штурмовик су-39

Историческая справка

Эту машину начали разрабатывать еще в далеком 1986 году. Датой его первого полета считается 15 августа 1995 года. Тогда же эту машину официально назвали Су-39, которая существует в четырех экземплярах, серийные государственные испытания которых продолжаются до сих пор.  Штурмовику Су-39 свойственна отличная полетная устойчивость, благодаря чему совместно со «Шквалом», обеспечивается точное попадание с расстояния в десять км в 60-ти см диск. Поскольку процент попадания в цель одной ракетой «Вихрь» очень высок, штатного боезапаса Су-39 хватает, чтобы поразить бронированные цели врага в количестве 14-ти единиц.

В основном ПТУР «Вихрь» предназначен для уничтожения с первого раза мощных ОБТ, толщина брони которых доходит до 100 см. Процент прямого попадания этой УР в движущийся по земле немецкий танк «Леопард-2» одним выстрелом достигает 85%. Необходимо указать, что на эти штурмовики могут устанавливаться УР с еще большей поражающей силой. При пуске ракет «Вихрь» для уничтожения бронетехники врага Су-39 остается неуязвимым, поскольку он может находиться на расстоянии, недоступном для зенитных орудий противника. А так как пуск ракет возможен с небольших высот и малой дистанции до цели, их можно использовать и при значительной облачности. Полностью заправленные и вооруженные штурмовики Су-39 могут осуществлять взлет и посадку с грунтовых аэродромов, расположенных на высоте до 3000 м над уровнем моря, длина которых не менее 1200 метров.

Живучесть и незаметность самолета

Специальная окраска позволяет машине оставаться малозаметной над полем боевых действий, а материал, из которого выполнен корпус, позволяет поглощать радиоволны, что делает его практически невидимым.

Даже при запуске ракеты, которую не смог увидеть пилот, срабатывает система под названием «Сухогруз», которая производит оптические и электрические помехи. Создание помех для отвода ракет осуществляет специальная цезиевая лампа, которая имеет мощность в 6 тысяч ватт. Кроме этого, самолет имеет стандартные системы безопасности, такие как выпуск тепловых ракет, которые отводят тепловые ракеты противника.

Для преодоления ПВО врага в самолете предусмотрена система РЭБ. В ее основу входит разведывательная радиостанция типа СРТР, которая может отслеживать все РЛС. Данную систему можно запрограммировать на поиск более конкретных целей. В кабину летчика выводится вся информация о целях, в которой указано направление и расстояние до объекта. Самолет имеет также новую установку типа «Гордения», которая создает помехи в виде шумов, мерцания и при этом перенацеливает ракеты противника на землю.

Достоинства и недостатки

С учетом известных технических характеристик среди преимуществ Су-39 выделяют:

  • улучшенные летные показатели и сниженный расход топлива;
  • повышенную защиту пилота в бронированной кабине;
  • выживаемость самого самолета — предприняты меры по предотвращению пожара при попадании в топливные баки;
  • улучшенная авионика, ориентированная на современные системы и противодействие радиоэлектронным средствам противника;
  • широкий комплекс вооружений как для воздушного боя, так и для поражения целей на поверхности;
  • унификация многих частей и конструкций с находившимся в производстве Су-25УБ.

Стоимость сборки и содержания стала основной проблемой новых штурмовиков. Недостаток финансирования после распада СССР не позволил запустить самолеты в серийное производство или модифицировать уже имевшиеся Су-25Т.

С технической позиции о недостатках Су-39 говорить сложно. Предсерийные образцы проходили испытания, были выявлены определенные недочеты. Однако подобные аспекты выявляются в любых разработках и устраняются уже в процессе серийного производства. Из-за отсутствия массового применения Су-39 его достоинства и недостатки так и остаются теоретическими показателями.


Автор статьи:

Парпурин Вадим

Характеристика систем самолета Су-39

Управление данной машиной проходит для пилота в комфортных условиях, тем более что значительную часть работы выполняет автоматика самолета. Это позволяет проводить более эффективные полеты и достигать максимума в выполнении заданий. Положительному психологическому состоянию пилота также сопутствует наличие полностью бронированной кабины, которая способна выдержать попадание снаряда калибра до 30 мм.

Взлетные характеристики самолета великолепные, поскольку Су-39 может производить взлет с грунтовых аэродромов, длина которых 1200 метров. Кроме того, самолет способен производить безопасную посадку и взлет на высотах в 3 километра над уровнем моря. Самолет имеет высокий уровень безопасности за счет наличия брони, которая способна защитить как пилота, так и все важные агрегаты самолета. За счет того, что самолет имеет два двигателя, при выходе из строя одного он может продолжать полет на другом рабочем.

Силовая установка машины представлена турбореактивными двигателями типа Р-195, они обеспечивают самолет тягой в 4500 килограммов. Достижением данных двигателей является их малая заметность в инфракрасном спектре. Что касается вооружения, то самолет может поднять в воздух 4 тонны разнообразного оружия, среди которого могут быть бомбы и ракеты разного калибра.

Если сравнить Су-39 и иностранные аналоги, то смело можно сказать, что отечественная машина значительно их обходит в цене и эффективности. Обучиться летать на данном агрегате может пилот с любой квалификацией. Особенностью этой машины можно назвать также то, что она работает на дизельном топливе.

Тактико-технические характеристики

Источник данных: И.Бедретдинов «Су-25»

Технические характеристики
  • Экипаж: 1 пилот
  • Длина: 15,33 м (с ПВД)
  • Размах крыла: 14,36 м
  • Высота: 5,2 м
  • Площадь крыла: 30,1 м²
  • Коэффициент удлинения крыла: 6
  • Угол стреловидности по передней кромке: 20°
  • База шасси: 3,58 м
  • Колея шасси: 2,5 м
  • Масса пустого: 10 740 кг
  • Масса снаряжённого: 13 150 кг
  • Нормальная взлётная масса: 16 990 кг
  • Максимальная взлётная масса: 20 500 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 3 840 кг
  • Силовая установка: 2 × ТРД Р-195
  • Тяга: 2 × 4 300 кгс (42,2 кН)
Лётные характеристики
  • Максимальная скорость: 950 км/ч (с норм. боевой нагрузкой)
  • Посадочная скорость: 240 км/ч
  • Скорость сваливания: 175 км/ч
  • Практическая дальность: (с норм. боевой нагрузкой)
    • на высоте:

      • без ПТБ: 900 км
      • с 4× ПТБ-800: 1 250 км
    • у земли:

      • без ПТБ: 400 км
      • с 4× ПТБ-800: 750 км
  • Перегоночная дальность: 2 500 км (с двумя ПТБ по 1150 л и двумя по 800 л)
  • Практический потолок: 10 000 м
  • Высоты боевого применения: 30—7000 м
  • Нагрузка на крыло: 714 кг/м² (при макс. взлётной массе)
  • Тяговооружённость: 0,42 (при макс. взлётной массе)
  • Длина разбега:  
    • на бетонной ВПП: 550 м
    • на грунтовой ВПП: 600 м
  • Длина пробега: (без тормозного парашюта)
    • на бетонной ВПП: 400 м
    • на грунтовой ВПП: 600 м 
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка:

    • с нормальной боевой нагрузкой: + 6,5 /-2 g
    • с максимальной боевой нагрузкой: + 5,2 g
Вооружение
  • Стрелково-пушечное: двухствольная 30 мм пушка ГШ-30-2 с боезапасом 200 сн.
  • Точки подвески: 11
  • Боевая нагрузка:  
    • нормальная: 2 000 кг
    • максимальная: 6 000 кг
  • Управляемые ракеты:  
    • ракеты «воздух-воздух»:

      • 2 × Р-60 (АА-8)
      • 2 × Р-73 или Р-27Р/Т или Р-77
    • ракеты «воздух-поверхность»:

      • 16 × сверхзвуковых противотанковых ракет «Вихрь» или
      • 4 × Х-25Л/МЛ/МТП/МА/МПУ и
      • 2 × Х-29Л/Т или Х-58 или Х-31А/АД/П или Х-35 (с РЛС «Копье») или
      • 8 × С-25Л
  • Неуправляемые ракеты:  

    • 160 (8 × 20) × 80 мм С-8 в блоках Б-8 или
    • 40 (8 × 5) × 122 мм С-13 в блоках Б-13 или
    • 8 × 240 мм С-24 или 266 мм С-25
  • Бомбы: свободнопадающие и корректируемые различного назначения, бомбовые кассеты

    • 8 × 500 кг (ФАБ-500, РБК-500 и т. д.) или
    • 8 × 250 кг (ФАБ-250, РБК-250 и т. д.) или
    • 8 или 32 × 100 кг или
    • 6 × КАБ-500Кр или
    • 8 × контейнеров КМГУ-2
  • Пушечные контейнеры:

    • 4 × СППУ-22-1 с двухствольной 23 мм пушкой ГШ-23 с 260 сн. или
    • 4 × СППУ-687 с 30 мм пушкой ГШ-301 с 150 сн.
  • РЛС: «Копье-25» (подвесная)

    • Антенна:

      • Тип: щелевая
      • Диаметр: 500 мм
    • Угол сканирования:

      • по высоте: +25°/-55°
      • по азимуту: ±40°
    • Зоны обзора: ±10°/±20°/±40°
    • Дальность обнаружения воздушной цели с ЭПР=5 м²:

      • в свободном пространстве:

        • навстречу: 57 км
        • вдогон: 30 км
      • на фоне земли:

        • навстречу: 57 км
        • вдогон: 20 км
    • Количество одновременно сопровождаемых целей: 8
    • Количество одновременно атакуемых целей: 2
    • Дальность обнаружения наземной цели:

      • типа эсминец: >200 км
      • типа ж/д мост: 100 км
      • типа группа движущихся танков: 20 км
    • Максимальное разрешение в режиме картографирования: 10×5 м (по дальности × азимуту)
  • ОЭС: «Шквал»

    • Угол обзора:

      • дневного прибора управления:

        • широкий: 2,7×3,6°
        • узкий: 0,73×0,97°
      • ночного прибора управления:

        • широкий: 18,2×13,7°
        • узкий: 7,3×5,5°
    • Угол наведения:

      • по высоте: +15°/-80°
      • по азимуту: ±35°

История

В январе 1986 года по решению военно-промышленной комиссии при Совете министров СССР начались работы над всепогодной, способной действовать в любое время суток, модификацией Су-25Т, получившей обозначение Су-25ТМ (заводское — Т8ТМ). На новую машину предусматривалась установка нового БРЭО и расширенная номенклатура вооружений. От разрабатываемой машины требовалось надёжное преодоление ПВО противника и эффективное применение оружия в зоне нахождения цели. А также возможность полёта на малой высоте с огибанием рельефа местности.

В начале 1990-х годов два планера Су-25Т: Т8М-1 и Т8М-4 были переоборудованы соответственно в Т8ТМ-1 и Т8ТМ-2. Первый полёт на опытном самолете Т8ТМ-1 совершил 4 февраля 1991 года летчик-испытатель ОКБ Сухого Анатолий Александрович Иванов.

Производство Су-25ТМ планировалось организовать на авиазаводе в Тбилиси где к тому времени выпускались модернизированные штурмовики Су-25Т. Однако этим планам не суждено было претворится в жизнь. Распад СССР и последующая независимость Грузии поставила крест на выпуске как Су-25Т , так и его модернизированного варианта Су-25ТМ. Распался СССР. А вместе с ним вся существовавшая на тот момент кооперация по производству этих самолетов. Попытка России создать межгосударственную организацию (НПК «Штурмовики Сухого») куда некоторое время входил авиазавод в Тбилиси не увенчались успехом.

Поэтому Россия приняла решение о переносе производства Су-25ТМ на Улан-Удэнский авиационный завод который на то время осуществлял производство учебно-боевого Су-25УБ и палубного учебно-тренировочного Су-25УТГ.

В 1993 году на авиационном заводе в Улан-Удэ была начата подготовка для серийного производства самолётов Т8ТМ (Су-25ТМ). Используя оставшийся производственный задел от Су-25УБ завод выпустил предсерийный самолёт Т8ТМ-3 который совершил первый полёт 15 августа 1995 года. С этого же года машина получила новое официальное название — Су-39. Однако финансовый кризис и сокращение расходов на оборону не позволили начать производство серийных машин.

В 1995 году в ОКБ «Авиаавтоматика» была начата разработка системы управления оружием, которая получила обозначение СУО-39П. Лётные испытания нового оборудования в ГЛИЦ МО начались 21 октября 1998 года (машина Т8ТМ-4, первый полёт 25 марта 1998 года).

Серийно Су-39 никогда не выпускался и на вооружение ВВС России не поступал.

Существовал проект доработки Су-25Т до Су-25ТМ (Су-39). Однако практически все Су-25Т, находившиеся в ВВС России, списаны или находятся в нелётном состоянии.

Описание

Самолёт Су-39 представлял собой дальнейшее развитие специализированного «противотанкового» варианта штурмовика Су-25Т

Задача борьбы с танками для Су-39 предполагалось важной, но не доминирующей, как у Су-25Т. Предполагалось, что самолёт сможет эффективно уничтожать корабли в прибрежных зонах, транспортную и фронтовую авиацию противника

Существенной переработке подверглись комплекс вооружения и авионика самолёта.

Модернизированный самолёт оснащался радиолокационной станцией «Копье-25» в подвесном контейнере, что кардинально изменяло его возможности. В частности, Су-39 должен был вести полноценный воздушный бой, для чего в его арсенал ракет «воздух-воздух» были включены ракеты Р-73, Р-27 и Р-77 с максимальными дальностями пуска 20/40, 65/80 и 80/110 км соответственно. Для уничтожения корабельных группировок противника были предназначены противокорабельные Х-31А с дальностью пуска до 110 км. Борьба с РЛС противника осуществлялась противорадиолокационными Х-25МПУ и Х-31П. Арсенал средств штурма пополнился высокоточным ракетным комплексом «Вихрь».

Броня Су-39

Наличие средств сохранности самолета в боевых условиях, вес которых составляет 1,12 тонны, почти абсолютно защищают пилота и все жизненно важные части машины от поражающего огня противника, произведенного стрелково-пушечным оружием, калибр которых менее 30 мм. Также они обеспечивают возвращение штурмовика на базу и приземление на ВВП аэродрома, если он был поражен выстрелом из ПЗРК наподобие «Стингера». Во много этого удалось добиться за счет соответствующей компоновке самолета, когда двигатели разделены и защищены фюзеляжем и есть возможность продолжать полет на одном исправном двигателе. Пилота же защищает титановая кабина, которую не в состоянии пробить даже 30-мм пушечный авиационный снаряд, а также бронестекла и броненадголовники. Также для обеспечения неуязвимости Су-39 используются средства боевого противостояния, отвлечения и маскировки. Имеются в виду станция, создающая активные радиотехнические помехи, станция сканирования, засечки и установления, облучающих машину РЛС противника, источник ярких ИК-помех, средство, отстреливающая дипольные отражатели и трассеры.

Чтобы штурмовик был не сильно заметен оптически при боевом применении, его покрывают особым лакокрасочным составом, поверх которого еще наносится слой радиопоглощающего покрытия, уменьшающего ЭПР машины при захвате лучами РЛС. Защитой самолета, когда пилоту не удается заметить пуск ракеты с тепловым наведением, занимается смонтированная пол килем станция. Там же нашлось место цезиевой лампе на 6 кВт, создающей оптико-электронные помехи для ракет и отведения их от самолета. Можно также пользоваться традиционным средством – программным отстрелом ложных термических целей.

Сильно мешает обнаружить Су-39 его бесфорсажная двигательная установка ТРД Р-195, на которой установлено неуправляемое сопло и сниженная в разы его ИК-сигнатура. Этому также способствует профилированная жаровая труба и увеличенное центральное тело, из-за чего нет прямой видимости турбинных лопаток. Затрудняет тепловое обнаружение штурмовика и низкотемпературные выхлопные газы, в которые подмешивается атмосферный воздух.

Читайте Су-47 «Беркут» – уникальное военное самолётостроение России

Особенности конструкции

По своей аэродинамической компоновке Су-39 – это моноплан с крылом высокого расположения, с силовой установкой из двух двигателей и однокилевым хвостовым оперением. Внешний вид штурмовика несколько изменился, он приобрёл характерный горб из-за размещения вместо второй кабины дополнительного топливного бака и отсека над ним с БРЭО.

Несколько сместили влево и установили под топливный бак пушку ГШ-30, а освободившееся место отвели под дополнительное БРЭО. Передвинули вправо переднюю стойку шасси, в конце конструкции фюзеляжа разместили ещё один мягкий топливный бак.

Изменился носовой обтекатель, стало больше наклонное окно, защищающее оптическую систему лазерного целеуказателя. Каркас фонаря кабины пилота стал более мощным, на лобовое стекло выведена индикация, подобная установленной на МиГ-29, оснащение штурмовика креслом К-36Л позволяло катапультироваться на любой высоте и на любой скорости.

Су-39 в небе

Су-39 способен самостоятельно противодействовать воздушному противнику и поражать самолёты с помощью УР «воздух — воздух» и двухствольной пушки ГШ-30–2, для этого его оснастили новейшей радиолокационной станцией «Копьё-25», способной самостоятельно выбирать приоритетные цели. Уничтожать корабли противника и радиолокационные станции штурмовик может с помощью, находящихся в его арсенале противокорабельных и противорадиолокационных ракет, а для поражения наземных целей и бронетехники служила высокоточная ракета «Вихрь».

Установленные на Су-39 двигатели РД-195 с тягой по 4500 кгс каждый и прочное с высокими амортизационными свойствами шасси позволяли эксплуатировать его с грунтовых полос, длинною не более 1200 метров и высокогорных аэродромов, расположенных на высоте 3000 метров.

Особо надо сказать о живучести машины, защита пилота и наиболее важных агрегатов выполнена практически на 100%, разнесённые двигатели защищены фюзеляжом, продолжать полёт возможно на одном двигателе, кабина из титановой капсулы с бронестеклом и броненадголовником недоступна для поражения 30-мм снарядами, даже после попадания снаряда из «Стингера» самолёт способен возвратиться на свой аэродром и выполнить посадку.

Су-39

Обнаружение и поражение цели самолетом Су-39

Для того чтобы данная машина могла работать в любое время суток, она оснащена прицельной системой класса И-251, которая позволяет распознать цели разного размера, проводит наведение оружия и огонь из пушек.

В носовой части самолета расположена система под названием «Шквал-М», она производит вывод изображения местности под самолетом на экран в кабине пилота. Данная аппаратура позволяет проводить мониторинг местности за десять километров до цели, при этом захватывает территорию шириной до двух километров. С помощью данной системы пилот может отследить ракетный залп и при необходимости может зайти на повторную атаку. Данная система настолько качественная, что может распознать танк на расстоянии в 10 километров, а жилой дом − на расстоянии в 15 километров.

Самолет Су-39 оснащен авианаводчиками, которые не видимы противнику, но эта система позволяет производить точный автоматический залп по заданным целям. А самое главное, что данная система не допускает повреждения собственных военных подразделений.

Корпорация Сухого активно ведет сотрудничество на международном рынке, предлагая свои изделия высокого качества по рыночным ценам. Много стран мира закупают наши штурмовики за деньги или в обмен на собственную продукцию, которой недостает в нашей стране.

Самолет Су-39 получил высокое доверие среди множества иностранных аналогов. В подтверждение этого можно сказать, что авиазавод Сухого в Улан-Удэ имеет много заказов на изготовление данной машины.

Рекорды

  • В 1959 г. В. С. Ильюшин на Т-43-1 с двигателем АЛ-7Ф-1 установил мировой рекорд высоты полёта (динамический потолок) — 28 852 м, превысив достижение американцев на 949 м.
  • В 1960 г. Б. М. Адрианов на Т-43-5 (Т-405 для регистрации в ФАИ) установил абсолютный мировой рекорд скорости на 100-км замкнутом маршруте — 2 092 км/ч (по другим данным — 2 032 км).
  • В 1962 г. В. С. Ильюшин на Т-43-1 с двигателем АЛ-7Ф-2 установил абсолютный мировой рекорд высоты установившегося горизонтального полёта — 21 170 (по другим данным — 21 270) метров.
  • В 1962 г. А. А. Кознов на Т-43-5 установил мировой рекорд скорости на 500-км замкнутом маршруте — 2 337 км/ч.

Боевое применение

В 1960 г. самолёт Су-9 был задействован в борьбе с высотными разведывательными самолётами Lockheed U-2, регулярно совершавшими полёты над территорией СССР. 1 мая 1960 г. на высоте 20 000 м лётчик И. Ментюков на истребителе Су-9 пытался таранить U-2, пилотируемый Пауэрсом и сбитый позднее с помощью ЗРК С-75. Су-9 перегоняли с завода, по этой причине он не имел на борту вооружения, а лётчик был без гермокостюма. Однако из-за ошибок оператора наведения и отказа бортовой РЛС таран не состоялся. Была только одна попытка по причине нехватки топлива, так как на такую высоту можно подняться только на полном форсаже.

В конце 1960-х гг. с аэродрома Кюрдамир (Бакинский округ ПВО) подняли пару самолётов на перехват двух иранских истребителей, нарушивших воздушное пространство СССР. Ведущий после наведения с земли произвёл пуск РС-2УС, однако бортовая РЛС восприняла две близко летевшие цели как одну, и ракета прошла между самолётами, не поразив ни один из них.

Возможно, Су-9 участвовали в других эпизодах перехвата самолётов-разведчиков, однако точных данных на этот счёт нет. Самолёты этого типа активно использовались для перехвата автоматических дрейфующих аэростатов. В одном случае Су-9 ракетой К-5 подбил аэростат, летящий на высоте 26 км, который, снижаясь, был расстрелян другим истребителем.

Общее описание самолета Су-39

Модификации по сравнению с начальным самолетом Су-25 коснулись практически всех систем и агрегатов. Новую машину оснастили прицельным комплексом под названием «Копье-25», который работает по принципу радиолокации. Данная аппаратура работает в трехсантиметровом режиме, это дает машине значительно больше функций. Но самое главное, что она может выполнять боевые задания, независимо от времени суток и от погодных условий.

Первая модель самолета типа Су-39 было представлено только в 1995 году в городе Жуковском. Но только через четыре года после этого данный аппарат был оснащен боевым вооружением и полной системой управления. Государственные испытания самолет начал с 97 года.

Описание конструкции

Общая конструкция Су-39 повторяет учебно-боевой самолет Су-25УБ. Ключевое отличие — место второго пилота занимает дополнительный топливный бак и электронное оборудование. С учетом расположения дополнительной авионики на 273 мм вправо смещена двуствольная пушечная установка. Передняя опора шасси смещена влево на 222 мм.

Фюзеляж

Носовая часть фюзеляжа получила удлиненную и расширенную форму для размещения системы «Шквал». Отличается и форма носового обтекателя лазерной системы целеуказания. Средняя часть фюзеляжа повторяет конструкцию Су-25УБ, в хвостовой расположен дополнительный топливный бак.

Бронирование

Бронирование штурмовика заимствовано у оригинального Су-25. Пилот размещается в цельносварной кабине из авиационной титановой брони. Ее толщина имеет следующие показатели:

  • борта — 24 мм;
  • задняя стенка и днище — 10 мм;
  • лобовая стенка — 24 мм;
  • лобовой броневой блок — 57 мм.

В ряде случае бронированная кабина пилота выдерживает попадания снарядов в 30 мм. Это обеспечивает высокую выживаемость экипажа.

Оперение

Одно из существенных отличий нового штурмовика от базовой модели — появление бустеров горизонтального оперения в продольном канале. Крыло нового штурмовика унифицировано с Су-25УБ, однако контейнеры тормозных щитков получили антенны системы «Иртыш».

Кабина пилота

Кабина пилота герметизированная, размещалась в броневой капсуле. Избыточное давление — 0,25 кг на квадратный сантиметр, что позволило поднять порог высоты до 10 тыс. м. Давление поддерживается автоматически посредством блока управления и выпускного клапана. Фонарь кабины состоит из неподвижного козырька с прозрачным бронеблоком и откидной части с броневым надголовником.

Стабилизатор самолета

Стабилизатор штурмовика рассчитан на три позиции — полетная, маневренная и взлетно-посадочная. Переключение производится гидроцилиндром.

Шасси и стойки

Шасси Су-39 трехопорное, стойки унифицированы с Су-25 и Су-25УБ. Имеются тормозные колеса КТ-163Д. В полете шасси убираются, ниши закрываются створками с кинематическими приводами. Выпуск и уборка опор производится посредством двух гидросистем.

Радиоэлектронное оборудование

  • антенна щелевая, диаметр — 0,5 м;
  • угол сканирования по высоте — +25°/-55°, по азимуту — ±40°;
  • зоны обзора — ±10°/±20°/±40°;
  • количество одновременно сопровождаемых целей — 8;
  • количество одновременно атакуемых целей — 2.

Дальность обнаружения воздушных целей с эффективной площадью рассеяния (ЭПР) в пять квадратных метров в свободном пространстве составляет 57 км при встречном движении и 30 км вдогон. Второй показатель на фоне земли снижен до 20 км.

Наведение противотанковых управляемых ракет корректировалось радиолокационной системой «Кинжал». Также на самолете имелся комплекс для противодействия ПВО «Иртыш», включавший в себя:

  • систему обнаружения и идентификации облучения;
  • станцию создания активных радиопомех «Гардения»;
  • контейнер с инфракрасными ловушками и дипольными отражателями;
  • генератор активных инфракрасных помех «Сухогруз»;
  • систему выбора маршрута для сохранения радиолокационной скрытности «Омуль».

Все используемые системы объединены в общий прицельно-навигационный комплекс «Орбита-20». Он позволяет распознавать и вести малоразмерные наземные цели с автоматическим целеуказанием для всех вооружений самолета. В данную систему включен и прицельный комплекс «Шквал».

Прицельный комплекс «Шквал»

Оптико-электронная система «Шквал» имеет следующие характеристики:

  • широкий и узкий угол обзора дневного прибора — 2,7×3,6° и 0,73×0,97° соответственно;
  • широкий и узкий угол ночного обзора — 18,2×13,7° и 7,3×5,5°;
  • угол наведения по высоте и азимуту — +15°/-80° и ±35°.

В зависимости от высоты система позволяет просматривать полосу местности от 500 до 2000 метров. Отдельно стоящий дом обнаруживается на расстоянии в 15 км, танк — 8-10 км. Цель берется на сопровождение, которое сохраняется вне зависимости от совершаемых маневров. Автоматическое определение дальности не только обеспечивает целеуказание управляемых ракет, но и в разы повышает точность неуправляемых боеприпасов, включая свободно падающие бомбы.

Вместе с системой «Шквал» применяется лазерный дальномерный целеуказатель «Причал». В ночное время используется система «Меркурий», в дополнение к ней может задействоваться тепловизионная система малой ночной навигации «Ход». Последняя объединяется с комплексом «Кинжал».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector