Прилив силы: до конца года су-30см2 взлетит с новым двигателем

Поставки

В ВС РФ:

По состоянию на 2016 год для ВВС России заказано 60 ед. Су-30СМ (поставлено 60 машин — 2 в ГЛИЦ им. Чкалова, 4 — в Липецкий авиацентр, 24 — на авиабазу Домна под Читой, 4 — Дземги, 22 — Миллерово, 4 — ЦПАТ Кубинка), для ВМФ России — 5+7 машин, все они вошли в состав морской авиации Черноморского флота. В 2015 году МО РФ заказало ещё восемь машин для авиации ВМФ России с поставкой в 2016—2017 годах. В 2016 году заключён контракт на поставку 28 машин для ВКС России и 8 штук для ВМФ России до конца 2018 года.. 30 октября 2016 года в Иркутске совершил первый полёт очередной двухместный многоцелевой истребитель Су-30СМ, предназначенный для Морской авиации ВМФ России, получивший собственное имя «Иркутск». В строю на начало 2018 имеется: Су-30М2 — 20, Су-30СМ — 104, Су-35С — 70.

В ВС Белоруссии:

Заказано 12 шт. Су-30СМ в 2017 году. Поставку планируется выполнить за 3 года.

В ВС Индии:

Заказано 82 ед. в 2007 году Также Индия получила лицензию на производство дополнительных 140 истребителей до 2020 года, на 2009 год 98 СУ-30МКИ. Завод «Иркут» поставил в 1997—1999 первые 8 Су-30К, в 2002—2004 32 Су-30МКИ. В 2007 году были переданы 18 истребителей Су-30МКИ (взамен поставленных в 1997—1999 годах Су-30К). Поставка одних самолётов взамен других связана с невозможностью модернизации Су-30К до уровня Су-30МКИ. В 2008 году должна начаться реализация программы лицензионной сборки партии из 40 самолётов Су-30МКИ стоимостью 1,5 млрд долл. Из этой партии 20 Су-30МКИ будут поставлены в Индию уже облётанными, 15 — собранными полностью, но не облётанными, а остальные 5 будут поставлены «по второй фазе». Уровень боеготовности индийских Су-30 на 2014 год составлял 55 % (87 из 193 самолётов находились на обслуживании и в ремонте). В ходе эксплуатации были потеряны 7 самолётов (30.04.2009, 13.11.2009, 13.12.2011, 19.02.2013, 14.10.2014, 19.05.2015, 15.03.2017).

В ВС Индонезии:

10 января 2012 года подписано соглашение о поставке 6 ед. Су-30МК2. Поставки осуществлялись тремя партиями по 2 самолёта в 2013 году..

В ВС КНР:

73 ед. Су-30МКК поставил завод КНААПО в 2000—2004 гг. 24 ед. Су-30МК2 поставлены в 2004 (ВМС НОАК (10-й авиаполк 4-й дивизии, Восточный флот); двигатели АЛ-31Ф-М1.

В ВС Казахстана:

4 февраля 2015 стало известно о контракте на поставку 4 ед. Су-30СМ для ВВС страны. 7 мая 2015 года все 4 единицы участвовали в военном параде в честь Дня Защитника Отечества в Астане. Ещё два самолёта прибыли на авиабазу в 2016 году. 27 декабря 2017 года 604-я авиабаза Сил воздушной обороны Республики Казахстан в Талдыкоргане пополнилась четвёртой парой двухместных многофункциональных истребителей Су-30СМ с бортовыми номерами 7 и 8 «красный». 

В ВС Мьянмы:

23 января 2018 года было заказано 6 ед. Су-30

Несчастные случаи и происшествия

По состоянию на июль 2018 года семь Су-30МКИ были потеряны в результате аварий с момента запуска самолетов в 2000 году. Частые аварии самолетов были серьезной проблемой для ВВС.

  • 30 апреля 2009 года Су-30МКИ потерпел крушение в районе Покхран штата Раджастхан , примерно в 170 км от Джайсалмера , в результате чего погиб один из двух пилотов. Расследование показало, что авария была вызвана непреднамеренным переключением критических переключателей, расположенных позади пилотов и вне их поля зрения, что привело к отключению системы управления полетом. Критические переключатели, идентифицированные исследователями, были заблокированы.
  • 30 ноября 2009 года Су-30МКИ ВВС США потерпел крушение к юго-западу от Покхрана в открытом поле возле Калларон Ки Дхани, примерно в 5 км от армейского полигона Чандан в районе Джайсалмер.
  • 13 декабря 2011 года Су-30МКИ авиакрыла IAF / 2 потерпел крушение недалеко от деревни Вад-Бхолаи, штат Махараштра, примерно в 20 км к востоку от AFS Пуна-Лохегаон.
  • 19 февраля 2013 года Су-30 потерпел крушение в районе Покрана, летчики в безопасности. Позже расследование показало, что на пилоне взорвалась 100-килограммовая бомба.
  • 14 октября 2014 г. Су-30МКИ разбился у поселка Теур при заходе на посадку в ~ 22 км от аэродрома Пуна.
  • 19 мая 2015 года Су-30МКИ разбился из-за технической неисправности примерно в 36 км к югу от Тезпура, штат Ассам.
  • 15 марта 2017 года из-за технической неисправности разбился Су-30МКИ. Оба пилота благополучно катапультировались. В результате аварии три человека на земле пострадали.
  • 23 мая 2017 г. Су-30МКИ взлетел с авиабазы ​​Тезпур и потерпел крушение в районе Дуласанг в Аруначал-Прадеше на границе с Китаем; оба пилота погибли.
  • 27 июня 2018 года серийный Су-30МКИ компании Hindustan Aeronautics Limited (HAL) потерпел крушение в деревне Вави-Туши недалеко от города Пимпалгаон Басвант, примерно в 25 км от взлетно-посадочной полосы HAL возле Нашика, во время выполнения испытательного полета.
  • 9 августа 2019 года Су-30МКИ разбился из-за технической неисправности недалеко от Тезпура, штат Ассам. Оба пилота катапультировались.

Экспортная душа

Су-30СМ для российских вооруженных сил создавали на базе прекрасно отработанной экспортной версии Су-30МК, ставшей хитом на международном оружейном рынке на рубеже веков. Более 300 самолетов этого семейства были поставлены в Индию, Алжир и Малайзию. Использование такой платформы позволило быстро создать ее модификацию для нашей страны и быстро развернуть серийное производство.

В марте 2012 года Минобороны подписало первый контракт на поставку 30 истребителей Су-30СМ. Уже в ноябре 2013-го стартовая тройка поступила на вооружение.

Сейчас «Сухие» тридцатой серии в базовом варианте СМ — самый многочисленный тип современных истребителей на вооружении России. Около 130 машин находятся в составе ВКС и Военно-морского флота. Закуплены они и другими странами — членами Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Несколько десятков Су-30СМ приобретены Арменией, Белоруссией, Казахстаном и Узбекистаном.

В исходном варианте самолет сохранил многие экспортные черты. В составе его бортового оборудования была инерционно-спутниковая навигационная система INS/GPS Totem французской компании Thales. Индикатор на лобовом стекле (ИЛС) поставляла та же фирма. В одном из ранних прототипов был использован ИЛС от израильской компании Elbit Systems.

Работы по импортозамещению на Су-30СМ стартовали в 2015 году. В начале прошлого года на Иркутском авиазаводе отчитались о приближении к стопроцентному переходу на российские аналоги комплектующих.

С первых дней операции в Сирии в 2015 году для истребительного прикрытия в страну командировали четверку Су-30СМ из состава 120-го смешанного авиационного полка. С тех пор такие самолеты ВКС и ВМФ постоянно присутствовали в арабской республике. Они не только патрулировали в воздухе и сопровождали бомбардировщики, но и сами регулярно наносили удары по позициям боевиков как управляемым, так и обычным оружием.

Су-30 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Для борьбы с крылатыми ракетами противника российским ВВС требовался двухместный дальний истребитель. Потенциала боевых возможностей истребителя Су-27 явно не хватало. В ОКБ решили использовать в качестве основы двухместный Су-27УБ, серийное производство которого было освоено на Иркутском авиазаводе. Работы по самолету начались в 1986 г. При испытании опытного Су-27УБ на нем уже отрабатывалась система дозаправки топливом в воздухе. С правого борта, на уровне козырька фонаря кабины, была установлена Г-образная штанга топливоприемника. На модернизированной «спарке», получившей название Су-27ПУ, также были несколько улучшены условия обитаемости в кабине летчика.

Конструкция

РЛС и системы управления вооружением

Су-30 оборудован РЛС Н011M Барс, которая обеспечивает обзор пространства, автоматическое обнаружение и сопровождение целей, в том числе в условиях близкого манёвренного воздушного боя, наведение на них авиационных управляемых ракет типов Р-77, Р-73, Р-27, Х-31, РВВ-АЕ и других, а также автоматическое радиолокационное картографирование местности.

Типовая дальность обнаружения целей:

  • «истребитель типа МиГ-29»: в зоне обзора 300 кв. град:

    • на встречных курсах — до 140 км;
    • на догонных курсах — до 60 км;
  • «железнодорожный мост»: — 80 — 120 км;
  • «группа танков»: — 40-50 км;
  • «эсминец»: — 80—120 км;
  • «авианосец»: — 250 км.

Кроме этого Су-30 оборудован оптическими станциями обнаружения целей, управление системами наведения вооружением встроено в шлем пилота, что позволяет переключать системы поиска целей буквально поворотом головы.

Средства РЭБ

Истребитель Су-30, как и бомбардировщик Су-34, в своей концепции не являются самолётами ориентированными на скрытность, так как активно ищут воздушные и наземные цели с помощью собственных мощных радаров и поэтому могут быть легко обнаружены по излучению собственных радаров. Это отличает их от истребителей пятого поколения как Су-57 и F-22, которые атакуют цели с выключенными радарами, работая в группе с самолётом ДРЛО, занятого «подсветкой целей», без которого Су-57 и F-22 в целом не являются стелс-самолётами. Для самолётов поколения 4++ как Су-30 и Су-34 характерна возможность самостоятельной разведки целей без ассистирования самолёта ДРЛО, который является «слабым местом» звена истребителей пятого поколения, так как может быть уничтожен дальней ракетой, специально созданной для поражения самолётов ДРЛО, такой как 40Н6Е для С-400, на дальности 350—400 км. Су-30 и Су-34 ориентированы больше не на скрытность, а на применение мощных средств РЭБ (в случае обнаружения противником и начала атаки). Для Су-30 и Су-34 это модули РЭБ Хибины и Сорбция-С, боевой опыт применения которых показал возможность нейтрализации не только весьма ограниченных радаров истребителей, а целых комплексов ПВО (таких как «Кольчуга») под управлением интегрированных систем.

ЭДСУ

Как и на всех самолётах поколения 4++ в Су-30 используется ЭДСУ, так как самолёт имеет динамическую неустойчивость и полёт управляется за счёт компьютера отдающего команды рулям. Весьма совершенная ЭДСУ на Су-30, позволяет ему выполнять в автоматическом режиме «Кобру Пугачёва», что позволяет сбрасывать захват Су-30 как цели с «доплеровских радаров».

Двигатель

Су-30СМ оборудован двумя двухконтурными форсированными турбореактивными двигателями с управляемым вектором тяги (УВТ) АЛ-31ФП, что позволяет истребителю быть сверхманевренным.

Конструкция

Хорошая наследственность от Су-27 позволила почти не менять конструкцию для Су-30. Путём экспериментов была выбрана интегральная схема компоновки, где фюзеляж соединялся с крыльями и гондолами двигателей плавным наплывом. Требовалось установить топливный бак на 9 т керосина (на Су-30СМ 9,64 т), мощную РЛС (радиолокационную станцию) для дальнего обнаружения, большую бомбовую и ракетную нагрузку. Конструкция получалась тяжёлой и громоздкой. Композитные материалы (углепластик) были нестабильны, поэтому их применили только в обтекателях (чтобы не передавать высокую температуру другим узлам самолёта). Конструкторы использовали титан, облегчивший общий вес на 30%, прочный и лёгкий металл выдерживающий температуру 4300 С.

Для лучшей маневренности в середине 90-х вновь установлены ПГО (по заказу Индии). Переднее шасси усилено для поперечной устойчивости вторым колесом (разработка конца 80-х). От Су-27ПУ остались кабина на 2 пилота (лётчик-истребитель для управления и ведения ближнего боя и командир группы, ведущий бой на дальнем расстоянии всеми самолётами). Двигатели вынесены назад и отделены друг от друга (при повреждении одного можно лететь на втором), между ними контейнер для тормозного парашюта. В Су-30СМ двигатели АЛ-31ФП установлены под углом к центральной оси, в плоскости поворота отклонение на 320, а отклонение их при управлении 150. У предшественников было вертикальное отклонение, а теперь появилась маневренность и в горизонтальной плоскости. Это главное улучшение для маневренности.

Технические характеристики (Су-30МКИ)

Ракета BrahMos по макету Су-30МКИ на МАКС-2009

Данные Иркут, Сухой, deagel.com

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Длина: 21,935 м (72 футов 0 дюймов)
  • Размах крыла: 14,7 м (48 футов 3 дюйма)
  • Высота: 6,36 м (20 футов 10 дюймов)
  • Площадь крыла: 62 м 2 (670 кв. Футов)
  • Пустой вес: 18400 кг (40565 фунтов)
  • Полная масса: 26 090 кг (57 519 фунтов) (типичный полетный вес)
  • Максимальный взлетный вес: 38800 кг (85539 фунтов)
  • Силовая установка: 2 турбовентиляторных двигателя Люлька АЛ-31ФП с форсажным дожиганием , 123 кН (28000 фунт-сила) с форсажной камерой

Производительность

Максимальная скорость: 2120 км / ч (1320 миль / ч, 1140 узлов) / M 2.0 на большой высоте

1350 км / ч (840 миль / ч; 730 кН) / M1,09 на малой высоте

Дальность: 3000 км (1900 миль, 1600 морских миль) на большой высоте

1270 км (790 миль; 690 миль) на малой высоте
  • Перегоночная дальность: 8000 км (5000 миль, 4300 морских миль) с двумя дозаправками в полете
  • Практический потолок: 17 300 м (56 800 футов)
  • Пределы g: + 9
  • Скороподъемность: 300 м / с (59000 фут / мин) +
  • Нагрузка на крыло: 401 кг / м 2 (82 фунт / кв. Фут)

Вооружение

  • Оружие: 1 × 30 мм Грязев-Шипунова ГШ-30-1 автопушка
  • Узлы подвеска: 12 узлов подвески (2 × крыло кончика запуска А рельсов, 6 × пилоны под крылом, 2 × пилона под-двигатель гондолы ., И 2 × пилоны в тандеме в «арке» между двигателями Он может быть увеличен до 14 с использованием нескольких выталкивающих стоек.) грузоподъемностью до 8130 кг (17920 фунтов), с возможностью перевозки комбинаций из:

    • Ракеты:

      • 4 × С-8
      • 4 × С-13
    • Ракеты:

      • Ракеты класса «воздух-воздух» :

        • 10 × Р-77
        • 10 × I-Дерби ER
        • 10 × Астра Mk1
        • 6 × Р-27 ЭР / ЭТ
        • 2 × Р-27 Р / Т
        • 6 × Р-73
        • 3 × К-100
        • MICA (успешно протестирован)
      • Ракеты класса «воздух-поверхность» :

        • 3 × Х-59 МЭ
        • 6 × Х-29 Т / Л
        • 2 × Нирбхай (Будущее)
      • Противокорабельные ракеты :

        • 3 × Х-59 МК
        • 4 × Х-35
        • 6 × Х-31 А
        • 1 х BrahMos
      • Противорадиационные ракеты :

        • 6 × противорадиационная ракета ДРДО (Рудрам-1)
        • 6 × Х-31 П
    • Бомбы:

      • 8 × бомб с лазерным наведением КАБ-500Л
      • 3 × бомбы с лазерным наведением КАБ-1500Л
      • 3 × Сударшан бомбы с лазерным наведением
      • 8 × ФАБ-500T бомбы
      • 28 × бомб ОФАБ-250-270
      • 32 × бомбы ОФАБ-100-120
      • 8 × кассетных бомб РБК-500
      • 20 × планирующих авиабомб DRDO SAAW

Другие

  • Подсветка прицела
  • Блок бортовой радиолокационной разведки с синтезированной апертурой Эл / М-2060 П
  • Мякины / блики
  • Заправочная капсула Buddy-buddy

Авионика

  • РЛС с пассивной антенной решеткой Bars
  • EL / M-8222 Глушитель
  • Приемник радиолокационной сигнализации DRDO Tarang MK.II
  • Лазерно- оптический инфракрасный поиск и сопровождение ОЛС-30

Автоматика и радиоэлектроника

В передней части фюзеляжа установлена многофункциональная дальняя РЛСУ Н0011М «Барс», которая способна взять в цель 15 объектов и поразить 1 ближнюю цель или 4 дальних, а также преодолеть помехи вражеских РЭБ. Фазированную антенную решётку пытаются критиковать за объёмы и вес, но именно она позволяет получить преимущество в обнаружении противника первым, таких мощных излучателей среди самолётов 4-го поколения в НАТО нет. А ещё она способна обнаружить «Невидимку» 5-го поколения.

В разработке бортовых электронных систем использованы технологии России, Израиля, Франции, Индии. В ранних версиях изображения выводились на экраны телевизоров. В последних версиях есть картографирование (трёхмерное изображение) и селекция целей на ЖК экранах благодаря наличию всех видов вычислителей и датчиков. На внешней стороне крыльев установлены приёмники для системы спутниковой навигации ГЛОНАСС (Россия) и NAVSTAR (США). Ближний бой позволяет вести встроенная в кабину ОЛС (оптико-локационная станция), она является подсистемой СУВ (системы управления вооружением). Основана на принципе работы обнаружения и ведения цели по тепловому излучению, дальность цели измеряется лазерным дальномером, данные выводятся на экран. Эта же система следит за исправностью работы всех узлов, прочностью конструкции и состоянием полёта самолёта. Новые вычислители СУО дают возможность применять более современный тип ракет.

Компоновочные части Су-30

Новый истребитель Су-30 имеет интегральную компоновку и выполнен по нормальной аэродинамической схеме. Фюзеляж интегрально сопрягается с крылом и состоит из таких основных частей:

  • головная часть выполнена как цельнометаллический полумонокок, где размещены отсеки БРЭО, РЛС, створка ниши передней опоры шасси, радиопрозрачный обтекатель и фонарь кабины экипажа;
  • средняя часть с основным несущим силовым агрегатом самолета — центропланом, выполненным в виде топливного бака-отсека, с силовым агрегатом гаргрот, технические возможности которого позволяют устанавливать в нем оборудование и линии коммуникаций, створки основных опор шасси, тормозной щиток;
  • хвостовая часть с двумя силовыми гондолами двигателей, хвостовыми балками, центральной балкой фюзеляжа, которая включает в себя задний топливный бак-отсек, центральный отсек оборудования, законцовку центральной балки с боковыми ластами и контейнером с тормозными парашютами;
  • регулируемые воздухозаборники размещены под наплывом крыльев и оснащены специальной выпускаемой сеткой, которая предотвращает попадание посторонних предметов в двигатели при взлете и посадке.

Трапецевидное среднерасположенное крыло выполнено трехлонжеронным и имеет кесонную конструкцию. Его механизация состоит из отклоняемых флаперонов с площадью 4,9 м2 с функциями элеронов и закрылков, а также отклоняемых адаптивных двухсекционных носков с площадью 4,6 м2. Отклонения носков и выпуск флаперонов проводится при режимах взлет-посадка, либо при маневрировании, когда приборная скорость до 860 км/ч. Отделяемые консоли крыла имеют угол стреловидности 42°.

Убираемое шасси имеет усиленную конструкцию в расчете на большую взлетно-посадочную массу. Оно выполнено трехопорным, причем его основные опоры одноколесные, носовая — двухколесная.

Пилотская двухместная кабина Су-30 изготовлена по схеме «тандем» для двух летчиков и разделена на две части заднюю и переднюю. Обе части кабины полностью герметизированы и имеют общий для обоих специальный двухсекционный каплеобразный фонарь с большой площадью остекления и подвижным сегментом.

В передней кабине установлены многофункциональные жидкокристаллические дисплеи с индикаторами отображающими прицельную и навигационную информацию и пультами управления на фоне лобового стекла. Рулевой рычаг управления имеет джойстики целеуказания и триммирования, переключатель выбора оружия с кнопкой стрельбы на обратной стороне.

В задней кабине самолета находится командир группы, место которого приподнято относительно передней кабины, что обеспечивает хороший обзор во все стороны обоих членов экипажа. Там же располагаются дублирующие рычаги управления самолетом и специальная аппаратура наведения и связи. Кабина оборудована телевизионным широкоформатным индикатором тактической обстановки, предназначенным для сбора всей необходимой тактической информации о характеристиках и координатах движения целей и местоположения в воздухе перехватчиков в группе.

Устройство

Су-30СМ – двухместный тяжелый истребитель, оснащенный двумя двухконтурными двигателями АЛ-31ФП с изменяемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением. В целом его размеры и компоновка фюзеляжа полностью повторяют истребители Су-30 и Су-30МКИ. Летчики размещены в кабине тандемом.

Одной из главных достоинств Су-30СМ является его сверхманёвренность: самолет неустойчив в продольном канале, поэтому его полет обеспечивает электродистанционная система управления (ЭДСУ), управляющая рулями и поворотными соплами двигателей. Высокая степень маневренности самолета достигается за счет ПГО и двигателей с управляемым вектором тяги.

В состав силовой установки самолета входят два двигателя АЛ-31ФП, размещенных под углом 32 градусов друг к другу. Их сопла могут отклоняться в вертикальной плоскости на ±16° и до ±15° в любом направлении. Это позволяет направлять вектор тяги по рысканью и тангажу. Сопла могут отклоняться как вместе с управляющими плоскостями самолета, так и отдельно от них.

Однако главная «изюминка» Су-30СМ – это его кабина. Самолет оснащен бортовой радиоэлектронной станцией с фазированной решеткой, что позволяет ему обнаруживать и вести пятнадцать воздушных объектов и одновременно атаковать четыре из них. В Су-30СМ использована система нашлемного целеуказания, а также индикация на лобовом стекле. Кроме того, кабины пилотов оснащены многофункциональными жидкокристаллическими экранами. Все это обеспечивает летчикам высочайший уровень осведомленности о воздушной обстановке.

На Су-30СМ могут быть установлены подвесные контейнеры с лазерной и инфракрасной прицельной аппаратурой. Истребитель оснащен инерциальной навигационной системой с приемником спутникового сигнала от системы ГЛОНАСС, это обеспечивает высокую точность следования по маршруту. Су-30СМ может совершать автоматический полет на разных режимах, включая полет на малых высотах, заход на посадку, а также во время атаки против наземных и надводных целей. Система, обеспечивающая автоматическое управление, связана с навигационной системой.

Су-30СМ относится к четвертому поколению истребителей, в его конструкции не использована технология малозаметности. На самолете установлены комплексы РЭБ «Сорбция» и «Хибины», которые не только способны подавить сравнительно маломощную РЛС истребителей, но и нейтрализовать наземные радиолокационные комплексы.

Боевая нагрузка истребителя Су-30СМ составляет 8 тыс. кг. Самолет имеет двенадцать узлов подвески, на которых может быть размещена широкая номенклатура ракетно-бомбового вооружения. Это могут быть шесть управляемых ракет для ведения воздушного боя на средних или коротких дистанциях, неуправляемые авиабомбы массой 500 или 250 кг, контейнеры с НАР. Кроме того, самолет по умолчанию вооружен 30-мм пушкой ГШ-30-1.

Вооружённость

Истребитель-бомбардировщик Су-30СМ несёт массу до 8 т на 12-ти подвесных точках. В зависимости от комплектации может выполнить функцию бомбардировщика с самостоятельной защитой себя от истребителей. Ракеты воздух-воздух Р-27Р1(ЭР1) увеличенной дальности 130 км (по истребителю до 62,5 км), достигают высоты 27 км, с радиокоррекцией, захват цели самонаведением на траектории полёта. Взрывное её устройство и контактное и бесконтактное, масса 350 кг.

  • Ракета воздух-воздух Р-27Т1(ЭТ1): тепловая головка с инфракрасным наведением типа «пустил и забыл», средней дальности 80 км, массой 343 кг.
  • РВВ-АЕ – ракета средней дальности воздух-воздух для уничтожения ракет, истребителей, бомбардировщиков, вертолётов в условиях РЭП, принцип «пустил и забыл», взрыватель лазерный (бесконтактный), используется решётчатый электроруль (аналогов в мире нет).
  • Ракета малой дальности воздух-воздух Р-733,  для высокоманевренного воздушного боя с пассивным инфракрасным самонаведением. Установлены два бесконтактных датчика взрывателя: радиолокационный и лазерный. Ракета с увеличенной перегрузкой до 12g., вес 105 кг, угол атаки до 450, управление аэрогазодинамическое (уникальное).
  • Оружие Х-31АП для поражения эсминцев 2 попаданиями с увеличенной вдвое дальностью до 160 км, запуск с высоты до 15 км. Ракета весом 715 кг применима при волнении моря 4 – 5 баллов, визирование по вертикали (+10) – (-200), по горизонтали (+27) – (-270). По надводным или надземным неподвижным видимым целям применяется оружие Х-59МЭ с подвесным контейнером АПК-9МЭ, точность 2 – 3 м обеспечивают система навигации и самоуправление, оператор имеет возможность после запуска выбрать другую цель. Боевая часть ракеты проникающая или кассетная, вес 960 кг.
  • Ракетное оружие «воздух-поверхность» Х-29(ТЕ, Л) предназначено поражать видимые трудноуязвимые железобетонные цели (мосты, шоссе, укрепления, корабли водоизмещением 10000 т). Это фугасно-проникающая ракета 660 и 690 кг несёт заряд 320 кг., с пассивным телевизионным наведением и подсветкой по отражаемому пятну лазера.
  • Управляемая бомба КАБ-500 КР/ОД (бетонобойная фугасно-проникающая/объёмно-детонирующая фугасная), тип КР уничтожает неподвижные цели (ж/б укрытия, мосты, взлётно-посадочные полосы, транспортные суда). Тип ОД попадая в подземные или другие укрытия создаёт ударную волну, распространяясь по помещениям, живая сила противника погибает от разрыва внутренних органов (в Афганистане, до применения этих бомб, солдаты противника после диверсионной вылазки уходили по подземным ходам). Самонаведение производится телевизионно-корреляционными головками (ГСН). Замаскированные цели можно уничтожить, задав бомбе координаты, «сбросил и забыл». Условием является высота сбрасывания 0,5 – 5 км и скорость самолёта 550 – 1100 км/ч.
  • Управляемые авиабомбы КАБ-1500Кр(Л) сбрасывают с высоты 1 – 8 км на скорости 550 – 1100 км/ч, «сбросил и забыл». Для разрушения укреплений особой прочности, ядерных складов малоразмерных заглублений, командных пунктов, установок баллистических ракет. Бомба проникает вглубь земли от 10 до 20 м.
  • После создания дорогостоящих управляемых ракет разрабатываются средства по их противодействию, в связи с этим не стоит забывать о других ракетах и бомбах. В зависимости от обстановки применяется и неуправляемые бомбы ФАБ-500, 32хФАБ-250/ФАБ-100, неуправляемые ракеты воздух-воздух.
  • Уникальная ракета «БраМос» (сокращённо Брахмапутра в Индии и Москва) на вооружении с 2016 г. Превышает скорость звука в 2,5 – 2,8 раза, это средство уничтожения авианосцев в 3,5 раза быстрее и мощнее своих западных конкурентов. Её не остановят и средства РЭБ, она не управляема.
  • Пушка ГШ-301 на 150 снарядов установлена в наплыве правого крыла. В вязком бою ракеты имеют наименьшую эффективность, поэтому это простое орудие используют в ближней схватке.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector