англ.)
- 508 мм: Россия; Красноярская детская железная дорога (с 1961 года)
- 457 мм: Англия; Steeple Grange Light Railway (англ.)
- 410 мм: Германия; Детский трамвай Франкфурта-на-Майне
- 381 мм: США в Висконсин Деллс, Riverside and Great Northern Railway(англ.), Англия, (Bure Valley Railway(англ.), Cleethorpes Coast Light Railway(англ.), Железная дорога Хус-Дангнесс)
- 305 мм: Россия; Красноярская детская железная дорога (с 1936 по 1961 год)
Распространённые колеи
Распространённые колеи по странам
Колея, мм | Название | Протяжённость, км | Используют |
---|---|---|---|
1676 | Индийская колея (5½ ft) | более 78 500 | Индия (Проект «Unigauge» — 42 000 км), Пакистан (7500 км), Шри-Ланка (1508 км), Аргентина (24 000 км), Чили, Бангладеш (950 км). (5-е место по распространённости в мире — 6 % общей длины всех железных дорог.) |
1668 | Иберийская колея | 15 394 | Португалия, Испания |
1600 | Ирландская колея (5¼ ft) | 9 800 | Ирландия, частично Австралия — «Викторианская колея» (4017 км — пригородные и местные дороги штата Виктория), Бразилия (4057 км). |
1524 | Русская колея (5 ft) | 7 000 | Финляндия, частично Эстония (также используется 1520 мм). |
1520 | 220 000 | Страны СНГ, Грузия, Украина, Латвия, Литва, частично Эстония (также используется 1524 мм), Монголия, Финляндия, частично Афганистан. (2-е место по распространённости в мире занимает «русская колея» — 17 % общей длины всех железных дорог.) | |
1435 | Европейская колея | 720 000 | Центральная и Западная Европа, США, Канада, Китай, Корея Северная, Корея Южная, Австралия (кроме местных дорог колеи 1600 мм штата Виктория), Ближний Восток, Северная Африка, Мексика, Куба, Панама, Венесуэла, Перу, Уругвай. (1-е месте по распространённости в мире — до 60 % общей длины всех железных дорог.) |
1067 | Капская колея (3½ ft) | 112 000 | Южная и Центральная Африка, Индонезия, Япония, Тайвань, Филиппины, Новая Зеландия, частично Австралия. (3-е место по распространённости в мире — 9 % общей длины всех железных дорог.) |
1000 | Метровая колея | 95 000 | Юго-Восточная Азия, Индия (17 000 км), Бразилия (23 489 км), Боливия, север Чили, Кения, Уганда. (4-е место по распространённости в мире — 7 % общей длины всех железных дорог.) |