Театр оперы и балета в казани

«Собиратель русской сцены» и другие

1874 год — знаковый для казанской оперы. Петр Медведев, антрепренер и «собиратель русской сцены», создал постоянную оперную труппу с солистами, хором, оркестром, балетной группой. 26 августа того же года Медведев представил казанскому зрителю оперу М. Глинки «Жизнь за царя». Именно с этой даты начинается отсчет постоянных оперных сезонов в Казани.

Необходимо отметить, что государственных оперных театров с постоянной труппой в стране в то время было два: Мариинский в Петербурге и Большой в Москве. К 70-м годам XIX века постоянные оперные сезоны были только в Киеве и Одессе. В 1885 году начала работу Московская частная опера C. И. Мамонтова, в 1904 году — опера С. И. Зимина (Москва). Казань стала третьим, из провинции, городом с собственной оперной труппой, выступавшей весь театральный сезон.

Медведев руководит оперным делом в Казани вплоть до 1883 года. Это был период по-настоящему насыщенной и богатой музыкальной жизни города: зрители увидели 38 опер по произведениям Д. Верди, Д. Мейербера, Д. Обера, Д. Россини, П. Чайковского, А. Даргомыжского, А. Серова и других, 13 оперетт Ж. Оффенбаха, Ш. Лекока, Ф. Зуппе.

В 1893 году дело Медведева продолжил антрепренер Михаил Бородай, в 1901-м — Николай Соболыциков-Самарин. Казанский зритель увидел как новые произведения, так и известных певцов — отечественных и зарубежных. Здесь выступали А.П. Боначич, И.В. Тартаков, А.М. Давыдов, М.К. Максаков, Н.Н. Фигнер, Ю.Ф. Закржевский, Э.Ф. Боброва-Пфейфер, А.П. Ухтомская-Баронелли, Е.П. Кадмина. Дирижировали У.И. Авранек, В.И. Сук, И.О. Палицын, которые затем работали в Большом и Мариинском театрах.

На празднование 100-летия со дня рождения Пушкина на гастроли в Казань приезжал Федор Шаляпин, исполнивший партии Мельника в «Русалке», Сусанина в «Жизни за царя», Галицкого в «Князе Игоре».


На празднование 100-летия со дня рождения Пушкина на гастроли в Казань приезжал Федор Шаляпин. Фото archive.gov.tatarstan.ru

В начале прошлого столетия Казань, наряду с Тифлисом, Одессой, Киевом, Харьковом, Нижним Новгородом, Саратовом и Баку, входит в число российских провинциальных оперных центров с постоянно действующей труппой. Казанский оперный театр по уровню своих постановок и культуре исполнения не только не уступал московским театрам, но, по мнению современников, иногда даже превосходил их. Некоторые оперы здесь были поставлены раньше других, в том числе императорских, театров. В Казани стало развиваться музыкальное образование, появились специальные школы, училища.

По полю шагает «Корт»

Не отстает в премьерном отношении и татарский ТЮЗ имени Г. Кариева. Сезон стартует 3 сентября. Два дня подряд зрители смогут увидеть премьеру «Корт» («Колорадские страсти»). Сатирическая комедия повествует о деревенских событиях, огородно-картофельном сезоне, отношениях соседей и, конечно же, о любви. Этим спектаклем по пьесе Фанавиля Галиева, в постановке главного режиссера театра Рената Аюпова коллектив театра отдает дать уважения рано ушедшему коллеге. Драматургу Галиеву, проработавшему в татарском ТЮЗе актером два десятилетия, в 2020 году исполнилось бы 60 лет. Премьера должна была состояться еще в марте, но известные события заставили подождать ее целых полгода.

Сцена из спектакля «Микулай». Фото karievteatr.ru

Премьерой можно назвать и монодраму «Микулай» по пьесе Мансура Гилязова, которую в театре показали только два раза до карантина. Спектакль Рената Аюпова повествует об одном дне жителя кряшенской деревни, но дне особенном — насыщенном и… последнем. В одном составе играет приглашенный из театра Камала артист Олег Фазылзянов, в другом — тюзовец Фанис Калимуллин. В спектакле звучит кряшенская фольклорная музыка, для подбора музыкального сопровождения создатели спектакля обратились к преподавателю Казанской консерватории, известному исследователю фольклора Геннадию Макарову. Спектакль будет показан 10 сентября. Заметим, что спектакль приглашен для участия в фестиваль «Волжская палитра», который пройдет в октябре в Чебоксарах. Зрители увидят «Микулая» на сцене ТЮЗа им. Сеспеля.

Нельзя промолчать и о чудесном спектакле «Сказки Хикмета» в постановке бурятского режиссера Сойжин Жамбаловой. Две сказки о любви в сентябре в Казани можно увидеть только 16-го числа. Он стал «Лучшим спектаклем для детей» Республиканской театральной премии «Тантана» и теперь отправляется в путешествие. «Сказки Хикмета» отобраны Театром наций для участия во Всероссийском фестивале национальных театров «Федерация», который пройдет в октябре в Грозном. Осенью он также будет показан на Международном большом детском фестивале, который пройдет в Москве и в Санкт-Петербурге.

Фото karievteatr.ru

«Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля» в публикациях DK.RU

Проверять, где живут и подрабатывают пенсионеры России, в 2021 году ПФР не станет
Россияне массово экономят на новогодних подарках. К чему надо подготовиться бизнесу
«Партия теперь у нас одна». «Единой России» поручили взять две трети мест в новой Госдуме
Первые вакцины от коронавируса: бесплатны для россиян, но действуют не больше года
«Весной рынок встанет». Россияне скупают б/у машины по откровенно завышенным ценам
Смертельная «красная зона» для бизнеса: Центробанк меняет антиотмывочное законодательство
Карантин аукнется. Ученые предупредили, что меры против COVID усиливают грипп и ОРВИ
«Радуют хорошими ставками, но где взять доходность?» Как бизнес переживает кризис в кредит
Заработать на солнце. Как устроена одна из крупнейших солнечных электростанций России
«Обороты растут, но масштабировать бизнес сейчас нельзя. Впереди бедность населения»
«Столько ночей с весны на заводе провели, что начинаешь уже уставать от слова «срочно»
«Люди бегут на биржу получить сотни процентов прибыли. Но многих ждет разочарование»
«Народ работать как не хотел, так и не хочет». Владельцы карьера и завода о коронакризисе
«Эра, когда мы собирали отклики на вакансию, закончилась. Началась охота на кандидатов»
наSTART#3: Медицинскому стартапу необходимо 12 млн руб. для выхода в «серию» и на экспорт
наSTART#2: Разработчик гарнитуры голосового управления персоналом ищет инвесторов
«Та молодая шпана». Как на Урале составляют конкуренцию мировым музыкальным производителям
Вложить миллионы в бизнес, который окупится только на пенсии, и кайфовать: реальный кейс
наSTART#1: Разработчик «умной корзины» для супермаркетов ищет 20 млн руб. на развитие
«Мы — как парикмахерская». Как производственники наращивают выручку в кризис
«Говорили, что мы сумасшедшие». Как семья из России ведет бизнес в Сербии
Менять работу раз в год и делать параллельно много дел — для наших детей это будет нормой
«Любой скажет: 2020 год не очень. Но давайте просто снизим уровень ожиданий»
«В природу вторгаться надо по минимуму. Рестораны, отели — только за территорией парка»
Просто, как раз, два, три: как организовать командировку без головной боли?
«В интернете будут деньги, в e-commerce интересно». Рейтинг карьерных отраслей на 2021 г.
«COVID-19 бьет рекорды во всем мире. Вирус распространяется быстрее, чем при первой волне»
«В школе травля, а конкурс в 1 класс зашкаливает — такого в здоровом мире не может быть»
«Заберем деньги у богатых и отдадим больным деткам. Не государство, а Робин Гуд какой-то»
«Мы работаем онлайн, но все-таки это, скорее, про выживание, ни о какой прибыли речи нет»
«Меры поддержки привели к тому, что приходится призывать людей работать за МРОТ»
«Самоизоляция и ограничения никому не помогут. Наоборот, нужно быть активным и бодрым»
«Из-за пандемии из Москвы уехали 2,5 млн человек. Для других городов это шанс их удержать»
«Мы аврально инвестируем в то, что нам не надо». Как на предприятия навесили новый «оброк»
«Я продал акции компании и за один день потерял около 2 млн руб. Но все сделал правильно»

Лайфхаки

Итоги года: ни повышения, ни новых проектов. Что делать, если карьера встала
Страдают от пандемии не все. Акции каких компаний взлетят после новогодних праздников
«Времена непростые, все в стрессе. Это нормально». 9 способов сберечь ментальное здоровье
«Что в вас особенного?». Джефф Безос нанимает только тех, кто верно ответит на три вопроса
«Этот год не описать одним словом». Оксфордский словарь не смог выбрать слово 2020 года
«У нас нет товаров, которые мы продаем в минус». Как Fix Price дорос до IPO в $6 млрд
«Дипломы вуза станут рудиментом уже через 5 лет, роботы заменят 2 млн айтишников»

От спектаклей в гимназии до итальянских певцов

С оперным искусством казанцы познакомились более двух столетий назад — в 1791 году. Это было связано с началом общедоступных театральных представлений — в первой мужской гимназии. Вскоре в ней учреждается должность капельмейстера, что было обусловлено постановкой как драматических, так и оперных спектаклей.

Второй этап знакомства казанцев с оперой относится к началу XIX века и связан с работой труппы помещика Павла Есипова в собственном деревянном здании Казанского театра. Помимо драматических произведений в репертуаре труппы были комические бытовые оперы русских, а также работавших в России иностранных композиторов. Тогда театральные труппы еще не имели четкого деления на драматический и оперный составы.

В 1851 году в Казань приехала группа оперных певцов из Италии во главе с Амалией Корбари. Широкая казанская публика впервые увидела профессиональных оперных артистов. Гастроли европейцев состоялись в только что выстроенном в центре Казани каменном здании театра и произвели фурор. В городе появились настоящие меломаны.

Петр Медведев представил казанскому зрителю оперу М. Глинки «Жизнь за царя». Фото rt-online.ru

Краткая история Казанского театра оперы и балета

История Казанского академического театра берет свое начало в XVIII в. Он был основан под городом Казань на средства богатого помещика П.В. Есипова. Вначале был один зал, который располагался в здании театра гимназии, затем театр приобрел свое помещение, выполненное из дерева. Но в 1841 году постройка сгорела. Театральные постановки в течение десяти лет устраивались в разных местах, в основном в домах привилегированных горожан.


Здание Казанского городского театра в середине XIX века

В 1851 году театр официально распахнул перед зрителями свои двери. Но оперные и балетные постановки были нерегулярны. Это зависело от гастролирующих артистов, чаще итальянских трупп. Постоянные спектакли начались с 1874 года, когда впервые на сцене была поставлена опера «Иван Сусанин».

В 1988 году театр имени Мусы Джалиля приобрел статус «академический».

Театр в Казани Топ-5 лучших

Шоу театр шарм Казань

Создан шоу-театр 26 августа 1994 года и с тех пор достиг творческих высот, заслужил много наград.

Руководитель детского образцового коллектива «Шарм» — Скалозубов Максим Геннадьевич, директор Центра внешкольной работы Московского района г. Казань Республики Татарстан, заслуженный работник культуры Республики Татарстан (1994г.), награжден знаком «Отличник народного просвещения» (1996г.).

Татарский государственный театр имени Карима Тинчурина

Интересный факт! В день десятилетия со дня создания коллектива 26 июля 2004 года в созвездии Большая Медведица открыта звезда с названием детского творческого коллектива «Шоу-театр Шарм».

Адрес:

Казань, Восстания, 61а, 2 этаж, Район Московский.

Расписание работы: пн-сб с 16:30 до 20:30; вс с 10:00 до 16:00, обед с 12:00 до 14:00.

Контактный номер: +7 (843) 557-40-56.

Шаляпинский и Нуриевский

Еще одна веха — февраль 1982 года, когда в столице республики был основан оперный фестиваль им. Ф.И. Шаляпина, который теперь проводится здесь ежегодно. Тогда это был первый музыкальный фестиваль на просторах СССР.

Еще через пять лет учрежден Фестиваль классического балета, который с 1993 года носит имя выдающегося танцовщика Рудольфа Нуриева. Он посетил Казань в 1992 году по приглашению директора театра Рауфаля Мухаметзянова и позволил театру присвоить балетному фестивалю свое имя. В 1988 году театр стал академическим.

Рауфаль Мухаметзянов ввел контрактную систему, что дало возможность привлекать к работе над спектаклями наиболее талантливых режиссеров, балетмейстеров, художников и исполнителей. Фото Максима Платонова

Начало девяностых годов для оперного театра стало переломным. Изменилась художественно-административная модель театра. Рауфаль Мухаметзянов, его директор, ввел контрактную систему, что дало возможность привлекать к работе над спектаклями наиболее талантливых режиссеров, балетмейстеров, художников и исполнителей. Все это вывело казанский оперный в число лидеров среди музыкальных театров.

Постановки театра стали конкурентоспособными на европейском рынке, и, начиная с 1994 года, театр ведет активную гастрольную деятельность оперной и балетной трупп в странах Европы (Австрия, Голландия, Германия, Великобритания, Дания, Португалия, Франция, Швеция, Швейцария и другие) — за рубежом ежегодно дается до 120 спектаклей.

К 1000-летию Казани прошла капитальная реконструкция здания театра по лучшим мировым стандартам, что позволяет создавать спектакли со сложными сценографией и световыми эффектами.

Среди успехов театра стоит отметить получение Государственной премии РФ в области литературы и искусства создателями балета «Сказание о Йусуфе» — композитором Леонидом Любовским, автором либретто Ренатом Харисом и танцовщиком Нурланом Канетовым. Исполнитель партии Тукая в опере Р. Ахияровой «Любовь поэта» Ахмед Агади был награжден национальной театральной премией России «Золотая маска». Этой же награды удостоена ведущая солистка театра Альбина Шагимуратова — за исполнение партии Лючии в спектакле «Лючия ди Ламмермур».

За создание спектакля «Золотая Орда» лауреатом Государственной премии РТ им. Г. Тукая в 2015-м стала творческая группа театра в следующем составе: Рауфаль Мухаметзянов (автор идеи, художественный руководитель проекта), Георгий Ковтун (балетмейстер-постановщик), Кристина Андреева (балерина, исполнительница роли Джанике), Михаил Тимаев (премьер труппы, исполнивший роль Духа хана Батыя).

1940–1950-е гг.

16 лет спектакли шли на сценах Казанского Большого драматического театра и Татарского академического театра, с 1956 г. – в собственном здании. Первой постановкой в нем стала опера «Алтынчеч» Н.Жиганова.

Театр продолжил традиции оперных сезонов в Казани (с 1874 г.).

В первом составе труппы были в основном выпускники Татарской оперной студии З.Байрашева, Г.Кайбицкая, А.Измайлова, С.Садыкова, М.Булатова, Х.Забирова, М.Рахманкулова, Ф.Насретдинов, Н.Даутов, У.Альмеев, Л.Маев, Л.С.Верниковский, М.Булатродионов и др. Они стали первыми исполнителями ведущих партий в постановках театра.

Тогда же началось становление балетной труппы (А.Ф.Гацулина, Б.Ш.Ахтямов, В.П.Романюк, Л.А.Жуков и др.).

Первоначально художественное руководство театра осуществляли дирижеры И.Аухадеев, С.С.Бергольц, Д.Садрижиганов, Х.Фазлуллин, режиссер Ф.Н.Каверин, балетмейстеры Г.Тагиров, Ф.Гаскаров, художник П.Т.Сперанский, хормейстер П.Федотов.

Спектакли ставили также режиссеры Татарского академического театра Ш.Сарымсаков, С.Валеев-Сульва.

Развитию национального оперного и балетного искусства Татарстана театр в наибольшей степени способствовал в первые десятилетия своей деятельности. Среди постановок – оперы «Ирек» (1940), «Алтынчеч» (1941) Н.Жиганова, «Галиябану» М.Музафарова (1940), балет «Шурале» Ф.Яруллина (1945), музыкальные комедии «Башмагым» Дж. Файзи (1942), «Тюляк» (1945), «Зюгра» (1946) Н.Жиганова.

Одновременно происходило освоение основного классического европейского и русского оперного и балетного репертуара («Риголетто», «Травиата» Дж. Верди, «Фауст» Ш.Гуно, «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини, «Евгений Онегин» и «Лебединое озеро» П.Чайковского, «Жизель» А.Адана, «Коппелия» Л.Делиба и др.).

Несколько интересных фактов

Из за начавшейся Великой Отечественной войны строительство здания шло медленно. Его строили почти 20 лет. В строительных работах использовался труд немецких военнопленных. Строительство было окончено в середине пятидесятых годов. В 1956 году здание нового театра открылось оперой Жиганова «Алтынчеч».

Отделка здания и его интерьеров приобрела черты современного неоклассицизма. В отделке использовано сочетание античного декора с традиционными элементами татарского декоративного искусства. Главный фасад украсил восьмиколонный портик (коринфского ордера) со стилизованным национальным татарским орнаментом.

Двери парадного входа в театр находятся между пьедесталами колонн фасада. Между колоннами, на уровне второго этажа находится балюстрада, огораживающая просторный балкон. В глубине балкона расположены высокие окна второго этажа. Над фронтоном портика находятся скульптуры муз.

На боковых фасадах здания театра есть полукруглые ниши, где размещаются скульптуры поэтов: Александра Пушкина и Габдуллы Тукая. Главный фасад здания выходит на площадь Свободы. Боковые фасады выходят на ул.Пушкина и ул.Театральная. На ул.Театральной, расположен служебный вход в здание театра. У обратной стороны театра установлен фонтан, окруженный клумбами.

Она в точности повторяет предыдущую люстру, пришедшую в негодность от времени. В отделке здания театра использованы гранит, мрамор, богемское стекло и фигурный паркет. На места, расположенные в ярусах, зрители поднимаются в комфортабельном лифте.

У театра богатый репертуар и постоянно заполненный зал. В 1988 году театру присвоено звание «Академический театр». Ежегодно театр показывает за рубежом около 120 спектаклей. В театре на протяжении многих лет ежегодно проходят международные фестивали. В феврале – знаменитый оперный фестиваль им. Федора Шаляпина, а в мае – фестиваль классического балета им. Рудольфа Нуриева.

1960–1970-е гг.

В 1960–1970-х гг. в театре происходит смена поколений, отмечается частая смена художественного руководства (дирижеры Ф.Мансуров, В.М.Васильев, Я.Вощак, Ю.Кочнев, И.Лапиньш, В.Куценко, балетмейстеры Н.Юлтыева, Д.Арипова, Л.Исакова, режиссер И.Г.Мазитов и др., художник А.Б.Кноблок).

В театр пришли певцы, успешно проявившие себя и в последующие годы: Ю.В.Борисенко, Ю.Галявинский, С.Раинбаков, Р.Мифтахова, Л.Г.Башкирова, З.Сунгатуллина, К.Румянцева, А.Загидуллина, А.С.Фадеичева, Р.Даминов, Э.Г.Трескин; артисты балета И.Хакимова, С.Хантимирова, Л.Хуторова, К.Гайнуллин, Н.Сарваров, В.Бортяков, В.Яковлев и др.

Среди постановок – «Дон Жуан» В.А.Моцарта, детская опера «Коварная кошка» Л.Хайрутдиновой, балеты «Су анасы» Э.Бакирова, «Две легенды» Н.Жиганова, детский балет «Заколдованный мальчик» З.Хабибуллина.

С 1975 г. в истории театра началась «эпоха» главного режиссера, выдающегося театрально-музыкального деятеля Н.Даутова, стремившегося к развитию индивидуальных особенностей исполнителей. В этот период творческого расцвета достигла целая плеяда мастеров оперной сцены: З.Сунгатуллина, Х.Бигичев, С.Раинбаков, Р.Сахабиев, Г.Казанцева, Г.Ластовка, М.Якупов, К.Хайрутдинова, В.Ганеева, Р.Узбекова, Н.Путилин, А.Фадеичева, К.Румянцева и др.

Постановки Н.Даутова отличались неординарным, в ряде случаев – новаторским характером художественных решений: «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Травиата» Дж. Верди, «Кармен» Ж.Бизе, «Фауст» Ш.Гуно, «Богема» Дж. Пуччини. В эти годы были поставлены новые оперы татар. композиторов: «Джигангир» Р.Губайдуллина, «Кара йөзләр» («Черноликие») Б.Мулюкова.

Фото и описание

Театр оперы и балета им. Мусы Джалиля находится на площади Свободы в центре Казани. Здание театра начали строить в 1936 году. Автором проекта был московский архитектор Н.П. Скворцов. В 1948 году у здания были переделаны фасады и интерьеры под руководством казанского архитектора И.Г. Гайнутдинова.

Из за начавшейся Великой Отечественной войны строительство здания шло медленно. Его строили почти 20 лет. В строительных работах использовался труд немецких военнопленных. Строительство было окончено в середине пятидесятых годов. В 1956 году здание нового театра открылось оперой Жиганова «Алтынчеч».

Отделка здания и его интерьеров приобрела черты современного неоклассицизма. В отделке использовано сочетание античного декора с традиционными элементами татарского декоративного искусства. Главный фасад украсил восьмиколонный портик (коринфского ордера) со стилизованным национальным татарским орнаментом. Двери парадного входа в театр находятся между пьедесталами колонн фасада. Между колоннами, на уровне второго этажа находится балюстрада, огораживающая просторный балкон. В глубине балкона расположены высокие окна второго этажа. Над фронтоном портика находятся скульптуры муз. На боковых фасадах здания театра есть полукруглые ниши, где размещаются скульптуры поэтов: Александра Пушкина и Габдуллы Тукая. Главный фасад здания выходит на площадь Свободы. Боковые фасады выходят на ул.Пушкина и ул.Театральная. На ул.Театральной, расположен служебный вход в здание театра. У обратной стороны театра установлен фонтан, окруженный клумбами.

В 2005 году здание театра открылось после масштабной реконструкции. Сцену театра оснастили самым современным оборудованием. В здании появились большие и удобные репетиционные залы. Зрительный зал стал более комфортабельным. Его золоченый потолок украшает огромная люстра, изготовленная чешскими мастерами. Она в точности повторяет предыдущую люстру, пришедшую в негодность от времени. В отделке здания театра использованы гранит, мрамор, богемское стекло и фигурный паркет. На места, расположенные в ярусах, зрители поднимаются в комфортабельном лифте.

У театра богатый репертуар и постоянно заполненный зал. В 1988 году театру присвоено звание «Академический театр». Ежегодно театр показывает за рубежом около 120 спектаклей. В театре на протяжении многих лет ежегодно проходят международные фестивали. В феврале – знаменитый оперный фестиваль им. Федора Шаляпина, а в мае – фестиваль классического балета им. Рудольфа Нуриева.

Коллектив

Солисты оперы

  • Альмеев, Усман Гафиятович (1938—1958)
  • Аббасов, Азат Зиннатович (1950—1990)
  • Астафьева, Вера Леонидовна (1895—1896)
  • Булатова, Мунира Закировна (1939—1978)
  • Рахманкулова, Марьям Маннановна (1939—1960)
  • Бигичев, Хайдар Аббясович (1977—1998)
  • Ишбуляков, Идеал Давлетович (1956—1988)
  • Насретдинов, Фахри Хусаинович (1939—1986)
  • Хисматуллина, Зулейха Гатаулловна (1945—1976)
  • Даутов, Нияз Курамшевич (1956—1960)
  • Шарипова, Венера Гареевна (1950—1972)
  • Борисенко, Юрий Владимирович (1973—2016)
  • Васильев, Владимир Михайлович (2006-2019)
  • Кайбицкая, Галия Мутыгулловна (1938—1958)
  • Протасова, Венера Юсуповна (с 2013)
  • Сунгатуллина, Зиля Даяновна (1973—2009)

1980-е гг.

Среди наиболее заметных постановок театра 1980-х гг. (когда художественное руководство определяли режиссер В.Раку, стремившийся к собственной трактовке классических произведений, хормейстеры Н.Джураева и И.Рахимуллин, балетмейстер Л.Таубе, художник В.Немков) выделяются оперы «Риголетто», «Отелло» Дж. Верди, «Летучий голландец» Р.Вагнера, «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова, «Ерактагы кәккүк авазы» («Далекий крик кукушки») Р.Калимуллина.

Как солисты более всего проявили себя Е.Михайлова, З.Хайрутдинов; артисты балета Н.Магдеева, З.Хамдеева, Л.Мухаметгалеева, Е.Щеглова, Р.Абульханов, И.Жуков и др.

С конца 1980-х гг. директор Р.Мухаметзянов приступил к реформированию художественно-административной структуры театра на основе частичного сохранения специфики репертуарного театра и преимущественного обращения к контрактной системе с практикой приглашения к участию в постановках известных исполнителей, режиссеров, хореографов, сценографов при отказе от традиционных должностей художественного руководства (кроме главного дирижера Р.Салаватова) и введении должностей художественных руководителей оперы (Г.Хайбулина, до 2010 г.) и балета (В.Яковлев).

Спектакли

В репертуаре театра Казани представлены выдающиеся работы отечественных и мировых классиков. Каждое выступление, будь то балет или опера, – это аншлаг и грандиозные овации артистам.

Оперный репертуар

Казанский театр предлагает зрителю великолепные оперные постановки:

«Аида». Сюжет погружает зрителей в Древний Египет, в город Мемфис, где происходит конфликт между египтянами и эфиопами. В центре истории – двое возлюбленных. Она – когда-то эфиопская принцесса, а ныне рабыня при дворе Аида. Он – Радамес, который служит начальником стражников.

Продолжительность спектакля составляет 3 ч. 20 мин. с перерывом на два антракта. Возрастные ограничения: от 12 лет.

«Волшебная флейта». Опера в двух действиях. Рассказывает историю о принце Тамино. Происходит все в Древнем Египте, в период царствования фараона Рамсеса I.

Продолжительность действия: 2 ч. 20 мин., один антракт. Ограничения по возрасту: от 12 лет.

«Кармен». Опера повествует о яркой и одновременно печальной истории любви между работницей Кармен и солдатом по имени Хосе.

Опера в двух действиях, длительность составляет 3 ч. 20 мин. Перерыв на два антракта. Доступна зрителям от 12 лет.

«Мадам Баттерфляй». Сюжет грустен и трогателен. Рассказывает зрителям о сильной и немного наивной любви. История выстроена вокруг молодой гейши, чье прозвище Баттерфляй.

Продолжительность – 2 ч. 40 мин., один антракт. Возрастные ограничения: от 12 лет.

Балетный репертуар

Содержит удивительные спектакли, где соединились музыка великих классиков, интересная хореография, а также драматическое и изобразительное искусство, проникающее глубоко в душу зрителей:

«Дон Кихот». Главные герои – двое влюбленных Китри и Базиль. Они стремятся быть вместе, но отец девушки категорически против. На помощь молодой паре приходит отважный рыцарь, чье имя Дон Кихот.

Спектакль в трех действиях. Допускаются зрители от 6 лет.

«Лебединое озеро». Классический балет пропитан аурой старинного замка, где отмечается совершеннолетие Зигфрида, наследника престола. История повествует зрителям о жизни персонажа, о его стремлении к любви.

Действие балета длится 3 часа. Ограничения по возрасту: зрители от 12 лет.

«Эсмеральда». Место действия – Париж XV в. Юная красавица Эсмеральда во дворе Чудес спасает от казни бедного поэта Пьера. Водоворот событий захватывает героев балета, и перед зрителями разворачивается история любви.

Продолжительность балетной постановки составляет 2 ч. 30 мин. Возрастные ограничения: от 12 лет.

«Ромео и Джульетта». Действие представления разворачивается в средневековой Италии. На сцене разгорается вражда между двумя семьями – Капулетти и Монтекки.

Спектакль в двух действиях. Просмотр постановки доступен зрителям с 12 лет.

Основные факты про театр оперы и балета имени Мусы Джалиля

В 30-х годах 20-го столетия было начато строительство Театра оперы и балета, но вмешалась Великая Отечественная Война. Здание театра было открыто лишь в 1956 году, и практически сразу театр получил имя Мусы Джалиля, погибшего в немецкой тюрьме поэта. Он работал в театре до войны.

Театр оперы и балета быстро стал одним из ведущих в стране. Оперная труппа с успехом выступала на сценах СССР, России и зарубежных стран. Не отстают и артисты балета, также активно выезжающие на гастроли за рубеж.

С 1982 года каждый февраль на сцене театра проходит оперный фестиваль им. Ф. И. Шаляпина, в 1991 году получивший международный статус. В мае наступает очередь балетного фестиваля им. Р. Нуриева, также получившего международное признание. Оба фестиваля считаются одними из главных событий в культурной жизни России. Конкурсы названы в честь Шаляпина и Нуриева потому, что оба они выступали на сцене театра.

Репертуар

Благодаря введённой в 1980-х годах контрактной системе театр может привлекать к постановкам любых актёров и режиссёров. Это положительно сказывается на репертуаре и возможностях трупп. В частности, в зарубежных гастрольных турах актёры дают больше 100 спектаклей за сезон.

Контрактная система позволила поставить и регулярно исполнять такие оперы, как «Борис Годунов», «Аида», «Евгений Онегин» и «Кармен», балеты «Баядерка», «Дон Кихот», «Спартак» и «Лебединое озеро».

Здание театра

Здание театра и внешне и внутренне соответствует самым высоким стандартам. Снаружи его украшают колонны и скульптуры. Богатая резьба, тяжёлые драпировки, золотая отделка и скульптуры являются главными элементами интерьера.

Архитектурные решения как бы заранее создают у зрителей торжественное настроение, готовят их к таинству представления. Хорошие мастера работают в бутафорском и декораторском цехах — декорации и костюмы также являются гордостью казанского театра.

Расположение и контакты

Татарский академический государственный театр оперы и балета:

  • Расположен в Казани по адресу Площадь Свободы, д. 2.
  • Телефон касс +7(843)2315710.
  • Адрес электронной почты press@kazan-opera.ru
  • ВКонтакте https://vk.com/kazan_opera
  • Твиттер http://twitter.com/#!/kazan_opera
  • Фейсбук https://www.facebook.com/kazanopera/
  • Канал театра в YouTube — https://www.youtube.com/KazanStateOpera.

Недалеко от театра расположены станции метро «Суконный ряд», «Площадь Габдуллы Тукая» и «Кремлёвская». Можно также воспользоваться автобусами маршрутов № 8, 22, 30, 35, 54, 63, 89, 91, 98 или троллейбусами № 7, 19, 20, 21. Выходить следует на остановках «Площадь Свободы» или «Улица Пушкина».

Режим работы

Артисты театра обычно дают представления через два дня на третий. Исключение составляют фестивальные дни, в течение которых представления идут ежедневно. Начало спектаклей в 18:00.

  • Электронная продажа билетов осуществляется через портал госуслуг https://uslugi.tatarstan.ru/tickets#theaters
  • Через сервис https://kzn.kassir.ru/bilety-v-teatr/balet
  • Для тех, кто привык приобретать билеты традиционным способом, работают кассы театра. Они открыты с 10:00 до 19:00 без выходных. Оплата исключительно наличными.

Цены

Театр ведёт очень гибкую ценовую политику. Стоимость билета зависит не только от расположения места в зале, но и непосредственно от уровня представления и актёрской труппы.

Разогревающий сентябрь

Казанский ТЮЗ все самое сладкое приберег на октябрь, а театральный сезон в этом году открывает уже 4 сентября спектаклем «Капитанская дочка». Классика русской литературы воплотилась на казанской сцене в драму в двух действиях режиссером Ильгизом Зайниевым. Постановка с сюжетом, известным со школы, полна не только драматическим повествованием, но и любви, музыки, написанной специально для постановки Юрием Чаплиным, а также оригинальной хореографией от Марселя Нуриева. В главных ролях выступают Ильфат Садыков, Полина Малых и Камиль Гатауллин.

Фото kazan-tuz.ru

С начала месяца и практически каждый день в театре будут идти спектакли. Особым событием для ТЮЗа, правда, уже на московской сцене, станет участие 15 сентября в фестивале «Артмиграция» со спектаклем «Бал.Бесы». Таким образом, можно сказать, что сентябрь в Казанском ТЮЗе — месяц разогрева.

Фестивали

ТАГТОиБ им. М. Джалиля является местом проведения крупных Международных фестивалей — оперного им. Ф. И. Шаляпина (с 1982), классического балета им. Р. Нуриева (существует с 1987, с 1993 носит имя Нуриева), а также ряда других культурных мероприятий федерального, республиканского и городского значения.

Международный оперный фестиваль имени Федора Ивановича Шаляпина

Основная статья: Международный оперный фестиваль имени Ф. И. Шаляпина

Первый фестиваль состоялся в 1982 году по инициативе директора театра Рауфаля Мухаметзянова и имел статус республиканского (в его программу входили только спектакли шаляпинского репертуара). В 1985 году он стал всероссийским, с 1991 году — международным. За эти годы значительно расширился репертуар фестиваля и увеличилось количество его участников. Принять участие в фестивале считают честью ведущие солисты крупнейших театров России, известные зарубежные исполнители и дирижеры. В разные годы в фестивальных спектаклях выступали солисты Большого театра А.Эйзен, А.Ведерников, А. Масленников, В.Верестников, В. Пьявко, И. Архипова, Ю. Мазурок, Т. Ерастова, Т. Синявская, А. Ломоносов, В. Кудряшов; солисты Мариинского театра Н.Охотников, Ю.Марусин, Б.Минжилкиев, В.Огновенко, О.Кондина, Г.Беззубенков, И. Богачёва, Л. Филатова, В. Ванеев, Ю. Шкляр, В. Черноморцев, А. Агади, А. Шагимуратова, зарубежные певцы Рене Папе, Мельба Рамос и др., дирижёры Валерий Гергиев, Михаил Плетнёв, Гинтарас Ринкявичус, Ренат Салаватов и другие. Фестиваль проходит ежегодно, в феврале месяце.

Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева

Основная статья: Нуриевский фестиваль

Первый фестиваль состоялся в 1987 году. Фестиваль назван именем танцовщика с личного согласия Рудольфа Нуриева, посетившего Казань в 1992 г. Пройдя путь от Всероссийского до Международного, завоевывая с каждым годом все большую популярность, фестиваль сейчас является одной из визитных карточек музыкально-театрального Татарстана и значительным событием в культурной жизни России и Европы. Гостями фестиваля в разное время были В. Васильев, Е.Максимова, Г. Комлева, Н. Долгушин, Н. Грачёва, К. Кырб, Л. Кунакова, Н. Павлова, Т. Чернобровкина, Н. Ледовская, Илзе Лиепа, П. Скирмантас, И.Валекайте, Э. Шпокайте, Т. Кладничкина, В.Григорьев, А. Дорош, Л. Шипулина, Е. Князькова, И. Шапчиц (Завьялова), Ульяна Лопаткина, Ю.Махалина, Т. Голякова, С. Захарова, Н. Цискаридзе и др.

Подводим итоги

Начало общедоступных театральных представлений в Казани официально относят к 1791 г. Первоначально спектакли проходили в гимназическом театре, который имел специально оборудованный зал на 400 мест. Собственное здание театра было возведено в 1803 г. (деревянный театр на каменном фундаменте) на месте нынешнего здания театра.

Пожар 1842 г. уничтожил почти весь город. В 1845 г. началась закладка первого каменного здания театра. Новое красное кирпичное здание стояло на месте нынешнего сквера на Площади Свободы, который в то время был Театральной площадью

В ночь на 4 декабря 1874 г. здание театра сгорело. Стационарное здание Казанского театра, заново отстроенное в 1875 г. после пожара 1874 г., существовало на месте нынешнего сквера на Площади Свободы до пожара 1919 г., после чего не восстанавливалось.

В дальнейшем казанский архитектор Исмагил Гайнутдинов внес в проект коррективы. В связи с начавшейся Великой Отечественной войной строительство нового большого здания театра затянулось на 20 лет и было завершено с использованием труда немецких военнопленных только к середине 1950-х годов. 28 сентября 1956 года новое здание театра на площади Свободы было торжественно открыто. В этом же году театру было присвоено имя Героя Советского Союза Мусы Джалиля.

10 февраля 1941 г. в связи с организацией при Татарском государственном оперном театре балетного коллектива Совет Народных Комиссаров Татарской АССР принял постановление об изменении названия театра. Он стал называться театр оперы и балета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector