Чему научат на «балу воров»: премьера в качаловском театре

Аплодисменты Щепкину!

Вплоть до 1833 года Казань театра не имела, а спектакли проходили в местных дворянских усадьбах, естественно, были они любительскими. С 1833 года по 1842 год казанский театр возглавляет П. А. Соколов. Он подошел к организации театрального дела вполне практически, собрал труппу всего в десять человек, так как не мог рассчитывать на большие сборы. Стал приглашать в Казань известных актеров и декораторов. Приглашение последних вообще было редкостью в провинции.

Благодаря Соколову город познакомился с искусством великих актеров Павла Мочалова и Михаила Щепкина. Щепкин один или с дочерью в период с 1836 по 1841 гг. приезжал в Казань чуть ли не ежегодно. К тому же он увидел в Казани и пригласил в Малый театр Прова Садовского — основоположника знаменитой актерской династии, потомки которой до сих пор в разных ипостасях служат театру.

Первоначально труппа разместилась на улице Воскресенской, там, где сейчас находится корпус физического факультета, в доме Родионовой. Из этого дома театр в 1833 году перешел в собственное здание, выстроенное в виде большого деревянного корпуса, и находился он на том самом месте, где ныне стоит ТГАТ оперы и балета им. М.Джалиля. Театр вмещал до 550 человек. На этой самой сцене в сентябре 1836 года поставил гоголевского «Ревизора» сам Щепкин. Но в 1842 году опять случился пожар, и здание театра погибло.

Была создана правительственная комиссия, которая занималась обстоятельствами дела о пожаре и выделяла субсидии на постройку новых общественных зданий. Губернатор С.П. Шипов начал хлопотать о выделении субсидий для строительства в Казани нового каменного здания театра. В 1845 году на месте будущего театра заложили первый камень. Проект создавал столичный зодчий И.П. Бессонов, назначенный в Казань главным архитектором.

Представления в доме Власьева на Большой Красной посещали братья Лев и Сергей Толстые. Фото archive.gov.tatarstan.ru

19 мая 1844 года в Казани обосновался Е. Ф. Стрелков, труппа театра давала представления в доме Власьева на Большой Красной. Именно этот театр посещали братья Лев и Сергей Толстые. Дом этот сохранился. Здесь Лев Толстой видел «Ревизора» с петербургским актером А.Е. Мартыновым в роли Хлестакова. Мартынов произвел на юного Толстого такое большое впечатление, что ни одного другого исполнителя этой роли он впоследствии уже не воспринимал.

К этому времени как раз закончено было строительство каменного театра. Театр получился одним из самых больших в России и по своим размерам уступал лишь Одесскому и Варшавскому, зал вмещал в себя до 1150 человек. Все современные театры Казани сейчас имеют залы с меньшим количеством посадочных мест.

«Островский любил актеров»

После обязательной части большая часть труппы сразу же отправилась на репетицию к Игорю Коняеву, который пояснил, почему он выбрал пьесу Александра Островского.

«Островский — не самый последний драматург, может быть, единственный, написавший такое количество пьес. Чехов, например, написал меньше. Я выбрал самую гениальную его пьесу — «Лес». Это пьеса о театре. Более того, это единственная пьеса о нравственности театра, в основном все рассказывают о его безнравственности, и, наверное, этим она уникальна не только с точки зрения русской культуры, но и мировой культуры. Нет пьесы, в которой бы, как в «Лесе», утверждалось, что актер — профессия нравственная», — прокомментировал «Реальному времени» свой выбор Игорь Коняев.

Он напомнил, что роль Несчастливцева была одной из самых любимых у Качалова. «Я буду ставить спектакль прежде всего про нравственность театра. Все люди, которые занимались театром и соприкасались с ним профессионально, пытались найти оправдание этому делу. Потому что театр — это страсть, и пагубная страсть. Потому что без страсти человек работать в театр не придет, и он не будет заниматься театром. Иначе театр его выкинет, его без страсти ничто не будет заставлять выходить на сцену. Как нельзя ставить «Бесприданницу», если нет исполнительницы роли Ларисы Огудаловой, так и «Лес» нельзя ставить, если нет актеров на три роли — Гурмыжской, Счастливцева и Несчастливцева. В Казани они есть. Это Светлана Романова, Илья Славутский и Илья Петров», — пояснил свой выбор Игорь Коняев.

Премьера «Леса» состоится уже осенью, сейчас шьются костюмы и делаются декорации к спектаклю.

1/43

  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов

Татьяна Мамаева

ОбществоКультура Татарстан

Историческая справка


драматический театр

В 1802 году было построено деревянное здание для театра помещиком П. П. Есиповым. Он же сформировал и труппу из своих крепостных и нескольких вольных. Возглавил театр П. А. Плавильщиков – актёр и драматург. В 1836 году М. С. Щепкин поставил в Казанском театре спектакль по пьесе «Ревизор», в котором сам же сыграл одну из ролей. С 1841 года он приезжал в Казань каждый год. Уже в то время по уровню постановок можно было сравнить с Московскими и Петербургскими императорскими театрами Казанский театр Качалова. История появления каменного здания театра началась в 1849 году. Город построил для труппы новое помещение, которое нисколько не уступало по уровню технического оснащения лучшим театрам России. В 1852 году художественным руководителем стал Н. К. Милославский, который все свои самые знаменитые роли сыграл именно здесь. 1867-1888 гг. были периодом антреприз П. М. Медведева, который слыл гениальным педагогом и открыл огромное количество талантливых актёров. В то время Казанский театр был настоящей кузницей лучших кадров для императорских подмостков. Артисты, которых учил П. М. Медведев, стали украшением таких столичных театров, как Александринский и Малый. С 1874 года в городе образовалась оперная труппа, которая регулярно давала представления и положила начало становлению оперного театра.

В 1919 году случился пожар, старое здание театра было уничтожено в огне и труппа вынуждена была переехать в здание «Большого театра». В 1933-1934 гг. в Казани была сформирована стационарная труппа, уникальная по своему составу, возглавил которую Г .Д. Ригорин. С 1939 года началась гастрольная деятельность, в Москве и в Ленинграде коллектив артистов из Казани прославился как один из самых сильнейших.

История театра

Начало Казанского театра (1791-1850-е гг.)

Основанием театра принято считать 1791 год, когда казанский губернатор С.М.Баратаев пригласил в Казань бывшего придворного артиста из Петербурга В.Р. Бобровского для руководства театром. Под театр был арендован дом на улице Воскресенской (ныне ул.Кремлевская). Спектакли прекратились в связи с кончиной Екатерины II в 1796 году. Здание этого первого публичного театра в городе сохранилось.

В 1798 году в Казань посетил император Павел I. По такому случаю был организован пышный бал с показом театрального представления в здании присутственных мест Казанского Кремля. Спектакль был организован П.П.Есиповым, у которого в селе Юматово Свияжского уезда (ныне Верхнеуслонский район) был заведен крепостной театр. После бала Есипов получил разрешение от императора на строительство в Казани театра. После согласования во всех бюрократический инстанциях деревянное здание театра было построено в 1802 году.

В репертуаре тех лет — пьеса Дениса Фонвизина «Недоросль» (была поставлена в 1804 году), пьесы Плавильщикова «Бобыль» и «Ермак» (обе были поставлены в 1805 году).

В 1815 году, после грандиозного пожара здание театра было продано и разобрано.

С 1833 по 1842 гг. в работала труппа под руководством антрепренёра П.А.Соколова, разместившись сначала на улице Воскресенской (ныне ул.Кремлевская) в доме Родионовой, а позже в собственном помещении, выстроенного в виде большого деревянного корпуса рядом с современной Площадью Свободы. На этой сцене в сентябре 1836 года М.С.Щепкин поставил «Ревизора» Н.В.Гоголя.

Казанский городской театр (XIX в.)

В 1842 году после очередного крупного пожара в Казани не уцелело и здание театра. В 1850 году был построен первый каменный театр в городе. Театр располагался на Театральной площади

На сцене Казанского городского театра в разное время работали крупнейшие и известные деятели отечественного театра среди которых: Н. К. Милославский, П.М.Медведев, М.М.Бородай, Н.И.Собольщиков-Самарин, М. Г. Савина, П. А. Стрепетова, В. И. Живокини и др.

В.И.Качалов и Казань

В 1948 года Постановлением Совета Министров СССР в целях увековечения памяти выдающегося артиста Казанскому Большому драматическому театру было присвоено имя Василия Ивановича Качалова.

Великий русский актер Василий Иванович Качалов начинал свой профессиональный путь на сцене казанского театра в 1897-1900 гг.

За три сезона Качалов сыграл более 150 ролей, среди которых были признаны особенно удачными Муров, Дудукин, Досужев, Борис, Несчастливцев в пьесах А.Н.Островского, Годунов, Грозный и князь Шаховской в пьесах А.К.Толстого, Кассий, Эдгар, Горацио в пьесах У.Шекспира. В январе 1900 года он неожиданно получил приглашение от В.И.Немировича-Данченко и К.С.Станиславского вступить в труппу Московского Художественного театра и 26 февраля 1900 года покинул Казань, чтобы оставить здесь о себе память на долгие-долгие годы.

18 октября 2005 года  в фойе – атриуме театра был открыт памятник В.И.Качалову (скульптор А.Миннуллина), единственный на сегодняшний день памятник великому артисту.

Советский период (XX в.)

Здание в котором ныне располагается театр построено в 1833 году для купца Синякова, затем неоднократно перестраивалось. В 1914 году оно приобретает окончательный вид с залом для демонстрации фильмов и для постановок драм и оперетт. Зрительный зал вмещает 505 зрителей. Сцена шириной 26 метров и глубиной 18 метров оборудована поворотным кругом диаметром 14 метров.

После 1917 года, когда театр обрёл статус государственного, на его сцене работали М.И.Царёв, В.П.Шарлахов, М.И.Жаров, М.Ф.Астангов, О.А.Жизнева, П.И.Герага, Ф.В.Григорьев, Е.Е.Жилина, В.В.Белокуров, Н.И.Якушенко, В.М.Павлова, Н.С.Провоторов. Многократные гастроли театра в Москве и многих других крупнейших городах России от Ленинграда до Новосибирска, от Вологды до Владикавказа принесли театру широчайшую известность, закрепили за ним славу одного из ведущих художественных коллективов страны.

Последние годы XX века для театра неразрывно связаны с творчеством артистов  Юрия Федотова, Евгения Кузина, Галины Ишковой, Петра Бетева, Людмилы Маклаковой, Юрия Коршка.

Костюмы «от кутюр»

Отдельного слова заслуживают костюмы к спектаклю. Их выполнила модельер Екатерина Борисова, известная в Казани своим брендовым домом моды

В нарядах чувствуется и рука автора — дорогие ткани с набивным рисунком сразу привлекают внимание. Они как изящная обивка шкатулки с драгоценностями, если можно провести такое сравнение целого спектакля с предметом

Елена Ряшина в роли леди Хэф переодевается дважды, и оба раза костюмы подчеркивают ее фигуру — да так, что вызывает удивление желание актрисы примерить на себя возрастную роль. Думается, что здесь уместно провести аналогию с постановкой «Бала воров» в питерском Театре музыкальной комедии в прошлом году. Авторы спектакля пригласили к работе над костюмами художника и кутюрье Андрея Шарова, который живет в основном во Франции. Можно смело сказать — казанские костюмы не менее интересны. Они заслуживают детального рассмотрения в театральный бинокль.

Блеснул и цех по пошиву обуви — видно, что женские туфельки и мужские ботинки выполнены вручную, обиты той же тканью, из которой сделаны костюмы. Причем одеты с иголочки не только главные персонажи, но и три пары отдыхающих, и полицейские, и даже стюарды гордо поблескивают серьгой в ухе. Словом, детали в центре внимания.

Отдельного слова заслуживают костюмы к спектаклю. Их выполнила модельер Екатерина Борисова, известная в Казани своим брендовым домом моды. Фото teatrkachalov.ru

История театра

В 1791 году в Казани был открыт первый публичный театр с полулюбительской труппой. В 1803 году, в здании, специально построенном для крепостного театра, начала выступать профессиональная труппа крепостных актёров.

В репертуаре тех лет — пьеса Дениса Фонвизина «Недоросль» (была поставлена в 1804 году), пьесы Плавильщикова «Бобыль» и «Ермак» (обе были поставлены в 1805 году).

С БДТ связаны имена П. А. Плавильщикова, М. С. Щепкина, П. С. Мочалова, Н. К. Милославского, М. Г. Савиной, П. А. Стрепетовой, В. И. Живокини, А. Е. Мартынова, К. А. Варламова, М. А. Решимова, В. А. Макшеева, И. А. Слонова, И. В. Загорского, В. М. Павловой.

Здание в котором ныне располагается театр построено в 1833 году для купца Синякова, затем неоднократно перестраивался. В 1914 году оно приобретает окончательный вид с залом для демонстрации фильмов и для постановок драм и оперетт. Зрительный зал вмещает 505 зрителей. Сцена шириной 26 метров и глубиной 18 метров оборудована поворотным кругом диаметром 14 метров. В 1948 году театру присвоено имя Василия Качалова.

В. И. Качалов

народного артиста СССР

Василий Иванович был обладателем уникального голоса, который в 1931 году прозвучал с киноэкрана в самом первом звуковом советском фильме «Путёвка в жизнь». Артист читает там небольшой вступительный к картине текст, повествующий о нелёгкой судьбе беспризорников. Это была единственная работа В. И. Качалова в кино, но голос его жил в памяти нескольких поколений советских людей.

Настоящая фамилия артиста – Шверубович. Родился он в 1875 году в Вильне, его отец – православный священник — определил сына петь в церковном хоре, когда тот был ещё маленьким мальчиком. Но пришёл момент, когда Василию Ивановичу стало тесно в маленьком хоре при церкви, и у него появилась мечта – стать артистом оперного театра.

В детстве он часто бывал в театре на оперных и драматических представлениях, после чего дома, в отсутствие родителей, устраивал собственные спектакли.

В школе на переменах он декламировал своим одноклассникам монологи, показывал сценки в лицах. Ещё будучи гимназистом, Василий Иванович сыграл свою первую роль в театре – это был Хлестаков.

По воле отца В. Качалову после окончания гимназии пришлось поступить на юридический факультет Петербургского университета, где он отучился 4 года. Но за время своего студенчества успел пройти ещё и театральные университеты, в Санкт-Петербурге он стал завсегдатаем Императорского Александринского театра. Уже после 1 курса университета Василий стал принимать участие в постановках группы студентов, которой руководил В. Н. Давыдов – ведущий актёр Александринского театра. Студенческая труппа пользовалась большим успехом, во всех столичных газетах писали об их спектаклях и везде особо отмечали студента Шверубовича, называя его самородком. Особых эпитетов удостаивался тембр его голоса, а также его пластичность.

С 1896 года Василий был принят в труппу профессионального театра А. С. Суворина, при этом оставаясь студентом-юристом. Вот тогда Шверубович и превратился в Качалова. Приписывают идею такого псевдонима Ф. Шаляпину, который был другом Василия. Летом 1986 года Василий сыграл более 35 спектаклей. После таких каникул он понял, что его жизнь – это театр, и бросил университет.

В январе 1900 года Качалов отправился покорять Москву и получил там роль царя Берендея в сказке «Снегурочка», в постановке К. С. Станиславского во МХАТе, в котором он затем прослужил 48 лет и где исполнял ведущие роли в спектаклях.

В.И. Качалов получил высшую государственную награду — орден Ленина, в 1936 году был удостоен звания Народный артист СССР, а в 1943-м получил Сталинскую премию.

В 1948 году гениальный актёр скончался от рака лёгких.

Кто там шагает правой? Левой, левой!

В 1919 году после пожара, уничтожившего старый городской театр, драматическая труппа переехала в здание «Большого театра», а оперная — в здание Нового театра (ныне это театр драмы и комедии им. К. Тинчурина).

С декабря 1919 года в помещении театра начинает работу драматическая студия, которая просуществовала вплоть до 1961 года и выпустила целую плеяду знаменитых в последующем артистов разных поколений. Среди них народные артисты СССР В. Белокуров и Е.Е. Жилина, народные артисты РСФСР И.П. Зарубина, М.Л. Кондратьев, В.В. Кешнер, Ю.С. Федотов, Н.П. Шошенкова и другие. По своему уровню студия принадлежала к лучшим театральным учебным заведениям страны.

В сезоне 1924-1925 гг. в Большом театре работала труппа московского театра, и Большой театр получил дополнительное название «Филиал Московского театра «Комедия» (б.Корш)». Сезон открыли спектаклем «Канцлер и слесарь» по пьесе А.В. Луначарского. Перелом в творческий жизни Большого театра произошел, когда главным режиссером был приглашен Алексей Львович Грипич – ученик и соратник В. Мейерхольда. Он был убежден и доказывал, что в провинции можно создавать спектакли, равные по силе и мастерству представлениям столичных театров.

Нескончаемые переформирования тормозили творческий процесс. Театру нужен был лидер, и такой лидер нашелся. В 1934 году им стал новый директор театра Григорий Давыдович Ригорин. Он собрал в Казани уникальную по составу исполнителей труппу, блиставшую такими именами, как Ф.В. Григорьев, дважды Лауреат Сталинской премии, народные артисты СССР Е.Е. Жилина и Н.И. Якушенко, народные артисты РСФСР Г.П. Ардаров, И.В. Загорский, В.М. Павлова, Н.С. Провоторов, заслуженные артисты РСФСР М.Н. Преображенская, Е.В. Лисецкая, А.Д. Гусев.

Алексей Львович Грипич был убежден и доказывал, что в провинции можно создавать спектакли, равные по силе и мастерству представлениям столичных театров. Фото wikipedia.org

В 1941 году Казанскому русскому театру исполнилось 150 лет. Ввиду юбилейных мероприятий намечались и летние гастроли по курортным городам — Сочи, Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки, Евпатория. Поездка должна была стать своеобразным предъюбилейным отчетом. Спектакли на гастролях получили высокую оценку зрителей и прессы. 21 июня открылись гастроли в Ялте. А на следующий день началась война. Гастроли закончились.

До Казани добирались кто как мог. А когда собрались, снова начали работать. Театр в Казани во время войны работал при аншлагах – для казанцев это была отдушина. Кроме этого, в городе было много эвакуированных из Москвы и Ленинграда, все они тоже стали почитателями казанской драмы. Артисты играли спектакли на сцене театра, работали в эвакуационных госпиталях, выезжали на фронт в составе бригад.

Любопытная деталь: большим другом театра был легендарный летчик Водопьянов, который прилетал в Казань по служебным делам. Специально для казанской труппы он написал пьесу «Полк ДД» (то есть дальнего действия), консультировал актеров и режиссера. Спектакль пользовался большой популярностью у зрителей.

Спасибо князю Баратаеву

Но в 1791 году был учрежден первый профессиональный театр в Казани, его первым распорядителем был приглашенный из Петербурга казанским губернатором, князем Баратаевым, бывший придворный актер Василий Родионович Бобровский. Под театр арендовали дом на Воскресенской улице. Здание этого театра сохранилось и теперь (ул. Кремлевская 12). Театр этот благополучно просуществовал до 1796 года. Спектакли прекратились в связи с кончиной Екатерины II, а после ухода в отставку князя С. М. Баратаева, в 1797 году уехал из Казани Бобровский, и труппа распалась.

Но к этому времени в Казани появился страстный любитель театра, помещик Павел Есипов. У Есипова в селе Юматова в Свияжском уезде (ныне Верхнеуслонский район) в его имении был заведен крепостной театр. Воспользовавшись приездом в Казань императора Павла I в 1798 году, Есипов продемонстрировал ему искусство своих актеров, доставленных по этому случаю в Казань, и попросил позволения организовать со своим театром постоянные представления в городе.

Позволение было дано, но с условием, что Есипов выстроит для этого специальное здание. После согласования императорского разрешения во всех бюрократических инстанциях в 1802 году Есипов выстроил театр.

Как свидетельствует хранящийся в Российском архиве древних актов план Казани 1816 года, он стоял на углу современных улиц К. Маркса и Театральной. Театр был построен на каменном фундаменте. Длина здания составляла 50 сажен (т.е. 108 метров), а ширина 25 сажен (54 метра). Казань в то время была совсем небольшим городом, и далеко не все его жители были театралами. Так что театр стал приносить ежегодно шесть-семь тысяч рублей убытков. И вскоре он разорился. От переживаний 4 июля 1814 года Павел Петрович Есипов скончался. После крупного пожара 3 сентября 1815 года здание театра решили не ремонтировать, а позже он был продан на слом.

Павел Петрович Есипов с женой и сыновьями. Портрет относится к 1811 году. Фото pandia.ru

Известные качаловцы

  • Ардаров Григорий Павлович
  • Астангов Михаил Фёдорович
  • Бетев Пётр Павлович
  • Вейсбрём Павел Карлович
  • Григорьев Фёдор Васильевич
  • Герага Павел Иосифович
  • Гусев Александр Дмитриевич
  • Жизнева Ольга Андреевна
  • Жаров Михаил Иванович
  • Жилина Елена Ефимовна
  • Загорский Иван Васильевич
  • Ишкова Галина Семёновна
  • Качалов Василий Иванович
  • Карева Юнона Ильинична
  • Лисецкая Евгения Владимировна
  • Лундстрем Олег Леонидович
  • Ниренбург Борис Эдуардович
  • Окунева Вера Ивановна
  • Орлов Наум Юрьевич
  • Павлова Валентина Михайловна
  • Преображенская Мария Николаевна
  • Провоторов Николай Сергеевич
  • Перегонец Александра Фёдоровна
  • Славянова Зинаида Михайловна
  • Федотов Юрий Степанович
  • Царёв Михаил Иванович
  • Якушенко Николай Иванович

Первый Качаловский

Прошлый сезон для старейшего российского театра был удачным — театр практически все время работал при аншлагах, в итоге коллектив заработал 35 миллионов, это больше, чем в предыдущем году. Эту цифру озвучил вчера на сборе труппы директор и художественный руководитель Качаловского театра Александр Славутский. Были и успешные гастроли — в Ганновере показали «Женитьбу Фигаро», а в Пекине — «Пиковую даму». Это были показы на фестивалях. Кроме этого, так же в Ганновере на международном фестивале моноспектаклей был показан «Последний день», постановка, посвященная Марине Цветаевой.

Главная новость для театралов — в новом сезоне наконец-то состоится первый Качаловский фестиваль, который так ждет публика. Спектакли будут играться на протяжении октября и ноября с перерывами. Афиша феста более чем внушительная. «Главное событие — это Качаловский фестиваль, мы должны его провести на высоком уровне. Фестиваль актерский, но и режиссёрский одновременно», — пояснил Александр Славутский.

Откроет фестиваль спектакль театра им. Ленсовета «Город. Женитьба. Гоголь» в постановке лауреата шести «Золотых масок» Юрия Бутусова. Воронежский камерный театр привезет спектакль лауреата премии К. Станиславского Михаила Бычкова «Гроза», действие пьесы Островского переосмыслено, перенесено в восьмидесятые годы прошлого века. Лев Эренбург, лауреат «Золотой маски», руководитель «Небольшого драматического театра» в Санкт-Петербурге везет в Казань «Три сестры», «Братьев Карамазовых» и, очевидно, «На дне». И, наконец, казанцы увидят ставший культовым спектакль главного режиссера Вахтанговского театра Римаса Туминаса «Дядя Ваня». Качаловский театр будет представлен на фестивале «Бегом» и «Женитьбой».

«Главное событие — это Качаловский фестиваль, мы должны его провести на высоком уровне. Фестиваль актерский, но и режиссёрский одновременно», — пояснил Александр Славутский

На Качаловском фестивале запланирована и офф-программа, она включит в себя мастер-классы, встречи, «круглый стол» по проблемам современного российского театра, его участником станет один из лучших театральных менеджеров России Кирилл Крок.

В будущем сезоне качаловцы едут на гастроли в Севастополь, Самару и Владимир. А у себя зимой примут коллег из Ганновера, которые привезут инсценировку романа Ремарка «На Западном фронте без перемен». Из премьер, которые состоятся в этом году, были названы две — Александр Славутский работает над постановкой «Дракона» Шварца, а режиссер из Санкт-Петербурга Игорь Коняев приступил к «Лесу» Островского. Как пояснил художественный руководитель театра, в действительности премьер будет больше, просто пока все планы не раскрываются.

В течение сезона предстоят юбилеи, их отметят главный художник театра Александр Патраков, актеры Михаил Галицкий и Ирина Чернавина. Кстати, осенью исполняется 60 лет с того дня, как в труппу театра были приняты Вадим Кешнер и Ирина Чернавина, у них сейчас среди качаловцев максимальный трудовой стаж на этой сцене.

День сбора труппы совпал с еще одним юбилеем — вчера исполнилось бы восемьдесят лет со дня рождения одного из самых ярких актеров-качаловцев Юрия Федотова, к сожалению, десять лет назад ушедшего из жизни. «Из всех наших «стариков» я любил его, может быть, больше других, он был человеком неконфликтным, без выпендрежа, очень сожалею, что его нет с нами», — отметил Александр Славутский.

Сбор труппы завершился поздравлениями Илье Славутскому и Елене Ряшиной, у них недавно родился сын. Малыша назвали в честь деда — Александром, так что у Славутского-старшего теперь есть почти что полный тезка.

Сбор труппы завершился поздравлениями Илье Славутскому и Елене Ряшиной, у них недавно родился сын

«Винные аналогии» и лекарство от коронавирусной хандры

Судить о том, хорош ли спектакль, лучше всего утром после премьеры — тогда становится понятно, какое остается послевкусие. В предпремьерной беседе с режиссером-постановщиком «Бала воров» Ильей Славутским не раз всплывала аналогия этой пьесы с вином.

— Пьеса очень симпатичная, умная, гуманистическая, но в ней есть подвох. Она очень запутанная, непростая. Это одна из ранних пьес Жана Ануя — известность он приобрел в довольно молодом возрасте. Неопытность автора чувствуется, и нам пришлось немало потрудиться, чтобы пьеса стала стройной. Собственно, в этом и есть ее главная сложность — нелогичность сюжетных ходов, которая почувствовалась еще в «застольном периоде», то есть когда мы ее только начинали читать, собираясь за одним столом, — рассказал народный артист Татарстана Илья Славутский.

В предпремьерной беседе с режиссером-постановщиком «Бала воров» Ильей Славутским не раз всплывала аналогия этой пьесы с вином. Фото Максима Платонова

Вторая сложность постановки оказалась связана не с самой пьесой, а с тем, что, как и многое в эпоху коронавируса, ее пришлось отложить. Премьера готовилась к весне, но буквально на последнем штрихе работы над ней начался карантин. В итоге начинать пришлось дважды, а это, как известно, очень непросто.

— Захотелось сделать спектакль, который бы стал радостью и праздником для зрителя. Пьеса предполагает все это — богатство (в хорошем смысле слова — то есть богатство постановки), замечательные актерские работы, музыку, танцы, костюмы, декорации. Все в нашем спектакле есть. Да, мне было трудно выдерживать «карантинный» марафон, но он пошел нашему спектаклю только на пользу: он получился выдержанным, игристым, приобрел опять же богатый букет с какими-то оттенками и полутонами. Аналогия с вином вполне правомерна — пьеса-то французская! — добавил Илья Славутский.

Он уверен, что спектакль вышел как нельзя вовремя. Сейчас, по словам режиссера пьесы, на уровне государственной политики поступило распоряжение: пьесы должны быть радостными, оптимистичными, чтобы вывести людей из печали, в которую погрузила нас пандемия. Что ж, в те 2 часа, которые длится комедия, действительно создается ощущение, что «жить стало лучше, жить стало веселей»…

Художественный руководитель и директор театра Александр Славутский впервые увидел спектакль только во время его «приемки», генерального прогона. Фото Максима Платонова

Интересно, что художественный руководитель и директор театра Александр Славутский впервые увидел спектакль только во время его «приемки», генерального прогона. Он вообще не имеет привычки вмешиваться в режиссерскую работу, ни замечанием, ни помощью, рассказывает его сын Илья Александрович:

— Если это мой продукт, то Александр Яковлевич не внедряется в процесс. Спектакль он принял на генеральном прогоне, пришел и увидел готовый результат. Он сказал, что счастлив — а особенно тем, что к спектаклю вообще не прикасался. Поверьте, то, что у нас общая фамилия, никак не влияет на его оценку. Его похвала, это знают многие, дорогого стоит. К слову, сам на сцену в этом спектакле я не выйду. Здесь я четко разграничиваю зоны ответственности: актер и режиссер — кардинально разные профессии. Делать и то, и другое архисложно, ведь актер зациклен, прежде всего, на себе, а режиссер должен видеть целое. О гастролях и фестивальной жизни «Бала воров» пока говорить рано — радует уже то, что мы можем показать его сегодня, что зрители придут и театр открыт. Но то, что спектакль прочно войдет в репертуар театра, могу сказать точно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector