«одна цель
Содержание:
- На вооружении
- Хоть на палубу, хоть на крышу
- ЗРК Тор-М1 — видео
- Слишком хороший
- Примечания
- Модификации
- Физика против
- Устройство ЗРК «Тор-М2У»
- Боевое применение
- ВосТОРг
- Гарантированное поражение
- История развития «Тора»
- Военнослужащие подразделений ПВО Восточного военного округа приступают к освоению ЗРК «Тор-М2У»
- История создания
- Танкозвездолетный трамвай
- Тактико-технические характеристики ЗРК 9К331 Тор-М1
На вооружении
Действующие (син.) и бывшие (кр.) операторы ЗРК Тор
Боевая машина 9А331 ЗРК Тор-М1
- Армения — неизвестное количество «Тор-М2КМ», по состоянию на 2019 год
- Азербайджан — 8 единиц «Тор-М2Э», по состоянию на 2016 год[неавторитетный источник?]
- Белоруссия — 17 единиц 9K332 Тор-M2E, по состоянию на 2019 год
-
Венесуэла
- Сухопутные войска Венесуэлы — 8 единиц 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2012 год. Дополнительно заказано ещё 18 комплексов
- Войска ПВО Венесуэлы — 4 единицы 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2012 год. Дополнительно заказано ещё 8 комплексов
-
Греция:
- Сухопутные войска Греции — 21 единица 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2016 год
- Войска ПВО Греции — 4 единицы 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2016 год
- Египет — 10 единиц 9К331М «Тор-М1», по состоянию на 2016 год
- Иран — 29 единиц 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2016 год.
- Китай — 24 единицы 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2016 год
- Кипр — 6 единиц 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2019 год. Греция передала Кипру Тор-М1 в обмен на размещение на греческом острове Крит киприотских ЗРК С-300ПМУ1
- Россия — более 120 единиц 9К331, 9К332, Тор-М/М1/М2/М2У и более 12 единиц Тор-М2ДТ по состоянию на 2020 год
- Украина — неизвестное количество; 6 единиц было представлено на параде 24 августа 2018 в Киеве
- США — 9A332 Tor M2E был доставлен в Объединённый Тихоокеанский комплекс на Аляске, где используется в качестве образца для RED FLAG-Alaska.
Хоть на палубу, хоть на крышу
Примечательно, что, пробивая себе дорогу в жизнь, «Тору-М2У» пришлось вести «бой» не только на испытательных полигонах, но и в кулуарах родного Минобороны. Достаточно продолжительное время, исходя из стремления к унификации вооружения и экономии бюджетных средств, военными муссировалась идея о замене «Торов» разработкой тульского ГУП «Конструкторское бюро приборостроения» — модернизированным самоходным зенитным ракетно-пушечным комплексом «Панцирь».
К счастью, в конце концов возобладало мнение, что комплексы ИЭМЗ и ПКБ вполне дополняют друг друга в роли оружия «последнего рубежа», а не являются конкурентами. Это дало возможность не только принять на вооружение «Тор-М2У», но и продолжить эволюцию данного ЗРК. Так, например, в 2016 году модификация «Тор-М2У» впервые в истории своего семейства получила возможность производить пуски на ходу при скорости до 45 км/ч. Ранее все «Торы» вынуждены были поражать цели с коротких остановок.
Все в том же 2015 году «Купол» отчитался о разработке «Тора-М2КМ» — модульной модификации ЗРК. Автономный боевой модуль этого ЗРК за 10 минут может быть краном установлен на любую подходящую по массогабаритам платформу: на крышу дома, палубу корабля, гусеничное или автомобильное шасси, на прицеп. Главное условие — платформа должна иметь грузоподъемность не менее 20 тонн.
Разработка «Тора-М2КМ» вместе с научившимся стрелять на ходу «Тором-М2У» включила «зеленый свет» работам «Купола» над «Тором-МФ» — морской модификацией ЗРК. В случае успешных ОКР по этой теме, ВМФ России в 2018 году получит возможность заменить на боевых кораблях уже устаревшие ЗРК «Кинжал» новейшими комплексами ижевского производства.
Модернизационный потенциал «Тора» очень велик и, по словам генерального директора «Купола», позволит в будущем успешно поражать в том числе и гиперзвуковые объекты.
Тем временем Российская армия продолжает насыщаться «Торами-М2У». Известно, что в первой половине 2016 года ВС РФ получили от ИЭМЗ два дивизионных комплекта ЗРК. До конца года Армия планирует получить еще два таких комплекта.
ЗРК Тор-М1 — видео
https://youtube.com/watch?v=qAaNA97sZJU
Электронное оборудование зенитно-ракетного комплекса 9К331 «Тор-М1» включает: 1) станцию обнаружения целей (СОЦ) с системами опознавания и стабилизации антенны; 2) станцию наведения (СН) с фазированной антенной решеткой (ФАР) с одним целевым каналом, двумя ракетными каналами и каналом координатора захвата ЗУР; 3) специальную ЭВМ; 4) устройство вертикального пуска для 8 ЗУР; 5) аппаратуру стартовой автоматики и предстартового контроля ЗУР; 6) навигационную систему; 7) систему документирования процесса боевой работы; 8) автономную систему электропитания на основе газотурбинного двигателя (ГТД).
ЗРК «Тор-М1» способен вести разведку целей в движении и открывает огонь с короткой остановки. БМ 9АЗЗО может одновременно обстреливать одну цель двумя ракетами, запущенными с интервалом не менее 4 секунд. Защита от противорадиолокационных ракет обеспечивается уничтожением их в полете. После модернизации в 1991 году появился ЗРК 9К331 «Тор-М1». На БМ 9М331 была установлена более мощная ЭВМ, обеспечивающая возможность одновременного обстрела двух целей, а в СОЦ вошли более мощная система помехозащиты и более чувствительный приемник, а также аппаратура сопряжения и связи с более современным, чем ПУ-12М, подвижным пунктом управления «Ранжир» 9С737. После распада СССР машины «Тор-М1»стали строиться на базе гусеничного транспортера ГМ-5955 Мытищинского машиностроительного завода. 8 ЗУР 9М331 теперь собраны в два пусковых ракетных модуля 9М334.
СОЦ 9К331 «Тор-М1» осуществляет круговой обзор и способна обнаруживать самолеты на дальностях до 27 км, а беспилотные средства — до 15 км. ЭВМ осуществляет обработку 24 целей и выдает целеуказание на станцию наведения, которая, используя ФАР, начинает сопровождать указанные цели. При пуске ракеты выбрасываются вертикально вверх катапультой и двигаются в направлении обстреливаемой цели. На высоте 20 м происходит запуск маршевого двигателя. Станция наведения быстро сканирующим лучом ФАР одновременно начинает сопровождать и летящие ракеты с дальности 250 м.
Передача команд управления полетом на борт ракет обеспечивается этим же лучом ФАР. Ракеты 9МЗЗО и 9М331 имеют твердотопливные двигатели, осколочно-фугасные боевые части и неконтактные радиовзрыватели. ЗРК «Тор» и «Тор-М1» находятся на вооружении зенитных ракетных полков (танковых дивизий), состоящих из командного пункта (оснащен машинами боевого управления МП22 и обработки информации МП25, РЛС обнаружения 9С18 «Купол», П-19, «Каста-2-2»), четырех батарей (по 4 БМ 9АЗЗО или 9А331 и одному пункту управления ПУ-12М или «Ранжир») и подразделений обеспечения.
Слишком хороший
Заводская байка №2, короткая.
Как-то одно государство очень невзлюбило другое государство. После чего первое государство стало всерьез подумывать: а не разнести ли вдребезги АЭС второго государства? Однако эта задумка так и не была реализована. Одной из причин отказа от воздушного удара по АЭС стала информация, что система ПВО электростанции включает в себя поставленные Россией ЗРК «Тор». «Российский ЗРК может стать большой проблемой», — лаконично прокомментировали ситуацию заокеанские военные эксперты.
Эта история имела косвенное продолжение.
Однажды на одной международной военно-выставочной площадке представители «Купола», что называется, «зацепились языками» с разработчиками иностранного ЗРК. После первичного обмена любезностями иностранцы предположили, что их комплекс, как более новый, должен превосходить по ТТХ комплекс российский.
Присутствовавший при разговоре один из директоров «Купола» предложил вместо обмена утверждениями проверить их на практике. «Дуэль! Давайте стреляться!..» — сказал он. И пояснил свою мысль: «Пусть наши комплексы в одинаковых условиях отстреляются по одинаковым имитаторам целей. А мы потом сравним результаты».
Иностранцы сперва пришли в восторг от такого предложению, а потом отказались. «Просто потому что наш комплекс слишком секретный», — сообщили зарубежные разработчики. «Просто потому что «Тор» слишком хороший», — перевели иностранную аргументацию на ИЭМЗ.
Пожалуй, на этом можно закончить часть официальную и перейти к неофициальной. Иначе говоря — к личным наблюдениям и впечатлениям.
Примечания
- Источники
- ↑ , с. 220.
- Давыдов М. В., Годы и люди, стр. 284
- , с. 135.
- , с. 131.
- , с. 256.
- , с. 68.
- , с. 257.
- , с. 11.
- , с. 307.
- , с. 448.
- , с. 160.
- , с. 143.
- , с. 264.
- , с. 198.
- , с. 198-199.
- , с. 199-200.
- , с. 200.
- , с. 200-201.
- , с. 201-203.
- , с. 204-205.
- , с. 204-207, 210.
- , с. 206-208.
- ↑ , с. 211.
- The Military Balance 2016. — P. 190.
- Александр Храмчихин Армия одной войны // Военно-промышленный курьер : Газета. — 2016. — 16 марта (№ 10 (625)). — ISSN 1729-3928
- ↑ The Military Balance 2012. — P. 405.
- ↑ The Military Balance 2012. — P. 406.
- The Military Balance 2016. — P. 104.
- The Military Balance 2016. — P. 106.
- The Military Balance 2016. — P. 326.
- The Military Balance 2016. — P. 242.
- The Military Balance 2016. — P. 85.
- The Military Balance 2016. — P. 330.
Модификации
- ЗК95 «Кинжал» — морской вариант, оборудованный ракетой 9м330-2, по классификации NATO – SA-N-9.
- 9К331 «Тор-М1» (1991) — установлен второй целевой канал, повысилась территория поражения целей, передвигающихся на малых высотах, и возникла возможность соединения с батарейным унифицированным командным пунктом 9С737 Ранжир. Довольно сильно поменялась аппаратура. Экипаж стал состоять из трех человек. Станция обнаружения оснащена цифровой трехканальной системой обработки сигналов, что повышает защиту от помех. Новый усилитель увеличивает увеличенную чувствительность. Общее число распознаваемых и обнаруживаемых целей повысилось до 48.
- На основе БМ 9А331 состоялась разработка БМ 9А331-1, в ней установилось новое шасси.
- «Тор-М1ТА» — модифицированный 9К331 на основе колесной базы. Антенно-пусковой пост базируется на полуприцепе, а аппаратная кабина – на автомобиле Урал-5323
- «Тор-М1Б» — модифицированный буксируемый 9К331. Оборудование базируется на колесных полуприцепах.
- «Тор-М1ТС» — стационарный вариант 9К331
- «Тор-М1-2У» — модернизация Тор-М1-2У, созданная в целях замены «Тор-М1», «Тор» и «Оса». Первая партия поступила на вооружение в ЮВО осенью 2012 года.
- ЗРК «Тор-М2» — в 2008–2009 годах создавались новые комплексы противовоздушной обороны, включая перспективный ЗРК «Тор-М2». Сейчас его производство осуществляется на Ижевском электромеханическом заводе «Купол». Увеличена эффективность защиты от массированных налетов средств воздушной атаки при радиоэлектронном и огневом противодействии.
- «Тор-М2Э» (9К332МЭ) — ЗРК с боевой машиной на базе гусеничного шасси. Оборудован ракетным зенитным модулем 9М334 с четырьмя управляемыми ракетами 9М9331.
- «Тор-М2К» (9К332МК) – ЗРК с боевой машиной на базе колесного шасси. Разработка Белоруссии. Оборудован ракетным зенитным модулем 9М334 с четырьмя управляемыми ракетами 9М9331.
- «Тор-М2КМ» (9К331МКМ) – вариант в модульном исполнении, предназначенный для базирования на разнообразных видах шасси. Оборудован ракетным зенитным модулем 9М334 с четырьмя управляемыми ракетами 9М9331 и боевым автономным модулем 9А331МК-1
- «Хунци-17» — пиратская копия, произведенная в КНР. Изготовлена на основе приобретенных комплексов «Тор-М1», после того как Минобороны РФ отказало КНР в лицензии.
Физика против
В 25 км от Ижевска расположена т.н. «площадка №3», а проще говоря — пробеговая заводская трасса.
Тридцатитонная боевая машина 9А331МУ способна буквально подавить своими размерами неподготовленного человека. «Горб» АПУ вместе с крутящейся антенной станции обнаружения целей превращают и без того не особо изысканный силуэт машины в нечто футуристическое и малопонятное.
При этом попасть внутрь боевой машины не так просто — проем двери механика-водителя мал и узок. Пока не приспособишься его проскакивать в «полусогнуто-сгорбленно-сжато-сгруппировавшемся где надо» состоянии, внутрь «Тора» приходится в буквальном смысле слова проползать на четвереньках. Ничего не поделаешь – такова цена, которую пришлось заплатить, чтобы сперва «запихнуть» массу боевой машины в проектную, а потом «затолкать» в гусеничное шасси все необходимое оборудование…
— Сейчас уже не так весело, — жалуется заводской механик.
— В смысле?
— В смысле, сейчас у нас генералы перестали быть толстыми. То ли дело раньше!.. Бывало, к нам не генералы, а «колобки» какие-то приезжали. И обязательно норовили лично в БМ забраться. Ну туда-то они еще пыхтя влезали, а вот обратно…
— И что же «обратно»?
— А обратно часто застревали. Приходилось адъютантам генералов как ту репку из БМ выдергивать. Картина получалась эпическая. Эх, не те сейчас генералы пошли, не те!..
— Скажите, а можно в небе спрятаться от «Тора»?
— Теоретически да. Практически же для этого придется плюнуть на законы физики. Не получится, в общем.
— Почему?
— Я ж говорю – физика против.
Устройство ЗРК «Тор-М2У»
«Тор-М2У» — тактический ЗРК нового поколения, предназначенный для защиты воинских частей, а также объектов промышленности и инфраструктуры от ударов с воздуха. Он эффективен против высокоточного оружия, беспилотных летательных аппаратов, крылатых ракет, современных самолетов и вертолетов.
«Тор-М2У» может обнаруживать одновременно более 40 целей, определять самые опасные из них, одновременно вести огонь по четырем из них. Его можно использовать для борьбы с массированными атаками современных средств воздушного нападения. Технические характеристики зенитных ракет комплекса позволяют эффективно бороться против малоразмерных и высокоманевренных целей. «Тор-М2У» может успешно работать в составе системы ПВО, но может применяться и автономно.
На каждой машине установлена станция обнаружения целей (СОЦ), станция наведения и сопровождения ракет и целей, система навигации и привязки к местности, автономная система для электрического питания и восемь зенитных ракет в двух пусковых контейнерах.
Станция обнаружения целей, установленная на комплексе «Тор-М2У», работает в сантиметровом диапазоне волн, оснащена системой распознавания «свой — чужой», обеспечивает работу комплекса во время движения. Система имеет высокую степень защищенности от помех, может обнаруживать более 40 целей на расстоянии до 32 километров. Из них выделяются десять наиболее опасных, которые выдаются на монитор командиру машины. То есть, машина сама подсказывает экипажу очередность обстрела воздушных целей. Основным отличием «Тор-М2» от «Тор-М1» является модернизация станции обнаружения целей. Модернизированная станция может обнаруживать цели с малой площадью рассеивания (ЭПР), то есть, летательные аппараты, созданные с использованием технологии «стелс». Кроме того, СОЦ на «Тор-М2» имеет более высокий уровень помехозащищенности, чем на своем предшественнике.
РЛС сопровождения ракет и целей может сопровождать сразу четыре воздушных объекта и наводить на них шесть зенитных ракет. В конструкции этой РЛС использована пассивная фазированная антенная решетка с высокой степенью защиты от радиоэлектронных помех. Она также работает в сантиметровом волновом диапазоне. В комплекс сопровождения целей также входят оптоэлектронные средства сопровождения воздушных объектов. Обычно их применяют при слишком высоком уровне помех.
Каждый комплекс оборудован системами навигации и привязки к местности, а также специальной системой связи.
Зенитно-ракетный комплекс «Тор-М2У» вооружен 8 зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) 9М331, разработанными в МКБ «Факел». Ракеты этого конструкторского бюро стоят на всех машинах семейства «Тор».
9М331 представляет собой одноступенчатую твердотопливную ракету, созданную по аэродинамической схеме «утка». После старта ракета выбрасывается из контейнера специальной катапультой со скоростью 25 м/с, на высоте двадцати метров включаются маршевые двигатели, которые могут разогнать ракету до скорости 700-800 м/с на дистанции в полтора километра. Наведение ракеты на цель начинается на дистанции 250 метров. Боевая часть ракеты – осколочно-фугасного типа.
Ракета оборудована складными крыльями, которые раскладываются сразу после старта. На ней установлен активный радиовзрыватель, 9М331 может самоликвидироваться автоматически или по сигналу оператора.
Восемь ракет находятся в двух транспортно-пусковых контейнерах 9Я281. Антенные комплексы и пусковые устройства образовывают единый комплекс, который вращается на 360 градусов. Каждая ракета оборудована катапультой, старт – вертикальный. После старта происходит отклонение ракеты в необходимую сторону и под нужным углом. Достигается это с помощью специального газогенератора, сопла которого находятся у основания аэродинамических рулей. Величина отклонения заносится оператором в автопилот ракеты.
В состав комплекса входит несколько обслуживающих машин. Заряжающая машина на базе автомобиля «Урал-4320» имеет один боекомплект (восемь ракет), оснащена погрузочными устройствами (краном со специальным манипулятором). С его помощью извлекаются пустые пусковые контейнеры и устанавливаются новые. Процесс перезарядки занимает восемнадцать минут.
Есть и другие типы заряжающих машин. Также существуют машины технического обслуживания четырех и шестнадцати ЗРК «Тор-М2У».
Боевое применение
- 17 августа 2010 года иранские средства ПВО сбили в районе Бушерской АЭС истребитель собственных иранских ВВС F-4 «Phantom». Как сообщило близкое к разведывательным кругам израильское агентство Debka, самолёт по неизвестным причинам вошёл в 20-километровую запретную зону вокруг АЭС. Пилоту и штурману удалось катапультироваться.
- 8 января 2020 года авиалайнер авиакомпании «Международные авиалинии Украины» (МАУ) выполнявший международный рейс PS752 по маршруту Тегеран — Киев, после вылета из Тегерана потерпел катастрофу. При этом погибли все находившиеся на его борту 176 человек — 167 пассажиров и 9 членов экипажа. Через несколько дней иранские власти заявили, что самолёт был случайно сбит из зенитного ракетного комплекса ПВО Ирана. По предварительным выводам расследования, использовался комплекс «Tор-M1» российского производства.
- 9 ноября 2020 года во время боев в Нагорном Карабахе, ударный БПЛА армии Азербайджана, уничтожил запаркованный в гараже ЗРК Тор-М2КМ армии Армении. ВС Армении и НКР продемонстрировали видео сбитых БЛА Байрактар-TB2 турецкого производства, при этом заявлялось, что эти БПЛА были сбиты ЗРК Тор-М1.
ВосТОРг
Первое, на что обращаешь внимание, оказавшись лицом к лицу с фасадом «Купола», это ЗРК «Оса», используемый в роли элемента декора. Справа от «Осы» расположилось кафе, непринужденно названное «ВосТОРг» и украшенное силуэтом соответствующего комплекса
При всей законной гордости, которую вызывают ЗРК, гендиректор Фанил Зиятдинов гражданской продукцией «Купола» гордится не меньше, чем военной:
— Вы знаете, что мы единственные в России, кто выпускает сверхнизкоактивный свинец для микроэлектроники? Мы этот материал не просто производим, но и очень успешно продаем. В том числе за рубеж.
— Кто же из иностранцев закупает такие материалы?
— Есть несколько компаний. Например, IBM, Intel, Samsung. В их микрочипах, микропроцессорах и микросхемах памяти — наш ижевский чистый свинец.
— Разве режим санкций не мешает вашим поставкам?
— Конечно, режим санкций порождает определенные риски… для наших партнеров. Но IBM и остальные пока выкручиваются.
Цеха «Купола» – дивная смесь хай-тека и ностальгии по 80-м годам прошлого века. Новейшие управляемые компьютерами станки соседствуют с токарными «старичками» периода «развитого социализма», а нанотехнологии — с выполняемой исключительно в стиле hand made облудкой.
Если кто не знает, что означает последний термин, поясним. Облудка — это когда девчата в белых халатах разыгрывают пушкинскую пантомиму «Три девицы под окном пряли поздно вечерком». На специальных плазах они плетут машинный жгут, а потом раскрепляют бесчисленные провода на платах с помощью мастики.
На сборку каждой боевой машины ЗРК «Тор» уходит до 100 км электропроводов, проложенных, соединенных и сплетенных в точном соответствии с чертежами. Можно догадаться, какое адское терпение требуется для подобной работы.
— Девушки, а почему у вас у всех на левых руках браслеты с проводами?
— А это заземление. Пол у нас, кстати, антистатичный.
— Зачем?
— Чтобы прически дыбом не стояли!
Гарантированное поражение
Как полагают эксперты, появление на вооружении армии РФ версии «Тор-М2», способной преодолевать преграды вплавь, позволит повысить мобильность прикрываемых ею армейских подразделений.
«Способность преодолевать водные преграды различной глубины — это очень важное качество, которое позволяет сопровождать колонны, охранять переправы и мосты», — пояснил в комментарии RT бывший заместитель главнокомандующего ВВС России по вопросам объединённой системы ПВО государств — участников СНГ Айтеч Бижев.
- Арктический зенитный комплекс «Тор-М2ДТ»
Эксперт считает, что разработка модификации «Тор-М2», способной преодолевать водные преграды, стала результатом анализа применения комплекса в различных условиях. По его мнению, новая версия этого ЗРК позволит обеспечить более результативный перехват средств воздушно-космического нападения противника на марше.
В разговоре с RT главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский назвал «Тор-М2» самым эффективным в мире ЗРК в своём классе. К его главным преимуществам он отнёс мобильность, помехозащищённость и точность, недоступную многим системам ПВО.
История развития «Тора»
Следующей модернизацией стал комплекс Тор-М1, который российская армия получила в начале 90-х. В отличие от предшественника, новая версия ЗРК отличалась улучшенным бортовым ЭВМ, большим противодействием от внешних помех и уменьшением количества основного экипажа до трех человек.
Параллельно инженеры работали над более эффективной системой Тор-2М, способной еще лучше отражать массированные удары одновременно с радиолокационным противодействием. Наконец, ЗРК Тор-М2У пополнил ряды армейского вооружения в 2012 году. Благодаря своей специфике, М2У не имеет мировых аналогов.
Военнослужащие подразделений ПВО Восточного военного округа приступают к освоению ЗРК «Тор-М2У»
Военнослужащие подразделений ПВО отдельного танкового соединения ВВО, дислоцированного в Республике Бурятия, в ближайшее время приступят к практическому освоению новейших ЗРК «Тор-М2У» на базе специализированного центра войск ПВО в г.Ейск (Краснодарский край). Как сообщила пресс-служба ВВО, в ходе подготовки личный состав расчетов ЗРК «Тор-М2У» освоит заряжание пусковых установок, поиск и обнаружение воздушных целей. Первые боевые стрельбы на новой боевой технике расчеты ПВО танкового соединения округа выполнят на полигоне учебного центра войск ПВО «Капустин Яр» во втором полугодии 2016 года.
История создания
Работы по созданию дивизионного автономного самоходного ЗРК «Тор» начались в НИЭМИ в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР, от 4 февраля 1975 года. Научно-исследовательская работа (НИР) по заданной тематике исследований носила кодовое название «Тор» (заказ 038). Ответственным исполнителем от головной организации был назначен И. М. Дризе. В 1975 году было выдано тактико-техническое задание, а в 1976 году — защищён эскизно-технический проект. Главный конструктор ЗРС «Тор» — В. П. Ефремов. Комплекс принят на вооружение 19 марта 1986 года.
- Задействованные структуры
В разработке и производстве комплексов «Тор» были задействованы следующие структуры:
- Комплекс в целом — Научно-исследовательский электромеханический институт, Москва (разработка);Машиностроительный завод имени М. И. Калинина, Свердловск, Свердловская обл. (производство),Марийский машиностроительный завод, Йошкар-Ола, Марийская АССР (производство);
- Боевая машина — Ижевский электромеханический завод, Ижевск, Удмуртская АССР (производство);
- Ракета — МКБ «Факел», Химки, Московская обл. (разработка);
- Бортовая аппаратура ракет — Ижевский электромеханический завод, Ижевск, Удмуртская АССР (производство);
- Пусковая установка и транспортно-заряжающая машина — Государственное конструкторское бюро компрессорного машиностроения, Свердловск, Свердловская обл. (разработка);
- Гусеничное шасси — Мытищинский машиностроительный завод, Мытищи, Московская обл. (производство);
- Приводы — ВНИИ «Сигнал», Ковров, Владимирская обл. (разработка); Люберецкий завод сельскохозяйственного машиностроения им. А. В. Ухтомского, Люберцы, Московская обл. (производство);
- Системы ближней локации — Научно-исследовательский институт электронных приборов, Новосибирск, Новосибирская обл. (разработка);
- Работы по монтажу, настройке, проведению испытаний и вводу в эксплуатацию стационарных объектов для полигонных испытаний комплекса — Строительно-монтажное управление № 304, Кунцево, Московская обл. (строительство).
- Гусеничный тягач — Минский тракторный завод, Минск, Белорусская ССР (разработка/производство);
Танкозвездолетный трамвай
На лобовой броне БМ приварена табличка с указаниями меток военной приемки и номерами шасси, корпуса и всего изделия в целом. Внутри боевой машины есть места для четверых, но штатный экипаж — всего три человека, считая мехвода. Впрочем, если припрет, то «дирижировать» движением и стрельбой БМ смогут и два человека.
Управляется БМ штурвалом, очень похожим на самолетный. По бокам цифровой панели приборов — экраны камер внешнего обзора, помогающие механику-водителю при разворотах и движении назад. За спиной мехвода — операторский отсек, оборудованный шумоизоляцией, парой сидений с амортизацией, модулями обнаружения и сопровождения целей, модулями тестирования и пуска ЗУР, системами связи.
Если на месте мехвода чувствуешь себя словно внутри танка, то перебираясь в операторский отсек, ловишь себя на мысли, что попал в звездолет.
Космические иллюзии улетучиваются в тот момент, когда мехвод запускает 12-цилиндровый форсированный двигатель. 840 «лошадей» довольно быстро разгоняют ЗРК до 65 км/ч. «Тор» движется, конечно, с грацией трамвая… Но трамвая весьма вездеходного и способного разворачиваться буквально на пятачке.
Чисто автомобильное бибиканье, которым БМ предупреждает о своих маневрах, способно, конечно, вызвать улыбку. Но не стоит обманываться. Когда прозвучит команда «К бою!», на месте добродушно лязгающего гусеницами увальня мгновенно появится безжалостный «Чистильщик». И горе тому, кто посмеет бросить вызов этому стражу небес.
Тактико-технические характеристики ЗРК 9К331 Тор-М1
– Разработчик: Алмаз-Антей- Годы разработки: с 1972 по 1983- Годы производства: с 1983- Годы эксплуатации: с 1986
– Экипаж, чел.: 4 (9А330). 3 (9А331)
Вес ЗРК 9К331 Тор-М1
– Боевая масса, т: 32
Габаритные размеры ЗРК 9К331 Тор-М1
– База, мм: 5055- Клиренс, мм: 450
Вооружение ЗРК 9К331 Тор-М1
– 8 х ЗУР 9М330
Дальность поражения ЗРК 9К331 Тор-М1
– Дальность стрельбы системы, км: 12 (макс.), 1,5 (мин.)- Высота поражаемых целей: 6 км (макс.), 10м (мин.)- Максимальная скорость поражаемых целей, м/с: 700- Время реакции ЗРК, сек: 9,4 (с короткой остановки), 7,4 (с позиции)
Вероятность поражения ЗРК 9К331 Тор-М1
– а) истребителя – до 0,8;- б) вертолета-0,5-0,88;- в) беспилотного аппарата – 0,89-0,9
Двигатель ЗРК 9К331 Тор-М1
– Мощность двигателя, л. с.: 840
Скорость ЗРК 9К331 Тор-М1
– Скорость по шоссе, км/ч: 65- Запас хода по шоссе, км: 500
– Удельное давление на грунт, кг/см²: не более 0,8- Преодолеваемый подъём, град.: 35- Преодолеваемый ров, м: 2,0- Преодолеваемый брод, м: 1,0