Как тормозит самолет при посадке? виды самолетов и способы торможения

Содержание:

Опасные взлёты и посадки

В разделе на вопрос К. Вы полагаете, что для САМОЛЁТА ОПАСНЕЕ ВЗЛЁТ или же ПОСАДКА? заданный автором Rex-Leo & *Звёздные* Паруса лучший ответ это Эй!пусть там рты позакрывают те,кто на лётчиков вешают проблемы!Сами то на земле сидите,только обсирать и горазды,а лётчики каждый день в небе.У нас в россии одно училище гражданской авиации,где учат пилотов.Ульяновское лётное.Конкурс там-15 чловек на место.попадают туда самые лучшие.Обучают их там отлично,летают они уже с третьего курса.Там кто-то ответил что на посадку заходят на автопилоте…Это невозможно!Зайти на посадку на автопилоте-что за бред?Автопилот может быть включён только при летении по прямой.Любое изменение высоты-это лётчик.Посадка-лётчик.Посадка намного опасней взлёта.К примеру при плохой видимости трудно зайти на полосу,особенно когда неяркие огни.А взлететь намного проще!ПРи посадке полоса должна быть строго идеальной,при взлёте допустимы мелкие ошибки.А вообще-все авиакатастрофы вешают на лётчиков.Хоть они там виноваты ну ооооооооочень редко.Просто повесив вину на компанию или производителя(хоть они сами и виноваты зачастую) у них будут жёсткие проверки,а на лётчика…Какие реформы к мёртвым?

Скорость различных самолётов

Гражданские воздушные суда могут быть не только пассажирскими. Они участвуют в спортивных состязаниях, занимаются перевозкой различных грузов (например украинская модель Ан-124 «Руслан», которая считается одной из самых грузоподъёмных), могут использоваться для тушения пожаров или для нужд сельского хозяйства(разбрызгивать инсектициды или заниматься поливом). Военные стальные птицы могут развивать быстроту, превышающую быстроту пассажирских судов в несколько раз. Это обусловлено их непосредственным назначением и предъявляемыми требованиями. Если для перевозки пассажиров важны удобство, безопасность и минимальные затраты, то военные крылатые машины должны развивать максимальную прыть в ущерб другим показателям для эффективного выполнения боевых задач. Тот же корабль-авианосец, который плывёт в темпе 35 узлов, имеет очень короткую взлетную полосу и военная железная птица должна быстро разгоняться, чтобы успешно взлететь.

Ниже приведены показатели максимальных и крейсерских темпов в км\ч наиболее известных моделей пассажирских авиалайнеров:

  • Ан-148 крейсерская — 750, наибольшаяя — 870.
  • Боинг 747: крейсерская – 900, наибольшая – 990.
  • Airbus A320: крейсерская – 840, наибольшая – 900.
  • Ил-14: крейсерская – 345, наибольшая – 430.
  • Ту-154: крейсерская – 900, наибольшая – 950.

Вышеприведенный список показывает, что скоростные характеристики могут существенно отличаться. Так, самолёт Ил-14 был разработан более 60 лет назад и его темпы существенно ниже современных и характерны для того времени. Самые современные и мощные воздушные лайнеры имеют похожий уровень максимального и крейсерского темпа. Они оснащены очень похожим реактивным двигателем с одинаковой мощностью. Кроме прыти, значение для пассажирских авиалайнеров имеет то, какое расстояние они способны покрывать без дозаправки.

Существует ещё одно понятие режима быстроты полёта – это скорость сваливания. Существует минимальный темп полёта, ниже которой возникает риск падения. Для каждой модели самолёта производители рассчитывают этот показатель, чтобы пилоты могли контролировать полёт и довести его до благополучного приземления в месте назначения.

Но особо важно контролировать этот показатель пилотам во время взлёта воздушного судна. И опять-таки, на скорость сваливания может влиять ветер

Любой опытный пилот прекрасно осведомлён обо всех этих деталях и умеет справляться с разными погодными условиями так, чтобы пассажиров ничего не беспокоило на борту во время полёта.

Обобщая всё вышенаписанное о быстроте самолётов, можно сделать вывод, что в среднем крейсерская скорость пассажирских авиалайнеров находится в пределах от 600 до 900 км/час. На такие цифры и стоит опираться при выборе рейса и модели авиалайнера.

Процесс взлета

Фаза взлета занимает все время от начала движения и до полного отрыва от поверхности полотна. Однако здесь присутствует несколько важных нюансов — итоговая сила подъема должна превышать массу поднимающегося самолета, чтобы он смог в итоге постепенно оторваться от земли. Причем у каждой модели воздушного транспорта свои возможности по набору скорости на полосе. Например, у пассажирских лайнеров двигатели переключаются в специальный режим, который длится пару минут, что позволяет наиболее быстро подняться. Впрочем, его редко используют вблизи от населенных пунктов, чтобы не доставать шумом местных жителей.

Как происходит встреча самолета с землей?

Еще на 400 метрах над уровнем земли начинается заход на посадку: самолет «прицеливается» на взлетно-посадочную полосу (далее — ВВП), выпускает шасси (то есть «колесики»), подкрылки, закрылки, тормозит. Если по какой-то причине сесть после этого не удастся (например, из аэропорта просигналили о препятствиях на полосе, не включились сигнальные огни, на земле ливень с плохой видимостью), железная птица поднимется на второй круг.

Есть особая «высота принятия решения», после которой нельзя передумать и улететь вверх, нужно только спускаться вниз. Для большинства самолетов это 60 м.

Вся процедура посадки до касания земли занимает всего 6 секунд:

  • выравнивание: вертикальная скорость падает до ноля;
  • выдерживание: угол «атаки» увеличивается;
  • парашютирование: самолет тянет сила притяжения, подъемная сила крыла уменьшается, но не исчезает совсем, чтобы касание с землей было плавным;
  • приземление: в зависимости от типа конструкции крылатой птицы, она касается ВВП или только передними шасси, или всем «комплектом» сразу (так называемое приземление на три точки).

Иногда один из этих процессов пропускается. Да, пилот может «проскочить» выдерживание или выравнивание — все, кроме самого приземления!

Более «специализированные» типы посадки

Если речь идет не о большом пассажирском «лайнере» и длинной полосе, а об ограниченной ВВП — скажем, о палубе авианосца, куда садятся истребители, при посадке пилоту помогают специальные девайсы.

На палубе того же авианосца натягиваются тормозные тросы. Истребитель стыкуется с ними особым крюком, и благодаря этому быстро тормозит и не улетает в океан со своей шаткой ВВП. Стоит заметить, что такая посадка осуществляется при включенном взлетном режиме самолета — вдруг трос подкачает или крюк промахнется, дорогущая машина просто взмоет в небо.

Что касается наземных ВВП, если они слишком короткие, некоторые самолеты выбрасывают там парашют — он усиливает торможение.

Посадка бывает также вынужденной

Иногда крылатая птица приземляется на запасном аэродроме. Но это — не вынужденная, а распланированная посадка.

Совершить вынужденное приземление пилота могут заставить не поддающиеся его контролю обстоятельства — например, серьезная поломка (такая, как отказ двигателей), при которой он должен в первую очередь думать о безопасности пассажиров.

В кино такие случаи выглядят эффектно (вспомните хотя бы «Приключения итальянцев в России»), а вживую страшновато. Хотя это только в отношении пассажиров, а слушать о таких событиях в новостях очень даже любопытно. Вспомним хотя бы о посадке А320 на речку Гудзон. Самолет не утонул, но пассажиры вынуждены были выбраться на крылья и там дожидаться катера спасателей.

Что и говорить, пилот, который произвел посадку в любых нелетных условиях, однозначно заслуживает звания супер профессионала!

Последние обновления

435

23:05

Brexit и Скрипали. Время покажет. Выпуск от 23.11.2018

640

04:07

Дело «Пригреть змею на шее». Модный приговор. Лучшие моменты выпуска от 23.11.2018

36

01:00

«Я актриса больших форм». Документальный фильм к юбилею Натальи Крачковской. Анонс

59

01:04

Лучше всех! Анонс

224

00:35

Женщины, произвольная программа. Фигурное катание. Гран-при 2018/19. Прямой эфир из Франции. Анонс

99

01:36

К юбилею Николая Добронравова. Сегодня вечером. Анонс

2 377

1:05:07

Жить здорово! Выпуск от 23.11.2018

86

12:27

Приборы для здоровья: глюкометр. Жить здорово! Фрагмент выпуска от 23.11.2018

71

02:25

Совет за минуту: храп. Жить здорово! Фрагмент выпуска от 23.11.2018

5 369

1:02:06

Дело «Пригреть змею на шее». Модный приговор. Выпуск от 23.11.2018

85

09:41

Острый панкреатит. Жить здорово! Фрагмент выпуска от 23.11.2018

Скорость полета пассажирского самолета

Рассмотрим, какая скорость у пассажирского самолета при полете – именно этот показатель определяет, как быстро человек прибудет в пункт назначения. На скоростной показатель оказывает заметное влияние высота – в условиях разреженного воздуха лайнеру лететь легче за счет снижения сопротивления.

Коридор для небольших пассажирских судов – 5-8 тыс. метров. Крупные лайнеры летают на высоте 9-12 тыс. метров.

Крейсерские и максимальные значения

Средняя скорость пассажирского самолета – это пройденное лайнером расстояние, поделенное на время в пути. Этот показатель наиболее актуален для летящих пассажиров.

У специалистов в ходу два вида скорости – максимальная и крейсерская. Максимальная скорость определяется техническими возможностями воздушных судов, для пассажирских самолетов предел составляет 1035 км/ч.

При полетах используются крейсерские скорости – 60-80% от возможных, обеспечивающие быстрое, но предельно безопасное перемещение.

Тип лайнера Максимальное значение (км/ч) Крейсерский показатель (км/ч)
Boeing 747 988 900
«Ту-154» 950 900
Airbus A380 1020 900
«Як-40» 545 500

С какой скоростью летит «Боинг 737»

Для тех, кто часто летает, актуален вопрос о том, с какой скоростью летит пассажирский самолет «Боинг 737» – рабочая лошадка многих авиакомпаний. Самый популярный лайнер, в зависимости от модели, дает крейсерскую скорость от 807 до 850 км/ч, радуя пассажиров удобством и безопасностью полета.

Сдвиг ветра и его влияние на полёты

Сдвиг ветра является показателем, характеризующим изменение его скорости и направления между определёнными двумя точками воздушного пространства. Он может быть вертикальным или горизонтальным. Вертикальный сдвиг бывает попутным, встречным или боковым. Изменение скорости и направления ветра может вызвать помехи в полёте, болтанку, а иногда даже привести к аварийной ситуации при снижении.

Причины возникновения сдвига ветра

Вертикальный сдвиг способен повлиять на точность приземления авиалайнера, совершающего посадку. Пилоту необходимо противодействовать метеоусловиям, чтобы приземлиться в заданной точке ВПП. Опасность такого явления в том, что снижаясь, лайнер переходит из верхнего слоя с одним значением ветра в нижний слой с другим показателем. При этом меняется и скорость самолёта, а это, в свою очередь, приводит к отклонению от траектории снижения и неточной посадке.

Сдвиг оказывает влияние на полёты. Пилоту необходимо как можно раньше его выявить и увеличить мощность двигателя. Это явление не менее опасно, если самолёт снижается по предпосадочной прямой. Чем выше скорость снижения лайнера, тем сильнее на него воздействует сдвиг ветра. Одинаковый показатель этого явления по-разному влияет на разные типы самолётов, имеющие различную посадочную массу.

Хотя даже меньшие величины представляют серьёзную опасность для лайнеров, совершающих приземление. Сдвиг ветра 0,5 м/с в сочетании с сильными ветряными порывами может привести к проблемам для экипажа судна в момент посадки. Пилоту необходимо будет частично изменить траекторию своего снижения, чтобы уменьшить неблагоприятное воздействие ветряного сдвига.

Полёт

Самолёт держится в воздухе благодаря действующей на него «подъёмной силе», которая возникает только в движении, которое обеспечивают двигатели, закреплённые на крыльях или фюзеляже.

  • Реактивные двигатели выбрасывают назад струю продуктов сгорания керосина или другого авиационного топлива, толкая самолёт вперёд.
  • Лопасти винтового двигателя как бы ввинчиваются в воздух и тянут самолёт за собой.

Подъемная сила

Подъемная сила возникает, когда набегающий поток воздуха обтекает крыло. Благодаря особой форме сечения крыла, часть потока над крылом имеет большую скорость, чем поток под крылом. Это происходит потому, что верхняя поверхность крыла выпуклая, в отличие от плоской нижней. В итоге воздуху, обтекающему крыло сверху, приходится пройти больший путь, соответственно с большей скоростью. А чем больше скорость потока, тем меньше давление в нём, и наоборот. Чем меньше скорость — тем больше давление.

В 1838 году, когда ещё аэродинамики, как таковой, не существовало, швейцарский физик Даниил Бернулли описал это явление, сформулировав закон, названный по его имени. Бернулли, правда, описывал течение потоков жидкости, но с возникновением и развитием авиации, его открытие оказалось как нельзя более кстати. Давление под крылом превышает давление сверху и выталкивает крыло, а с ним и самолёт, вверх.

Другое слагаемое подъёмной силы — так называемый «угол атаки». Крыло располагается под острым углом к встречному потоку воздуха, благодаря чему давление под крылом выше, чем сверху.

С какой скоростью летают самолёты

Ещё есть понятие путевой скорости, которая складывается из собственной скорости самолёта и скорости воздушных потоков, которые ему приходится преодолевать. Именно, исходя из неё, рассчитывают продолжительность рейса.

Скорость, необходимая для взлёта зависит от массы самолёта, и для современных пассажирских судов составляет от 180 до 280 км в час. Примерно на такой же скорости производится посадка.

Высота

Высота полёта тоже выбирается не произвольно, а определяется большим количеством факторов, соображениями экономии топлива и безопасности.

У поверхности земли воздух более плотный, соответственно, он оказывает большое сопротивление движению, вызывая повышенный расход топлива. С увеличением высоты воздух становится более разряжённым, и сопротивление уменьшается. Оптимальной высотой для полёта считается высота около 10 000 метров. Расход топлива при этом минимален.

Ещё одним существенным плюсом полётов на больших высотах является отсутствие здесь птиц, столкновения с которыми не раз приводили к катастрофам.

Подниматься выше 12 000-13 000 метров гражданские самолёты не могут, так как слишком сильное разряжение препятствует нормальной работе двигателей.

Управление самолётом

Управление самолётом осуществляется путём увеличения или уменьшения тяги двигателя. При этом изменяется скорость, соответственно подъёмная сила и высота полёта. Для боле тонкого управления процессами изменения высоты и поворотов служат средства механизации крыла и рули, находящиеся на хвостовом оперении.

Взлёт и посадка

Чтобы подъёмная сила стала достаточной, для отрыва самолёта от земли, он должен развить достаточную скорость. Для этого служат взлётно-посадочные полосы. Для тяжёлых пассажирских или транспортных самолётов нужны длинные ВПП, длиной 3-4 километра.

За состоянием полос тщательно следят аэродромные службы, поддерживая их в идеально чистом состоянии, так как инородные предметы, попадая в двигатель, могут привести к аварии, а снег и лёд на полосе представляют большую опасность при взлёте и посадке.

https://youtube.com/watch?v=YeFdx42VymQ

При разбеге самолёта наступает момент, после которого отменить взлёт уже нельзя, так как скорость становится настолько велика, что самолёт уже не сможет остановиться в пределах полосы. Это так и называется — «скорость принятия решения».

Посадка — очень ответственный момент полёта, лётчики постепенно сбрасывают скорость, вследствие чего уменьшается подъёмная сила и самолёт снижается. Перед самой землёй скорость уже такая низкая, что на крыльях выпускаются закрылки, которые несколько увеличивают подъёмную силу и позволяют мягко посадить самолёт.

Таким образом, как бы странно нам это не казалось, самолёты летают, причём в строгом соответствии с законами физики.

Скорость пассажирского самолета в полете

Итак, средняя скорость современных лайнеров составляет 210-800 километров в час. Но это не максимальное значение.

Крейсерские и максимальные значения

Ускорение пассажирских лайнеров делится на крейсерское и максимальное. Эта величина никогда не сравнивается со звуковым барьером. С максимальной скоростью пассажиров не перевозят.

Скоростные характеристики различаются в зависимости от модели авиалайнера. Средние значения:

  • Ту 134 — 880 километров в час;
  • Ил 86 — 950 километров в час;
  • Пассажирский Боинг — набирает ускорение с 915 до 950 километров в час
    .

Кстати, максимальное значение для гражданского авиатранспорта составляет примерно 1035 километров в час.

Пассажирские лайнеры отличаются невысокими крейсерскими и максимальными скоростями
, так что вам не стоит лишний раз волноваться перед предстоящим перелетом!

Скорость полета пассажирского самолета — краткий справочник:

  • Аэробус A380: максимальная скорость — 1020 км/час, крейсерская – 900 км/час;
  • Боинг 747: максимум – 988 км/час, стандартная при полете – 910 км/час;
  • Ил 96:максимум – 900 км/час, крейсерская скорость – 870 км/час;
  • Ту 154М: максимальная скорость – 950 км/час, средняя – 900 км/час;
  • Як 40: максимум – 545 км/час, а нормальный показатель скорости составляет 510 км/час.

Возможно, вам будет легче разобраться с цифрами благодаря таблице:

Популярные вопросы пассажиров

  1. Почему закладывает уши во время посадки? Многие думают, что это зависит от скорости или высоты самолета. На самом деле виноваты во всем ЛОР-органы. То есть, если человек абсолютно здоров, он не заметит перемен. Если же у него даже немного наметилась простуда, уши может заложить.
  2. Лампочка «пристегните ремни» включается автоматически? Нет, за нее отвечает командир экипажа или второй пилот.
  3. Во время дождя посадка совершается не так, как всегда? Да, нужно жесткое приземление. Пассажиры при этом немного нервничают, но это делается для того, чтобы самолет остановился, где нужно — на полосе, а не в размокшем от воды поле за ней.
  4. На фото иногда видно, как самолет, садясь, касается полосы только одним колесиком. Выглядит страшно, однако это безопасно. Профессиональные пилоты даже специально используют подобный прием при сильном боковом ветре.
  5. Ну, а если самолет садится «носом вниз», то есть кабина очень резко опускается, то это уже не техника, а просто пилот попался не слишком опытный.
  6. Возможна ли полностью автоматическая посадка? Да. Но для ее достижения нужны два фактора: современные аппаратные системы во встречающем аэропорту и опытные пилоты в небе, которые запрограммируют свою «птичку» на такую посадку. Сделать это простой «кнопкой-универсалом» не получится, настройка самолета каждый раз производится, исходя из конкретной ситуации.
  7. Какой самый популярный тип посадки? Ручной. Его практикуют 85% российских пилотов, да и за рубежом он не менее популярен.

Вы все равно боитесь летать, и все еще думаете, что когда при посадке салон потряхивает, то все непременно погибнут? В таком случае вам просто показан просмотр этого видео. Вертолет садится на небольшую палубу корабля во время шторма. Из-за пляски волн суденышко кажется совсем утлым, палуба пляшет и постоянно виляет в сторону… Пилот справился (и такие ситуации в его работе — обыденность)! Вот что значит профессионализм!

https://youtube.com/watch?v=phTp-MosWKo

Важный взлет

Для работы самолетов и их эксплуатации крайне важно знать, какой именно может быть скорость самолета при взлете, а именно в тот момент, когда он отрывается от земли. У разных моделей лайнеров этот параметр будет разным: для более тяжелых машин показатели побольше, для машин полегче показатели поменьше. Взлетная скорость важна по той причине, что проектировщикам и инженерам, занимающимся изготовление и просчетом всех характеристик самолета, эти данные необходимы, чтобы понять, насколько большой будет подъемная сила

Взлетная скорость важна по той причине, что проектировщикам и инженерам, занимающимся изготовление и просчетом всех характеристик самолета, эти данные необходимы, чтобы понять, насколько большой будет подъемная сила.

В разных моделях заложены разные параметры разбега и скорости взлета. Так, например, Аэробус А380, который на сегодняшний день считается одним из самых современных самолетов, разгоняется на взлетной полосе до 268 км в час. Боингу 747 на это потребуется разбег в 270 км в час. Российский представитель авиаотрасли Ил 96 имеет взлетную скорость 250 км в час. У Ту 154 она равна 210 км в час.

Но эти цифры представлены в среднем значении. Ведь на конечную скорость разгона лайнера по полосе влияет целый ряд факторов, среди которых:

  • Скорость ветра
  • Направление ветра
  • Длина ВПП
  • Атмосферное давление
  • Влажность воздушных масс
  • Состояние ВПП

Все это оказывает свое воздействие и, может, как притормозить лайнер, так и придать ему небольшое ускорение.

Как именно происходит взлет

Как отмечают специалисты, аэродинамика любого воздушного лайнера характеризуется конфигурацией крыльев самолета. Как правило, она стандартна и одинакова для разных типов самолетов – нижняя часть крыла всегда будет плоской, верхняя – выпуклой. Разница состоит лишь в мелких деталях, и от типа воздушного судна не зависит.

Воздух, проходящий под крылом, не меняет своих свойств. Но тот воздух, который оказывается сверху начинает сужаться. А значит, что сверху проходит меньший объем воздуха. Такое соотношение становится причиной разницы давлений вокруг крыльев лайнера. И именно она формирует ту самую подъемную силу, толкающую крыло вверх, а вместе с ним и поднимающая самолет.

Отрыв самолета от земли происходит в тот момент, когда подъемная сила начинает превышать вес самого лайнера. А это может происходить исключительно с увеличением скорости самого самолета – чем она выше, тем больше повышается разница давлений вокруг крыльев.

У пилота же есть возможность работать с подъемной силой – для этого в конфигурации крыла предусмотрены закрылки. Так, если он их опустит, то они поменяют вектор подъемной силы на режим резкого набора высоты.

Ровный же полет лайнера обеспечивается в том случае, когда соблюдается баланс между весом лайнера и подъемной силой.

Какие типы взлета бывают

Для разгона пассажирского самолета пилотам требуется выбрать специальный режим работы двигателей, называющийся взлетным. Он продолжается лишь несколько минут. Но бывают и исключения, когда рядом с аэродромом располагается какой-то населенный пункт, самолет в таком случае может уходить на взлет в обычном режиме, что позволяет снизить шумовую нагрузку, т.к. при взлетном режиме двигатели самолета очень громко ревут.

Специалисты выделяют два типа взлета пассажирских лайнеров:

  1. взлет с тормозов: имеется в виду, что поначалу самолет удерживается на тормозах, двигатели же переходят на режим максимальной тяги, после чего снимается лайнер с тормозов и начинается разбег
  2. Взлет с небольшой остановкой на ВПП: в такой ситуации лайнер начинает бежать по взлетной дорожке сразу же без какой-либо предварительной перестановки двигателей на требуемый режим. После скорость растет и достигает требуемых сотен километров в час

Самые быстрые сверхзвуковые самолеты

  • МиГ-17 – номинальная скорость полета составляет 861 км/ч. Несмотря на то что это не такой уж и большой показатель, это не помешало стать этой ударной машине самой распространенной в мире.

  • Bell X-1 – этот самолет разработан в США. Он осуществил свой первый полет еще в далеком 1947 году. В этом полете удалось произвести разгон аппарата до скорости в 1541 км/ч. В настоящий момент эта единственная машина находится в музее в США.

  • North X-15 имел ракетный двигатель, но в отличие от предыдущей модели он максимально разогнался до скорости 6167 км/ч. Этот полет был осуществлен в 1959 году. Всего было создано три таких аппарата, которые занимались изучением верхних слоев атмосферы и ее реакции на вхождение в нее крылатых тел.

  • Lockheed SR-71 Blackbird – это военный разведчик, который мог достигать скорости в 3700 км/ч. Он стоял на вооружении в США до 1998 года.

  • МиГ-25 мог развивать скорость до 3000 км/ч. Машина отличалась высокими летными и боевыми показателями. В 1976 году советский летчик угнал одну такую машину в Японию, где произвели ее детальное изучение.

  • МиГ-31 впервые оторвался от взлетной полосы 1975 года, этот перехватчик может летать со скоростью в 2,35 Маха или же 2500 км/ч.

  • F-22 Raptor – военный самолет американского производства. Он относится к самолетам 5 поколения. Крейсерская скорость машины составляет 1890 км/ч, а максимальная доходит до 2570 км/ч.

  • Су-100 является ударным разведчиком. Хотя при проектировании было много вариантов его использования. Но все же он очень быстр и может лететь на скорости в 3200 км/ч.

  • XB-70 – данный самолет настолько быстр, что во время первых испытаний с него было сорвано потоком воздуха 60 сантиметров кромки. В настоящее время существует только одна такая машина, и та в музее США. Разогнать его удалось до скорости 3187 км/ч.

  • Ту-144 был создан в ответ на изготовленный в Британии «Конкорд» в 1960-х годах. Он развивал максимальную скорость до 2500 км/ч. Всего было построено 16 таких машин, в настоящее время не эксплуатируется.

  • Aerospatiale-BAC Concorde – это пассажирский аппарат, который активно использовался в авиаперевозках пассажиров. Его крейсерская скорость составляла 2150 км/ч, а максимальная – 2330 км/ч. С 2003 года не используется.

В настоящее время самые развитые страны мира активно работают над созданием самолетов нового поколения, которые должны обладать еще лучшими летными показателями. 

Aerospatiale-BAC Concorde

Сверхзвуковые самолеты

В 1960-е годы в военной авиации произошел прорыв, благодаря изобретению летательных аппаратов, способных развивать и преодолевать барьер скорости звука, что ни много ни мало 1191,6 км/ч в воздушной среде.

Неудивительно, что следом за сверхзвуковыми истребителями, бомбардировщиками и разведчиками, пришла пора пассажирских авиалайнеров. Вершиной данной задумки стали русский Ту-144, развивавший крейсерскую скорость 2300 км/ч и британо-французский Concorde, чья скоростная величина равнялась 2150 км/ч.

Оба самолета были произведены в 1970-х годах и, пройдя ряд длительных испытательных полетов, не всегда заканчивающихся успехом, начали грузовые и пассажирские перевозки. К сожалению, русский авиалайнер пробыл в воздухе всего семь месяцев с 1977 по 1978 гг., после чего «Аэрофлот», эксплуатировавший модель, прекратил все его рейсы.

Иностранному коллеге повезло больше, Concorde занимался пассажирскими перевозками с 1976 по 2003 год, после чего тоже был изъят из воздушной среды.

Причин этому много, одни из самых важных:

  1. Нерентабельность вследствие высокого расхода топлива.
  2. Специальное обслуживание и ремонт, что при уникальности модели и развития столь высокой скорости, становились постоянным явлением.
  3. Не подходящая конструкция – для достижения сверхзвуковой скорости требуется максимально обтекаемая форма, что вместе с габаритами пассажирского борта делали самолет совершенно неотъемлемым и непрактичным.

На сегодняшний день не осталось ни одной используемой модели сверхзвукового пассажирского авиалайнера, однако разработки подобного воздушного судна так и не прекратились.

Скоростные характеристики гражданских вертолетов

  •  Ми-26Т имеет возможность разогнаться до 270 км/ч, что касается крейсерской скорости, то она равна 255 км/ч. Аппарат оснащен двумя двигателями мощностью в 10 тысяч лошадиных сил. Настолько мощные двигатели обеспечивают легкий подъем машины с максимальной массой, которая составляет  56 тонн.

  • Ka-32A11BC – этот гражданский вертолет можно разогнать до скорости в 260 км/ч, а крейсерский полет машины проходит при скорости  200 км/ч при максимальной дальности полета. Максимальный взлетный вес составляет 11 тонн.

  • Ми-8/17  имеет максимальную скорость, равную 250 км/ч, при этом крейсерский полет проходит на скорости 230 км/ч. Масса при взлете составляет 13 тонн. Силовая установка представлена двумя двигателями, мощность которых равна 2 тысячам лошадиных сил каждый.

  • Ка-62 производит крейсерский полет при скорости в 290 км/ч, а максимальная скорость выше ненамного и равна 308 км/ч. Невысокие отличия в скоростных параметрах можно объяснить небольшой максимальной массой подъема в 6,5 тонны и тем, что аппарат имеет один двигатель мощностью в 1,7 тысячи лошадиных сил.

  • Ансат являет собой легкий гражданский вертолет с максимальной массой подъема в 3,6 тонны. Крейсерская скорость в полете равна 250 км/ч, а максимальная 275 км/ч. Вертолет имеет два двигателя, которые при взлете дают 1260  лошадиных сил.

  •  Ми-38 имеет крейсерскую скорость в 285 км/ч, при этом максимальная масса взлета равна 16,2 тонны. При взлете силовая установка, состоящая из двух двигателей, выдает мощность в 5 тысяч лошадиных сил.

  •  Ка-226 является небольшим гражданским вертолетом с максимальной скоростью полета в 250 км/ч. Крейсерский полет проходит при скорости в 220 км/ч. Аппарат может подняться в воздух с массой в 3,6 тонны. Подъем обеспечивают два двигателя мощностью по 580 лошадиных сил.

Благодаря чему лайнер поднимается в небо

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо тщательно изучить конструкцию воздушного транспорта. Начать изучение этого вопроса следует с рассмотрения крыльев лайнера. Верхняя часть крыла воздушного транспорта имеет выпуклую форму, а нижняя часть поверхности представляет собой гладкий лист специального железа. Во время набора высоты изменяется сила давления воздуха на эту часть воздушного судна. В нижней части крыла скорость воздушного потока значительно ниже, чем в верхней части, что приводит к изменению силы давления на само крыло. В авиации используется термин «подъемная сила крыла», который обозначает соотношения между давлением на верхнюю и нижнюю часть крыла.

Принцип аэродинамики был открыт в начале девятнадцатого века ученым по имени Николай Жуковский. Спустя всего десять лет были проведены первые испытания воздушных полетов. Для того чтобы поднять в воздух многотонный лайнер, необходимо тщательно продумать его конструкцию. Компании, которые занимаются строительством самолетов, составляют точные расчеты, проектируя форму и площадь крыла. На основе этого параметра рассчитывается скорость, которую должен набрать лайнер для того, чтобы подняться в небо. Большинство из современных пассажирских самолетов летают на скорости около двухсот километров час.

Многим людям тяжело поверить, что лайнер, который весит несколько тонн, может не только с легкостью подняться в воздух, но и осуществить перелет на несколько тысяч километров. Передвижение в воздухе зависит от многих факторов, которые оказывают воздействие на конфигурацию полета. Здесь нужно учитывать как особенности конструкции, так и важные динамические свойства.

Первым этапом полета является запуск двигателя воздушного судна. В небольших транспортных самолетах устанавливаются поршневые двигатели, которые заставляют вращаться специальные винты. Вращение этих винтов позволяет создать воздушную тягу, необходимую для подъема в небесную высь. Пассажирские авиалайнеры используют реактивные двигатели. Работа подобных двигателей сопровождается мощным выбросом воздуха, что способствует передвижению воздушного судна. Дальнейший полет осуществляется благодаря особой конструкции крыльев, которую мы описывали выше.

Для того чтобы оторваться от земли, лайнеру необходимо набрать определенную скорость. Именно поэтому в каждом аэропорте обустраиваются длинные взлетные полосы, предназначенные для «разбега» воздушного судна. После того как лайнер достигнет нужной скорости, движущийся навстречу воздух создаст определенное давление на крылья, что заставит самолет подняться в воздух.

Высокое давление воздуха снизу толкает крыло вверх, при этом низкое давление сверху затягивает крыло на себя

Понятие идеальной высоты

Особого внимания заслуживает вопрос о том, на какой высоте летает самолет. Этот параметр зависит от особенностей воздушного судна. Небольшим пассажирским самолетам предоставляется воздушный коридор на высоте от пяти до двенадцати километров над земной поверхностью. Большинство коммерческих рейсов летает на высоте более девяти километров, а частные воздушные рейсы поднимают на эшелон не более восьми тысяч метров.

Оптимальная высота для перемещения воздушного корабля рассчитывается на основе десятка различных параметров. Достижение «идеальной» отметки позволяет снизить силу сопротивления воздуха в несколько раз

Важно отметить, что на этой высоте достаточно воздуха для того, чтобы двигатели работали в штатном режиме. Минусовая температура за бортом позволяет запустить естественный процесс охлаждения транспорта, что препятствует возгоранию топливной смеси

Подъем на более высокую точку может стать тем, что разрежение воздуха будет противодействовать подъемной силе, и лайнер начнет «проваливаться». Помимо этого, необходимо отметить, что достижение оптимальной точки высоты позволяет значительно экономить топливо. Лайнер, летящий в десяти километрах над землей, тратит на восемьдесят процентов меньше топлива в сравнении с самолетом, летящим на высоте в один километр.

Перспективы развития

Перспективы развития модели 737 связаны с новым поколением самолетов — MAX. Их производство уже стартовало.

Основные изменения и особенности:

  1. Установлены новые мощные двигатели. При увеличенной мощности они расходуют меньше горючего.
  2. Внесены изменения в геометрию планера воздушного судна.
  3. На двигателях сзади устанавливаются зубцы-шевроны, значительно снижающие шум работы.
  4. Кабина пилотов почти не изменится, но интерьер пассажирского салона будет производиться с багажными полками и подсветкой из светодиодов, как у Дримлайнера.

Последние усовершенствования вдохнули новую жизнь в уже завоевавшие широкую популярность лайнеры Boeing 737. Портфель заказов компании непрерывно пополняется. К надежности и безопасности добавляется все большая комфортабельность для пассажиров.

Уважаемые посетители сайта Aviawiki!

Ваших вопросов стало так много, что, к сожалению, у наших специалистов не всегда есть время ответить на все. Напомним, что мы отвечаем на вопросы абсолютно бесплатно и в порядке очереди. Однако у вас есть возможность гарантированно получить оперативный ответ за символическую сумму. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector